Боке Клаудио Ж.

Астрология пути апостола Иакова

 

ПУТЬ С ВОСТОКА НА ЗАПАД

В тот день, когда нам впервые показали Млечный путь в вышине звездной ночи, родилась мысль о том, что путь, берущий начало на земле, продолжается на небе.

Параллельный путь родился тысячелетия назад, хотя его следов почти не сохранилось. Попытки истории доказать, что путь этот зародился только в средние века, лишь подтверждают наличие его длительной предшествующей жизни, и позволяют нам продолжить путь до наших дней и сориентировать его в будущее.

Миф об останках апостола Иакова и пути Сантьяго вобрал в себя кельтские, эллинские и восточные традиции, а сам путь, отмеченный следами бесчисленных паломников, превращается в Грааль различных культур и традиций. Еще до нашей эры кельтские народы предприняли массовое паломничество-эмиграцию из сердца Европы к местам своего окончательного расселения в западных пределах мира, в направлении Островов Блаженных. Там же были установлены ритуальные маршруты к различным «финистеррам» (точкам на краю света) в Ирландии, Британии, Бретани и Галисии, отмеченные вехами докельтских мегалитов, которые сопровождали Солнце на его пути к последнему пристанищу. Неразумная политика Рима стирала древние начертания, которые в результате опустошения после нашествия германских племен, были преданы забвению. Спячка, о которой пророчествовал Мерлин, проявилась в ожидании более подходящих времен для возрождения.

Первые признаки пробуждения появились с началом освоения Европой наследия, сохраненного Ирландией, а также с нарастанием в Средиземноморье исламской революции, приведшей к долгожданному культурному и духовному Ренессансу. Восстановление одного из древнейших паломнических путей стало ответом на существование аналогичного мусульманского пути и было построено на легенде о нахождении могилы Иакова Старшего, «Сына Грома».

Хроники и дневники пилигримов свидетельствуют, что благочестие было основным импульсом странствия на запад. Но наряду с благочестивыми побуждениями здесь присутствовала и жажда познания. Кто-то отправлялся в путь, чтобы выполнить данный обет или искупить прегрешения, но уже в XIV веке многие пускались в дорогу, отождествляя идею паломничества с возможностью познания мира.

Странник, отправляющийся к Финистерре сегодня, даже интуитивно ощущая благочестие и жажду познания, обычно не очень-то представляет себе, зачем он двинулся в путь. Он лишь понимает, что им движет мощный сердечный, а не рациональный порыв. Постепенно, с каждым шагом его жизненные процессы замедляются, настраиваясь на ритм переступающих ног. Одновременно появляется большая открытость, нарастает способность наблюдать жизнь «снаружи». Преодолевая путь, пилигрим узнает о себе, о других, о духовной реальности гораздо больше, чем до начала путешествия. Он также может испытать полный процесс «смерти и возрождения», трансформации, обрести познание, способствующее росту любви к жизни.

Подобное происходило и происходит с большинством паломников. Интерес к испанскому Финистерру возобновляется с новой силой на пороге грядущего тысячелетия и одновременно приобретают все большее значение маршруты, параллельные основному. С одной стороны, движение по теллурической линии позволяет за минимальный срок (который может расшириться до бесконечности) совершить полный пеший переход: сорок дней — срок, за который Ноев Ковчег из альтернативных маршрутов главным стал так называемый Еврейский путь, которым пользовались в частности иудеи и мусульмане и в целом иноверцы. Он проходил параллельно Французскому (в пятидесяти- шестидесяти километрах к северу), совпадая с ним на некоторых начальных и конечных участках (Хака- Логроньо, Леон-Понферрада-Портомарин). Как и на старых кельтских дорогах; усеянных «Matres», изображения Черной Девы постоянно встречаются вдоль всего пути, указывая на перекрестки теллурических пластов и наиболее энергетические точки. Путь этот проходит через разные вехи: реки и ущелья, людей и пейзажи, дни и ночи, он преодолевается шаг за шагом, и оценивать его можно в каждой фазе, на каждом этапе (от каждого шага до целого). Это три, пять, семь, двенадцать частей Великой Работы (которая, кстати, у алхимиков иногда именовалась «Путь Сантьяго»); каждый из градусов зодиакального круга, его знаки, квадранты и полушария.

Из трех фаз начальная — это физическая аскеза (аскеза для одних, труд для других), имеющая целью личную настройку на природные ритмы (то есть восстановление утерянного ритма), а также преодоление материальных условностей и обстоятельств; это процесс познания, освоения и покорения собственной природы. Вторым, промежуточным этапом становится специфический процесс регенерации. Подчинение воли должно распространиться на эго и саму жизнь, в условиях умственной и духовной аскезы (после преодоления физической), при которой дух укрепляется в мысли, что путь нескончаем. Наконец, что-то происходит в зодиакальном промежутке между Леоном и Понферрадой; вершины привлекают сильнее, чем почва, а ритм становится неравномерным, хотя и не в ущерб гармонии, здесь поход продолжается, пока не останавливается «на краю света» и пока взгляду не предстанет «новый мир».

Последний этап — новый начальный этап: вернуться к исходной точке, чтобы завершить полный путь. В действительности нет ни конечной точки, ни точки прибытия или возврата. К ней лежит еще более долгий путь — от рассвета до заката.

ЗОДИАКАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ ПУТИ АПОСТОЛА ИАКОВА

Исследование соответствий и параллелей между зодиакальным и паломническим путем будет проделано с учетом расположения звезд и знаков Зодиака, через вехи старого кельтского пути, выстроенного по Солнцу. Таким образом мы установим базовую двенадцати- этапную модель.

1. ОВЕН, Хат — Лейре

Хака — точка вступления на Путь. Портал собора этого города имеет достаточно коннотаций для начала инициации, а также немало астрологических аллюзий: два льва, стоящие по обе стороны хоругви. Один охраняет человека со змеей в руках; другой расположен на медведе и ящерице; есть также множество явных намеков на «спуск в царство смерти».

В плане астрологических символов очевидны ссылки на Льва и Скорпиона, а также, в меньшей степени, на Овна (медведь, начало пути) и Близнецов (два льва).

Необходимо также учитывать, что эта часть Пиренеев находится под знаками Стрельца и Козерога, в то время как Млечный путь пересекает эклиптику между двенадцатым градусом Стрельца и шестым градусом Козерога, причем на острие стрелы Стрельца находится Галактический центр, являющийся центром происхождения и отправной точкой.

Знак Овна, отмеченный на пиренейском пороге пути, будет еще не раз встречаться на протяжении всего последующего маршрута.

2. ТЕЛЕЦ. Лейре — Пуэнте ла Рейна

В церкви Санта-Мария в городке Сангуэса собрано множество посланий в камне, которые в целом отсылают нас к образам Лабиринта — Космического колеса — Древа Жизни -Страшного суда. Кроме этого, имеется множество значимых деталей: Меркурий представлен в виде кельтского волка: Телец в виде кузнеца; Дева — Рыбы в виде сирены с рыбами в руках и повесившегося Иуды; трио Телец — Рак — Дева в виде (черной) Девы Рокамадорской; Скорпион — восьмиугольного фонаря, в пальцах Вседержителя. Следует упомянуть и о связи этого места со святым Франциском, который во время своего паломничества останавливался в часовне святого Варфоломея: после основания ордена он с двенадцатью монахами отправился на запад в возрасте тридцати трех лет.

3. БЛИЗНЕЦЫ. Пуэнте ла Рейна — Логронъо

На этапе Близнецов встречается наибольшее количество символов. Наиболее явная ссылка на Близнецов видится в слиянии двух основных маршрутов (из Хаки и Ронсваля) в начале этого этапа и раздвоении Еврейского пути в конце его.

Знак Близнецов один из ключевых на Пути Сантьяго. Этот знак является обозначением апостола и символизирует направление маршрута (не следует забывать, что знаки составляют часть оси и большего цикла). С одной стороны. Млечный путь на паломническом пути располагается над осью Стрелец — Близнецы, сориентированной к созвездию Близнецов, Единорога и Псов. Миф о «Сантьяго — Сокрушителе мавров» непосредственно связан с мифом о Диоскурах (Иаков как брат Христа).

В римской Испании культ Кастора и Поллукса сочетается с тем фактом, что Диоскуры также участвовали в битвах, появляясь на белых конях, либо на лошадях-лебедях (гусь), причем их отец Зевс, бог-громовержец (Сантьяго — «Сын Грома»), обратился лебедем, чтобы соблазнить Леду, мать Близнецов.

Крыльцо Славы собора Св.Иакова в Сантьяго

4. РАК. Логроньо-Монтес де Ока (Гусиные горы)

На этапе Рака начинается вторая четверть пути, проходящая через Бургос и Паленсию. На этом длительном отрезке совокупность значительных символов существенно рассеивается и нарастает лишь на следующих этапах.

5. ЛЕВ. Монтес де Ока — Пуэнте Фитеро

На пятом этапе предполагается преодоление физической аскезы и начало процесса регенерации. Внешние и зрительные стимулы сокращаются до минимума, дорога делается длинной и прямой, до самого горизонта, ландшафт становится пустынным и умиротворенным. Центром отрезка является Бургос с его кафедральным собором, в котором внешняя броскость контрастирует со смутностью символов и притягательным магнетизмом места. Странник покидает Бургос в некоторой растерянности, противовесом которой станет следующий крупный город — Леон (оба города являют образ двух противопоставленных львов).

После Бургоса предметом испытания почти целиком становится разум.

6. ДЕВА. Пуэнте Фитеро — Саагун

На этом этапе все меньше значимых вех, все пустыннее пейзаж. На бесконечных прямолинейных отрезках выделяется церковь святого Мартина в Фромисте, изобилующая тревожными и обескураживающими символами. Особую ссылку на данный знак обнаруживаем в одном из наиболее значительных образов Пречистой Девы на протяжении всего пути — в церкви Санта-Мария в Вильясирге, значение которого воспел в своих «Песнях» сам Альфонс Мудрый. Отметим особую значимость черных образов Девы на всем маршруте, особенно на его первых отрезках, что подчеркивает ось Дева — Рыбы, так как самым очевидным ориентиром Рыб является цель паломничества к Сантьяго: земля Галисии и особенно океан.

Это наиболее «пустынный» отрезок пути: однообразные, бесконечные прямые, недосягаемые горизонты. Это фаза трансформации, отрезок, соответствующий ментальному и эмоциональному очищению.

7. ВЕСЫ. Саагун — Леон

В Леоне заканчивается выполнение сложной базовой задачи, отсюда открывается новый мир.

Здесь сходятся Французский и Еврейский пути. В Леоне, городе, имеющем особую эзотерическую репутацию центра мудрости, была создана книга «Зохар», краеугольный камень еврейской каббалы. Кафедральный собор в Леоне может считаться главным готическим храмом не только на пути Сантьяго, но и всей Испании. Это символ равновесия и гармоничных контрастов. Поэтому вполне можно рассматривать его как «Весы» паломнического пути; и действительно после Леона у пилигрима начинается ощутимая переоценка ценностей.

8. СКОРПИОН. Леон — Крус де Ферро (Железный крест)

Город Леон является началом этапа Скорпиона. Здесь уже недалеко до Галисии, области Бьерсо, где имеется еще один полный зодиак (в замке Понферрады). Таким образом, этап Скорпиона можно расценить как промежуточный между двумя зодиаками.

Между Леоном и Понферрадой царит почти полный вакуум в плане значимых символов (хотя в топонимическом плане интересна, например, Долина Безмолвия (Валье дель Силенсио)). Это этап «опустошения», причем первая фаза Скорпиона расценивается как завершение общего процесса опустошения, а вторая фаза — последующее «наполнение», как завершение «спуска на дно» и начало «восхождения к высям».

9. СТРЕЛЕЦ. Крус де Ферро — Себрейро

Стрельцом начинается последняя треть пути. Здесь по-прежнему царит почти полный вакуум символов, но уже начинается Галисия, наблюдается изменение ритма (для пешего путника).

Фокусом стрелецкого огня становится острие стрелы, которую выпускает кентавр (как Галактический центр), направляя ее к дальней цели.

Башни упомянутого замка Понферрады соответствуют двенадцати фазам, соединяя в них знаки и созвездия. Неподалеку находится «Гусиный лабиринт» (Лаберинто де ла Ока), отождествляемый с «путешествием к центру», столь свойственным для паломника.

10. КОЗЕРОГ. Себрейро — Палас де Рей/ Антас де Улья

Этап Козерога начинается с самого крутого подъема на всем протяжении Пути — восхождения к Себрейро. Его вершина — действительно сатурнианское место, имеющее также что-то от Скорпиона и указывающее на Галисию в целом как на последнюю землю перед Концом. На этой вершине также находится Грааль. И кроме того, преодоление вершины открывает доступ к другому миру, иной реальности, что недвусмысленно отражается в пейзаже и его людях.

Перепады ритма в пути (постоянные спуски и подъемы, полные изгибов) чередуются, не нарушая общего ритма. Начинают появляться, становятся все разнообразнее многочисленные символические знаки в небольших церквях, в топонимике и самом ландшафте.

11. ВОДОЛЕЙ. Палас де Рей/Антас де Улья — Сантьяго

На предпоследнем этапе почти отсутствуют детали: личное ощущение — будто «ступаешь по воздуху». Кстати, в Лабаколье теперь расположен аэропорт города Сантьяго. В игре в гуська играющий «садится в тюрьму», а затем кости выпадают таким образом, что ему приходится отступить назад. Возможно, Водолей предчувствует еще большое наказание впереди.

12. РЫБЫ. Сантьяго — Финистерре

По прибытии в Сантьяго путника ожидает, пожалуй, самое трудное испытание на всем пути: необходимость преодолеть магнетическое конечное притяжение города Компостелы. Город и особенно его кафедральный собор оказывает на странника скорее «раздавливающее», нежели возвышающее воздействие, он в смятении и растерянности. Здесь необходимо утвердиться в намерении идти «дальше». Поэтому на символические знаки следует смотреть несколько отстраненно.

Прежде всего, знаменательно, что собор построен на основе пропорций и ссылок на цифру девять, указывающую на конец фазы, на IX дом и на Стрельца. Если же провести прямую линию вдоль Еврейского пути (между широтой 42° 30′ и 42° 50′), окажется, что город Сантьяго находится вне его верхнего предела. К тому же этот путь, равно как и Серебряный путь подходят к Сантьяго через Пико Сакро (Святую Гору). Эта вершина как раз и является полюсом центробежного магнетизма, а энергия этой вершины намного облегчает противостояние кристаллизующему влиянию Компостелы.

После преодоления барьера Сантьяго остается еще три дня пути. Естественным продолжением пути является дорога к Финистерре, хотя конечной точкой может быть Нойя, Мушия и несколько других пунктов. Здесь имеется много зодиакальных и прочих символов, но главным из них в Финистерре становится сам океан и то, что лежит дальше.

Таким образом, последний отрезок подытоживает весь внутренний путь и ведет к решению — очевидному началу нового пути.

Конец света - Финистерре

Источник: Урания №3-98