Алексей Агафонов
Музыка, астрология и солярный миф

Аспекты и музыкальные интервалы сравнивал еще Пифагор. Аспект получаем, разделив окружность Зодиака по определенным правилам. Интервал получаем, укорачивая струну: чем струна короче, тем звук выше. Сама звучащая струна — это основной, нижний звук интервала. Деля струну на части, можно получать звуки различной высоты, находящиеся с начальным звуком в том или ином музыкальном интервале. Например, 1/2 струны дает октаву к начальному звуку. 1/2 Зодиака дает оппозицию. Таким образом, октаву можно символически сравнить с оппозицией: нота встречает своего «двойника» на октаву выше.

В музыке октава называется первой гармоникой основного тона. Однако Дж.Эдди, автор сенсационной для западноевропейских астрологов книги «Гармоники в астрологии», предложил называть астрологические гармоники в соответствии с числом знаменателя. Поэтому оппозиция — аспект второй гармоники, трин (1/3) — третьей и т.д.

Каждый астрологический аспект можно представить как созвучие двух тонов, двух голосов. Гармоничные аспекты соответствуют консонансам (мягко, слитно звучащим интервалам). Негармоничные аспекты — диссонансам (напряженным, жестким интервалам). Чем выше номер гармоники аспекта, тем более диссонирован соответствующий ему интервал. До некоторого предела (как и в музыке) мы ощущаем обострение этой диссонантности, можем эмоционально откликнуться на интервал (воплотить в жизнь идею аспекта или хотя бы отреагировать на него). Затем (при высоких гармониках) ни узнать интервал, ни как-либо отреагировать на него мы уже не можем*.

* Аналогия между интервалами и аспектами традиционна. Аналогия между минорными аспектами и диссонирующими интервалами и мысль о том, что развитие человеческой восприимчивости отражено в параллельном освоении аспектов и интервалов все более высоких гармоник, принадлежат В.В.Г.

Человеческий слух осваивал интервалы постепенно. Первым освоенным интервалом была прима, когда два голоса звучат в унисон. Она символически соответствует соединению. Затем были освоены квинта (трин) и октава (оппозиция), кварта (квадратура) и существенно позже — большая терция, основа мажорного трезвучия (секстиль). Терция довольно долго считалась диссонирующим созвучием! Консонансы рассматривались как светлое начало, часть мировой гармонии, а диссонансы — как напряжение, требующее разрешения. А остро, напряженно звучащий интервал тритон вообще заслужил название «дьявольского интервала».

Вероятно, примерно в том же порядке осознавались и аспекты. Напомню, что любой интервал, как и любой аспект, может быть выражен дробным числом. Осознание интервалов и аспектов означало увеличение допустимого значения знаменателя этой дроби.

Любой диссонанс требовал действия. Он мог привести либо к более сильному диссонансу, либо к разрешению — переходу в консонанс. В музыке чередовались моменты напряжения и расслабления. Постепенно музыка обретала форму. Музыкальное произведение отражало представление о развитии мира, о большом цикле, имеющем начало, кульминацию и развязку. Начальное равновесие постепенно омрачалось диссонансами, напряжение шло к кульминации и затем достигало разрешения в предустановленной гармонии.

Вначале музыка была одноголосной. Ее основой была народная песня и танец, церковный хорал. Мелодия первых песен кружилась на небольшом расстоянии от основного тона, все ее звуки тяготели к нему. Постепенно развивалась система тяготений между несколькими звуками, зафиксированная в ладе. Лад — обобщение множества мелодий определенного характера.

Ладов было немалое количество, существовали лады для грустных и веселых, лирических и боевых песен. В европейской музыке большинство ладов состоит из семи тонов. Проиграв лад снизу вверх и обратно, вы получали определенный эмоциональный заряд. В ХХ веке им на смену пришли 12-тоновые лады, не имевшие опоры в бытовой музыке и массовой музыкальной культуре. Профессиональная музыка «оторвалась от народа».

Важно понять, что лад — не просто обобщенная мелодия, но система тяготений со своей иерархией.

Все звуки лада тяготеют к его основному тону — тонике. Тоника организует лад, как Солнце — солнечную систему. По-видимому, не случайно европейские лады были именно семизвучными (семь планет).

Вторым важнейшим тоном лада постепенно стала доминанта (отстоит от тоники на квинту вверх: в до-мажоре тоника — звук до, а доминанта — звук соль). Доминанта вбирает в себя все тяготение лада к его центру, ее стремление к тонике — наиболее выраженное. Доминанту можно сравнить с Луной.

Тоника окружена с двух сторон так называемыми вводными тонами (ноты си и ре). Они стремятся влиться в тонику, тяготеют к ней. Это Меркурий (нижний вводный) и Венера (верхний вводный тон).

Сама же тоника является доминантой для ноты фа, расположенной от нее на квинту вниз (и на кварту вверх) и стремится к ней. Поскольку нота фа расположена на одну ступень лада ниже, чем соль (доминанта лада), она называется субдоминантой. Переход тоники в субдоминанту требует определенного усилия, преодоления инерции, это скачок вверх на кварту, с которого начинаются многие гимны (например, Гимн России, Интернационал, Марсельеза). Скачок тоники в субдоминанту — марсианское действие. Поэтому субдоминанту (фа, цель тоники) можно сравнить с Марсом.

Юпитер в этой модели соответствует интервалу сексты (до-ля), в которой действительно есть стремление к широкому охвату, а Сатурн — терции (до-ми) и, вероятно, октаве, поскольку именно терция определяет внутреннюю структуру лада (будет ли это мажор или минор), а октава — ограничивает лад извне.

До Ре Ми Фа Соль Ля Си До
Su   Ve   Sa   Ma   Mo   Ju   Me   Su

Трезвучие, определяющий аккорд лада, основа его индивидуальной неповторимости, состоит из нот до-ми-соль, или Солнце-Сатурн-Луна. Сатурн «держит» трезвучие, определяет его своеобразие. Чтобы понять, какая это тональность (то есть узнать ее тонику) и мажор это или минор (то есть узнать ее терцию), достаточно двух нот: до-ми в мажоре или до-ми-бемоль в миноре. Трезвучие — простейшая внутриладовая система. Такова же простейшая система в астрологии*.

* Трехпланетной астрологии посвятил книгу Д.Радьяр. С простейшей системой из трех элементов трехпланетную астрологию связал В.В.Г. Он же кратко, но емко сформулировал основные принципы и наметил направления развития трехпланетной астрологии (см. В.В.Г. «Фрагменты астрологии», М.: «Мир Урании», 2004. — с. 410). Н.Тиль называет «аккордом» гороскопа Солнце, Луну и Асцендент.

До Ми Соль
Su   Sa   Mo

После того, как мелодия достигла субдоминанты (фа), она естественно «переливается через край» в доминанту (соль), которая тяготеет снова к тонике. Таким образом, у нас получается некий событийный и эмоциональный ряд, зашифрованный в самой ходовой, основополагающей формуле европейской музыки — тоника-субдоминанта-доминанта-тоника или (в до-мажоре) до-фа-соль-до, или Солнце-Марс-Луна-Солнце: индивидуальность — действие — напряжение/тяготение — разрешение. Мужчина становится воином (или действует, работает), встречает женщину и порождает нового мужчину. Вот какой архетип лежит в основе европейской музыки: отец/действие, мать и сын.

До Фа Соль До
Su   Ma   Mo   Su

Оказывается, даже самая сложная и разработанная форма европейской музыки — сонатная — имеет в основе этот барельефный солярный архетип «Я — моя воля — мое стремление к продолжению себя (мое самоотрицание, моя внутренняя сторона, анима, душа, моя основная потребность) — новый Я». В предельном напряжении старое Я преобразуется и порождает свое диалектическое отрицание. В этом архетипе закодировано стремление к вечному существованию индивидуальности — а поскольку это невозможно, то к выпуклому, скульптурному результату жизни как целого. Изваять судьбу как «памятник нерукотворный» — античная идея. Вспомним Ахилла. Мать раскрывает ему два варианта судьбы: либо он проживет долгую жизнь, либо погибнет под стенами Трои, но обретет бессмертную славу. Ахилл выбирает второй путь.

А еще глубже в основе этого архетипа «импульс-кульминация-разрядка» — отражение жизни биологического существа вообще и ее основа, акт оргазма, направленный на продолжение рода через смерть индивида.