Ермильченко Наталия

Джон Ди и два его гороскопа

 

Толпы народа бежали за его каретой по тесным грязным улочкам Лондона XVI века с криками: «Мерлин! Мерлин королевы Елизаветы!» Правы были горожане, ибо человек в карете — Джон Ди был весьма и весьма причастен к успехам и блеску правления Елизаветы I Английской, не меньше, чем знаменитый волшебник Мерлин — к славе короля Артура.

Джон Ди был королевским астрологом, врачом и другом. Более того, на его глазах сменились на троне три представителя династии Тюдоров.

Карьера Ди в качестве придворного астролога началась при Эдуарде VI, но уже через два года, в 1553 г. он лишился своего «патрона». Эдуарда VI сменила на троне Мария Тюдор, вошедшая в историю под прозвищем «Кровавая Мэри». Во главе традиционно протестантской страны оказалась ревностная католичка, страстным желанием которой стало восстановление папства. В Англии началась католическая реакция, сопровождавшаяся неизбежной «охотой на ведьм». Новая королева, к счастью, симпатизировала Ди и заказала ему гороскопы своего жениха Филиппа Испанского и собственный. Заказ был выполнен. Но к тому времени Джон Ди успел подружиться c младшей сводной сестрой королевы принцессой Елизаветой и, говорят, имел неосторожность обсуждать с нею гороскоп Марии. Это выплыло наружу, и Ди арестовали по обвинению в занятиях колдовством, тем более что обстановка в стране к тому располагала. Он отправился в тюрьму как «пособник дьявола и заклинатель злых и проклятых духов». Выдвигались даже обвинения в убийстве детей в колдовских целях, но впоследствии они были сняты. Кроме того, блестящее знание Священного Писания расположило к Ди судей, и в 1555 г. его освободили.

Когда в 1558 г. королевой стала Елизавета, она призвала к себе Ди и попросила его указать благоприятный день для коронации. С тех пор он стал ее постоянным советником в государственных делах.
В 1583-1589 гг. Джон Ди путешествовал по Польше и Богемии, устраивал магические представления при королевских дворах, собирал книги по магии и ведовству. Однако считалось, что на самом деле он выполнял роль секретного агента Елизаветы (говорят, он подписывал свои донесения «007» — почти Джеймс Бонд!).

В сущности Ди — составитель гороскопов трех коронованных особ — как бы держал в своих руках английскую историю. Но последние годы жизни он провел вдали от двора. Королева «забыла» о своем личном астрологе. В 1595 г. он был назначен ректором Манчестерского колледжа. А 1608 год застал Ди в графстве Сюррей, где он, как сообщает энциклопедия «Британника», «умер в бедности.»

Надо сказать, что Фортуна «играла в прятки» с Джоном Ди не только при королевском дворе. И хотя он был исключительно одаренным человеком, с очень широким кругом интересов, практически ни одно из своих начинаний ему не удалось реализовать.

Первой в ряду наук, которым так или иначе отдал дань Джон Ди на протяжении жизни, стоит математика. Он изучал ее в Кембридже, потом в Европе и возвращался к ней постоянно. Его наследием в этой области исследователи стали заниматься относительно недавно, однако они считают, что Ди — родоначальник английской прикладной математики как таковой. Особенно известно предисловие Ди к английскому переводу геометрии Эвклида 1570 г., в котором он подчеркивал практические возможности геометрии. (Существует мнение, что и сам перевод по меньшей мере наполовину выполнен Ди.)

С математикой тесно связана механика. Известно, что Ди создавал точные приборы, необходимые для навигации, сконструировал он и механического летающего жука, который весьма шокировал общество, решившее, что все это — от лукавого.

Очень существен вклад Джона Ди как географа в исследование новых земель в XVI в. Он разработал планы двух морских экспедиций на северо-восток, и первая же из них, дойдя до Архангельска, положила начало дипломатическим отношениям с Россией. Ди составлял географические карты, консультировал лоцманов и штурманов, отправлявшихся исследовать Новый Свет, ему принадлежат планы поселений в Северной Америке. Но полностью ни одной из географических идей Джона Ди не суждено было осуществиться.

Ди предлагал собирать рукописи, рассеянные по монастырям, предвосхитив Комиссию по историческим рукописям, организованную только в XIX в. Он выступал за создание Королевской библиотеки, но лишь в 1753 г. как отголосок его идеи был создан Британский музей. Наконец, Ди предлагал делать копии с наиболее ценных работ, хранящихся в Ватиканской библиотеке, опередив распространенную в наши дни практику микрофильмирования.

В Европе, где Джон Ди дополнял свое образование после Кембриджа и читал лекции, состоялось его знакомство с оккультными науками. Ди изучил не только астрологию. Долгие годы он занимался алхимией: проводил опыты по превращению металлов в золото, исследовал магические камни:, известно также, что вместе со своим помощником Эдвардом Келли он пытался вызывать духов, чтобы найти клад. Советами Ди и его книгами по демонологии пользовались мировые судьи в Ланкашире (где он возглавлял Манчестерский колледж) — в случаях, связанных с изгнанием бесов. Домашняя библиотека, которую он неутомимо собирал всю жизнь, была огромна. Даже после того как часть книг в отсутствие Ди пропала, ныне в Эшмолинском музее в Оксфорде осталось и хранится около трех тысяч томов. В библиотеку Джона Ди входили редчайшие книги по герметизму, магии и ведовству. Сам Ди написал в общей сложности семьдесят девять работ, но большая часть их эзотерического содержания опубликована не была. Одна из работ, как писал Ди в своем дневнике, объемом превышала Библию; у печатников она вызвала такой ужас, что они отказались ее издавать.

Можно с уверенностью сказать, что Англия XVI века оказалась не готова к идеям Джона Ди! Но много лет спустя, воплотившись в жизнь, они стали странным образом влиять на тот образ Джона Ди, что оставила нам история.

Ди помимо прочего ратовал за введение в Англии календарной реформы, объявленной папской буллой 1582 г. Тогда попытки убедить правительство в необходимости реформы ни к чему не привели. Осуществлена реформа была только в 1752 г.

К 1752 г. разница с новым Григорианским календарем составила одиннадцать дней. Вот что написано в энциклопедии «Британника»: «Разницу между двумя стилями, которая к этому времени возросла до одиннадцати дней, устранили, постановив считать день, следующий за 2 сентября 1752 г., четырнадцатым днем этого месяца…» В связи с этим современный астролог рассчитывал гороскоп Ди с поправкой на новый стиль. В сборнике Л.М. Роддена «Астродата III» приводятся такие данные о рождении Джона Ди: 23 июля 1527 г., Мортлейк (пригород Лондона), 4 часа 36 мин. 4 сек. по Гринвичу. Вы можете видеть этот гороскоп с тау-квадратурой на Сатурн в Х доме на карте 1. Но сам Ди, надо полагать, составлял свой гороскоп по Юлианскому календарю. Некоторые издания, в том числе «Энциклопедия демонологии и ведовства» Р.Х. Роббинса, где Ди посвящена большая статья, приводят именно старую дату его рождения: 13 июля 1527 г. Поэтому мы приводим его натальную карту с планетами и на это число (карта 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возникает масса вопросов. Имеют ли оба гороскопа право на существование?

Какой больше «к лицу» человеку с такими возможностями и такой судьбой, как у Ди? Можно ли, например, считать, что «пересчитанный» гороскоп сильнее связан с памятью о человеке, с представлениями о нем последующих поколений? Как в принципе следует поступать в подобных случаях? Как быть с гороскопами, скажем, Ивана Грозного, Петра I? Будут ли «работать» сразу два гороскопа?

Предлагаем вместе подумать над этими вопросами, и может быть, предложить, исходя из прочитанного, свою ректификацию натальной карты Джона Ди.

Источник: Урания №2-94