Алексей Агафонов
Легенда паруса и монстр пара

 

Нет в мире ничего прекраснее танцующей женщины, скачущей лошади и идущего под всеми парусами чайного клипера.

Старая морская поговорка

Если при внезапном шквале команда не успевала убрать лишние паруса и кораблю грозила потеря рангоута, капитан доставал пистолет и стрелял в самый напряженный — галсовый — угол паруса, который в результате разлетался в клочья. Какими парусами пожертвовать, капитан выбирал сам.

Особенности управления
чайным клипером

К середине XIX века развитие парусного искусства достигло своей вершины: прекрасные, величественные и быстрые чайные клипера — трехмачтовые суда с изящным и стремительным корпусом под громадой белоснежных облаков-парусов, с капитанами-виртуозами, вооруженными подробнейшими лоциями-партитурами ветров и течений, и командами, напоминающими по сыгранности и мастерству лучшие симфонические оркестры, — вышли, а точнее, вылетели в просторы «ревущих сороковых» для переброски чая из Китая в Англию, а по сути — к сиянию побед и славы, что, впрочем, было лишь блистательным эпилогом тысячелетия крылатых кораблей и прелюдией к веку стальных судов…

Рекорды скорости, которые сейчас вызывают улыбку (33-35 километров в час), в те времена были высшим достижением и настоящей сенсацией. Это были результаты высшего напряжения рук, сердец и умов, победы храбрости за пределами воображения и расчета на уровне гениальной интуиции.

Чайные клипера были совершенством. Они были естественны, мощны и грациозны, как живые существа, живущие сразу в двух стихиях — воде и воздухе. Их двигала энергия самой природы.

Образцовым клипером — и к тому же очень красивым кораблем — была «Катти Сарк», созданная (так и хочется сказать «рожденная») шотландскими мастерами в 1869 году.


http://lemur59.ru/node/8746

Корабль был назван в честь эротичной Nan Cutty Sark (Нэн Короткая Рубашка), героини поэмы Роберта Бернса «Том О’Шентер», очень популярной в Шотландии. Старый пьяница Том на своей кобыле Мег заехал на шабаш, где танцевала соблазнительная Нэн:

«Она была в рубашке тонкой,
Которую еще девчонкой
Носила, и давно была
Рубашка ветхая мала».

(Я.Маршак)

Когда Том понял, куда его занесла нелегкая, он в ужасе погнал свою кобылу прочь и уже почти доехал до моста, который нечистая сила не выносит; но тут из-за кустов выскочила Нэн и вцепилась в хвост его кобылы. Мег вырвалась, но часть ее хвоста так и осталась в руках Нэн Катти Сарк.

Под бушпритом корабля — фигура Нэн, держащей в вытянутой вперед руке конский хвост.


http://kliper2011.mirtesen.ru/blog/43653008165/Katti-Sark

Как бы там ни было, именно вечной труженице «Катти Сарк» удалось поймать судьбу за хвост: ей была суждена фантастически долгая трудовая жизнь (до 1952 года!) и затем — почетная стоянка в сухом доке (чего удостоились за всю историю флота лишь самые прославленные суда: «Виктория» Нельсона, «Фрам» Нансена, «Кон-Тики» Хейердала, ботик Петра I и наша прелестная Нэн).

О чем же говорит гороскоп клипера?


«Катти Сарк». Спуск на воду. 23 ноября 1869, 12.00 GT, Глазго

Это корабль для дальних плаваний (сильный Стрелец), упоительно красивый (Венера в квадрате к Нептуну); он отлично спроектирован, гармоничен, с оригинальными инженерными решениями, и к тому же прибыльный (Меркурий и Венера входят в четырехугольную конфигурацию с Ураном и соединением Юпитер-Плутон). Особенно показательно соединение Луны в Раке с Ураном. С одной стороны — любовь к родине, с другой — страсть к перемене мест. Это добрый корабль, команда — его «дети»: «Катти Сарк» была по необходимости школой юнг, а когда закончились ее фрахтовые плавания, стала учебным кораблем. В 1915 г. клипер спас 700 человек с английского корабля, торпедированного немецкой подводной лодкой. Благодаря отличной маневренности и скорости «Катти Сарк» ушла от преследования и доставила спасенных на родину. Любовь к вечно юной Нэн объединила нацию: на ее восстановление британские моряки собирали средства «всем миром».

Постоянным соперником «Катти Сарк» был клипер «Фермопилы», тоже шотландец по происхождению. Гонки между ними проходили с переменным успехом, но оба корабля вошли в историю как самые быстроходные. «Фермопилы» — символичное название для парусника второй половины XIX века: горстка смельчаков, защищающая паруса от нашествия пара…

«Фермопилы» и «Катти Сарк» дольше всех держали знамя в соперничестве пара и паруса, вызывая неизменное восхищение у пароходных пассажиров и команды, когда при попутном ветре тот или другой из красавцев клиперов возникал белокрылым лебедем среди моря, нагонял дымившее, глухо шумевшее чудовище и скользил вперед, чистый, безмолвный и легкий» (И.Ефремов. «Катти Сарк»).

Потрясает то, что сложнейшие плавания в Австралию и обратно через мыс Горн «Катти Сарк» совершала с командой, наполовину состоявшей из мальчишек 12-13 лет — так было выгодней. Хотя в те времена Австралия очень привлекала активных, энергичных людей, и моряки с других кораблей частенько предпочитали шаткую палубу надежному берегу, с борта «Катти Сарк» не сбежал ни один юнга — капитан корабля Ричард Вуджет был прекрасным педагогом, а сама «Катти Сарк» — живой легендой. Больше того, именно в это время и были поставлены ее основные рекорды! Юнги составляли около половины команды и на остальных клиперах, ведь приходилось экономить каждое пенни. Безусые мореходы взбирались по вантам на 40-метровую высоту (14-этажный дом). Клипера были кузницей кадров флота. Юнги становились матросами и уходили на пароходы. И постепенно паруса были полностью вытеснены паром. Эпоха морской романтики не то чтобы подошла к концу: моряк — всегда поэт своего дела. Но сама романтика стала другой.

И вот уже Вертинский поет:

Матросы мне пели про остров,
Где растет голубой тюльпан.
Он большим отличается ростом,
Он огромный и злой великан.

А я пил горькое пиво,
Улыбаясь глубиной души…
Так редко поют красиво
В нашей земной глуши.

С одной стороны, какая-то детская сказка, прямо Чуковский, а с другой — «земная глушь», ощущение глубокой провинциальности, заброшенности, изъезженности, исплаванности планеты, на которой редко поют красиво, и пиво такое горькое…

Такое видение мира могло появиться только в эпоху пара (и даже позже). Тот, кто ходил под парусом, чувствовал жизнь иначе. Проще, грубее — и глубже (см. о матросских песнях: http://ivus-avrel.blogspot.com/2009/06/long-post.html).

Эпоха парусов ушла в прошлое. Но уровень человеческого духа, достигнутый на парусных кораблях, не пропал. То, что зажглось, продолжает горесть. Пламя лишь меняет цвет и уровень проявления. «Катти Сарк» в сухом доке. «Фермопилы» торпедированы и с почетом захоронены в пучине. Но в других океанах, в других волнах их крылья все так же расправлены, их музыка мнится здесь в каждом всхлипе волны, а там звучит на полную мощь.

II. Левиафан

 

Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Сердце его твёрдо, как камень, и жёстко, как нижний жернов. Он кипятит пучину, как котёл, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворён бесстрашным; на всё высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости.

(Иов.40:20-41:26)


http://www.renderu.com/forum/viewtopic.php?post_id=796366

Левиафан в древней мифологии — ужас моря, жуткое чудовище, многоголовый спиралевидный хтонический монстр. В Библии это гордый змей, низвергнутый Богом: «В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское» (Ис. 27:1). Композиции «Страшного суда» с образом левиафана обычно размещают на западной стене храма, символизирующей страну мертвых.


Г.Доре. Бог убивает Левиафана

Судя по библейскому описанию Левиафана, частично приведенному в эпиграфе, у монстра было три прототипа: гигантская рептилия (например, плезиозавр); кит; и, возможно, «огнедышащий» корабль.

«Левиафан» — таково было первоначальное название самого большого судна XIX века — стального парохода длиной 211 и высотой 18 метров. Корабль был построен в 1857 году, но обогнал свое время на целую эпоху.

После спуска на воду он был переименован в «Грейт Истерн» («Великий Восток»). Должно быть, эхо первоначального названия влияло на его судьбу. Корабль преследовали неудачи, вокруг него постоянно гибли люди, его первый капитан утонул, его создатель — великий инженер Брюнель — умер в 53 года, когда в первом же плавании на «Истерне» взорвался котел (в этом случае выражение «вложил всю душу» приобрело роковой смысл).

Но сам по себе корабль был чудом. Он мог пройти от Австралии до Англии лишь с одной заправкой углем. Благодаря боковым колесам мог развернуться на месте. Его живучесть была великолепной. Получив пробоину, в которую мог бы уместиться пароход средних размеров (25х3 м), благодаря двойному корпусу «Грейт Истерн» сохранил плавучесть и даже скорость снизил незначительно.

Однако мало кто хотел брать билет на корабль, пользовавшийся дурной славой. И достойного груза тоже не находилось. «Истерн» приносил убытки и переходил из рук в руки как уникальная, но бесполезная игрушка фантастических размеров.

И все же гигант обрел свое предназначение. В 1865-1874 «Грейт Истерн» проложил 5 трансатлантических кабелей общей длиной более 50 000 км. Это была героическая эпопея, кабель обрывался, тонул, его находили, переделывали, прокладывали заново… В этом испытании гордый, несгибаемый дух корабля — а лучше сказать, инженеров, капитана и команды — проявился с полной силой.

Поражает история спуска «Истерна» на воду.

Первая попытка была предпринята 2 декабря 1857 года, при этом присутствовали: королева Великобритании Виктория и её супруг принц Альберт, бельгийский король Леопольд, историк английского флота Линдсей, писатели Роберт Стивенсон, Жюль Верн, а также более ста тысяч зрителей. Спуск не удался, пять такелажников были изувечены. Скандал получился грандиозный, Брюнеля уволили и предложили спускать корабль за свой счет. Еще несколько попыток также оказались неудачными, хотя каждый раз «Истерн» на несколько метров приближался к Темзе.

И лишь в ночь на 31 января 1858 года, когда две стихии сошлись в противоборстве, очень высокий прилив и ураганный ветер сами спустили корабль на воду. Рабочие, пришедшие утром на верфь, увидели «Грейт Истерн» уже на реке.

Очевидно, это и есть день рождения корабля. Исходя из гигантских размеров «Истерна» (в пять раз больше любого корабля своего времени) и множества несчастных случаев, связанных с ним, я поставил Асцендент в знак Стрельца на ось катастроф Альдебаран-Антарес.


Грейт Истерн. Стихии спускают корабль на воду.
31 января 1858. 3.40 GT. 51N34; 1E06

Солнце в Водолее. Корабль опередил свое время, он воплощал идею коллективного творчества, был своего рода реальной утопией об идеальном городе на воде.

Луна в Деве: он был создан, чтобы служить людям, чтобы работать.

Карту «держат» две конфигурации: азартный и масштабный Т-квадрат Солнце — Марс — Юпитер/Плутон, и бисекстиль Нептун — Сатурн — Уран, описывающий прочный и новаторский корабль.

«Грейт Истерн» — символ прогресса техники, монстр, поглотивший своего создателя, но все же поставленный на службу прогрессу. «Катти Сарк» — прекрасный инструмент типа рояля, скрипки, органа, созданный для виртуозов мореходного искусства. Почти одушевленный, очеловеченный. Лучший подвиг Нэн — спасение людей.

«Катти Сарк» завершает эпоху, «Грейт Истерн» — начинает. Оба они поворачивают штурвал истории.

«Грейт Истерн» — «агент будущего», Левиафан, преодолевший не только пучину вод, но и прорвавшийся сквозь время. Выламывающийся за рамки своей эпохи. Предвещающий мегамасштабы ХХ века. Поэтому его карта так напряжена.

Гороскоп Нэн — гораздо легче, ведь это прекрасное дитя традиции.

Но не является ли «Катти Сарк» — воплощенное совершенство — посланницей еще более далекого будущего? Когда симбиоз человека и космической птицы будет стремительно пересекать просторы космоса?