Сенар Марсель

Близнецы

 

Перевод с французского Юрия Стефанова*

* Фрагмент из книги «Зодиак», М.Senard, Le Zodiaque, Еd. de la Colonne Vendome, Р. 1948

Сразив сном телесное, но сам без сна,
Взирает он на спящих.
Взяв свет, возвращается он к месту своему,
Золотой пуруша, одинокий лебедь.
Охраняя дыханием гнездо,
Бессмертный, поднимается он из гнезда,
Бессмертный, движется он по своему желанию,
Золотой пуруша, одинокий лебедь.

Брихадараньяка упанишада, IV, 3, 11-12

Близнецы, знак флюидической и подвижной энергии, расположены на левой (инволютивной) оконечности линии Пространства, в точке, разделяющей и соединяющей первый квадрант, вместилище безличных сил и второй, личностный. В этой точке принцип проявляется в Пространстве в виде определенной и ограниченной сущности. Близнецы знаменуют собой переход от Эссенции к Субстанции и их союз, воплощение Принципа в Материю. Близнецам соответствует число 3.

ИЕРОГЛИФИЧЕСКАЯ ФОРМА

Она слагается из двух вертикальных и двух горизонтальных черт, символов Времени и Пространства. Они отражают также предшествующие формы состояния изначальной творческой энергии: передающую (Овен) и воспринимающую (Телец). Электромагнетическое взаимодействие Единицы и Двоицы порождает Триаду или новую единицу подчиненного и низшего порядка, служившую отражением Первоединицы и, в свою очередь, разделяющуюся для того, чтобы продолжить мировую манифестацию посредством трех творческих тактов того потока, что соединяет космические противоположности и дает начало новому фактору биполярной жизни. Такова же символика звезды Соломона: это образ бытия, получившего проявление в результате взаимопроникновения Эссенции и Субстанции. Близнецы символизируют собой изначальный закон: жизнь рождается из единства противоположностей. Противоположным и дополнительным знаком Близнецов является Стрелец, олицетворение порядка.

Меркурий

Меркурий в виде солнечно-лунного гермофродита, стоящий на круге (хаосе).

ЭТИМОЛОГИЯ

Близнецы (Gemini по-латыни), это слово родственно греческому gamos (брак), санскритскому джами (брат или сестра), ирландскому гам (супруга). Любопытно, что латинское слово gemma означает одновременно драгоценный камень и бутон, росток: здесь звучит тема отражения света и произрастания.
По-санскритски знак Близнецов называется майтхуна, то есть священный брак, соединение мужского и женского начала.
Планета Близнецов — Меркурий в первой своей форме. Алхимическая операция, называема «соединением четырех Меркуриев», именуется еще «браком между братом и сестрой», то есть слиянием противоположностей, заключенных в философском камне, из которого произрастает Древо Жизни и струится божественный свет. Каббалисты считали созвездие Близнецов «первозданным андрогином, сефиротическим Адамом Кадмоном». Наконец, те же алхимики считали, что Меркурий и бог мудрости Тот аналогичны Первоадаму.

МИФОЛОГИЯ

В большинстве мифологических систем почитались божественные близнецы, а человеческие двойни наделялись сверхъестественными свойствами. У ирокезов, например, близнецам приписывалось божественное вдохновение, способность превращаться в животных и дар исцеления. Они способствовали плодородию земли, скота и людей, от них зависела смена времен года. Всем известны такие двойни как Иаков и Исав, Ромул и Рем. У ирокезов существовал культ близнецов Йошкеты и Тавискары, один из них был благим, другой — злокозненным, один исцелял и воскрешал, другой насылал на землю горести и напасти. Это еще одно свидетельство двойственной сути Близнецов, символизирующих единство противоположностей, добра и зла, позитивного и негативного, без чего невозможна манифестация вселенной.
Близнецами были апостолы Иаков и Иоанн, которым Христос дал имя Воанергес, то есть «сыны громовы». Слово «гром» здесь можно понимать и как «звук», а звук, в свою очередь, символизируется знаком Тельца, поскольку он есть первая материализация Духа. Звук — это прообраз Слова Божия, его первое воплощение. Кстати говоря, близнецы среди людей тоже зачастую одарены «вербальными» способностями.
В крипте Собора Парижской Богоматери был открыт древний алтарь, который лодочники древнего Паризия посвятили языческим божествам и, в частности, «Небесным близнецам». В их сознании Близнецы связывались с реками, то есть с потоками вод, приносящих и уносящих в своем течении все сущее, но вместе с тем служащих средствами сообщения и даже откровения: вспомним Ромула и Рема, брошенных в воды Тибра и вынесенных на берег его течением. Из всех трех знаков воздуха, элемента флюидического, подвижного, объединяющего и разъединяющего, раджасического и активного Близнецы являются самым подвижным.
Возможно, что самые древние из известных нам близнецов — это ведические Ашвины, сыны бог Дъяуса, называемого также Сурьей, то есть Солнцем. Имя Дъяус происходит от корня див (сиять, блестеть). Греческое слово теос (бог), равнозначное имени Зевса, — лишь позднейшая огласовка слова дъяус. Некоторые авторы утверждают, что слово теос не является чисто греческим, а было введено в греческий язык одновременно с введением культа Аполлона, божества гиперборейского происхождения. Таким образом, Аполлон, сын Зевса — Дъяуса может считаться сопричастным принципу Близнецов и в известном смысле служить дополнением Меркурия. Слово Ашвин происходит от ашва (конь на санскрите), небесный скакун, несущийся и несущий, олицетворяющий связь между вышними пространствами и землей. Оба Ашвина уподоблялись соответственно Небу и Земле, Дню и Ночи, то есть противоположным и взаимодополняющим космическим явлениям, заре и сумеркам, утренней и вечерней звезде, иными словами были связаны со световым ритмом. Они подобны «лунным жеребятам» литовских поверий, на которых мчатся Солнце и Луна, исцеляющим и возвращающим молодость. Приняв человеческое обличье, они покоряют пространство, восседая в повозке о трех колесах, символизирующих тройственную суть любого действия.
В греческой мифологии Ашвины становятся Диоскурами или Кабирами. Слово диоскур происходит от диос (бог) и кириос (господин, владыка, власть). Они укрощали и умело объезжали диких коней. Их изображали верхом на великолепных белых скакунах (бег, преодоление, свет, воздушная стихия). Слово кабир происходит, возможно, от греческого кайен (жечь, опалять) и значит «могучий». Итак, Диоскуры и Кабиры символизируют могущественнейшие божественные энергии огненной природы, то есть передающую энергию Овна и рецептивную энергию Тельца на всех уровнях бытия, а знак Близнецов представляет собой союз-слияние этих первозданных энергий. Стоит заметить, что в Аттике и на островах Эгейского моря культ Кабиров сливался с культом итифаллического Гермеса. Диоскуры были также богами — целителями, их святилище в Бизантиуме служило одновременно лечебницей. Там пользовали больных, истолковывая их сны и судя по ним о грядущем течении болезни. Эти методы равнозначны попытке проникновения во внутреннюю суть человека, чтобы отыскать там перебои в струении флюидических потоков и восстановить должную связь между космической жизненной энергией (праной) и жизнедеятельностью физического тела.
Оба Диоскура, Кастор и Полидевк, были сыновьями Леды, но отцом Полидевка считался Зевс, а Кастор был зачат «смертным царем». И когда Кастора убили, Полидевк уделил любимому брату половину своего бессмертия и оба они были вознесены Зевсом на небеса, превратившись в созвездие Близнецов. Таким образом, их можно считать символами рождения и возрождения, примером того, как из жизни рождается смерть, а из смерти — жизнь. Кроме того, они олицетворяют Принцип всякого рождения в пространстве и во времени, а также связь между прошлым, настоящим и будущим.
Что касается Кабиров, то они были гениями подземного огня, источником всяческого плодородия, но в то же время и причиной пожарищ и вулканических извержений, то есть опять же служили образом двойственной природы стихий, способствующих рождению, но способных привести к погибели.

ПРЕОБЛАДАЮЩИЙ ПЕРИОД КУЛЬТА БЛИЗНЕЦОВ

Культ близнечных божеств восходит к древнейшим временам. Если его преобладание совпадает с тем периодом, прецессии точки равноденствия по знаку Близнецов, то этот культ относился к эпохе между 5000 — 2800 гг. до Р.Х. Исторические данные, относящиеся к этому времени, редки и недостоверны. Однако вавилонская хронология говорит о нем как об эпохе Набу, то есть Луны. Набу, в свою очередь, ассимилируется с планетой Меркурий, покровительницей всех переменных знаков, включая и знак Близнецов. Луна в Вавилоне часто именовалась «элла моне», то есть «близнецы»; возможно, это связанно с чередованием ее фаз, связанных с ущербом и ростом, со сменой жизни и смерти. «Элла моне» равным образом намекает на то, что Луна является спутником как Земли, так и Солнца. Предыдущие заметки о характере Близнецов в мифологии позволяют заключить, что они символизируют Слияние первозданных Энергий, передающей и воспринимающей, которое можно считать зачатием как в прямом, так и в переносном смысле этого слова. Инволютивный поток вселенской жизни сливается с потоком эволютивным. Энергия Близнецов соответствует третьей фазе творческого процесса, которую можно назвать «сыновней»; она дополняет первичную диаду передачи — восприятия, нисходя в Материю, чтобы индивидуализироваться в виде человеческого существа, которое призвано эту фазу отразить.

СООТНОШЕНИЕ БЛИЗНЕЦОВ СО СТРЕЛЬЦОМ

Противоположным и дополняющим знаком для Близнецов является Стрелец, расположенный на другой оконечности линии пространства, в точке пересечения доступной чувствам манифестации Принципа со сверхчувственным его выражением, личностной области с областью вселенской. Этот знак символизирует Закон, призванный обеспечить союз и слияние космических энергий и их Синтез. Но если этот союз осуществляется вне рамок закона космического Порядка, он принимает разрушительный характер, порождая чудовищные и непредсказуемые последствия. Лишь координация Энергий под сенью Закона делает этот союз подлинно плодотворным и творческим.
Символика пары Близнецы — Стрелец содержит в себе наставление относительно двойственного характера их творческого союза. Иероглиф Близнецов, две линии времени, заключенные между двумя линиями пространства, представляет собой осуществленный в лоне Пространства — Времени — Материи союз элементов, обязанных своим происхождением расколу единого целого на полярные противоположности, на инволютивный принцип, действующий в области бессознательного, и принцип эволютивный, соответствующий творческому ритму, благодаря которому происходит действенное умножение единого. А синтез, осуществляемый Стрельцом, порождается сознательным согласованием, возводящим разрозненные элементы к их сверхчувственному первоисточнику посредством осознания космического Порядка. В данном случае союз элементов обусловлен не их подсознательным влечением друг к другу, а их синтезом, скрепленным посредством осознания соотношений между единством и множественностью.
Оба процесса дополняют друг друга, ибо множественность существ возможна лишь до того, как они осознают свою единосущность, свою неразделенность в Едином; с другой стороны, существование множественности предполагает общий исток всего сущего, то есть Единое.
Синтетический союз, осуществляемый Стрельцом, является, кроме того, отражением того принципа, который в алхимии называется «герметическим сыном». В Близнецах он воплощается в человеке, все еще бессознательно относящемся к своей судьбе, тогда как в Стрельце этот принцип соотносится с человеком, осознавшем свое сыновство.

Завершение процесса. Гермес в образе Антропоса.

ПЛАНЕТЫ БЛИЗНЕЦОВ, МЕРКУРИЙ И АПОЛЛОН

Четыре знака, расположенные на фиксированном (раджасическом) кресте, на оконечностях линий пересечения пространства и времени, имеют своими покровителями Меркурия и соответствующую этому знаку планету. В своем исследовании о трактате «Пуамандрес» Райзенштайн намекает на четверичный характер Гермеса — Меркурия, «который обретает особый характер в каждом из четырех небесных квадрантов». Иными словами, меркуриальная энергия действует во всех этих квадрантах.
Меркурий, следовательно, является прежде всего активным Принципом преображения и трансмутации. Его место — в Центре сферы, откуда его влияние расходится по всем направлениям, в первую очередь по направлениям раджасическим. Находясь в сердцевине сферы, он является Словом Брахмы, его первой звуковой вибрацией.
Греки наделяли Гермеса эпитетом тетракефалос, то есть Четырехглавый. Впрочем, иногда он изображался и с тремя головами. Оно и понятно: ведь он — владыка превращений, хозяин четырех танматр и трех гун. В «Герметическом музеуме» Атанасиуса Кирхера говорится: «Сердце Меркурия — на полюсе мира. Там покоится его сердце…» Алхимики именовали Меркурия первоматерией, огнем, воздухом и водой, то есть принципом всех четырех элементов. Он ассоциировался со сферой и четверичностью, его рассматривали как основу всякого пресуществления и всякой трансформации. Все это соответствует четырем знакам, расположенным на оконечностях раджасического креста в эзотерическом Зодиаке. В одном из произведений Якоба Беме изображен зодиак, пересеченный раджасическим крестом, соответствующим Меркурию. Его вертикальный ствол, связывающий зенит и надир, коренится в кубе (материя), украшенном Луной, и завершается треугольником, заключающим в себе пламенеющее Солнце. Оба эти светила занимают соответственно места Девы и Рыб в эзотерическом Зодиаке. Кроме того, Солнце в треугольнике символизирует Дух, проявленный в Троице, а Луна в кубе — человеческую душу, заключенную в материи. Этот Зодиак, являющийся недвусмысленным образом герметической трансмутацией, оживлен присутствием Меркурия. Известно, что планета Меркурий — ближайшая по отношению к Солнцу и что в астрономии она состоит в едином с ним аспекте соединения.
В Близнецах, то есть левой или инволютивной половине круга, Гермес — Меркурий представляет собой флюидический поток, в котором Безграничное нисходит к ограниченному. Этот поток несет в себе творческое дыхание, оживляющее все сущее, то самое, которое Господь вдунул в ноздри Адама, тем самым даровав ему душу живую; дуновение, равнозначное «сошествию» Духа Святого, «сильному ветру», несущемуся с неба и сопровождающему сошествие Духа на апостолов во время Пятидесятницы, июньского праздника, праздника Близнецов. Это дуновение вдохновения во всех своих формах. Согласно «Типокосмии» немецкого астролога Крафта, Меркурий Близнецов — это «пойетес» в первоначальном значении слова «пойейн» (созидать, творить), Меркурий — творец сущий в каждой твари. Расположенный на оконечности левой или инволютивной линии пространства, он одухотворяет или вдохновляет первый основной квадрант, равнозначный дорациональной беспредельности, и тот делится этим вдохновением со вторым квадрантом, соответствующим ограничению, рационализации и индивидуализации.
Однако перед тем, как одухотворить человеческое существо вдохновенной мыслью, Меркурий являет себя во всех царствах природы как напряжение и животворящий порыв. В Древней Греции эта его ипостась изображалась в виде межевых столбов, которые устанавливались, между прочим, и на перекрестках дорог. Они представляли собой Меркурия в роли «путеводителя», посредника между энергиями высшего и низшего уровня, чья голова символизировала высшие человеческие способности — мышление и озарения. Это «посредничество» в эволюции Энергий объясняет протеическую природу Меркурия в мифологии, иные из проявлений которой могут показаться безнравственными. Ведь Меркурий слыл насмешником, лжецом, вором, обольстителем и даже убийцей!.. И тем не менее он — «вестник богов». Чтобы понять этот парадокс, необходимо вспомнить, что «боги» суть не что иное, как энергии Природы, подчиненные космическим законам, вся неизмеримость которых недоступна ограниченному человеческому сознанию, и что относительность наших нравственных понятий обусловлена разными уровнями Бытия и сознания. Меркурий — «отец» безличных природных сил: недаром его считают родителем бога Пана, произведенного на свет нимфой Дриопой. Меркурий Близнецов преображает дорационально-космические энергии в психические влияния. В этой роли он действует не как безнравственная сущность, а как сущность, не имеющая понятия о нравственности. Всякая форма нравственности предполагает развитый разум. А дорациональная энергия Близнецов, как и движимый ею древний человек, не имеют понятия ни о разнице между добром и злом, ни о пользе рассудка, ни о свободной воле, присущей человеку — Льву, а только лишь о чувственности, инстинкте и слепом влечении. Вот почему людей, находящихся под неблагоприятным влиянием Близнецов, зачастую упрекают в том, что они пренебрегают установлениями традиционной нравственности. Они так подчинены вторгшемуся в их психику активно-творческому флюиду, что если даже он толкает их к поступкам, несовместимым с моральными принципами или с их собственными нравственными установками, они нисколько не бывают этим шокированы и вроде бы даже не осознают подобных противоречий. Эта иррациональная и разнузданная спонтанность Близнецов в крайних случаях может довести их до умственного расстройства.
Да, Меркурий есть мысль, но что такое мысль, если не движение, осуществляемое в сознании на трех уровнях — подсознательном, сознательном и сверхсознательном? Протеический и воздушный Меркурий повелевает всеми тремя этими уровнями, но ему недоступен четвертый — уровень абсолютного сознания. Достигнув его, он волей — неволей вынужден раствориться в недвижной сфере непроявленного Принципа.

ИЕРОГЛИФИЧЕСКАЯ ФОРМА

Иероглиф Меркурия содержит в себе все элементы других планетарных символов: круг, высший Принцип, проявленный в органическом плане; крест, постижимое проявление этого Принципа в Пространстве — Времени — Материи; полукружие, ориентированное вверх, чаша для восприятия беспредельного, позволяющая Субстанции напитаться Эссенцией и таким образом вернуться в Бесконечность. Этот иероглиф — знак взаимодействия Духа и Материи, которое завершается их синтезом.

СООТНОШЕНИЕ МЕРКУРИЯ И АПОЛЛОНА

Как явствует из Зодиака второго Гермеса, открытом Кирхером, двумя выразителями Близнецов являются Аполлон и Геракл. Некоторые авторы уподобляют последнего Кастору, тогда как Аполлон в данном случае может считаться Полидевком. Впрочем, оба этих имени обозначают в сущности одно и то же, а именно: «Принцип и свет полярности». У Полидевка и Кастора была одна мать, но первый был сыном Зевса, тогда как отцом второго был смертный, царь Тиндарей. Бог и герой — это два аспекта божественного вдохновения, которое у героя проявляется в плане человеческом, побуждая его к поискам и открытиям, к верности идеалу, к усилиям и трудолюбию, к улучшению условий земного существования и преображению самого себя. Сгорев в пламени костра и вознесшись на небо, где его ждало бессмертие, Геракл стал примером самопожертвования, ведущего к очищению и просветлению. Что же касается Аполлона, то он представляет собой божественное дуновение, вдохновляющее героя, мыслителя или поэта. Кроме того, он является братом Гермеса, божества, связующего обоих Близнецов.
В греческой мифологии Аполлон — это, прежде всего, бог Искусства, поэтического и профетического вдохновения, бог музыки и пения, предводитель муз. Он получил лиру в дар от своего брата Гермеса и стал, таким образом, воплощением поэзии. Наконец, он — главный солнечный бог. А Солнце равнозначно Логосу, принципу творческой мысли, выраженной в Слове, первозданному звуку. Гермес — Меркурий, дарующий лиру Аполлону, — это Дух, вручающий художнику, ремесленнику, да и каждому творческому человеку многострунный инструмент, с помощью которого тот призван передать звучание божественного Слова, воплотить Дух в ощутимую форму. В эпоху греческих храмов или готических соборов творчество художников, ремесленников и прочих умельцев развивалось в одном плане. Все они в равной мере были «сотоварищами божественного». Тогда даже самые скромные предметы создавались, а не «фабриковались», и вот почему дыхание художественности и подлинной жизни исходит от любого древнего изделия. Отсюда становится понятным, отчего в нашу эпоху мертвящего материализма рабочий, превращенный в придаток машины, не может создать ничего, кроме уродливых и банальных поделок.
Меркурий в Рыбах, знаменующий собой начало и конец зодиакального цикла, сопровождает и направляет душу, совершающую свое странствие по всем энергетическим потокам этого цикла, олицетворением и синтезом которых он является. Отсюда крайняя важность положения и аспектов этой планеты в натальной карте. Меркурия отождествляли с Уроборосом (змеем, пожирающим собственный хвост). Его изображали вращающим зодиакальное колесо, то есть, в сущности, самого себя. Якоб Беме говорит, что Меркурий — это «огненно колесо субстанции в форме змеи». Эмблемой Меркурия является кадуцей, жезл, обвитый двумя змеями, символ Триады, неделимого Единства, представимого, однако, в виде мирового стержня, вокруг которого извиваются, то приближаясь к нему, то отдаляясь, две энергетические сущности, знаменуя собой круговращение проявленного и не проявленного. В Индии ему соответствует трисула, жезл Шивы, причем изображенные на нем змеи символизируют Отца и Матерь вселенной.
Но вернемся к Аполлону. Само его имя намекает на полярное, гиперборейское происхождение. Согласно традиции, Аполлон каждую зиму верхом на лебеде возвращался в обиталище Борея, область, где царит вечный день. Гиперборейская область в обычном понимании обозначает крайний север, но в нем скрыт и более глубокий смысл. «Гипер» значит «запредельность», а «борей» — «ветер с гор». На символическом языке слова «гора» означает вышнюю область, средоточие сознания, а также сверхсознания, озарения. Аполлон, стало быть, явился из сверхсознательных пределов, из царства внутреннего света. Туда он и возвращается зимой, когда солнце клонится к северу. В переносном смысле этот возврат является возвратом органической жизни к ее духовному Источнику, погружением внутрь, в сердцевину бытия; он равнозначен духовной концентрации, возврату в центр Меркурия, являющемуся одновременно центром божественного Сознания. Вдохновение Близнецов проистекает из этого духовного центра, хотя человеческое сознание, в котором оно отражается в форме некоей «одержимости», не всегда об этом подозревает. Действие вдохновения осуществляется в таком случае посредством бессознательного.
Подобно всем феноменам, свет как физический феномен существует лишь в соотношении с воспринимающими его органами. Исходя от Солнца, он озаряет окружающие предметы и отражает их образ в глазном зеркале. И тогда, посредством мыслительной операции, человек постигает смысл восприятий, полученных им благодаря свету. Итак, свет можно считать линией, протянувшейся между передатчиком, Солнцем, и приемником, то есть человеческим глазом и сознанием. И если смысл передаваемого сообщения доходит до приемника, то это объясняется лишь тем, что всем трем элементам присущ некий общий принцип.
Зрительный феномен, связанный с солнечным светом, находит свое соответствие в зрении духовном. В таком случае приемником некоего сообщения будет уже не глаз, а сознание. Для человека, родившегося под знаком Близнецов, этот процесс совершается на уровне подсознания, так как в этом случае и сам светоносный источник, и смысл послания представляются более или менее недифференцированными, тогда как Стрелец сознает принципиальную общность передатчика, послания и приемника и постигает Закон синтеза, лежащего в основе этой общности…
В Греции Аполлону были присвоены эпитеты «лукселос» («светоносный»). «фойбос» («блистающий»), «энаурос» («бог зари»), «хрисокомас» («златовласый»); последний эпитет напоминает о нимбе над головой святых или «озаренных». Мало-помалу Аполлон, бог солнечного света, стал почитаться, прежде всего, как божество света духовного, как самый возвышенный из греческих богов, покровитель пророческого вдохновения и прорицания. Его оракулы в знаменитом дельфийсом храме исходили из уст пифии одурманенной парами, поднимавшимися из расселины, открывавшейся в подземный мир. Таким образом, солнечный бог заявлял о себе из земных недр, пользуясь «близнечными» принципами, как вестник и меркурианская связь между тремя мирами: бессознательным, сознательным и сверхсознательным. Священный период дельфийского культа, составлявший восемь лет или девяносто девять месяцев, знаменовал, таким образом, взаимосвязь между периодом обращения Солнца — духа, передающего полюса, и Луны — формы, полюса воспринимающего.
Нет нужды настаивать на идентичном характере Аполлона и Принципа, отраженного во взаимодополняющих знаках Близнецов и Стрельца. Аполлон, солнечный бог, бог — лебедь, гипеборейский вестник страны вершин и Грааля, вдохновитель Парсифаля — это лебедь-Хамса, прилетающий на землю (Близнецы), а потом возвращающийся в обитель Брахмы (Стрелец). Если Близнецы олицетворяют слияние Духа и Субстанции, то Полидевк-Аполлон-Лоэнгрин представляют собой флюидическую энергию, исходящую из вышних областей, благодаря которой это слияние осуществляется. Воплощение Близнецов в Материю в космическом плане соответствует возвращению Материи в Дух, чему способствует Меркурий в знаке Стрельца.

ВЛИЯНИЕ БЛИЗНЕЦОВ НА ПСИХОЛОГИЮ

Переменные знаки, расположенные на оконечностях раджасического креста, соответствуют в психологии переходам между четырьмя основными фазами сознания. Близнецы знаменуют собой переход от состояния, определяемого подсознательными проявлениями психической энергии, от импульсивно-инстинктивной фазы к состоянию, характеризующемуся сознательными, а затем и рациональными проявлениями той же энергии. Дева соответствует переходу от рационального сознания к сознанию интуитивному, тогда как Козерог соответствует переходу от интуитивного сознания к сознанию космическому. Рыбы соответствуют, с одной стороны (правая рыба), переходу от космического сознания к сознанию чистому, с другой стороны (левая рыба) — проекции этого сознания в субстанцию — материю, где оно начинает новый цикл проявления в качестве относительно подсознательной энергии.
Принцип Близнецов отражает сошествие Духа в Материю и выражается в виде вдохновения, чьи достоинства зависят от совокупности факторов гороскопа.
Световой луч, отражающийся в бриллианте чистой воды и в стакане с мутной водой, остается тем же, но если в первом случае он отражается во всем своем блеске, то во втором от него остается лишь смутный и тусклый отблеск.
Человеческое существо — это синтез двенадцати категорий энергии, и те из них, которые передают ему свою основную тональность, всегда сменяются тональностями вторичными. Присущего Близнецам дара воображения недостаточно для того, чтобы каждый из них стал великим поэтом или гениальным мыслителем. Для этого необходимо еще, чтобы это свойство находилось в гармоничном аспекте с разумом (второй сектор), интуитивным равновесием энергий (третий сектор) и способностью сублимировать их (сектор четвертый).
Преобладающее влияние Близнецов в гороскопе, независимо от того, присутствует ли в этом знаке Солнце, Луна и какие угодно другие планеты, выражается в способности к передаче и преобразованиям, в протеистической подвижности, в быстроте реакций, творческом воображении, в изобретательности, проявляющейся в любых областях — от практической сметки до поэзии, живописи, ритмических искусств.
Близнецы по большей части одержимы какой-либо идеей, которую им не терпится сформулировать или применить к делу. Ими движут не рассуждения, а клокочущий в них импульсивный заряд. Хотят ли они заняться художественным творчеством или найти выход из нелегкой ситуации, их действия никогда не бывают предумышленными: они спонтанно проистекают из идей, которые «сами собой» приходят им в голову, которые словно бы независимо от их воли рождаются в океане бессознательного.
Близнецы редко придерживаются общепринятых моральных норм, ибо их мысли и чувства выходят за рамки человеческих законов. Они идут прямо к цели, движимые сиюминутной потребностью, и мало заботятся о допустимости своих поступков. Пребывая на обочине законов, они могут быть гениями или гениальными мошенниками.
Входя в тесное сообщение с потусторонним миром, Близнецы могут производить впечатление святых. Но это святые низшего порядка, мистики по природе, ясновидящие, которые, следуя моменту или своим личным прихотям, слепо воспроизводят образы сверхчувственного плана, передавая их в расплывчатом или искаженном виде.

Источник: Урания №2-98