Лосев Алексей

Божественный алфавит

 

Об истории рукописи А.Ф.Лосева «Вещь и имя» (опыт применения диалектики к изучению этнографических материалов)

Рукопись А.Ф.Лосева, из которой в журнале публикуется небольшой фрагмент, имеет довольно интересную историю.
В домашнем архиве А. Ф.Лосева сохранилась безымянная рукопись. Сначала в 1989 г. была найдена единственная страница, с явными следами пожара, помеченная датой 14 февраля 1919 г. и содержащая полное оглавление всей работы, а затем и сам текст. В дальнейшем в том же архиве я обнаружила машинопись, озаглавленную «Вещь и имя», которая при ее исследовании оказалась вариантом первой, безымянной рукописи. Именно этот вариант увидел свет в книге А.Ф.Лосева «Бытие. Имя. Космос» (М., 1993). Здесь не было предисловия, начинавшего безымянную рукопись (то есть первую редакцию), нет главы IV «Из истории имени» и главы V «Философские тезисы ономатодоксс» (то есть имяславия). Автор вполне сознательно переработал текст, пытаясь подготовить его к печати, уже в начале 30-х годов, вернувшись из лагеря (Беломорско-Балтийского канала). Однако, как видим, появилось это сочинение только в книге 1993 г.
Но вот в 1995 г. после моего ознакомчения со следственным делом А.Ф.Лосева, я получила из архива ФСБ (подав особое заявление), 2350 страниц лосевских текстов, изъятых у него при аресте 18 апреля 1930 г.
Среди этих папок я обнаружила машинопись под названием «Вещь и имя» (опыт применения диалектики к изучению этнографических материалов). Слова в скобках были вписаны от руки. Очевидно подзаголовок автор дал позже, учитывая цензурные обстоятельства.
Найденная машинопись представляла собой обширную, почти в 100 страниц главу IV «Из истории имени», которую можно считать частью еще одного варианта «Вещи и имени», видимо 2-й редакции. Эта глава IV посвящена магической силе имени, и автор стремится оправдать ее содержание ссылкой на «изучение этнографических материалов».
Из следственного дела А.Ф.Лосева выяснилось очень важное обстоятельство. Оказалось, что он не только написал целую книгу «Вещь и имя», но во время ареста она находилась в типографии Иванова в Сергиевом Пасаде и была разрешена цензурой (показание Лосева 1930 г.). Итак, полный экземпляр книги исчез. При обыске изъяли только разрозненные материалы. Некоторые тексты уцелели дома и даже сохранились в 1941 г. после гибели от фугасной бомбы дома, где жил А.Ф.Лосев. Так, в книге А.Ф.Лосева «Имя» (Спб., 1997) стало возможно напечатать раннюю, 1-ю редакцию «Вещи и имени».
Теперь в журнале «Урания» впервые публикуется фрагмент IV главы «Из истории имени», входившей в исчезнувшую в типографии рукопись А.Ф.Лосева «Вещь и имя».

А.А.Тахо-Годи

В Каббале, может быть, ярче, чем во всяком другом произведении человеческой мистики, дано учение об именах. Это учение стоит проанализировать и изложить отдельно, так как тут мы находим замечательные документы человеческой мысли вообще. Однако в настоящем очерке это делать было бы неуместно, почему я ограничусь тем, что дам в своем переводе изложение некоторых избранных отрывков из книги «Зохар», существующей в хорошем французском переводе1.
Так как учение Каббалы об именах я предполагаю изложить и проанализировать в особом труде, то здесь да будет мне позволено ограничиться только приведением некоторых эксцерптов.

БОЖЕСТВЕННЫЙ АЛФАВИТ

1. Бесконечное (En-Soph). «Бесконечным» называют то, чего никогда не поймет человек, что никогда не будет иметь конца, так как никогда не имело начала. Мы называем «Главу» «высшей Точкой», так как отсюда начинаются умные тайны. Это тайны для нас имеют конец так же, как они имеют и начало. Но суность самого Бесконечного не имеет конца; в нем не замечается ни направления, ни светов, ни освещенно-сти; все светы исходят из Бесконечного; но ни один не является достаточно ярким, чтобы дать нам понять, что такое «Бесконечное». Это есть высшая Воля, более таинственная, чем все тайны».
2. Слово. «Из того, что материя была создана Словом, ни в коем случае не должно заключать, что оно проявило себя до творения. Конечно, оно существует от века, но впервые оно себя проявило лишь тогда, когда была создана материя. До этого, таинственное Бесконечное проявляло свое всемогущество и свою необъятную доброту при помощи таинственной Мысли, имеющей ту же сущность, что и таинственное Слово, но молчаливую. Слово же, проявившее себя в эпоху творения материи, раньше существовало в форме Мысли, так как слово, способное выразить все материальное, не в состоянии обнаружить нематериальное. Поэтому Писание говорит «И Элогим говорил» (va-jomer Elohim), то есть Элогим проявляет себя в форме Слова; эти божественные семена, которыми было совершено творение, взошли и, превратившись из Мысли в Слово, произвели звуки, звучавшие во вне. Писание прибавляет: «Да будет свет» (yehl ог), ибо всякий свет происходит из тайны Слова».
3. Высшая точка. «Так, путем одной из наиболее сокровенных тайн, бесконечное поразило пустоту звуком Слова, несмотря на то что звуковые волны не распространяются в пустоте. Звук Слова был, следова-тельно, началом материализации пустоты. Но эта материализация осталась бы навсегда в состоянии невесомости, если бы в момент удара по пустоте звук Слова не испустил бы из себя сверкающей точки, начала света, который есть высшая тайна и природа которого не познаваема. По этой причине Слово и названо «Началом», являясь началом всего творения.
Написано: «И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда» (Дан.ХИ, 3). Слово «светило» обозначает искру, которую в момент удара по пустоте испустил Таинственный и которая есть начало вселенной, дворец, построенный во славу Таинственного. Эта искра есть в некотором роде священное семя мира. Эта тайна выражена в словах Писания: «Так святое семя будет корнем ее» (Jic.VI, 13).
4. Происхождение Букв. «Слово приняло форму знаков Алфавита, которые все исходят из высшей точки2. Буква Алеф есть символ начала и конца; в ней соединены все ступени творения. Хотя Алеф являет собой несколько частей, он образует тем не менее лишь одну букву. Это та буква, от которой зависят как высшие, так и низшие миры. Верхняя черта Алефа есть символ тайны высшей Мысли; под этой чертой находится штрих, символизирующий высшую небесную твердь».
5. Творящая буква. «Написано: «В начале». Раб Хамменуна, старец, говорит: В Начале Бытия мы находим перестановку в порядке начальных букв. Так, первые два слова Бытия имеют в качестве начальных букву Бет: берешит («в начале»), бара («создал»), а два следующих слова имеют в качестве начальных букву Алеф: Элогим («Бог») Eth (член). Вот причина этой перестановки.
Уже за две тысячи лет до творения мира буквы были сокрыты, и Святый, да будет он благославен, созерцал их и наслаждался ими. Когда он захотел сотворить мир, пред ним предстали две буквы, но в обратном порядке. Первой, представшей пред ним буквой, была Тав. «Властитель миров, сказала она, воспользуйся, пожалуйста, для творения мира мною, так как я последняя буква в слове Emeth (Истина), начертанном на твоей печати; и так как Ты Сам называешься <пропуск>, то подобает Царю начинать с последней буквы слова Emeth и воспользоваться ею, чтобы произвести творение мира». Святый, да будет он благословен, ответил ей: «Ты действительно достойна, но не подобает мне пользоваться тобою для творения мира, так как ты предназначена для того, чтобы тобой отмечать чело людей верных, которые соблюли закон от Алефа до Тав, и таким образом сделать тебя причастной смерти, так как ты образуешь также последнюю букву и слова Maveth (смерть). По этим причинам мне не подобает тобою пользоваться при творении мира». Буква Тав немедленно удалилась.
Затем вошла буква Шин и, обратившись с той же просьбой, похвалилась тем, что она начальная буква божественного слова Schadan «Подобает, — сказала она, для творения мира воспользоваться начальной буквой священного слова Schadaro. Бог ей ответил: «Действительно ты достойна, ты хороша и истинна. Но лжецы воспользуются тобой, чтобы утверждать свою ложь, присоединив к тебе две буквы Коф и Реш. чтобы образовать слово Scheqer (Ложь)…»
Услышав эти слова, буква Шин удалилась. Увидев это, буквы Коф и Реш не осмелились показаться. Затем вошла буква Цадди и обратилась с той же просьбой, ссылаясь на то, что слово праведный (Цадиким), приложимое к людям и к Богу, начинается буквой Цадди, как и написано: «Ибо Господь праведен (Цаддик), — любит правду (Цедакон) (Пс. X, 7). Бог ей ответил: «Действительно ты праведна, о буква Цадди; но не подобает мне пользоваться тобою для творения мира, ибо ты должна быть сокрыта, чтобы не дать впасть в ошибку».
После этого вошла буква Пе и обратилась с той же просьбой, приводя слово «Педут» (Избавление, которое Бог выполнит однажды в мире), начинающееся с буквы Пе. Бог ей ответил: «Действительно ты достойна; но слово Пеша (грех) начинается также с буквы Пе. Кроме того, у тебя опущена голова, — символ греха, который в стыде опускает голову и простирает руки».

Карта звездного неба

Рис. Карта звездного неба, в которой отдельные звезды соединены в вязь древнееврейского алфавита

Букве Айн Бог ответил, что она начинает собой слово «Авон» (Преступление), и хотя она указывала на то, что она начинает собой также слово «Анава» (скромность), Святый, да будет он благословен, сказал ей: «Я не воспользуюсь тобой для творения мира». Когда она удалилась, вошла буква Самэх и обратилась с той же просьбой, что и предшествующие буквы, хвалясь стихом, где сказано: «Господь поддерживает всех падающих» (Пс.СХ IV, 14) и который начинается словом, начальная буква которого есть Самэх. Бог ей ответил: «Именно вследствие твоего назначения ты и должна оставаться на месте, ибо, если я уведу тебя с твоего места, чтобы воспользоваться тобой для творения мира, то что же станется с теми, кто близок к падению, раз они опираются на тебя?» Буква Самэх тотчас же вышла.
Букве Нун, сказавшей, что слова «Нора» (страх) и «Нава» (прекрасно) начинаются этой буквой, Бог ответил: «Возвращайся на свое место, так как из-за тебя вернулась на свое Самэх, и опирайся на нее» (Нун — начало слова Нофелим «падающие» из цитированного стиха). Не задерживаясь она удалилась, возвращаясь на свое место. Буква Мем сказала, что она — начальная в слове Melekh (Царь). «Это правда, ответил ей Господь, но я не воспользуюсь тобой для творения мира, потому что мир нуждается в Царе; оставайся же на твоем месте вместе с другими буквами, образующими слово «Мелек», то есть с буквами Ламед и Каф; не подобает миру оставаться без Царя.
В этот момент буква Каф, сильно взволнованная, сошла со славного престола и воскликнула: «Властитель Вселенной, пожалуйста, воспользуйся мною для творения мира, так как я начальная буква слова, которое выражает твою славу» (Кавод — слава). Когда буква Каф покинула престол, то двести тысяч миров, равно как и самый престол пошатнулись; толчок был столь сильный, что грозил разрушением всем мирам. Святый, да будет он благословен, сказал тогда этой букве: «О Каф, Каф, почему ты упорствуешь, оставаясь здесь? Возвращайся на свое место, я не воспользуюсь тобой для творения мира, так как ты — начало слова Каля, выражающего истребление. Возвращайся к своему трону и оставайся там». Тотчас же буква ушла и возвратилась на свое место.
Затем вошла буква Иод и обратилась с той же просьбой, указывая, что она является глаголом священного имени. Бог ей ответил: «Достаточно для тебя быть начертанной и отмеченной во мне самом и быть отправной точкой всей моей воли; не подобает вычеркивать тебя из моего имени»…
Вошла буква Бет, говоря: «Господин Вселенной, воспользуйся, пожайлуста, мною для творения мира, так как я начало того слова, которым пользуются, чтобы благословлять тебя (Барук, будь благословен) как вверху, так и внизу». Святый, да будет он благословен, ответил ей: «Действительно, именно тобой воспользуюсь я для творения мира и ты таким образом станешь основой дела творения». Буква Алеф осталась на своем месте, не выставляя себя. Святый, да будет он благословен, сказал ей: «Алеф, Алеф, почему ты не предстала предо мною, как все другие буквы?» Она ответила: «Властитель Вселенной, я видела, как напрасно являлись пред тобой все буквы, зачем же было также и мне являться? Кроме того, поскольку я видела, что ты уже дал согласие на этот драгоценный дар букве Бет, я поняла, что не подобает небесному Царю брать дар назад, данный одному из его слуг, чтобы отдать его другому». Святый, да будет он благословен, ответил ей: «О Алеф, Алеф, хотя и буквой Бет буду я пользоваться, чтобы произвести творение мира, ты будешь первой из всех букв и я нигде не буду иметь единства кроме как в тебе; ты будешь основой всех исчислений и всех действий, совершаемых в мире, и нигде нельзя будет найти единства как только в букве Алеф».

Публикация А.А. Тахо-Годи

Подготовка текста Е.А.Тахо-Годи

1 Sepher На Zohar. Le livre de la splendeur, doctrine iisoterique des Israelites. Traduit pour la premiere fois sur le texte chaldarque et accompagnii de notes par I. de Pauly. 6 voll. Paris, 1905-1911. Я перевожу по сокращенному изданию de Pauly — Le livre du Zohar, publ. par E.Fleg. Paris. 1925, 29-51 и 62-70.
2 То есть из первой зефиры, Короны

Источник: Урания №5-97