Алексей Агафонов
Музыка, астрология и солярный миф
Аспекты и музыкальные интервалы сравнивал еще Пифагор. Аспект получаем, разделив окружность Зодиака по определенным правилам. Интервал получаем, укорачивая струну: чем струна короче, тем звук выше. Сама звучащая струна — это основной, нижний звук интервала. Деля струну на части, можно получать звуки различной высоты, находящиеся с начальным звуком в том или ином музыкальном интервале. Например, 1/2 струны дает октаву к начальному звуку. 1/2 Зодиака дает оппозицию. Таким образом, октаву можно символически сравнить с оппозицией: нота встречает своего «двойника» на октаву выше.
В музыке октава называется первой гармоникой основного тона. Однако Дж.Эдди, автор сенсационной для западноевропейских астрологов книги «Гармоники в астрологии», предложил называть астрологические гармоники в соответствии с числом знаменателя. Поэтому оппозиция — аспект второй гармоники, трин (1/3) — третьей и т.д.
Каждый астрологический аспект можно представить как созвучие двух тонов, двух голосов. Гармоничные аспекты соответствуют консонансам (мягко, слитно звучащим интервалам). Негармоничные аспекты — диссонансам (напряженным, жестким интервалам). Чем выше номер гармоники аспекта, тем более диссонирован соответствующий ему интервал. До некоторого предела (как и в музыке) мы ощущаем обострение этой диссонантности, можем эмоционально откликнуться на интервал (воплотить в жизнь идею аспекта или хотя бы отреагировать на него). Затем (при высоких гармониках) ни узнать интервал, ни как-либо отреагировать на него мы уже не можем*.
* Аналогия между интервалами и аспектами традиционна. Аналогия между минорными аспектами и диссонирующими интервалами и мысль о том, что развитие человеческой восприимчивости отражено в параллельном освоении аспектов и интервалов все более высоких гармоник, принадлежат В.В.Г.
Человеческий слух осваивал интервалы постепенно. Первым освоенным интервалом была прима, когда два голоса звучат в унисон. Она символически соответствует соединению. Затем были освоены квинта (трин) и октава (оппозиция), кварта (квадратура) и существенно позже — большая терция, основа мажорного трезвучия (секстиль). Терция довольно долго считалась диссонирующим созвучием! Консонансы рассматривались как светлое начало, часть мировой гармонии, а диссонансы — как напряжение, требующее разрешения. А остро, напряженно звучащий интервал тритон вообще заслужил название «дьявольского интервала».
Вероятно, примерно в том же порядке осознавались и аспекты. Напомню, что любой интервал, как и любой аспект, может быть выражен дробным числом. Осознание интервалов и аспектов означало увеличение допустимого значения знаменателя этой дроби.
Любой диссонанс требовал действия. Он мог привести либо к более сильному диссонансу, либо к разрешению — переходу в консонанс. В музыке чередовались моменты напряжения и расслабления. Постепенно музыка обретала форму. Музыкальное произведение отражало представление о развитии мира, о большом цикле, имеющем начало, кульминацию и развязку. Начальное равновесие постепенно омрачалось диссонансами, напряжение шло к кульминации и затем достигало разрешения в предустановленной гармонии.
Вначале музыка была одноголосной. Ее основой была народная песня и танец, церковный хорал. Мелодия первых песен кружилась на небольшом расстоянии от основного тона, все ее звуки тяготели к нему. Постепенно развивалась система тяготений между несколькими звуками, зафиксированная в ладе. Лад — обобщение множества мелодий определенного характера.
Ладов было немалое количество, существовали лады для грустных и веселых, лирических и боевых песен. В европейской музыке большинство ладов состоит из семи тонов. Проиграв лад снизу вверх и обратно, вы получали определенный эмоциональный заряд. В ХХ веке им на смену пришли 12-тоновые лады, не имевшие опоры в бытовой музыке и массовой музыкальной культуре. Профессиональная музыка «оторвалась от народа».
Важно понять, что лад — не просто обобщенная мелодия, но система тяготений со своей иерархией.
Все звуки лада тяготеют к его основному тону — тонике. Тоника организует лад, как Солнце — солнечную систему. По-видимому, не случайно европейские лады были именно семизвучными (семь планет).
Вторым важнейшим тоном лада постепенно стала доминанта (отстоит от тоники на квинту вверх: в до-мажоре тоника — звук до, а доминанта — звук соль). Доминанта вбирает в себя все тяготение лада к его центру, ее стремление к тонике — наиболее выраженное. Доминанту можно сравнить с Луной.
Тоника окружена с двух сторон так называемыми вводными тонами (ноты си и ре). Они стремятся влиться в тонику, тяготеют к ней. Это Меркурий (нижний вводный) и Венера (верхний вводный тон).
Сама же тоника является доминантой для ноты фа, расположенной от нее на квинту вниз (и на кварту вверх) и стремится к ней. Поскольку нота фа расположена на одну ступень лада ниже, чем соль (доминанта лада), она называется субдоминантой. Переход тоники в субдоминанту требует определенного усилия, преодоления инерции, это скачок вверх на кварту, с которого начинаются многие гимны (например, Гимн России, Интернационал, Марсельеза). Скачок тоники в субдоминанту — марсианское действие. Поэтому субдоминанту (фа, цель тоники) можно сравнить с Марсом.
Юпитер в этой модели соответствует интервалу сексты (до-ля), в которой действительно есть стремление к широкому охвату, а Сатурн — терции (до-ми) и, вероятно, октаве, поскольку именно терция определяет внутреннюю структуру лада (будет ли это мажор или минор), а октава — ограничивает лад извне.
До | — | Ре | — | Ми | — | Фа | — | Соль | — | Ля | — | Си | — | До |
Su | Ve | Sa | Ma | Mo | Ju | Me | Su |
Трезвучие, определяющий аккорд лада, основа его индивидуальной неповторимости, состоит из нот до-ми-соль, или Солнце-Сатурн-Луна. Сатурн «держит» трезвучие, определяет его своеобразие. Чтобы понять, какая это тональность (то есть узнать ее тонику) и мажор это или минор (то есть узнать ее терцию), достаточно двух нот: до-ми в мажоре или до-ми-бемоль в миноре. Трезвучие — простейшая внутриладовая система. Такова же простейшая система в астрологии*.
* Трехпланетной астрологии посвятил книгу Д.Радьяр. С простейшей системой из трех элементов трехпланетную астрологию связал В.В.Г. Он же кратко, но емко сформулировал основные принципы и наметил направления развития трехпланетной астрологии (см. В.В.Г. «Фрагменты астрологии», М.: «Мир Урании», 2004. — с. 410). Н.Тиль называет «аккордом» гороскопа Солнце, Луну и Асцендент.
До | — | Ми | — | Соль |
Su | Sa | Mo |
После того, как мелодия достигла субдоминанты (фа), она естественно «переливается через край» в доминанту (соль), которая тяготеет снова к тонике. Таким образом, у нас получается некий событийный и эмоциональный ряд, зашифрованный в самой ходовой, основополагающей формуле европейской музыки — тоника-субдоминанта-доминанта-тоника или (в до-мажоре) до-фа-соль-до, или Солнце-Марс-Луна-Солнце: индивидуальность — действие — напряжение/тяготение — разрешение. Мужчина становится воином (или действует, работает), встречает женщину и порождает нового мужчину. Вот какой архетип лежит в основе европейской музыки: отец/действие, мать и сын.
До | — | Фа | — | Соль | — | До |
Su | Ma | Mo | Su |
Оказывается, даже самая сложная и разработанная форма европейской музыки — сонатная — имеет в основе этот барельефный солярный архетип «Я — моя воля — мое стремление к продолжению себя (мое самоотрицание, моя внутренняя сторона, анима, душа, моя основная потребность) — новый Я». В предельном напряжении старое Я преобразуется и порождает свое диалектическое отрицание. В этом архетипе закодировано стремление к вечному существованию индивидуальности — а поскольку это невозможно, то к выпуклому, скульптурному результату жизни как целого. Изваять судьбу как «памятник нерукотворный» — античная идея. Вспомним Ахилла. Мать раскрывает ему два варианта судьбы: либо он проживет долгую жизнь, либо погибнет под стенами Трои, но обретет бессмертную славу. Ахилл выбирает второй путь.
А еще глубже в основе этого архетипа «импульс-кульминация-разрядка» — отражение жизни биологического существа вообще и ее основа, акт оргазма, направленный на продолжение рода через смерть индивида.