Кирш Томас
Для меня Юнг — это символ поиска собственного пути
«Урания» предлагает вниманию читателей запись беседы Татьяны Антонян с доктором Томасом Б. Киршем, президентом Международной ассоциации аналитической психологии
— Расскажите немного о себе.
— Я родился в Лондоне в 1936 году. Меи родители учились в 30-х годах у Юнга. С приходом к власти нацистов они бежали из Германии в Палестину, а затем в Англию, где я и появился на свет. Когда мне было четыре года, семья переехала в Лос-Анджелес, штат Калифорния. Я окончил там школу и колледж. Свой медицинский диплом я получил в Йель-ском университете, а специализацию в области психиатрии — в Стэнфордском. Как юнговский аналитик я закончил в 1968 году курс в Юнговском институте в Сан-Франциско. Поэтапно я был вторым вице-президентом, первым вице-президентом, а сейчас являюсь президентом Международной ассоциации клинических психологов. В исследовательской работе наибольший интерес для меня представляют анализ сновидений и изучение жизни и творчества Карла Густава Юнга. Я написал множество статей на эти темы. Кроме того, я один из редакторов юнговского раздела Международной энциклопедии.
— Скажите, что значит для Вас Юнг, его идеи?
— Что значит для меня Юнг? На одном уровне — это личность, на другом, более глубоком — это символ поиска собственного пути в жизни. Быть юнговским аналитиком — это значит найти этот путь. И ощущение правильности пути — это то, что он воспринимается как лучший не в том смысле, что получишь от жизни самое лучшее или любуешься собой, а в смысле дела, которое помогает найти глубочайший внутренний смысл в самом себе. Это ощущение того, что ты следуешь глубинному центру собственного «Я», что находишься в гармонии с ним, с напряжением пол яркостей в собственной жизни. Это определенный вид взаимоотношений не только с собственным внутренним миром, но и с окружающими нас людьми. И объективная реальность наших снов, внутреннего мира должна учитываться так же всерьез, как и то, что происходит во внешнем мире.
— Знаю, что цель Вашего приезда — издание трудов Юнга на русском языке. Удалось ли договориться об этом?
— Новое издательство «Ренессанс», которое образовалось на базе «Интербука», только что опубликовало книгу избранных работ Юнга. Это первое с 20-х годов официальное издание Юнга на русском языке, в октябре оно поступит в продажу. Мы намерены подписать соглашение с издательством «Ренессанс» об издании собрания сочинений Юнга.
Ежегодно мы планируем выпускать по два тома. Первый из них должен выйти в свет весной 1992 года. Ваши читатели могут послать в издательство открытки с заказами на эти книги.
— А как, по-вашему, важны ли для русского читателя сегодня работы Юнга?
— По-моему, чрезвычайно. Иначе я не проделал бы весь этот длинный путь из Сан-Франциско — это ведь почти кругосветное путешествие, чтобы попытаться подписать это соглашение.
Я ощущаю, что особенность психики русских определяется очень сильным спиритуальным компонентом, который долго подавлялся. Она склонна к иррациональному, поэтому Юнг действительно многое может ска-зать вам. Это мое интуитивное ощущение, поэтому проект издания этих книг представляется очень ценным.
— Планируете ли Вы организовать в нашей стране обучение специалистов по юнговскому анализу?
— Мы планируем совместно с Ассоциацией психологов-практиков организовать циклы лекций, которые будут читать в течение одного-двух лет западные специалисты. Они будут также проводить занятия с практикующими врачами, психологами и т.д. в Москве, на которые будут приезжать и специалисты из Санкт-Петербурга, Киева, Вильнюса и других городов. Разумеется, альфой и омегой подготовки аналитика является непосредственный анализ, который в настоящее время организовать у вас невозможно. Наша цель — дать как можно больше информации о методах юнговско-гоанализа.
— Может быть, Вы хотели бы сказать нашим читателям что-нибудь, на Ваш взгляд, важное?
— Действительно интересный вопрос. Как профессионал я всю жизнь работаю с пациентами в русле юнговского анализа и часто сталкиваюсь с тем* что наряду с юнговским подходом многие из моих пациентов и знакомых обращаются к астрологам, книге»И цзын» и пользуются другими духовными практиками. По-моему, очень важно подходить к таким методам со всей ответственностью, применять их не для того, чтобы предсказывать будущее, конкретизировать какие-то действия, а использовать для медитации, для осознания через символы каких-то аспектов собственного «Я». В этом случае все подобные практики могут быть чрезвычайно полезными. И они являются превосходным способом .получения информации о бессоз-нательном. Однако, исходя из своего многолетнего опыта, я вижу, что с их использованием связано немало проблем. Дело в том, что люди склонны интерпретировать этот уровень психики как очень духовный. И они смешивают разные вещи, идентифицируя себя с мифологическими фигурами и неправильно воспринимая эту очень верную информацию, которая к ним приходит. По-моему, это очень существенная проблема. Когда же все делается правильно, тогда нам открывается важный дополнительный канал для получения информации о нас самих.
— Интересно, что говорит Вам этот символ — знак «Урании»?
— Я не силен в трактовке символов. Но знак кажется мне очень интересным. Энергия картины фокусируется в виде лунного серпа, это энергия женского начала, которая поднимается через грудь и голову фигуры. Для меня это означает рост женской энергии: В юнговском анализе серп луны символизирует женскую энергию, которая возникает, вновь появляется в мире.
Источник: Урания №3-91