-->

Прошлые "волхвования" мастеров жанра и их волнующие прозрения о будущем.

Фазы луны, расчет натальной карты он-лайн, календарь лунных дней, астрособытия.

Популярные материалы, рассчитанные на широкую аудиторию и серьезные астрологические исследования.

Публикуемые в нашем издательстве авторы. Краткие биографии, хобби, астрологические достижения авторов.

Шуман Сандра

Искусство звездочета


Перевод с английского Ирины Станюс

Недавно я была на приеме у окулиста. Я разглядывала таблицу на стене, а врач время от времени заменял стекла в моих очках, и при этом таблица меняла свои очертания. Казалось, что буквы становились четче. Я могла поклясться, что менялась именно таблица, а не мое зрение. Иначе говоря таблица менялась в зависимости от моей способности видеть ее. Мы все можем взглянуть на мир по-иному, "поменять стекла", которые не только улучшат возможности восприятия, но и изменят сам мир.
Прежде чем начать заниматься арт-терапией, долгие годы я преподавала немецкую литературу.
Я очень люблю роман Томаса Манна "Волшебная гора". Герой книги теряет дорогу во время снежной бури, и оказывается на грани смерти. Спасает его необыкновенное видение. Он осознает: "Наши сны не есть лишь порождения наших душ. Мы грезим анонимно и коллективно, но при этом каждый — по-своему.
Через нас грезит Великая Душа и все мы — ее частицы".
Томас Манн писал в духе романтиков XIX века, считавших, что в душе человека сосуществуют индивидуальная душа, или эго, и Мировая Душа, или высшее "Я". Космические моменты — это те, когда мы, как индивидуумы, осознаем присутствие Мировой Души.
Мне кажется, что образы, возникающие у моих клиентов, — это проявления высшей бессознательной творческой силы, несущие в себе эволюционный импульс. Похоже, что любой образ, неважно, насколько он прост, несет элемент, который можно сравнить с духовной молекулой ДНК, побуждающей к творческому росту. Не мы становимся источником творчества но через нас проявляет себя некая созидательная сила. Все это возвращает нас к тому же древнему спору о том, что первично: курица или яйцо! Мы не есть сознательные существа, обладающие бессознательным разумом, а скорее наоборот.
Писатель Александр Элиот, выдвинул идею существования бессмертной "инфосферы", которая порождает наше сознание (подобно тому как биосфера дает жизнь растительному и животному миру). Он представил это в виде прозрачного шара-разума, состоящего из проницаемых сфер, которые исходят от нас: самая плотная, — обыденный здравый смысл, затем — абстрактное мышление и, наконец, внешняя оболочка, граничащая с непознанным, сама "мифосфера".
По Элиоту, который называл себя "мифософом", это самая древняя часть сознания, которая существовала до появления человечества и жизни на земле вообще. А если мы вышли из инфосферы и заключены в нее, в это первичное и извечное состояние сознания, то не можем покинуть его. Но тогда реальна не только жизнь после смерти, но и : "...весь мировой пантеон богов и богинь (а я бы добавила: и вся космология и астрология) вместе с почитаемыми нами предками пребывает там; хотя они и далеко, но все же рядом, защищая нас и влияя на нас. И мы, тоже в свой час, войдем в инфосферу."
Элиот предположил, что в древности люди интуитивно догадывались о существовании мифосферы. У них не было столь явного разделения на внешнее и внутреннее. Звезды существовали не "где-то там", а внутри них, и сами они жили среди звезд.
Почему же была утрачена столь важная идея о всеобъемлющем великом бессознательном? Мне кажется она утонула в потоке захлестнувшей нас информации. Ежедневно мы имеем дело с избытком новостей, большинство из которых не радуют. Не удивительно, что нам трудно отделить зерна от плевел. Да и у кого есть время вслушиваться?
Разговаривая с клиентом, я постоянно задаю себе вопрос: "А может, мой голос для него — всего лишь еще один диктор, рассказывающий о новостях, которого он вежливо выслушает и тут же забудет"? Я лелею мгно-вения, когда можно убежать от этого грохота, чтобы услышать тихий внутренний голос.
Немецкий поэт Р.М.Рильке, писал, что очарование поэзии заключено в ритмической игре звуков и молчания. У Вергилия есть строки: "Саму луну заставит песнь сойти с небес." Песня обладает даром приблизить к нам небеса, потому что она в гармонии с тишиной.
Порой я вижу карту рождения в виде циферблата часов. Звезды могли бы символизировать духовное предназначение человека, или даже Великую Душу, частью которой мы все являема Мне нравится думать, что универсальное звездное время пересекается с конечным, индивидуальным часовым временен. Где и когда это происходит? В тишине.
Думаю, мы обязаны вернуть жизни великолепную идею благодатной мифосфере, по-новому взглянуть на старые истины. Бессознательное на само деле является высокоорганизованной, великолепно действуй щей частью нас самих. Чтоб получить доступ к его богатствам, мы должны научиться больше доверять ему. Оно не только защищает и направляет нас, с бессознательным связана наша эволюционная задача. Каким бы неожиданным или странным не казался поначалу тот или иной образ, его потенциал всегда позитивен. Каждый образ, исходящий из бессознательного, имеет золотую сердцевину: но как до нее добраться?
Чтобы понять значение любого символа, будь то пpoизвeдение искусства, наша фантазия или сон, мы должны представить его себе как часть процесса. Он не статичен, это лишь событие, звено, связующее видимую и невидимую реальности. Образ представляет собой не столько "вещь", сколько "окно возможности", отверстие через которое мы можем мельком увидеть нечто большее, чем мы сами.
Именно в этом смысле идея о Мировой Душе, или мифосфере, имеет важное значение для тех, кто занимается астрологией. Подобно живописи астрология — это символический язык, который на протяжении веков преодолевал барьеры культурных различий и прокладывал мост более универсальному видению. Это многомерный опыт, некий психический проект, который мистическим образом направляет и трансформирует нас.
Так же как и сон, гороскоп всегда отражает лишь потенциальную возможность. Его можно сравнить с бесценной картой бессознательного, со связующим звеном в бесконечной невидимой цепи событий. Это катализатор, который одновременно изменяется сам и изменяет исследуемое вещество. Поэтому хотя гороскоп говорит нам о судьбе, в то же время он, подобно видению художника, представляет собой вечноменяющееся, открытое для изменений предназначение.
Ощущение фатальности приковывает нас к прошлому, к конечности времени; чувствуя свое бессилие, мы становимся реактивными. Идея предназначения ориентирует нас в будущее, в бесконечность; мы обретаем силы и способность к творчеству. Как луна отражает солнце, так и карта рождения отражает "великий" и "несущий свободу замысел", который не статичен, но пребывает в постоянном изменении.
Вот история, иллюстрирующая эту мысль. Сын моей знакомой, очень застенчивый мальчик, посещал художественную студию. Однажды учительница сказала детям, что они могут нарисовать все, что захотят, любыми красками. Все усердно работали, кроме этого мальчика. Он провел только одну черную дугу через весь лист. Учительница останавливалась у каждой парты и комментировала работы. Но когда дошла до нашего мальчика, то растерялась. На какое-то время она вышла из класса. А когда вернулась, то обняв мальчика, спросила: "А где находится этот трамплин?" Тот удивился: "А как Вы догадались, что это трамплин?"
Как же она смогла догадаться? Я думаю, что выйдя из класса, она спросила совета у своего внутреннего направляющего источника, связывающего ее с "Великим замыслом". И вне всякого сомнения, ее слова оказали раскрепощающее влияние на ребенка. Это был его шанс, быть может, один из немногих в жизни.
Мысль о необходимости внимательно слушать как свой внутренний голос, как и окружающий мир, напомнила мне еще одну историю. Я росла вблизи моря. Однажды во время купания я потеряла золотое кольцо с черным ониксом и маленьким бриллиантом в середине. Это было мое первое кольцо, подарок друга. После отлива я искала его, но в конце-концов отчаялась. Можно ли найти крохотный черный предмет среди всех этих камней и ракушек? Вернувшись домой, я стала размышлять. Вдруг повинуясь внезапному импульсу, я бросилась на пляж, встала так, чтобы солнце оказалось за моей спиной, и снова стала всматриваться. Я знала, что лучи солнца, падая под определенным углом, отразятся от поверхности бриллианта. И вот, за много ярдов, среди мусора, я заметила слабый отблеск!
Случайность и замысел? Во всяком случае, изменив угол зрения, я увидела то, что искала, прямо перед собой. Так и во всем: если мы посмотрим на гороскоп или образ под соответствующим "углом зрения", то они преобразятся в бриллианты, сверкающие среди всякого хлама!
Я называю образы "чемоданами Зодиака". Как много информации можно упаковать в столь малый объем! Они чрезвычайно пластичны и принимают форму своего содержимого. Идея о том, что образы пластичны, чрез-вычайно насыщены и восприимчивы к изменениям очень непроста. Образ — это всегда что-то на грани превращения в нечто другое, его форма зависит от природы нашего с ним взаимодействия. Между формой и со-держанием существует глубокая связь, но какова ее природа?
Я убеждена, что работая с любыми формами психических образов, необходимо помнить о двух вещах. Во-первых, ни один образ, не является окончательным. Это всего лишь эскиз, мгновенное проявление невероятно сложного универсального бессознательного процесса, частичными проводниками коего мы являемся. Образ так же реагирует на наше прикосновение, как мы — на его влияние.
Мои клиенты всегда удивляются тому, как быстро раскрываются их творческие способности. Разгадка в том, что каждый человек должен научиться поддерживать связь со своими образами. Я учу воспринимать каждый образ, каким бы простым он не был (например, ломаная линия) как проявление более высокого плана, проникающего в наше сознание. Я называю его мета-образом. Полукруг может преобразоваться в лотос, завиток. Во-вторых, важно то, что любой образ — это карта, ракурс вещи, но не сама вещь. Поэтому, ни одна карта, ни один образ не отражают явление целиком, хотя и могут дать верную подсказку в его толковании. Развивая эту мысль можно сказать, что любой гороскоп — это версия более обширной карты, развивающейся не только в индивидуальном сознании, но и в более обширном сознании некой общности людей. Карта — это частичное изображение вещи, которая еще не обрела окончательной формы.
Другими словами, творческие образы обладают собственной жизнью; они приходят из "мифосферы", связывая нас с высшей реальностью, и наша задача — не мешать этому творческому процессу, а помогать ему.
Когда речь заходит о творческом самовыражении, следует иметь в виду три основных препятствия, каждое из которых отражает блокировку, нарушение неких связей или взаимоотношений.
Первое препятствие связано с присущим практически всем нам страхом сцены, в основе которого — наша система образования (у многих она ассоциируется с печальными детскими воспоминаниями). Это страх выглядеть "не так" в глазах окружающих, если мы вдруг решим раскрыться и проявить свою индивидуальность, то есть наше отличие от других.
Следующий блок носит менее личностный характер и касается нашей способности быть порой ребенком, то есть нашего отношения к той юной, полной фантазий, свободной части личности, которая склонна радоваться жиз-ни. У большинства детей, до того, как они окончательно вырастают, есть врожденная способность жить полностью наслаждаясь, настоящим, которая сама по себе уже обладает целительной силой.
Третье препятствие кроется в наших взаимоотношениях с бессознательным. С детства нас приучают к конформизму и сдержанности. Нас заставляют обращать внимание в основном на работу сознания как противовеса бессознательного. Наша культурная традиция невербальные, связанные с правым полушарием функции мозга ценит гораздо меньше, чем когнитивные, логические умения левого полушария.
Так, в школе нам с первого дня говорят "Идите и будьте внимательны", — и упаси вас Бог мечтать! Лишь недавно начал расти интерес к обучающим методикам, которые задействуют мозг целиком.
Образы — это естественные разрушители блоков. Пока мы с ними работаем, они испытывают на нас свое волшебство. Если мы играючи вызываем к жизни образы, то и они, в свою очередь, вызывают в нас отзвук. Мы начинаем совершать в жизни нечто большее чем делали до тех пор. Наши творения протягивают нам невидимые руки, чтобы изменять нас согласно некоему замыслу или цели, удивительным образом соответствующим нашим индивидуальным вкусам и талантам.
Что делает возможной эту трансформацию? В бессознательном каждого из нас есть "копилка" собственных образов, некий набор индивидуальных архетипов. Я называю их первообразами. Они ведут себя как организующие принципы психики, помогающие личности расти и изменяться в наиболее подходящем для нее направлении. Вот пример, иллюстрирующий опыт индивидуальной творческой эволюции.
Моя клиентка, женщина сорока с небольшим лет, прошла вводный курс по работе с первообразами, а затем в течение двух лет создала множество картин и рисунков. Темы и образы в них повторялись, но одна, в форме концентрического круга, выделялась особой энергетической насыщенностью.
В центре ее первой работы — круг. Я попросила клиентку начать концентрироваться на этом образе и медитировать с ним, попытаться визуализировать процесс его возможного роста.
Постепенно круг претерпевал превращения:
Круг стал глазами и ртом примитивной маски (рис 1).

С кругом произошла интересная "трансформация" в рисунок в детской манере.
Фигуры двух женщин наложились на образ круга, а сам он продолжал изменяться.
Наложение становится еще более сложным. В коллаже круг принимает форму планет и их колец.
На черно-белом рисунке круг совершенно неожиданно и динамично приобретает волшебные очертания кокона (рис. 2).

У клиентки нарастает чувство освобождения от условностей. Цвета становятся более смелыми, драматичными (рис. 3).
С этого момента клиентка становится необычайно оригинальна в дизайне.
Чистые белый, красный и синий тона преобладают в следующем рисунке. Круг приобрел очертания огромного эмбриона и палитры художника, что можно истолковать как начало нового периода в жизни художника.
Каждое значимое изменение круга в работах клиентки сопровождалось соответствующими изменениями в ее отношениях с окружающим миром. Поначалу она с трудом воспринимала себя как художника. Сдвиг произошел, когда она научилась ценить удовольствие от процесса творчества, преодолевать страхи и получать радость от спонтанного выражения детской стороны своей личности. Со временем эта женщина отобрала некоторые рисунки для выставки и начала считать себя художницей. Изменился и ее взгляд на мир, символизируемый планетами. Чем уважительнее она относилась к своим возможностям, тем сильнее менялось и самовосприятие, что отразилось в образе эмбриона. Она начала экспериментировать со средствами выражения, используя более яркие, интенсивные цвета, оригинальные формы. Но изменилась не только ее живопись. Она решила изменить карьеру: будучи фотографом по специальности, эта женщина вернулась в мою школу, а через несколько лет после ее окончания стала великолепным консультантом в области арт-терапии, — исход, который полностью соответствовал ее жизненным целям, но который нельзя было предвидеть вначале.
Это нелегкая задача — точно интерпретировать образ, вероятность ошибки слишком велика. Помните рассказ о кольце в грязи? Размышляя о нем как о черном предмете, я не могла видеть его. Но взяв "в союзники" солнце, которое в астрологической карте указывает на наше предназначение, я смогла увидеть кольцо, благодаря его способности отражать свет.
Я не смогу до конца осознать смысл образа, если не поверю, что существует некий организующий образы принцип, свет которого пронизывает нас. Пляж — это мой разум. Я бреду по вязкому песку, чтобы уловить отсвет луча, не пропустить едва заметную щелку, через которую можно увидеть панораму творческого плана.
Я использую астрологическую карту и ПОЗВОЛЯЮ КАРТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ МЕНЯ. Она дает мне возможность, хоть и неполную, уловить смысл Великого Плана. Представьте себе фотографию. Она снята вами, но в то же время у нее есть свои особые свойства. Она взаимодействует с окружающим миром, который "породил" ее, с нашим восприятием, которое влияет на нее как химическая среда, где лежит фотоотпечаток, проявляясь на наших глазах. По — моему астрологические карты, как и любые образы, это превращающиеся сущности с такими же волшебными свойствами. Я могу отмечать различные ступени' творческого развития личности по типу появляющихся образов. В них чувствуется определенная последовательность, отражающая присутствие высшего, или "мифософского", организующего принципа. Стадии творческого роста не обязательно следуют в линейном порядке. Представьте себе огромное многоступенчатое колесо. На самом деле мне бы хотелось, чтобы оно походило на круг Зодиака с его 12 домами.
Каждая ступень характеризуется соответствующими образами, которые возникают в снах или произведениях искусства клиентов. Начнем с "нуля", это ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ СТАДИЯ, стадия посева. Человек возбужден и несколько взволнован предстоящим раскрытием своих творческих возможностей. Затем следуют следующие ступени:
1. АКТИВАЦИЯ (ОВЕН): Мы начинаем включаться. Огонь зажжен.
2. РОЖДЕНИЕ (ТЕЛЕЦ): Мы начинаем получать удовольствие от игры с формами. Возникают образы-открытия.
3. ОТКРЫТИЕ (БЛИЗНЕЦЫ): Начинаем устанавливать новые связи и действуем менее рассудочно. Появляется яйцо.
4. ВЫНЯНЧИВАНИЕ (РАК): Учимся поощрять, лелеять этот процесс, чтобы он не прекращался. Скорлупа ломается.
5. ЗАЩИТА/РОСТ (ЛЕВ): Мы развиваем свободу самовыражения. Новая жизнь выходит из яйца. Появляются образы, связанные с прыжками. Повышается способность рисковать.
6. ЭКСПЕРИМЕНТ (ДЕВА): Мы обретаем уверенность, развивая новые навыки, осваивая новые сферы. Возрастает сила творческой концентрации.
7. СЛИЯНИЕ (ВЕСЫ): Мы все больше доверяем себе и начинаем оценивать себя и окружающих с творческой точки зрения. Внутри нас живет художник. Возникают романтические образы слияния.
8. МЕТАМОРФОЗЫ (СКОРПИОН): Трансформация. Бессознательные саморазрушительные модели поведения, сдерживающие творческое самовыражение, начинают исчезать. Появляются красный и черный цвета.
9. ЭКСПАНСИЯ (СТРЕЛЕЦ): Мы начинаем использовать новые сферы как в жизни, так и в творчестве. Например, человек мечтает о переезде, или рисует космические ландшафты.
10. РЕОРГАНИЗАЦИЯ (КОЗЕРОГ): Мы перестраиваем реалии физического мира и мировоззрение в соответствии с новыми ценностями. Образы предметов в снах или рисунках могут быть перевернутыми.
11. ИНТЕГРАЦИЯ (ВОДОЛЕЙ): Ограниченное самовосприятие взорвано. Мы ощущаем сопричастность к Высшему плану. Время открытий. Могут возникать образы взрывов.
12. ВДОХНОВЕНИЕ/ТВОРЧЕСТВО/ (РЫБЫ): Согласно Великому Замыслу мы сотворцы, спонтанно генерирующие новые темы. Мы ощущаем себя одновременно субъектами и объектами высшего плана.
Итак, можно сказать, что двенадцать стадий развития образности отражают процесс психической трансформации, в основе которого — обретение новых качеств. На первых шести стадиях мы изменяем привычную точку зрения, затем, на следующих — мы развиваем в себе новые качества, когда осознание себя помогает понять Целое.
Основа развития индивидуальной образности — связь с Мировой Душой. То же относится и к астрологической карте. Хочу обратить ваше внимание на то, что гороскоп — есть нечто roраздо большее, чем инструмент, позволяющий поставить диагноз. Будучи образом, он сам является динамичным катализатором изменений.
Когда вы сидите с клиентом; над его гороскопом, вы как бы смотрите на циферблат часов без стрелок. Конечное время мгновенно. И что возникнет? Среда развития карты — ваше восприятие; ваше "впечатление" за-висит от того, какие линзы у вас в очках. Сможете ли вы увидеть отблеск Великого Замысла в этом круге?
Подобно "окну Мерлина" астрологическая карта — это то, что она есть, и одновременно гораздо больше: проход в космос. Через нее можно увидеть, где личность соприкасается с творческим планом. Ведь предназначение человека не имеет окончательной формы, какой бы стороной не повернулась к нему судьба
Поэтому я считаю, не нужно рисовать карту несмываемыми чернилами. Это — изменяющийся образ. Когда мы строим гороскоп, мы строим его в буквальном смысле. Мы видим, что получили, и получаем то, что видим. Образ — не камень, он растет и изменяется, он часть Великого, Замысла.

Источник: Урания №4-95