Болен Джин
Алхимическая богиня
Перевод с английского Наталии Ермильченко*
Джин Шинода Болен — психотерапевт с очень творческим noqxoqoм к лечению пациентов. Она уже рассказывала читателям «Урании» о том, как использует в своей терапевтической практике гексаграммы «И Цзин». (N1 за 1995 год). В книге «Богини в каждой женщине» Э.Ш.Болен oобъединяет психологию и древнегреческую мифологию. Каждая из олимпийских богинь (Афина, Артемuдa, Гестия, Деметра, Гера, Персефона, Афродита) с историей своего происхождения, со своими характеристиками, со своим мифом являет архетип, который в той или иной степени представлен в женской психике.
Конечно же, для этого номера мы выбрали главу, посвященную Афpoдите.
Афродиту, богиню любви и красоты, я отношу к особой категории богинь — алхимической, поскольку это подходящее название для той магической трансформирующей силы, которая присуща ей одной. В греческой мифологии внушающее благоговейный страх присутствие Афродиты заставляло смертных и богов (за исключением трех богинь-девственниц) влюбляться и давать начало новой жизни. По просьбе Пигмалиона она превратила статую в живую женщину (Афина, наоборот, обращала людей в камни). Афродита — вдохновительница поэтов и ораторов; она символизирует трансформирующую и созидательную силу любви.
Хотя Афродита и разделяет некоторые свойства, присущие двум другим категориям богинь (богиням-девственницам: Артемиде, Афине, Гестии (Весте) и «ранимым» богиням: Гере, Деметре и Персефоне), по сути своей она отличается от обеих. Для Афродиты важны отношения, но не как долгосрочные обязательства по отношению к другим людям, что характерно для «ранимых» богинь. Она стремится переживать их во всей полноте и генерировать жизнь. Этот архетип может проявляться как физическая связь или как процесс творчества. Устремления Афродиты отличаются от устремлений богинь-девственниц, но, подобно им, она может сосредоточиться на том, что значимо для нее лично; никто не в состоянии отвратить ее от цели. Ценности Афродиты носят исключительно субъективный характер и не измеряются ни достижениями, ни признанием, и в этом она, как это ни парадоксально, больше всего напоминает интровертную Гестию (Весту), которая внешне представляется полной ее противоположностью.
Всё и все, кого наделяет красотой Афродита, становятся неотразимыми. Возникает магнетическая притягательность, некая «химическая реакция» между двумя людьми, и союз становится их единственным желанием. Тяга друг к другу, стемление сблизиться или «познать» (библейский термин) друг друга оказываются сильнее их. Хотя тяга эта может иметь чисто сексуальный характер, сам импульс обычно глубже, природа его психологическая и духовная. Афродита пробуждает желание познавать и быть познанным. Если это желание приводит к физической близости, следствием могут быть зачатие и начало новой жизни. Если же это еще и союз ума, сердца или духа, он дает рост в психологической, эмоциональной или духовной сферах.
Влияние Афродиты на отношения может придать им не только романтическую или сексуальную окраску. Платоническая любовь, союз душ, глубокие дружеские чувства, взаимопонимание и эмпатия — все это проявления любви. Там, где идет рост, расширяется кругозор, развивается потенциал, разгорается искра творчества — будь то результат наставления, консультации, родительского воспитания, руководства, обучения, редактирования, психоанализа и психотерапии, — там Афродита, воздействующая на обоих людей, вовлеченных в процесс.
Качество сознания: «свет рампы»
С Афродитой связано уникальное качество сознания. Богини-девственницы представляют сфокусированное сознание, они являют собой архетипы, дающие возможность женщинам сконцентрироваться на том, что с ними происходит. Восприимчивость «ранимых» богинь может быть приравнена к «рассеянным чувствам». Афродите присуще собственное качество сознания, которое я называю сознанием Афродиты. Оно сфокусированное, но восприимчивое; такое сознание и наблюдает за объектом, и одновременно испытывает его воздействие.
Сознание Афродиты более сфокусированно и напряженно, чем «рассеянное сознание» «ранимых» богинь. Но ему свойственны большие восприимчивость и внимание по отношению к тому, на что оно направлено, чем сфокусированно-му сознанию богинь-девственниц. Таким образом, его нельзя сравнить ни с лампой в гостиной, освещающей участок комнаты теплым мягким светом, ни с лазерным лучом. По-моему, сознание Афродиты аналогично свету театральной сцены. То, что мы помещаем в свет рампы, усиливает, драматизирует или преувеличивает воздействие опыта, получаемого нами. Мы реагируем на то, что видим и слышим. Это особое освещение обостряет наши эмоции, когда мы слушаем симфонию, усиливает впечатление от игры актеров или слов оратора; как отклик на то, что мы видим и слышим, пробуждаются чувства, воспоминания,образы. Тех же, кто на сцене, в свою очередь могут вдохновлять аудитория, ощущение поддержки, идущей из зала.
Все, что находится в «свете рампы», поглощает наше внимание. То, что мы видим, притягивает взор само, без всяких усилий с нашей стороны, мы расслаблены в своей сосредоточенности. Что бы мы ни видели в золотом свете сознания Афродиты, все становится захватывающим: лицо или характер человека, идея относительно природы Вселенной либо полупрозрачность и форма фарфоровой вазы.
Каждый, кто влюбляется в человека, место, идею, предмет, воспринимает его сознанием Афродиты. Но далеко не каждый, кто использует это качество сознания, влюблен. «Влюбленное» внимание к другому человеку характерно для женщин, олицетворяющих архетип Афродиты, и это — естественный способ общения и получения информации для многих женщин (и мужчин), которые любят людей и сосредоточивают на них все свое внимание.
Женщина или мужчина этого типа смотрят на людей так, как знаток вин на новый сорт, с удовольствием открывая для себя его свойства. Она (или он) подносит бокал к свету, подмечая цвет и прозрачность вина, вдыхает его аромат, не спеша делает глоток, оценивая вкус, и даже наслаждается «послевкусием». Но не стоит думать, будто «любящее внимание» и интерес к вину означают, что это самое вино какое-то особое, ценное, да и вообще хоть сколько-то ей (ему) понравилось.
Люди часто совершают эту ошибку, реагируя на женщину, использующую сознание Афродиты.
Греясь в лучах ее внимания, они чувствуют себя привлекательными и интересными, поскольку она активно вызывает их на разговор и отвечает поощрительно и с любовью (а не оценивающе и критически). Она мгновенно и искренне «включается» в то, что ей интересно, —таков стиль ее поведения. Другой человек может быть зачарован — ив веден в заблуждение, если ее способ взаимодействия создает впечатление, что она увлечена им, хотя на деле это не так.
Сознание Афродиты, творчество и общение
Я приблизилась к открытию сознания Афродиты, заметив, что ни сфокусированное сознание, ни «рассеянные чувства» не описывают того, что я делаю, работая в качестве психотерапевта. Сравнивая свои записи с опытом художников и писателей, я пришла к выводу, что в творческой работе задействован некий третий вариант, который я называла сознанием Афродиты.
Я обратила внимание на то, что во время терапевтического сеанса одновременно идут несколько процессов. Я поглощена рассказом пациента, которому отдано мое восторженное внимание и сострадание. В то же время мой ум активен и настроен на то, что я слышу. Вспоминается то, что я уже знаю об этом человеке: недавний сон, информация о семье, какой-то случай, бывший с ним, текущие события в его жизни, которые могут оказаться значимыми. Иногда возникает образ, приходит на ум метафора. Или во мне рождается эмоциональный отклик на информацию либо на то, как она изложена. Мой ум активно работает, стимулируемый интересом к другому, но работает в воспринимающем режиме.
Если двое заняты трансформирующей работой, между ними возникает эмоциональное поле, достаточно мощное, чтобы влиять на нас обоих. Как заметил Юнг, психоанализ включает целостность обеих личностей. «Встреча двух личностей подобна смешению разных химических веществ: при любом сочетании оба изменяются».
В ходе терапевтической практики я поняла, что в дополнение к восприимчивому, готовому к взаимодействию сознанию Афродиты мне приходится держать оптимальную эмоциональную дистанцию. Если я даю волю чувствам или слишком отождествляю себя с пациентом, мне не хватает необходимой объективности. Если я чересчур отдаляюсь и недостаточно люблю пациента, то теряю столь необходимую эмпатическую связь, без которой не хватает трансформирующей энергии, чтобы вызвать глубокие изменения. Подобно самой Афродите, которой свойственны неуязвимость богини-девственницы и вовлеченность»ранимой» богини, сознание Афродиты обладает только ему присущими свойствами.
Сознание Афродиты присуще любой творческой работе, в том числе той, что делается в одиночестве. Тогда отношения, диалог имеют место между человеком и его работой, и это дает начало чему-то новому. Понаблюдайте за живописцем, увлеченным красками и холстом. Здесь имеет место глубокое взаимодействие: художник внимателен к тому, что делают его кисти и краски, и реагирует на них; он активно начинает, выбирая цветовые оттенки, делая смелые штрихи, потом, глядя на то, что получилось, откликается. Это взаимодействие — спонтанность в сочетании с мастерством.
Более того, сосредоточиваясь на одной детали, художник при этом держит в уме целый холст. Время от времени он делает шаг назад, чтобы взглянуть как бы со стороны на работу, в которую субъективно вовлечен. Он поглощен работой — и в то же время в какой-то степени отстранен.
Как позитивное общение, так и творческий процесс представляют собой взаимодействие. Беседа, например, может быть банальной, незначительной, неприятной — а может быть своего рода искусством, спонтанной, волнующей, чудесной, как талантливая джазовая импровизация. И тогда собеседники переживают состояние сознания Афродиты, которое создает энергетическое поле либо поддержку для общения или творчества. Во что выльется мелодия, как будет развиваться беседа — невозможно ни понять вначале, ни запланировать заранее. Главный элемент творчества и общения — открытие, рождение чего-то нового.
Там, где присутствует сознание Афродиты, высвобождается энергия: влюбленные светятся счастьем и полны энтузиазма, беседа искрится, стимулируя мысли и чувства. Когда происходит настоящая встреча двух людей, знакомство прибавляет обоим энергии и жизненной силы независимо от темы их общения, которая может быть очень болезненной, если речь идет, скажем, о психотерапевтической консультации. Работа вдохновляет, а не истощает. Целиком занятые другим человеком или своим делом, мы не замечаем времени
— свойство, в равной степени присущее Афродите и Гестии.
Носители Мечты
Для того чтобы мечта осуществилась, надо ее иметь, верить в нее и работать ради ее реализации. Часто бывает очень важно, чтобы другой, значимый человек верил в возможность осуществления Мечты: этот человек — носитель Мечты, и вера его может иметь решающее значение. Даниэл Левинсон в книге «Времена года в человеческой жизни» описывает роль «особой женщины» в жизни молодого человека, вступающего во взрослый мир. Левинсон пишет, что эта женщина имеет особое отношение к реализации Мечты молодого человека. Она помогает ему оформить и пережить эту Мечту. Она разделяет ее, верит в молодого человека как героя Мечты, благословляет ее, сопутствует ему в его странствии и обеспечивает приют, где его устремления могут быть поняты, а надежды поддержаны.
Эта особая женщина сходна с описанием гетеры, данным Тони Вульф (так древние греки называли куртизанку, прекрасно воспитанную, образованную и вызывающе свободную для тех дней женщину), а также имеет некоторые общие черты с японской гейшей
— типом женщин, чьи отношения с мужчиной носят как эротический, так и дружеский характер. Она может быть его la femme in-spiratrice или музой. Вульф пишет, что гетера обогащает творческие способности мужчины и помогает ему в творчестве. Тони Вульф, юнговский аналитик, в прошлом пациентка Юнга, была его коллегой и, по слухам, любовницей. Она сама могла быть «особой женщиной» Юнга, гетерой, вдохновительницей его теории.
Иногда такая женщина обладает даром привлекать нескольких мужчин, которые видят ее в особой роли; она способна разглядеть в них талант, поверить в их мечты, вдохновлять на пути к цели. Лу Саломи Андреас, например, была той особой женщиной, музой, коллегой и возлюбленной целого ряда известных творческих личностей, в том числе Рильке, Ницше и Фрейда.
Женщинам, как и мужчинам, необходимо поверить в возможность осуществления своей Мечты, и они также нуждаются в человеке, который увидел бы на их Мечту в дающем рост состоянии сознания Афродиты. Многие недоумевают, отчего среди женщин так мало известных художников, политических лидеров, музыкантов или крупных философов. Быть может, одна из причин кроется в отсутствии носителей Мечты. Женщины пестуют Мечту ради мужчин, но мужчины в большинстве своем не платят им тем же.
Эффект Пигмалиона
Мне кажется, носитель Мечты (врач, наставник, учитель, родитель), с легкой руки которого расцветают таланты, вызывает то, что психолог-исследователь Роберт Розенталь назвал эффектом Пигмалиона. Этот термин описывает силу позитивных ожиданий по отношению к поведению других людей. Он получил название в честь Пигмалиона, который влюбился в им же созданную скульптуру совершенной женщины. Афродита превратила статую в живую женщину по имени Галатея.
Розенталь обнаружил, что ученики живут согласно ожиданиям своего учителя. Он наблюдал за школьниками из гетто, чья успеваемость становилась тем хуже, чем дольше они учились. Их учителя были убеждены, что дети не способны учиться. Розенталь разработал исследовательский проект, имевший целью определить, что первично: ожидание или исполнение. Он пришел к выводу, что наши ожидания сильно влияют на других, о чем мы часто забываем.
Эффект Пигмалиона имеет отношение к моим размышлениям об алхимии Афродиты. В средневековой Европе алхимия представляла собой и физический процесс, в ходе которого смешивались вещества, дабы исходный материал превращался в золото, и эзотерическую психологическую практику, направленную на трансформацию личности алхимика. Мы переживаем алхимию Афродиты, испытывая тягу к другому и влюбляясь; мы чувствуем ее, когда нас захватывает ее трансформирующая сила и творчество; мы узнаем ее, оценивая свою способность делать прекрасным и ценным все, на что направлено наше внимание, потому что оно окрашено нашей любовью. Все ординарное и неразвитое — исходный материал повседневной жизни, который творческое, алхимическое влияние Афродиты может превратить в «золото» — точно так же, как любовь превратила в реальную живую женщину изваянную Пигмалионом статую Галатеи.
АРХЕТИП АФРОДИТЫ
Архетип Афродиты управляет тем, насколько женщина способна наслаждаться любовью, красотой и чувственностью. Афродита побуждает женщин как заниматься творчеством, так и производить на свет потомство.
Возлюбленная
Каждая женщина, влюбляясь в кого-то, кто влюблен в нее, олицетворяет в этот момент архетип Афродиты. Превратившись на время из простой смертной в богиню любви, она чувствует себя привлекательной и чувственной — архетипической возлюбленной.
Когда архетип Афродиты доминирует в личности женщины, она влюбляется легко и часто. Она обладает тем, что называют sex appeal — сексуальной привлекательностью. Ей присущ некий магнетизм, притягивающий других в насыщенное эротикой поле, усиливающее чувственность. «Напряжение» растет, и оба человека, которых тянет друг к другу, ощущают полноту жизни.
В иудейско-христианской, мусульманской и других патриархальных культурах, подавляющих женскую чувственность, женщина типа Афродиты-возлюбленной считается соблазнительницей или особой легкого поведения. Соответственно этот архетип, будучи проявленным, может противопоставить женщину нормам морали. Женщины типа Афродиты могут быть изгнаны обществом. Например, актриса Ингрид Бергман была осуждена общественным мнением и вынуждена уехать из-за своего романа и последующего брака с итальянским режиссером Роберто Росселини. В библейские времена таких женщин забрасывали камнями, а в современных мусульманских странах и по сей день приговаривают к смерти.
Влюбленность
Когда два человека влюблены друг в друга, каждый видит другого в особом, обладающем эффектом преувеличения золотом свете Афродиты, и красота другого влечет его. В этом есть что-то магическое, вызывающее состояние очарованности. Каждый чувствует себя богоподобным, особенным, более прекрасным, чем в обычное время. Энергетическое поле между людьми приобретает высокий эмоциональный накал, в нем возникают эротические «токи», что в свою очередь создает магнетическую взаимную тягу. В «золотом» пространстве, окружающем двоих, обостряется чувственное восприятие: музыка слышится яснее, запахи становятся отчетливее, вкус, прикосновение другого ощущаются сильнее.
Но если женщина влюбляется безответно, она чувствует себя во власти неутоленного и невостребованного желания. Ее периодически притягивает к любимому, и периодически она получает отпор. Интенсивность жизни, которая хороша при разделенной любви, теперь только усиливает боль.
Активация Афродиты
Подобно тому как в мифологии существуют две версии относительно рождения Афродиты, есть и два пути появления в сознании этого архетипа.
Первый — драматическая инициация, когда Афродита внезапно, в полный рост, грозно, как некая властная данность, встает из вод бессознательного. Когда сексуальность подобна инстинктивной реакции и никак не связана с любовью или просто расположением к мужчине, который ее вызвал, — это сексуальность, оторванная от эмоциональной близости, и метафорически ее отражает версия Гесиода о рождении Афродиты из моря.
Многие женщины рассказывают на психотерапевтических сеансах об ошеломляющем воздействии неожиданного первого чувственного отклика: «Меня переполняло желание, я даже не подозревала, что способна испытать подобное. Это было и чудесно и жутко». Многие молодые женщины, испытавшие на себе силу Афродиты, с этого момента стремятся к интимной близости. Другие, осознав, что произошло, избегают разоблачения.
Второй способ оживления архетипа — отношения. Этот способ можно сравнить с традиционной версией рождения и взросления Афродиты в качестве дочери Зевса и морской нимфы Дионы. Постепенный рост доверия и любви, постепенное снижение запретов предшествуют пробуждению или «рождению» Афродиты.
Инстинкт продолжения рода
Афродита представляет стремление к продолжению рода. Будучи архетипом, связанным с половым влечением и силой страсти, Афродита способна заставить женщину беспрерывно рожать, если та не признает контроля над рождаемостью.
В отличие от женщины, находящейся под влиянием Деметры, которой секс нужен для того, чтобы иметь ребенка, женщина с доминирующим архетипом Афродиты имеет ребенка как результат влечения к мужчине, влечения к чувственному или романтическому опыту.
Творчество
Афродита являет мощную силу, ведущую к переменам. При ее участии происходят встреча, союз, оплодотворение, вынашивание и рождение новой жизни. Если эти процессы имеют место только на физическом уровне, они ведут к зачатию ребенка. Но и в любом другом творческом процессе последовательность та же: встреча, союз, оплодотворение, вынашивание, появление чего-то нового. Результат творчества может быть столь же абстрактен, как и вдохновенный союз двух идей, давший в конечном счете жизнь новой теории.
Творческая работа предполагает интенсивное и страстное включение — почти так же, как с любимым человеком, поскольку один (художник) взаимодействует с другим, дабы возникло нечто новое. Этим другим могут быть живопись, танец, сочинение музыки, скульптура, поэзия, новая теория или изобретение, то, что на время очаровывает и занимает внимание. Для многих людей творчество еще и чувственный процесс: это сенсорный опыт мгновения, включающий прикосновение, звук, воображение, движение, а иногда и запах, и вкус. Художник поглощен процессом творчества, как влюбленный, его чувства обострены, чувственные впечатления поступают к нему по разным каналам. Самые различные ощущения могут переплестись в ходе работы над зрительным образом, фразой, танцевальным движением, чтобы дать результат.
Так же как Афродита-возлюбленная может пережить много романов, Афродита как творческая сила может вовлекать человека в один творческий проект за другим. Как только завершен один, возникает следующий и овладевает ее вниманием.
Культивирование архетипа Афродиты
Афродита представляет собой архетип, который в наибольшей степени вовлечен в чувственный или сенсорный опыт. Таким образом, культивируя в себе остроту восприятия, умение уловить момент, человек приглашает к сотрудничеству Афродиту. Возлюбленные естественным образом настроены друг на друга: на вкусы, запах, красоту другого; музыка и тактильный контакт усиливают их удовольствие от общения.
Чувство вины и критическое отношение мешают наслаждаться как любовью, так и искусством. Препятствия возникают, когда люди ставят себе запрет на удовольствие, игру и другие «непродуктивные» занятия, равно как и на секс. Многие считают стремление к любви и красоте в лучшем случае легкомысленным, а в худшем — грешным. Например, архетипы Артемиды и Афины сосредоточены на достижении цели, отвращая женщин, в сознании которых они доминируют, от умения радоваться мгновению. Афродита часто угрожает ценностям Деметры и Геры — моногамии и материнству, в результате чего последние ее осуждают. И, наконец, интроверсия архетипов Персефоны и Гестии делает женщин менее чуткими к внешним соблазнам.
Признавая ценность Афродиты и желая развить в себе этот аспект, женщины предпринимают важнейший ментальный шаг для активизации этого архетипа. Затем им необходимо обеспечить Афродите время и возможность развиваться. Супружеской паре следует проводить отпуск без детей, чтобы можно было расслабиться, насладиться друг другом.
Интерес к живописи, поэзии, танцу или музыке служит той же цели на эстетическом уровне. Можно научиться с головой погружаться в зрительный, слуховой или иной опыт. Если человек чем-то увлечен, может получиться взаимодействие между ним и эстетическим посредником, а в результате, возможно, возникнет нечто новое.
*Из книги «Богини в каждой женщине». Bolen J. Goddesses in Everywoman. N.Y.: Harper Collins Books, 1971.
Источник: Урания №2-96