А.Агафонов
Кто Вы, мастер Шекспир?
(астрологический детектив)

В шекспироведении уже который век не утихает спор: был или не был Шакспер (именно так — Shaksper — записана его фамилия в свидетельстве о крещении) из Стратфорда-на-Эйвоне автором гениальных пьес и сонетов? Или это мистификация, и Шекспир (Shakespeare, то есть «потрясающий копьем») — это лишь псевдоним, под которым скрывается совсем другой человек?

Дело в том, что копье Афины, поражающее невежество, — символ, глубоко укорененный в европейской культуре и очень популярный во времена Шекспира. Shakespeare — не фамилия, а эпитет, означающий творческую энергию, мудрость, просвещенность и этическую бескомпромиссность. Копье Афины именно в этом смысле упоминается у Эразма Роттердамского.

Автор шекспировских пьес обладает уникальными качествами.

1) Он был великолепно образован. Словарь Шекспира потрясающе, невиданно многообразен (20 тысяч слов); как свидетельствует Оксфордский словарь, он ввел в английский язык около 3200 новых слов! Хотя из иностранных языков он владел, скорее всего, только латынью, все же круг его чтения был очень широк. При создании пьес на исторические темы он пользовался хрониками и трудами по истории страны, знал романы о короле Артуре, следил за литературой о путешествиях и географических открытиях, за произведениями современных ему английских поэтов и драматургов, хорошо разбирался в Священном писании. Шекспир был осведомлен в музыке, ботанике, медицине, военном и даже морском деле.

2) Шекспир был хорошо знаком с придворным этикетом, родословными, языком и обычаями самой высокородной знати и даже монархов. Он разбирался в аристократических видах спорта. В его пьесах нередок кембриджский сленг, который мог знать лишь выпускник этого университета. Пьесы Шекспира ставились в Оксфорде и Кембридже, а это было разрешено только выпускникам этих университетов.

3) Шекспир хорошо знал некоторые города Северной Италии. Места действия его пьес — Венеция, Падуя, Верона, Милан, Мантуя. В Венеции ему были известны не только главные достопримечательности, но и некоторые небольшие переулки и даже отдельные здания.

Шекспир — масштабная личность, эрудит с богатым жизненным опытом, в отличие от Шакспера, который нигде не бывал, кроме Стратфорда и Лондона. Интересы Шакспера были сугубо приземленными, он активно занимался ростовщичеством, скупал недвижимость, судился (причем угрожал оппонентам физической расправой) и в своем подробнейшем завещании не упомянул ни одной книги.

Авторство Шакспера отрицали Вальтер Скот, Марк Твен, Бисмарк, Генри Джеймс, Уитмен, Кольридж. Предлагалось и немало претендентов на роль Шекспира — Кристофер Марлоу, Фрэнсис Бэкон, образованные аристократы елизаветинского века.

О «шекспировском вопросе» написано немало. Одна из последних работ — «Оправдание Шекспира» Марины Литвиновой, профессора Московского государственного лингвистического университета (М: Вагриус, 2008). Автор глубоко характеризует эпоху Шекспира и приводит немало доказательств того, что ранние пьесы Шекспира были написаны в соавторстве двумя гениями. Это Фрэнсис Бэкон (ученый-энциклопедист, философ и государственный деятель) и его воспитанник Роджер Мэннерс, граф Ратленд, аристократ, воин, театрал, полиглот и (как считает М.Литвинова) блестящий поэт.

Бэкон не обладал ярким литературным даром, но был выдающимся мыслителем, знал все тайные пружины власти и представлял историю Англии как единое целое, что ярко проявилось в хрониках Шекспира. Бэкон воспользовался талантом Ратленда, чтобы придать своим замыслам блеск. Ранние пьесы Шекспира, считает М.Литвинова, они написали вместе. В дальнейшем их пути разошлись. Мэннерс прожил короткую, но бурную жизнь, насытив шекспировские комедии, драмы, трагедии и сонеты собственным нелегким и богатым жизненным опытом.

Почему подлинное авторство пьес держалось в тайне? Бэкон стремился к высшим должностям, и ему было не с руки считаться драматургом. Мэннерсом, как считает М.Литвинова, возможно, двигала страсть к розыгрышам и мистификациям. Однако, по ее мнению, это был секрет полишинеля: все знали, что Шекспир — это «потрясающий копьем» Ратленд (Shakespeare — его студенческое прозвище), но никак не Шакспер. Есть и другая, более весомая причина — бесчисленное количество то зашифрованных, то прямых намеков на политические события того времени, политическая ангажированность автора (или авторов), не всегда совпадавшая с «генеральной линией» — поэтому анонимность была неизбежна просто для спасения своей жизни…

Нужно сказать, что Ратленда «подозревали» в авторстве шекспировских пьес уже давно. Но приводились и контраргументы. Основное возражение — Ратленд был слишком юн во время создания первых пьес Шекспира — в том числе исторических хроник. Однако, во-первых, датировка создания большинства пьес Шекспира весьма туманна, а во-вторых, гипотеза «Шекспир = Ратленд + Бэкон» позволяет предположить, что в ранних произведениях Ратленд был лишь «огранщиком» мыслей Бэкона. В пользу этой теории говорит факт, давно отмеченный исследователями Шекспира: в его пьесах немало перекличек с трудами Бэкона, порой — даже прямых цитат.

Граф Ратленд из рода Плантагенетов был богатым и образованным человеком с очень широким кругом интересов и способностей. Он получил степени бакалавра в Кембридже и Оксфорде. Существует опись его богатейшей библиотеки, документы о покупке музыкальных инструментов, астрономических приборов. Он играл на лютне, пел, был страстным театралом, неоднократно бывал в театре «Глобус», в котором выступала труппа Шакспера, и наверняка его знал. Фундамент мировоззрения Ратленда, по-видимому, заложил Фрэнсис Бэкон — крупнейшая фигура на интеллектуальном небосводе Англии. Среди друзей или знакомых Ратленда — Бен Джонсон, Джон Донн, Уолтер Рэйли, Мэри Сидни (графиня Пембрук*). Ратленд и его жена входили в культурную элиту своего времени.

* Пемброк (Пембрук) (Pembroke), Мэри Герберт (1561-1621), урожденная Сидни, графиня — английская аристократка, поэтесса, ученая дама, литератор и переводчица, младшая сестра поэта Филиппа Сидни. Организовала в своем имении литературную академию, где подолгу работали яркие представители культуры того времени, например, Николас Бретон, Генри Констабл, Самюэль Даниэл, Майкл Дрейтон, Бен Джонсон, Томас Кид, Кристофер Марло, Уолтер Рэйли, Эдмунд Спенсер. Патронировала издание Первого Фолио Шекспира.

Биография Ратленда удивительным образом переплетается с содержанием шекспировских пьес: он учился в Падуе с некими Розенкранцем и Гильдестерном, бывал в Вероне, Милане, Венеции, Париже (в этих городах происходит действие некоторых шекспировских пьес), принимал участие в сухопутных и морских сражениях, его жена была смуглянкой («смуглая леди сонетов»), трагический надлом в мировосприятии Ратленда, вызванный казнью его друга лорда Эссекса и его собственным пребыванием в Тауэре в 1601 году, совпадает по времени с резким поворотом Шекспира к трагедиям; вторая редакция «Гамлета», переработанная и расширенная, выходит в свет после того, как Ратленд побывал в Дании как посол короля. И это лишь верхушка айсберга.

Начав литературную деятельность под идейным и интеллектуальным воздействием Фрэнсиса Бэкона, впоследствии Ратленд находит свой путь, освобождаясь от пут ученичества и раскрывая свои мощные крылья. Он пишет искрометные комедии, а после 1601 года взмывает на трагическую высоту, испытывает скепсис и глубокое разочарование, но затем обретает просветление («Буря»). Однако есть веские доводы в пользу того, что Бэкон оказал влияние на все творчество Шекспира.

Бэкон — это глубина и стройность философских и политических концепций, понимание логики истории. Ратленд — музыка стиха, блеск стиля, глубина и интенсивность чувств, способность к перевоплощению, основанная на эмпатии, реальная жизнь с ее парадоксальными поворотами, ощущение бесчеловечной силы жерновов истории, личная драма и катарсис.

Жернова истории… В жизни Ратленда был страшный год, разделивший ее на две неравные части. 8 февраля 1601 года его старший друг, покровитель и тесть лорд Эссекс (Елизавета Сидни, жена Роджера, была падчерицей Эссекса) поднял мятеж против королевы Елизаветы. В этом выступлении, потерпевшем полное фиаско, принимал участие Ратленд и его ближайший друг граф Саутгемптон. Все трое были заключены в Тауэр. 25 февраля Эссекс был казнен, Саутгемптон осужден на пожизненное заключение. Ратленд был сослан в провинцию (лейтмотив в судьбах поэтов — Овидия, Данте, Бродского…) и приговорен к огромному штрафу. После смерти королевы и воцарения короля Иакова в 1603 году он был прощен и восстановлен в правах, совершил путешествие в Данию, затем в основном жил в своем замке Бельвуар, где и умер в результате давней болезни 26 июня 1612 года, прожив всего неполных 36 лет.

Личная драма… Ратленд был женат на дочери выдающегося поэта и национального героя Филиппа Сидни Елизавете, крестнице королевы. Их брак был платоническим, физической близости не было. Елизавета отличалась независимым характером и была остра на язык. Граф ревновал жену с самого начала, а в 1609 году она, по-видимому, дала для этого и реальный повод (как считает М.Литвинова, увлекшись замечательным поэтом Джоном Донном). Ратленд отправил супругу в уединенное поместье, назначив ей содержание. В следующем году Роджер и Елизавета снова вместе. Трудно сказать, был ли это «духовный брак», или страсть без ответа, или многолетний конфликт. Очень вероятно, что полноценные отношения исключала болезнь Ратленда.

Может ли астрология подтвердить или опровергнуть авторство Бэкона и Ратленда?

Прежде всего, рассмотрим карты основных участников.

Мы располагаем гороскопом Бэкона (из коллекции Л.Родден), космограммами Шакспера и Ратленда. Я ректифицировал гороскоп Ратленда, исходя из его характера и событий его жизни.

Роджер Мэннерс, граф Ратленд (Roger Manners, 5th Earl of Rutland), родился 6 октября 1576 года (по юлианскому календарю) в замке Хелмсли (на севере графства Йоркшир, координаты замка — 54N15; 1Е04).

Вот космограмма Ратленда (Солнце в 24-м градусе Весов):


Карта 1. Ратленд. Космограмма. 6 октября 1576. 12.00 GT

Поскольку брак Ратленда был сугубо платонический, квадрат Луны к Нептуну должен быть сохранен. Следовательно, он родился приблизительно в полдень.

Логично предположить, что прогрессивное Солнце в конце февраля 1601 года входит в XII дом. В таком случае КXII расположен в 18-м градусе Скорпиона (в системе Коха), а время рождения Ратленда — около 10.50 GT.


Карта 2. Ратленд. 6 октября 1576. 10.50 GT. 54N15; 1E04

Карта хорошо реагирует на события жизни Ратленда (см. его биографию по адресу: http://nature.web.ru/db/msg.html?mid=1195526 ). События из жизни Шекспира выделены курсивом.

1588, 21 февраля — смерть отца, получение титула графа. Tr Плутон и S Плутон = 0 = IC. Мощные прогрессивные аспекты: КVIII = 0 = Нептун, = 150 = Марс; KXI = 90 = Марс — в целом они дают формулу смерти отца IV # VIII # XI.

1595, весна — смерть матери. S Asc = 0 = Сатурн. S МС = 100 =Марс, = 150 = Плутон. Pr Венера (хозяйка Х дома матери) в прошлом году вошла в XII дом.

1596, начало — поездка за границу (в том числе в Италию, в частности — в Верону и Венецию). Выход в свет «Ромео и Джульетты» (см. интересное обоснование датировки по адресу: http://usvoim.ru/ridj/historytr.html), действие трагедии происходит в Вероне. Pr KIX = 60 = Венера, в дальнейшем Pr KIX = 60 = Меркурий, = 120 = Сатурн. Написан «Венецианский купец».

В этом же году — неожиданная серьезная болезнь. S Asc= 0 = Сатурн. Pr KVIII = 100 = Луна, = 100 = Венера (некоторые исследователи считают, что это была венерическая болезнь). Pr KXII = 40 = Солнце (я не раз замечал, насколько сильно действуют кармические аспекты в прогрессиях).

1598 — знакомство с будущей женой, дочерью поэта и воина сэра Филиппа Сидни. Tr Уран = 180 = Венера. Pr Венера = 30 = Солнце. Pr Dsc в антисе к Нептуну.

1599 — сопровождает лорда Эссекса в ирландском походе. 30 мая Эссекс посвящает его в рыцари и присваивает звание полковника. Tr Сатурн = 0 = МС. Tr Солнце = 0 = Dsc.

В этом же году женится. По одним источникам в начале года, по другим — осенью. Pr Dsc = 72 = Юпитер (в радиксе; в карте релокации на Лондон — «классический» трин Pr Dsc к Венере, его же оппозиция к Сатурну и соединение Pr МС с Южным Узлом). Октябрь проводит в только что построенном театре «Глобус», где ставится очередная пьеса Шекспира. Выходят в свет два сонета к «смуглой возлюбленной». Деда жены королева называла «мой мавр». Вероятно, у жены Ротланда — смуглая кожа.

1601, февраль — участие в мятеже лорда Эссекса, поражение, гибель друга и покровителя, тюрьма, ссылка, гигантский штраф, психологический кризис. Pr Солнце = 0 = КXII (тюрьма, ссылка, болезнь). Показания Ратленда используются как доказательства вины Эссекса и Саутгемптона Pr KXII = 40 = Меркурий и Венера (предательство друзей). На процессе с требованием смертной казни зачинщиков мятежа выступает учитель Ратленда Бэкон. Pr KXII = 90 = Юпитер (IX # XII, нарушение закона, осуждение, учитель предает). Tr Плутон, хозяин XII дома, в оппозиции к Солнцу в Х доме, хозяину IX дома. Tr Сатурн = 0 = Солнце, Венера, Меркурий. Ратленд попадает под тяжкую стопу государства, в жернова истории. Первая редакция «Гамлета» (см. обоснования датировки по адресу: http://www.vitanova.ru/static/catalog/books/booksp68.html). В пьесе неоднократные намеки на восстание Эссекса, но ее смысл гораздо шире. Мировосприятие Шекспира приобретает трагический, глубоко скептический характер.

1602, начало — смягчение наказания. Возвращение в фамильный замок Бельвуар. Pr Asc = 60 = Венера/Меркурий (воссоединение с женой, творчество), но Pr Asc = 0 = Сатурн (тяжелая депрессия).

1603, 24 марта — смерть королевы. Конец блестящего «века Елизаветы». Tr Сатурн готовится к выходу из XII дома. Pr Луна = 60 = Уран.

В этом же году: 17 мая — указ Якова I о присвоении театру «Глобус» статуса королевского (Tr Венера = 0 = IC); примерно в это же время с Мэннерса сняты все обвинения; он возвращается в Лондон. Pr MC = 60 = Юпитер. КIX = 0 = Юпитер. 28 июня — едет в Данию как посол короля (те же аспекты).

1604 — серьезно болеет. Pr MC = 90 = Марс. Pr Asc = 90 = Плутон. Pr KVIII = 90 = Солнце. В дальнейшем болезнь прогрессирует, к концу жизни Ратленд передвигается по дому в инвалидной коляске, набирает избыточный вес. При этом он остается ревнивым и страстным человеком — но выхода для страсти нет.

В этом же году — выходит новое издание «Гамлета», в котором описаны обычаи Датского двора и гобелен с портретами датских владетельных особ в королевском дворце. Автор знает разговорный язык Северной Европы. Вероятно, пьеса написана человеком, побывавшим в Дании. На серьезную работу над текстом трагедии указывает выход Pr Меркурия на Asc в 1603 году.

1609 — ссора с женой. В ярости изгоняет ее из дома. Tr Уран = 0 = Dsc. Pr Меркурий (хозяин VII дома) = 40 = Уран. Pr Венера = 90 = Юпитер (IX # XII), = 150 = Нептун (разочарование). Pr Марс = 100 = Dsc. Одновременно — аспекты страсти и разочарования: Pr Марс = 60 = KV и Pr KV = 60 = Плутон, = 40 = Нептун. Выход в свет «Сонетов», в которых автор упрекает возлюбленную в неверности.

1610 — жена возвращается. Pr Венера = 0 = Asc.

1612 — 26 июня Ротленд умирает. Pr Dsc = 0 = Нептун в VIII доме. По слухам, он был отравлен братом из-за наследства (Нептун — хозяин III дома). Следом за ним уходит из жизни его жена. Ходили слухи, что она отравила мужа, чтобы освободиться от несчастливого брака (Луна, сигнификатор жены, в квадрате к Нептуну) и была отравлена затем его друзьями или родственниками (http://www.tudorplace.com.ar/Bios/RogerManners(5ERutland).htm). С другой стороны, есть версия, что она ушла из жизни добровольно. Что произошло на самом деле, мы вряд ли узнаем. В этом же году «по непонятным причинам» Шакспер уезжает из Лондона, прекращая театральную деятельность.

В 1610-11 или 1612 году создана «Буря», последняя пьеса, итог творчества Шекспира. Всепрощение, прощание с миром, отказ от волшебства и магии. Просперо говорит:

Окончен праздник. В этом представленье
Актерами, сказал я, были духи.
И в воздухе, и в воздухе прозрачном,
Свершив свой труд, растаяли они. —
Вот так, подобно призракам без плоти,
Когда-нибудь растают, словно дым,
И тучами увенчанные горы,
И горделивые дворцы и храмы,
И даже весь — о да, весь шар земной.
И как от этих бестелесных масок,
От них не сохранится и следа.
Мы созданы из вещества того же,
Что наши сны. И сном окружена
Вся наша маленькая жизнь.

И здесь мы слышим неповторимую шекспировскую интонацию (она еще отчетливее звучит в оригинале, хотя и перевод великолепен):

Our revels now are ended. These our actors,
As I foretold you, were all spirits and
Are melted into air, into thin air:
And, like the baseless fabric of this vision,
The cloud-capp’d towers, the gorgeous palaces,
The solemn temples, the great globe itself,
Ye all which it inherit, shall dissolve
And, like this insubstantial pageant faded,
Leave not a rack behind. We are such stuff
As dreams are made on, and our little life
Is rounded with a sleep.

Стихи Шекспира очень музыкальны. Вероятно, в карте Шекспира должен быть выделенный Нептун.

Всмотримся в карту Роджера Мэннерса и сравним ее с тем, как описывает Шекспира выдающийся поэт того времени Бен Джонсон (многолетний соперник Шекспира за звание первого поэта и знакомый графа Ратленда) в своих записных книжках. Сторонники версии «Шекспир = Ратленд», считают, что на самом деле Джонсон описывал графа. Обратите внимание, что это отнюдь не описание Шакспера — ростовщика, сутяги, который добивается своего любыми средствами.

Джонсон пишет, что Шекспир был хорошим лицедеем-подражателем, мог изобразить кого угодно, имитируя внешность, манеру говорить, употребляя характерные для объекта подражания слова и обороты и т.д., причем все это — с юмором и по-доброму. В астрологии с иллюзией связан Нептун, а с юмором и шутовством — Уран. Луна в квадрате к Нептуну, а тройное соединение Солнце-Венера-Меркурий — к Урану.

Шекспир был чудаком, все всегда делал по-своему. Это снова тройное соединение в Весах в квадрате к Урану.

Шекспир раздражал Джонсона (поскольку совершенно незыблемо занимал первое место на театральном и поэтическом олимпе Англии), но Джонсон преклонялся перед его гением. Сравним карты Ратленда и Джонсона (11 июня 1572. 1.30 GT. 51N30; 0W10; Солнце — в 30-м градусе Близнецов):


Карта 3. Синастрия Джонсон-Ротленд (во внешнем круге)

Т-квадрат, включающий квадрат Марс-Плутон Джонсона (он был желчным и конфликтным человеком) и квадрат Сатурн-Плутон Ротленда — явное указание на непримиримую вражду между ними, причем Джонсон выступает как активная сторона, инициатор конфликта. Как оно и было и в случае с Шекспиром, и в случае с графом.

Марс Ратленда — в квадрате к Луне Джонсона. Не исключено, что поступки Ратленда оскорбляли, обижали Джонсона, наносили ему глубокие душевные раны.

Но Юпитер и Нептун Ратленда — в бисекстиле к Луне Джонсона. Все же он поддавался обаянию Ратленда.

Сатурн Ратленда в оппозиции к соединению Солнце-Марс-Нептун Джонсона: Ратленд подавляет и ограничивает творческие потенции Джонсона, делает его несчастным, заставляет негодовать, брюзжать. Именно так Джонсон воспринимал явное превосходство Шекспира, хотя и признавал его поэтический гений (стеллиумы с участием Солнц Джонсона и Ратленда в трине).

Но есть ли в карте Ратленда указания на поэтический талант — больше того, гениальность?

Сильный стеллиум в Весах, включающий Венеру (хозяйку Х дома и конечного диспозитора) в угловом доме профессии означают интерес к искусству, понимание и чувство гармонии, а также способность ярко проявить себя в творчестве и обществе. Квадрат стеллиума к Урану дает оригинальность, независимость, поэтическую изобретательность и новизну, чувство юмора. Секстиль стеллиума к Сатурну показывает, что Ратленд относился к своему призванию серьезно и основательно.

Луна в Овне: основная потребность — быть N1, яркость эмоций. В квадрате к Нептуну: воображение, эмпатия, мечта, восприимчивость и впечатлительность. Музыкальность. В секстиле к Марсу: возбуждение, импульсивность, сила эмоций.

Выйдя за рамки мажорных аспектов, обнаруживаем и многие другие качества Ратленда, его образ углубляется и становится многогранным.

Начнем с аспектов группы септиля — их присутствие в картах гениальных людей, создающих истинно новое, необходимо. Септильные аспекты показывают, что в сфере действия соответствующих планет у человека есть идеал, образец, спущенный «сверху», категорический императив, который подчиняет себе его жизнь. Этот идеал редко достижим, он требует колоссальных усилий, и в процессе приближения к нему человек растет, развивается, превосходит самого себя.

У Ратленда четыре септильных аспекта.

Солнце = 3/7 = Плутон. У него есть идеал власти.
Меркурий = 1/7 = Юпитер. Это отличный аспект для писателя и полиглота.
Венера = 2/7 = Марс. У него есть идеал любовных, сексуальных отношений.
Марс = 1/7 = Плутон. У него есть идеал проявления мужских (рыцарских, воинских) достоинств.

Обратимся к творческим аспектам, которые дают способность к импровизации и созданию своего стиля. Их два:

Венера = 108 = Нептун (музыкальность, идеализм в любви);
Луна = 72 = Уран (повышенная возбудимость эмоциональной сферы; нестандартная ситуация в доме, семье, позитивное восприятие всего нового и прогрессивного, а также коллективно-дружеского).

Неприятие ограничений и возможность депрессии описывает сентагон Луна-Сатурн.

В карте три почти точных квиконса. Вместе с секстилями они образуют два Перста Судьбы: с вершиной — Марсом и с вершиной — Юпитером. Персты можно рассмотреть как комбинации Луна/Марс = Юпитер и Юпитер/Нептун = Марс. По Эбертину, первая означает правдолюбие, открытость, честность, справедливость, а вторая — ненадежность и бесперспективные планы. Два Перста Судьбы опираются на квадратуру Луна-Нептун, создавая четырехугольную конфигурацию. Создается впечатление, что сильные эмоции (Луна = 60 = Марс) ведут к идеям (Юпитер), а идеализм (Юпитер = 60 = Нептун) — к проявлениям независимости в действии (Марс в Водолее). Однако фундаментом служит идеализм и мечта (Луна = 90 = Нептун).

Есть и еще два квиконса с большим орбом — от Меркурия и Венеры к Плутону. Они могут означать интенсивность мышления и чувств. С учетом этих квиконсов в одну аспектную конфигурацию объединяются Меркурий/Венера, Сатурн, Уран и Плутон. То есть, Меркурий и Венера (поэзия) подключаются к двум аспектам между медленными планетами: к квадрату Сатурн-Плутон и секстилю Уран-Плутон. Благодаря трисептилю к Плутону в этой конфигурации участвует и Солнце.

Квадрат Сатурн-Плутон: «время жестоко»; напряженные аспекты между этими планетами обычно отмечают важные вехи в истории; Эбертин также добавляет: «маг, адепт» — если к аспекту между этими планетами подключаются личные планеты, человек может обладать паранормальными способностями, способен к концентрации и уникальным достижениям. Оппозиция Сатурн-Плутон образовалась на Солнце Ратленда в 1600-1601 годах, во время мятежа Эссекса, заключения в Тауэре и трагического надлома в мировосприятии и мировоззрении.

Секстиль Уран-Плутон: процесс трансформации, строительства нового; планеты движутся к соединению в 1597 году, которое вызвало обострение противоречий и, в конце концов, привело к гражданской войне и низвержению монархии. Это соединение — у поколения Кромвеля.

Квадрат Сатурн-Плутон описывает жесткость правящего режима, а секстиль Уран-Плутон — созревание революционной ситуации. Стеллиум в Весах подключен к обоим аспектам, Ратленд чувствует (Венера), понимает (Меркурий), творчески претворяет (Солнце) основные социальные процессы своего времени. Это отражается в его мировоззрении (Солнце управляет IX домом) и профессии (Венера управляет Х домом).

Итак, есть две конфигурации: одна с участием стеллиума в Весах и аспектов, описывающих развитие социума (Сатурн-Плутон и Уран-Плутон), и другая — с участием Луны и Марса. Первая описывает осознание и творческое преломление глубоких социальных процессов, а вторая — восприятие идеалистических, мистических, метафизических и религиозных процессов (Юпитер-Нептун) с точки зрения бессознательного (Луна) и воли (Марс).

Объединение двух этих конфигураций в одно целое происходит в результате многих аспектов.

Прежде всего, это квиндечиле (165 градусов) Солнце-Луна, описывающий напряжение между сознанием и бессознательным. Бессознательное «рвется» к активной роли (Луна в Овне), но сознание настроено на гармонию и эстетику (Солнце в Весах). Аспекты девятой гармоники от Луны к Меркурию и Венере описывают наслаждение и ощущение единства с Космосом благодаря искусству, прежде всего — литературе, поэзии.

Во-вторых, это великолепный для литератора септиль Меркурий-Юпитер и очень важный контрантис Солнце-Юпитер, которые подключают «звезду королей» к стеллиуму в Весах, что необходимо для успеха.

В третьих, это сентагон Луна-Сатурн и квинтиль Луна-Уран, которые описывают эмоциональное восприятие ограничений (негативное) и новшеств (возбуждающее и позитивное).

В четвертых, это септильные аспекты Венера-Марс и Марс-Плутон, которые описывают идеальную любовь и идеальный образ действия — независимый, прогрессивный и волевой. Однако мысль и любовь, независимые и не вписывающиеся в традиционные рамки (Меркурий и Венера в квадрате к Урану) испытывают удары рока, тайных могущественных врагов (Меркурий и Венера в квиконсе к Плутону, хозяину XII дома и в 8-м знаке от него). Но сознание и творческие потенции растут, совершают трансмутацию в результате взаимодействия с жестокостью времени (Солнце в секстиле к Сатурну и септильном аспекте к Плутону, поэтому квадратура Сатурн-Плутон получает «разрешение» через Солнце: это дает возможность стать «адептом и магом»).

Аспекты к кардинальным осям.

Нептун = 90 = МС: идеализм целей, искусство как профессия, тайные, скрытые обстоятельства (в том числе мистификации) в связи с социальным положением или призванием.
Марс = 120 = МС: активность в профессии. Воин. Ратленд принимал участие в военных экспедициях.
Марс = 60 = Asc: физическая активность, мужество.
Юпитер = 90 = Asc: гордость, возможно — самолюбие и спесь.
Нептун = 150 = Asc: тайная болезнь; способность изменять внешность, актерство.

Создается Перст Судьбы с основанием Asc = 60 = Марс и вершиной — Нептуном. Он описывает способность изменять внешность, стиль, еще раз подчеркивает идеализм в действии и снова указывает на тайную болезнь.

Неподвижные звезды. Значимых эклиптических соединений нет. Правда, есть немало паранов. Например, Солнце — Ахернар, Фомальгаут, Луна — Вега, Спика, Сириус и Антарес, Меркурий — Денеб Адиж, Агена, Альхена, Денебола, Венера — те же звезды и Суалохин, Юпитер — Фомальгаут, Беллатрикс, Поллукс и Дубхе. Многие из этих звезд очень сильны и подходят по смыслу.

Нередко истинный масштаб личности показывает уранианская астрология (Гамбургская школа астрологии, сокращенно — ГША).

Начнем с того, что Зевс (концентрированная творческая мощь) — между Солнцем и Венерой, а Аполлон (знания, слава, всемирные перспективы) — в соединении с Ураном и квадрате к Венере.

Рассмотрим средние точки в 8-й гармонике.

Точка Овна = Солнце/Юпитер (общая формула успеха) = Марс/Нептун (болезнь и тайные действия) = Юпитер/Зевс (успешное творчество).

МС = Венера/Марс = Гадес/Посейдон (у этого сочетания два значения: положительное и отрицательное; положительное — тайное знание, тайная мудрость; вместе с предыдущим сочетанием — любовь к тайному знанию) = Юпитер/Плутон (успешное развитие; крупные проекты) = Меркурий/Марс (работа со словом).

Точка Овна/МС (то, благодаря чему человек известен в мире) = Меркурий/Адмет (глубокое, концентрированное или пессимистическое мышление).

МС/Солнце = МС/Зевс (моя цель) = Меркурий/Нептун (поэзия)

МС/Меркурий (мое слово) = МС/Аполлон (всемирный успех) = Купидон (в искусстве, социуме).

Cолнце/Луна = Юпитер/Посейдон (мудрость) = Вулкан (огромная энергия).

МС/Asc (личность в социуме) = Марс (работает) = Купидон/Вулкан (создавая мощный синтез в искусстве).

МС/Asc = Кронос (авторитет) = Солнце/Посейдон (духовный лидер) = Луна/Аполлон (образованность, талантливость, великодушие, благородство)

Меркурий/Плутон (писатель) = Точка Овна/Зевс (творческие способности)

Меркурий/Зевс (пламенное слово) = Венера/Уран (ритм, оригинальный вкус, волнующая красота) = Аполлон (расширение перспектив).

Меркурий/Кронос (вершины мысли) = Юпитер.

Меркурий/Вулкан (мощь мысли, влияние слова) = Плутон.

Поэтому комбинация МС = Юпитер/Плутон обретает новую глубину.

Похоже, что ГША поддерживает гипотезу «Шекспир = Ратленд». По крайней мере, Ратленда она характеризует как мастера слова, глубокого мыслителя и поэта, чья деятельность вызывает широкий резонанс в мире.

Наконец, посмотрим карты гармоник.

5-я гармоника (стиль): Т-квадрат Венера = 180 = Нептун = 90 = Уран. Неплохо, но и не много. Комбинация оригинального вкуса, ритмичности и музыкальности.

7-я гармоника (создание подлинно нового, творческие способности, воображение) очень сильна. Стеллиум Венера-Марс-Меркурий обрамлен Юпитером (в средней точке Солнце/Луна) и Плутоном. Сильные средние точки: Юпитер = Солнце/Луна (Юпитер — в самом «сердце» 7-й гармоники), Венера = Юпитер/Плутон = Меркурий/Марс, Солнце = Меркурий/Нептун, Меркурий = Марс/Юпитер. Судя по 7-й гармонике, Ратленд мог быть и мечтателем, и творцом совершенно нового направления в искусстве.


Карта 4. Ратленд. 7-я гармоника

9-я гармоника (чувство единства с Космосом, Судьба, предназначение) также весьма выразительна. Исследовав немало карт 9-й гармоники, я пришел к выводу, что они в обобщенной и концентрированной форме показывают основные качества воплощения. Солнце в секстиле с Юпитером и трине с Нептуном; сознание и творчество раскрепощены (Юпитер), мечтательны, поэтичны (Нептун), а эмоционально окрашенное слово и мышление (Луна/Меркурий) дисциплинированны, организованны (есть склонность к депрессии, вероятно чувство одиночества, Сатурн), но стремятся к расширению, широкому охвату перспектив (Юпитер). Т-квадрат Меркурия с Юпитером и Сатурном — сигнатура профессионального литератора.


Карта 5. Ратленд. 9-я гармоника

Ратленд родился на важных аспектах, сложившихся в трех мунданных циклах медленных планет. Это секстиль Юпитер-Нептун, квадрат Сатурн-Плутон и секстиль Уран-Плутон, причем его личные планеты подключены ко всем этим аспектам, то есть он «подключен» к своему времени. Однако перед его рождением произошел не менее, а может быть, и более важный аспект — девятикратная оппозиция Уран-Нептун (1563-1566), кульминация очередного цикла этих планет, которая показала предельное развитие идеи, заложенной при их соединении в 1478-79 годах. Цикл Уран-Нептун связан с развитием духовности и науки, общественных идеалов. Их соединение происходит один раз в 172 года и засевает семена новых идей, нового мировосприятия. Соединение 1487-79 годов предшествовало Высокому Возрождению, высшему расцвету Ренессанса, а оппозиция 1563-1566 совпала с Поздним Возрождением и его разочарованием в гуманистических идеалах.

Поскольку Шекспир — ярчайший представитель Позднего Возрождения, его карта должна контактировать с картой оппозиции Уран-Нептун. Возьмем три точных оппозиции: первую (обозначение проблемы), пятую (кульминация девятикратного соединения, примерно его золотое сечение) и девятую (предложенный Космосом способ решения проблемы).

Первая оппозиция Уран-Нептун (20 января 1563. 7.00. GT) расположена на «оси идей» — в Близнецах и Стрельце. Оппозиция Марса в Стрельце к ретроградному Юпитеру может относиться к ужесточению консервативных позиций церкви и к идейной борьбе. Меркурий в творческом треугольнике с Сатурном и Плутоном, по-видимому, можно связать с трансформацией мышления и формированием науки.

Юпитер карты оппозиции составляет Трапецию с Меркурием, Ураном и Плутоном Ратленда, а с его Сатурном и Плутоном — Т-квадрат. Сама оппозиция в Т-квадрате с его Юпитером. Северный Узел карты оппозиции в соединении с его Ураном. Синастрия не оставляет сомнений, что слово (Меркурий) Ратленда избрано для выражения ее идей (ее Юпитера).

В карте пятой оппозиции — точный Т-квадрат Уран-Нептун-Юпитер. Идеологическое напряжение достигает максимума. Если Юпитер — это позиция церкви (Юпитер в заточении) или официальная идеология, то она в резком противоречии с требованиями эпохи.

Пятая оппозиция — на личной оси Ратленда, в гармоничных аспектах к его Марсу и в Т-квадрате с его Юпитером. Противоречие между волей к свободе и консервативной идеологией, «закодированное» в карте Ратленда (Марс в Водолее в квиконсе к Юпитеру в Деве), пробуждено пятой оппозицией (еще до его рождения).


Карта 6. Девятая оппозиция Уран-Нептун. 13 октября 1566. 20.11. Лондон

Девятая оппозиция — самая драматичная из-за Большого Квадрата с участием высших планет и Сатурна. Она предвещает и социальные потрясения (Т-квадрат Сатурн-Плутон -Уран), и расставание с иллюзиями (Сатурн = 90 = Нептун). В этой 9-й оппозиции для Англии — «предчувствие гражданской войны».


Карта 7. Синастрия: Ратленд — девятая оппозиция Уран-Нептун

Девятая оппозиция особенно связана с картой Ратленда: его стеллиум в Весах обрамлен ее Солнцем и Юпитером. Она пробуждает поэтический талант Ратленда и обещает ему славу. Соединение Меркурий-Луна-Марс в карте оппозиции — в квадрате к его Марсу и в бисекстиле с его Юпитером и Нептуном. Венера оппозиции — в Т-квадрате с его Сатурном и Плутоном. Я не характеризую эти контакты (они далеко не однозначны), но лишь отмечаю их.

Теперь о соединении Уран-Плутон 1597-1598 года. Поколение, родившееся с этим соединением, будет руководить революцией в Англии и казнит Карла I (чье Солнце — в квадрате к Сатурну девятой оппозиции Уран-Нептун). Как повлияло это соединение на карту Ратленда? Отметим, что Шекспир — критик нравов современного ему общества (один 66-й сонет чего стоит!), не чужды ему и тираноборческие мотивы («Гамлет», «Макбет»), то есть в определенном смысле он «готовил революцию» (вряд ли ее желая). Если Ратленд — это Шекспир, то карта «предреволюционного» соединения Уран-Плутон должна мощно контактировать с его гороскопом. Так и есть.


Карта 8. Синастрия: Ратленд — третье, заключительное соединение Уран-Плутон
(21 января 1598, 11.54 GT, Лондон)

Само соединение Уран-Плутон в сходящейся оппозиции к Солнцу Ратленда. Уран уже ее образовал, а Плутон со следующего года сформирует ее пятикратно (или даже шестикратно, считая начало 1602 года). Именно она приведет Ратленда к конфликту с королевой, суду, Тауэру и ссылке. Одновременно в творчестве Шекспира наметится трагический надлом.

Это же соединение вместе с оппозицией Луна-Меркурий из карты соединения и квадратом стеллиума в Весах к Урану в карте Ратленда формирует Большой квадрат.

Марс карты соединения — в Т-квадрате с Сатурном и Плутоном (протест, борьба и поражение) и квиконсе с Ураном Ратленда (протест). Марс и Нептун карты соединения образуют бисекстиль со стеллиумом в Весах (пробуждение творчества).

Юпитер карты соединения — на Dsc Ратленда, в бисекстиле с его Луной и Марсом. В карте соединения Юпитер и ось Узлов составляют Т-квадрат, и к этой конфигурации подключается Т-квадрат личной оси к Юпитеру в карте Ратленда — благодаря соединению его Юпитера с Южным Узлом карты соединения.

Еще один Т-квадрат образует Сатурн карты соединения с Луной и Нептуном Ратленда (расставание с иллюзиями).

В синастрии заняты все планеты Ратленда и его личная ось. Он реагирует на эпохальное предреволюционное соединение всем своим существом. Он живет в истории.

Казнь Джоджано Бруно 17 февраля 1600 года считается концом эпохи Возрождения, хотя ренессансные идеи продолжали оказывать влияние на общество и позже. Мунданные циклы этого года описывают «перелом хребта» Ренессанса: разошедшееся соединение Урана и Плутона снова сковано оппозицией Сатурна к ним обоим. Этот год был кризисным и для Ратленда: Плутон проходил оппозицию к его Солнцу, Сатурн — соединение со стеллиумом в Весах (вспоминается О.Мандельштам: «Прославим власти сумрачное бремя, ее невыносимый гнет»), а Уран соединялся с Северным Лунным Узлом Ратленда, ставя ему цель воплощения. Нептун, разрешая оппозицию транзитного Плутона к Солнцу Ратленда (противоречие между личностью и властью, веком, миром), сформировал секстиль к его Венере и Меркурию — открывая шлюзы поэзии.

1598 — 1601 годы — важнейшие в жизни Ратленда. Он испытывает влияние сразу нескольких мунданных циклов. Он находится в самом центре противоборства двух времен — времени Сатурна (мертвящий метроном эпохи) и времени Урана (летящего поверх эпох). «The time is out of joint» (время вывихнуто), говорит Гамлет. Трагедия, признанная вершиной мировой драматургии, была впервые поставлена в 1600 или 1601 году.

Теперь сравним гороскопы Ратленда и Бэкона.


Карта 9. Р.Ратленд и Ф.Бэкон (22 января 1561. 7.33 GT.
Лондон — во внешнем круге; Солнце — в 13-м градусе Водолея)

Посейдон (духовность) Б. = Меркурий/Юпитер Р. = Венера/Юпитер Р. = Юпитер/Аполлон Р.

Аполлон (расширение перспектив) Б. = МС/Зевс (цели) и Меркурий/Нептун (поэзия) Р.

Зевс (творческая энергия и целеустремленность) Б. = Меркурий/Плутон (интеллект) Р.

Кронос/Посейдон (мудрость) Б. = Меркурий/Зевс (пламенная мысль, творение) Р.

Вулкан/Посейдон (влияние ума) Б. = Меркурий (мысль) Р.

С точки зрения традиционного синастрического анализа, присутствует целая конфигурация, указывающая на возможность сотрудничества и взаимопонимания: секстиль Меркурий-Марс Бэкона в бисекстиле с Луной Ратленда и составляет Перст Судьбы с Нептуном Ратленда; в свою очередь, Меркурий Бэкона в соединении с Марсом Ратленда попадает на острие Перста Судьбы в карте Ратленда (с основанием Юпитер = 60 = Нептун); Меркурий Бэкона и Луна Ратленда составляют Перст Судьбы с Юпитером Ратленда, к которому Марс Бэкона в квадрате. В итоге получаем мощную пятиугольную комбинацию с тремя Перстами Судьбы. Показательно, что в карте Ратленда она подключена к «философскому» секстилю Юпитер-Нептун.

Юпитер Ратленда на Южном Узле Бэкона, а Северный Узел Ратленда — на Луне Бэкона.

Поскольку Бэкон мог оказывать влияние, прежде всего, на мировоззрение, на высшие интеллектуальные способности Ратленда, у них должна быть сильная синастрическая связь в 9-й гармонике. Так и есть: в 9-й гармонике и у Ратленда, и у Бэкона есть конфигурации (Т-квадрат и Творческий треугольник). У Ратленда соединение Меркурий/Луна составляет Т-квадрат с Сатурном в оппозиции и Юпитером на вершине. Оппозиция Меркурий-Марс Бэкона попадает на основание этого Т-квадрата, а соединение Венера-Юпитер-Плутон разрешает его гармоничными аспектами. Это взаимодействие очень полезно для Ратленда: оно спасает его от депрессии (Луна = 180 = Сатурн), открывая новые горизонты мышления, даря ему чувство единства с Космосом.

Вдобавок Солнце Бэкона и две Венеры образуют в 9-й гармонкие Большой Тригон.

Какую роль мог играть Шакспер? Если Шекспир — это Ратленд, то Шакспер — участник мистификации, ширма. Логично предположить, что в синастрии Ратленда и Шакспера будет очень важен Нептун.

Так и есть.


Карта 10. Р.Ратленд и У.Шакспер (23 апреля 1564, 12.00 GT,
Солнце в 13-м градусе Тельца — во внешнем круге)

Оппозиция Уран-Нептун Шакспера на личной оси Ратленда, в гармоничных аспектах к его Марсу: действия Ратленда (его Марс) нацелены на создание необычной и иллюзорной маски (Уран-Нептун Шакспера) для своего окружения (маска надета на личную ось Ратленда). И эта маска — Шакспер.

Оппозиция Лун Ратленда и Шакспера разрешается гармонично на Нептун и Уран Шакспера и Марс Ратленда, а также образует Т-квадрат с синастрическим соединением Марса Шакспера с Нептуном Ратленда: это тоже можно трактовать как совместное создание иллюзии.

Интересно, что карта Шакспера обрисовывает его как человека, совсем не чуждого поэзии (хотя, поскольку его время рождения — гипотетическое, мы не можем быть уверены в положении его Луны): его Луна в Весах, возможно, в трине к Нептуну, Меркурий — в секстиле к Венере, бисептиле к Юпитеру. Вероятно, можно найти и другие указания, человек этот был по-своему талантлив. Но есть одно серьезное возражение против того, что он — Шекспир: 1601 год никак не отметился в его карте, в отличие от Мэннерса. Ни одна из планет Шакспера не получила напряженных мажорных аспектов в транзитах (кроме квадрата Юпитера к Венере). И минорных — тоже. Похоже, что он не заметил мятежа Эссекса. А значит, и «Гамлета» ему писать было незачем — и нечем.

Пожалуй, самое поразительное — это синастрии Ратленда и людей, так или иначе причастных к творчеству Шекспира — композиторов, режиссеров, артистов, переводчиков.

Джузеппе Верди (10 октября 1813, 19.20 GT, 45N01; 10E04; Солнце в 18-м градусе Весов). Великий композитор всю жизнь тяготел к творчеству Шекспира и создал несколько опер на его сюжеты — в том числе «Отелло», которая признана лучшим воплощением пьесы Шекспира на оперной сцене. Верди называют «Шекспиром в музыке». Шесть планет Верди и Ратленда — Солнца, Луны, Меркурии, Марсы, Юпитеры и Плутоны — совпадают по знакам. Луна Верди в соединении с Северным Лунным Узлом Ратленда, а Южный Лунный Узел Верди — с Марсом Ратленда. Я не силен в статистике, но, по-моему, это достаточно редкий случай многих совпадений.

Показательны солнечные зависимости Ратленда и Верди.

В карте Ратленда на оси мидпойнта двух Солнц находится мощная комбинация:

Меркурий/Вулкан (пламенное слово) = Плутон (движение) = Зевс/Аполлон (творческий успех всемирного масштаба)

В карте Верди тот же мидпойнт активизирует комбинацию успеха и творческой мощи:

Юпитер/МС = Зевс/Вулкан = Вулкан/Посейдон

Сара Бернар (23 октября 1844, 20.00 GT, Париж). Великая актриса исполняла роль Гамлета. Солнце Бернар на Южном Узле Ратленда. Их Луны в соединении. Плутон Бернар в оппозиции к Солнцу Ратленда.

Лоуренс Оливье (22 мая 1907, 5.00 GT; 51N14; 0W20). Один из крупнейших актеров ХХ века, игравший шекспировский репертуар. 4 Оскара за фильм «Гамлет», в котором Оливье выступил как режиссер и исполнитель главной роли. Венера Оливье на Северном Узле Ратленда, Плутон Оливье в трине, Лунные Узлы в квадрате к Солнцу Ратленда. Соединение Юпитер-Нептун (кино) Оливье в квадрате к МС Ратленда.

Борис Пастернак (10 февраля 1890, Солнце — 22-й градус Водолея). Поэт перевел многие пьесы и сонеты Шекспира. Солнце и Венера Пастернака в трине к стеллиуму в Весах Ротленда.

Галина Уланова (8 января 1910, 0.30 (- 2), Петербург, Солнце — 17-й градус Козерога). Одна из самых ярких ролей великой балерины — Джульетта в балете «Ромео и Джульетта» на музыку С.Прокофьева. Луны Улановой и Ратленда в трине. Бисекстиль Венера-Марс-Плутон Улановой образует мощную синастрическую конфигурацию со стеллиумом в Весах и Сатурном Ратленда. Ось Узлов Улановой на личной оси Ратленда.

Григорий Козинцев (9 марта 1905, Солнце — 19-й градус Рыб). Режиссер фильмов «Гамлет» и «Король Лир». Исследователь творчества Шекспира. «Гамлет» Козинцева собрал на различных международных и всесоюзных фестивалях более трех десятков призов и наград. Немало синастрических аспектов и конфигураций, в которых задействованы все планеты Козинцева и Ратленда. Северный Узел Козинцева на Юпитере Ратленда и наоборот — Северный Узел Ратленда на Юпитере Козинцева.

Иннокентий Смоктуновский (28 марта 1925) — получил немало наград за исполнение роли Гамлета в фильме Г.Козинцева. Лучший Гамлет из виденных мною. Солнце Смоктуновского в соединении с Луной, в секстиле к Марсу и квадрате к Нептуну Ратленда. Меркурий Смоктуновского в оппозиции к стеллиуму в Весах Ратленда, в трине к его Сатурну и квадрате к его Урану.

Юри Ярвет (18 июня 1919). Исполнитель роли короля Лира в одноименном фильме Г.Козинцева. Солнце Ярвета в трине к стеллиуму в Весах и в Т-квадрате с Сатурном и Плутоном Ратленда. Меркурий и Плутон Ярвета — на Нептуне Ратленда и в секстиле к его Юпитеру. Венера и Нептун Ярвета — в оппозиции к Марсу и трине к Луне Ратленда.

Франко Дзефирелли (12 февраля 1923, 11.00 GT, Флоренция). Знаменитый кино- и оперный режиссер. Его фильм «Ромео и Джульетта» произвел фурор. Солнца Дэефирелли и Ратленда в трине. Венера Дзефирелли в мажорных аспектах к Луне, Юпитеру, Нептуну Ратленда.

Оливия Хасси (17 апреля 1951, 9.40 GT, Буэнос-Айрес). Исполнительница роли Джульетты в знаменитом фильме Ф.Дзефирелли. Солнце Хасси в оппозиции к стеллиуму в Весах, трине к Сатурну и квадрате к Урану Ратленда. Луна в гармоничных аспектах к Лунным Узлам Ратленда. Секстиль Марс-Уран Хасси и секстиль Юпитер-Нептун Ратленда составляют синастрический бисекстиль.

Астрологические показатели весьма убедительны. Даже если Шекспир — коллективная затея (Ф.Бэкон, Мэри Пембрук и company, но Кристофер Марло, как мне кажется, вряд ли), Роджер Ратленд должен был играть в ней далеко не последнюю роль.