Величко Феликс
Гармонический анализ: проникновение в глубины психики
Гармонический анализ натальной карты — одна из новейших разработок теории астрологии. Его создатель, английский астролог Джон Эдди (1920-1982) выпустил первую монографию по гармонической астрологии в 1976 г. [1 ]. Дальнейшее развитие этого метода предпринято Дэвидом Хэмблином [2].
Суть гармонического анализа заключается в выделении и исследовании обертонов натальной карты. Если уподобить человека звучащей струне, то богатство его характера можно рассматривать как тембр звучания основного тона, обогащенного обертонами, или гармониками. Чем больше обертонов сопровождает основной тон струны, тем сочнее тембр ее звучания. Чем богаче обертонами основной тон психики человека, тем более интересным, рельефным, творческим предстает перед нами его характер. У большинства людей гармоники быстро затухают с ростом порядкового номера и обычно последней «прослушивается» девятая гармоника. В натальной карте Бетховена отчетливо видна 27-я гармоника! Богатство гармоник в натальной карте — вот еще одно, астрологическое определение гениальности.
Техника получения гармонических карт проста. Поскольку обертоны — это гармонические колебания, частота которых соотносится с частотой основного тона как натуральный ряд чисел 1, 2, 3…, для выделения интересующего нас обертона натальной карты мы умножаем абсолютные значения положений планет, а также ASC и МС натальной карты на номер гармоники — 2, 3, 4… и раскрываем получившуюся таким образом карту по правилам гармонического анализа. Например, натальное Солнце В.Высоцкого, расположенное в 4º36′ Водолея (абсолютное значение 304°36′) в пятой гармонике (сокращенно Н5), займет место 304°36′ х 5 — 1520°180′ = 1523° = 1523-360×4 = 1523-1440 — 83°, т.е. 23° Близнецов. Мы как бы растянули здесь 1/5 часть зодиакального круга на полный круг. Нечто похожее проделывают радиотехники: поддиапазон 25 м, занимающий всего несколько миллиметров шкалы в наших приемниках, они «растягивают» на полную шкалу, обеспечивая этим уверенный прием станций, работающих на очень близких частотах.
Посмотрим, что делается с натальными аспектами в гармониках [3]. Оппозиция в Н4 переходит в соединение, тем самым вскрывая свою двойственную сущность. Полуквадрат превращается в оппозицию, четко выявляя заложенные в нем противоречия. Квадратура становится соединением, подчеркивая свое организующее и мобилизующее значение. Каждый катальный аспект в соответствующих гармониках четко показывает скрытые в нем компоненты. Гармонический анализ открывает также блестящие возможности исследования физической природы отклонений аспектов от точного значения. Так, отклонение в 5 (например аспект 95 ) в Н9 становится полуквадратом, показывая степень негармоничности, вносимой неточностью натального аспекта.
Итак, чтобы получить гармоническую карту:
1. переводим положения планет, ASC и МС в абсолютные значения;
2. умножаем их на номер гармоники и результат приводим к нормальному виду;
3. строим новую карту, нанося на зодиакальный круг полученные значения, и анализируем образовавшиеся аспекты.
Пусть при этом нас не пугает, что МС может попасть в любое место по отношению к ASC, даже под горизонт. Принято, что в четных гармониках DSC сливается с ASC, а IС с МС.* Аспекты планет к ASC и МС берутся, только если известно точное время рождения. Дома, как правило, не используются. В случае необходимости применяется равнодомная система. Приведем таблицу орбисов аспектов в гармоническом анализе.
Аспект
|
Орбис, град **
|
Аспект считается
точным при орбисе не более
|
Соединение
|
12
|
2°
|
Оппозиция
|
6
|
1°
|
Тригон
|
4
|
40′
|
Квадратура
|
3
|
30′
|
Секстиль
|
2
|
20′
|
Полуквадрат
|
1,5
|
15′
|
Полусекстиль и квинконс
|
1
|
10′
|
Практика показала, что важнейшими гармониками в тембре личности являются Н4, Н5, Н7 и Н9. Значение гармоник тесно связано с символикой чисел. Гармонический анализ соединяет астрологию и научную нумерологию в единое целое.
Рассмотрим основные гармоники.
Четвертая гармоника Н4 отражает принцип двойственности (4=2×2) — осознания различия, необходимости или отсутствия (недостатка) чего-либо. Она обнажает скрытые побуждения к действию, особенно агрессивному, против внешнего мира. Н4 говорит о проблемах в сознании человека, нуждающихся в разрешении при взаимодействии с внешним миром. Она показывает природу тех недостатков и затруднений, которые, по мнению человека, мешают ему жить. Одновременно Н4 указывает и способ их преодоления. Это проблемы действия, и они могут быть разрешены только посредством действия. Следует подчеркнуть, что проблемы существуют именно в сознании человека, объективно их может и не быть. Вот почему яркий тип Н4 никогда не удовлетворен своими победами — ведь на деле они не разрешают его внутренних противоречий.
ЗНАЧЕНИЕ АСПЕКТОВ В Н4
Соединение. В радиксе — это квадратура, оппозиция или соединение. Интерпретацию начинаем с радикса. Если там была квадратура, соединение Н4 рассматриваем как силы, которые нужны человеку, чтобы примириться с самим собой. Бывшая оппозиция сообщит нам, какие качества человек должен соединить в своем поведении для успешного взаимодействия с внешним миром. Интеграция двух планет оппозиции в радиксе и есть то, чего человеку не хватает.
Оппозиция. В радиксе — это полуквадрат. Человек ощущает в себе недостаток или отсутствие качеств комбинации аспектирующих планет и убежден, что должен стремиться преодолеть этот недостаток проявлением соответствующих качеств в своем поведении. Он будет стараться предстать перед миром во всеоружии этих качеств, как правило, чрезмерно их демонстрируя. Если человек не осознает сущности своих побуждений, то, несмотря на все усилия и достижения, всегда будет чувствовать себя ущербным в плане сочетания энергий оппозиции.
Квадратура ощущается как препятствие, мешающее проявить качества связываемых ею планет во внешнем мире. Человек идентифицирует себя с одной из планет, а качества другой приписывает «врагу» из внешнего мира. Он борется с этим «врагом» или провоцирует его подать повод для борьбы. Человек может также (при общей слабости Н4) оправдывать этой «враждебностью» собственное бездействие и отказ от развития качеств той планеты, с которой он себя отождествляет. При наличии Т-квадрата создается сильный мотив агрессивного проявления своих качеств.
Полу квадрат не имеет значения в Н4, если не связан с планетами, находящимися в квадратуре или оппозиции друг к другу. Если же связан, то возникает ситуация, при которой препятствия, которые олицетворяет полуквадрат, необходимо преодолеть, прежде чем вступать в борьбу с затруднениями, которые символизируют квадратура и оппозиция.
Чем больше соединений, оппозиций, квадратур и полуквадратов в Н4, тем больше времени человек отдает борьбе с внешним миром, стремясь продемонстрировать те качества, которые, по его мнению, мир в нем отрицает. Архетипом личности Н4 является Демосфен, который стал блестящим оратором, поскольку стремился преодолеть косноязычие; он преуспел там, где был всего слабее. Для людей с сильной Н4 жизнь — всегда борьба. Было бы неверным отождествлять сильную Н4 с признаками шизофрении, скорее всего, она может проявляться там, где нет сильных аспектов.
Тригон. В радиксе — это тригон, секстиль, полусекстиль, квинконс. Интерпретация зависит от аспектов в радиксе. Если в нем полусекстиль или квинконс, человек борется ради удовольствия соединить обозначенные аспектом планетарные силы. Поскольку тригон — это комбинация 2 (усилия) и 3 (удовольствие), соединение этих принципов означает стремление к удовольствию или удовольствие от усилий. Напряженное, нелегкое удовольствие — человек отчаянно стремится к «хорошей» жизни, соединяя принципы планет, связанных тригоном.
Секстиль. Это борьба ради удовольствия, сражение с внешним миром за радости жизни, которое довольно сильно проявляется внешне. Человек хочет доказать миру, что умеет радоваться, ведя себя соответственно комбинации планет. Аспект указывает на преувеличенность и демонстративность удовольствий и одновременно свидетельствует о душевном беспокойстве и смущении в связи с необходимостью играть избранную роль.
Полусекстиль и квинконс не важны, если изолированы от других аспектов. Будучи включенными в систему квадратур и тригонов, они показывают, как человек увязывает легкую и трудную стороны узора аспектов Н4 в единую структуру поведения.
В качестве примера рекомендуем рассмотреть случай Уинстона Черчилля*** (рис. 1). Это сильная Н4, но несвязанная: с четырьмя раздельными квадратурами. Черчилль родился 30 ноября 1874 г. в 1.30 утра по местному времени в Вудстоке, 51N45, IW15.H4:
Жизнь Черчилля рассматривается как большой успех, но если бы не было Второй мировой войны, он мог бы прозябать в безвестности, считаться неудачником.
Пятая гармоника Н5 отражает искусственность, ненатуральность числа 5. В музыке естествен счет на 2 (марши) и на 3 (вальсы), счет же на 5 очень труден для восприятия. В астрологии при отсутствии связей между принципами 2 и 3 человек стремится создать искусственную связь через принцип 5, являющийся как бы попыткой соединения областей характера или жизни, которые в естественном состоянии ощущаются как разобщенные, изолированные друг от друга. 5 — это число увязки, оно представляет космический процесс, в ходе которого материя распределяется по родам и организуется так, чтобы можно было ее использовать. Число 5 характеризует способность нанести нужную краску на нужное место, чтобы получилось произведение искусства — картина. Итак, 5 — это принцип искусства, творчества.
Само слово «искусство» указывает на искусственность, «сделанность». Пятерка — первое число натурального ряда, в котором человек проявляет свою власть над миром, приводя в порядок, струк-турируя» устанавливая формальные связи между естественно разделенными вещами и понятиями. Карта Н5 связана со стремлением организовать себя и окружение в соответствии с определенным порядком. Люди, тяготеющие к изготовлению, созданию вещей, часто имеют сильную карту Н5, Эта гармоника относится к чистой науке и математике в той же мере, что и к инженерии. Н5 имеет отношение к творению форм и структур в искусстве. Необычайно сильную Н5 имел Моцарт.
Сильна Н5 у Эйнштейна, математика, логика и компьютерщика Тьюринга. Большое значение в 5 имеет Марс — планета, побуждающая к созиданию, творчеству, конструированию всего, что имеет характеристики Н5: порядок, рисунок, структура, форма. У художников сильна в Н5 Венера, у писателей — Меркурий. Н5 — это гармоника стиля поведения человека. Создание произведений искусства — это лишь проецирование вовне того, что начинается как внутренний психический процесс. Н5 — ключ к типу поведения, который ‘человек пытается реализовать в своей жизни, повседневном поведении. Человек с сильной Н5 обладает выраженным, лишь ему присущим стилем. Н5 отражает создание произведения искусства из своей собственной жизни. Гармоника Н5 должна быть сильна у актеров, обладающих даром перевоплощения. Опасность, которую таит сильная Н5, — в склонности к одержимости. Стиль становится тюрьмой для человека. Оппозиция и квадратура в Н5 особенно способствуют одержимости — состоянию, когда упорядочение оказывается самоцелью и не соотносится с тем, какую пользу оно сулит. Рассмотрим пример саморазрушающего поведения ребенка, проявляющегося как следствие одержимости, на которую указывает рисунок сильной Н5.
Больной ребенок Н5:
В первые два года жизни этого ребенка рвало ежедневно, иногда при каждом приеме пищи. Он переболел корью в 18 месяцев, свинкой в 5 лет, ветрянкой в 6 лет, полностью утратил интерес к еде, каждую неделю ему переливали кровь, но и это его не спасло. В радиксе Венера и Сатурн в очень тесном соединении в VI доме (по Плацидусу). В Н5 Венера и Сатурн в соединении с Луной и в точной оппозиции с Солнцем и Юпитером, которые в свою очередь находятся в соединении с Ураном. Возможно, что сильная Н5 повлияла на здоровье и раннюю смерть. Инстинктивно ребенок действовал по лунному типу личности, стремящейся подавить жизнеспособность по Солнцу, Юпитеру, Урану. Это могло выразиться в отказе от пищи и слабом иммунитете. Если бы ребенок пережил лунную фазу развития и перешел на потенциалы Солнца, положительные и творческие возможности Н5 могли бы проявиться.
По Н5 человек непрерывно стремится классифицировать все сущее, чтобы понять его. Он старается вместить окружающий мир в создаваемые им структуры и оформить поведение в стиль, отвечающий его целям. Творческий потенциал Н5 принципиально отличает человека от животных, использующих лишь гармоники 2 и 3.
ЗНАЧЕНИЕ АСПЕКТОВ В Н5
Соединение. Человек обладает способностью свести обе планеты вместе упорядоченным, структурированным образом, создать рабочий стереотип. Он развивает стиль поведения, объединяющий характеристики соединившихся планет. Этот стиль будет искусственным, ненатуральным, сильно отличающимся от естественного поведения человека, когда он спонтанно реагирует на окружение. Стиль может проявиться в том, какую структуру человек стремится создать из своего окружения.
Оппозиция. Человек стремится соединить задействованные планеты неким упорядоченным, структурированным способом. Интерпретация та же, что и при соединении, но с заметным оттенком борьбы, решимости преодолеть недостаток стиля или, наконец, выработать его. Иногда человек идентифицирует себя с одной из планет и развивает стереотип, в котором планеты на противоположном конце оппозиции искажаются или подавляются.
Квадратура. Борьба и напряжение направлены на нахождение собственного стиля. Попутно возможны большие творческие достижения. Весьма вероятно, что выработанный стиль окажется жестким или агрессивным (это зависит от природы задействованных планет). Есть опасность, что человек попадется в ловушку предвзятости и втянется в круг повторяющихся бесцельных действий: попытки найти собственный стиль становятся самодовлеющими, замкнутыми на себя — стиль ради стиля.
Полуквадрат, сесквиквадрат не играют роли, если не связаны с планетами, находящимися в оппозиции или квадратуре друг к другу. При наличии такой связи планета, находящаяся в полуквадрате, отражает качество, которого человеку недостает, по его мнению, и которое он стремится выработать в своем стиле. Человека постоянно мучит ощущение недостатка этого качества в собственном поведении, и он будет пытаться это исправить.
Тригон. Человек ищет удовлетворение в связывании этих планет в соответствующую структуру. В результате вырабатывается стиль, обладающий легкостью и гибкостью. При включении человека в творческую деятельность проявляются его способности, но может отсутствовать чувство меры, что выражается как неспособность сделать свой стиль адекватным обстоятельствам, изменить и улучшить его в соответствии с внешними обстоятельствами.
Секстиль. Человек находится в постоянном поиска удобного и приятного стиля, связанного с мотивами того же тригона.
Полусекстиль, квинконс. Эти аспекты, как правило, не существенны в Н5, если не включены в более значимый планетарный рисунок. Они показывают, как человек может увязывать трудные» и «легкие» аспекты своей Н5-карты в единый унифицированный стиль.
Седьмая гармоника Н7
Число 7 традиционно рассматривается как магическое. Если 5 — число человека, то 7 — число Бога, заключающее в себе космические секреты и космический порядок, правда, мало вероятно, чтобы Вселенная управлялась числом. 7, скорее оно относится к человеческим представлениям о Вселенной.
Карта Н7 показывает, как аспекты жизни нас вдохновляют, привлекают наше внимание не с точки зрения рациональных и конструктивных деталей, а как процесс плодотворного и непредсказуемого полета воображения, творчества и в равной степени — глубочайшего деструктивного заблуждения, недаром Нептун связан с семеркой. Карта Н7 представляет динамическую силу вдохновения, характеризует способность человека вносить во внешний и внутренний мир эмоционально значимые концепции.
Полностью потенциал Н7 никогда не реализуется. Она может порождать мечты и фантазии и через подсознание влиять на поведение человека, но творческие возможности Н7 не исследуются человеком и сознательно не эксплуатируются.
Когда Н7 реализуется в полной мере, это может привести и к варварскому, беспощадному разрушению, и к блестящим, творческим достижениям. Вместе с Н5 Н7 характеризует творчество, способность изобретать собственную версию реальности. Творческие личности проявляют Н7 вовне, а у обычных людей эта карта работает скрыто, глубоко под видимостью внешнего поведения. Когда планеты связываются друг с другом в Н7, человек воспринимает и осознает романтическую связь между ними.
Он не может их связать ни посредством естественных принципов 2 и 3, ни через принцип 5 и все же жаждет соединить друг с другом. Эта идея — объединение разноплановой энергии двух планет — является мощным эмоциональным стимулом, заставляющим человека в воображении (сознательно или неосознанно) создавать фантазии, суть которых — идея слияния. Эти фантазии влияют на видение мира человеком и его поведение. Карта Н7 содержит огромный заряд и хорошего, и плохого. Сильную Н7 имели композитор Берлиоз, художник Сальвадор Дали, архитектор Ле Корбюзье, Адольф Гитлер и Ричард Никсон. В двух последних случаях именно Н7 позволяет проследить истоки постепенно развивавшейся у этих людей паранойи. Убийцы и насильники часто имеют сильную Н7, дающую ключ к мотивации их действий. Триггером, включающим готовность к убийству, является оппозиция Марса к соединению Нептуна и Плутона.
В качестве примера рассмотрим Н7 Сальвадора Дали (рис 2):
Обратите внимание на заполненность знака Овна, на оппозицию Плутона к Луне, Меркурию и Марсу, на квадратуру Марса к Юпитеру и Нептуну и на тригон Марса с Сатурном, Ураном. В карте Н7 доминирует Марс, что согласуется с сексуальным характером фантазий Дали. Многие из его картин производят впечатление визуальных посланий, идущих от подсознания.
ЗНАЧЕНИЕ АСПЕКТОВ В Н7
Соединение. Человека вдохновляет идея соединить действия двух планет. В повседневной жизни это не всегда удается, и тогда человек начинает мысленно соединять силы, представленные планетами, и эти фантазии проявляются в творчестве. Фантастическое видение синтеза сил, действующих в соединении, становится идеалом, к которому человек стремится. Своим вдохновением он заражает других.
Если сильны и другие гармоники карты, человек способен претворить свое видение мира в жизнь. Результат может оказаться весьма необычным и даже «дьявольским», поскольку не коренится в реальности. Нереальное видение накладывается на реальный мир.
Оппозиция. Человек стремится воодушевиться идеей соединения сил противолежащих планет. Интерпретация та же, что и для соединения, но данная ситуация требует большей борьбы, решимости достичь желаемого. Это может проявляться как неустанный поиск вдохновения. Часто человек одержим идеей не соединения сил планет, а борьбы между ними, отождествляя их с добром и злом, светом и тьмой, врагами и друзьями.
Квадратура. Вдохновение приходит путем тяжелой борьбы и может породить большие творческие достижения, однако в них заложены эмоциональный конфликт и кипение страстей. Если при этом в Н5 проявляется склонность к предвзятости, одержимости, то в Н7 может быть сильна опасность беспочвенного романтизма и сопутствующих ему всплесков отчаяния.
Полуквадрат, сесквиквадрат чаще всего не имеют существенного значения, но если они включены в другие конфигурации, то планета, связанная дополнительными аспектами, представляет качество, которое ощущается человеком как недоразвитое или отсутствующее в нем самом, и главное — в его видении мира. Он старается развить это качество и включить его в свои представления о мире.
Тригон. Человек наслаждается своим воображением и идеей соединения свойств планет, составляющих аспект. Он как бы переносится в воображаемый мир. Обычно тригоны ведут к мечтаниям, снам наяву, «маниловщине» и не побуждают к творческому действию, за исключением случаев, когда они связаны квадратурами или оппозициями. Тогда планета в тригоне или секстиле к другим планетам может представлять разрешение конфликта.
Секстиль. Человек стремится к тому типу доставляющего удовольствие вдохновения, которое связывается с тригоном.
Полусекстиль, квинконс Сами по себе эти аспекты не столь важны, но, будучи включены в общий рисунок Н7, они показывают, как человек может соединить «трудные» и «легкие» стороны Н7 в едином стереотипе вдохновения.
Девятая гармоника Н9 — это карта чистого принципа 3 (3×3=9). Поскольку число 3 в астрологии связано с удовольствием, наслаждением, обладанием желаемым, то способность развить эти качества отражается в Н9. Так как 9 — квадрат 3, то это число являет принцип удовольствия от удовольствия, т.е. более глубокий тип удовольствия, которым труднее овладеть во всей полноте. С девяткой связаны понятия счастья и душевной гармонии. В то время как планеты в Н4 находятся в состоянии войны друг с другом, в Н9 они в мире и приносят друг другу радость. Тем самым Н9 указывает на способность человека к радости, проистекающей из гармонии с самим собой и окружением. Чтобы жить в мире с собой, человек должен внутренне принимать свое место в мире, сколь бы незначительным оно ни казалось. Связи в карте Н9 очень важны в анализе любовных взаимоотношений. Гармоника Н9 может дать ключ к пониманию того, с каким партнером возможны гармонические отношения, дающие радость. Так же как Н5 и Н7, гармоника Н9 имеет отношение к творчеству. Она указывает на способность человека слиться с окружением, испытав радость, мир и понимание, и передать эти ощущения в процессе творчества.
Творчество художника, в работах которого отражается Н9, светло, оптимистично. Примером может служить Камиль Коро. Сильными Н9 обладали Рудольф Штейнер, Альберт Швейцер, Карл Юнг, Чарлз Диккенс. Для обычных людей, не обладающих достаточной психической силой или способностью к переживанию мистического наслаждения, лучший способ интерпретировать Н9 как ключ к пути, на котором человек может найти свое счастье. Многие из нас не реализуют потенциал Н9 до самой смерти. Так, при анализе Н9 Никсона создается впечатление, что он никогда не пытался жить в соответствии с Н9, настолько свойства этой гармоники не нашли отражения в его личности. Однако все люди одинаково желают счастья, хотя и не знают, где его искать. Для тех, кто хотел бы это узнать, анализ Н9 окажется неоценимо полезен. Н9 уводит нас в области, о которых трудно сказать словами, при знакомстве с нею астролога охватывает священный трепет прикосновения к чему-то высшему, к великим секретам Вселенной, вот почему не рекомендуется анализировать эту карту в неспокойном или стрессовом состоянии.
ЗНАЧЕНИЕ АСПЕКТОВ В Н9
Соединение. Человек может получить радость, покой и счастье во взаимоотношениях, которые определяются планетами в соединении. Свое ощущение радости и счастья он способен передать окружающим. Человек принимает мир таким, каков он есть, не пытаясь изменить его. Понимание и восприимчивость способствуют развитию психических сил, особенно если в соединение вовлечена Луна. Цель творческой деятельности человека — распространять счастье, передавая ту правду и красоту, которые он видит в мире. В зависимости от того, какие планеты задействованы, Н9 может быть связана с религиозным посвящением и духовностью. Нередко в ней проявляются свойства невинности, покорности и смирения.
Оппозиция. Человек стремится к радости и миру, которые дает соединение. Интерпретация та же, что и для соединения, однако счастье дается путем усилий, а не приходит само собой. Иногда одна из планет представляется как тип счастья или внутренней самореализации, который человек стремится передать (или навязать) окружающим посредством функции другой планеты.
Квадратура. В человеке сильно развито ощущение борьбы; преодолевая препятствия, он активно стремится к определенному типу счастья, веры, посвящения или озарения. Нередко этот процесс связан с внезапными духовными откровениями.
Полуквадрат, сесквиквадрат. Сами по себе, эти аспекты не важны. При включении в конфигурации, где одна или несколько планет находятся в квадратуре или оппозиции друг к другу, они могут символизировать качество, которое, по мнению человека, отсутствует или недостаточно развито у него в сфере откровения и озарения. В поисках счастья человек постоянно стремится включить его во взаимодействие с другими планетами.
Тригон характеризует высший тип удовольствия, которое в зависимости от характера образующих тригон планет может проявляться как экстаз, блаженство или безмятежность. На практике трудно дифференцировать интерпретацию тригона и соединения в Н9.
Секстиль. Человек стремится к реализации того типа наслаждения, которое указывается тригоном.
Полусекстиль, квинконс. Сами по себе не показательны, но при включении в более общий рисунок говорят о том, как человек соединяет воедино «трудные» и «легкие» стороны своей карты Н9 в стремлении к единому стереотипу просветления.
В качестве примера рассмотрим карту Н9 Чарльза Диккенса:
Это пример писателя, чья главная сила проявлена в Н9. Карта имеет сложный рисунок с преобладанием тригонов и секстилей, но с точной оппозицией Венера — Юпитер. Диккенс старался как можно точнее описать то, что видел, и руководствовался стремлением внести в жизнь других людей счастье. Он близок каждому доброму и сердечному человеку. Главная заслуга Диккенса не в литературных достоинствах его книг, а в том, что он использовал их как средство, чтобы говорить с людьми. Желание облегчить страдания других прекрасно показывает оппозиция Луны с Сатурном вблизи осей ASC — DSC и МС — IC в Н9.
В заключение несколько методических советов.
Гармоническую карту нужно исследовать совместно с радиксом. Радикс дает основную картину, а гармоники являются источником дополнительной информации. В радиксе в первую очередь следует обратить внимание на точные и близкие к точным аспекты, а также неаспектированные планеты. Точный или близкий аспект обычно проявлется во всей серии гармоник и становится центральным для общей интерпретации.
Планета, не аспектированная в радиксе, может мощно проявляться в гармонических картах. В них важен общий рисунок — группы из трех и более планет (кластеры), связанные между собой аспектами. Успех анализа такой карты зависит от умения выделять подобные конфигурации и анализировать их как целое.
Не обязательно интерпретировать любой аспект гармонической карты. Одиночный аспект, не связанный с другими, можкет не играть роли. Чем больше в карте связанных между собою аспектов, тем более мощные силы человек способен концентрировать в своем поведении. Особенно важна при этом Н5. Чем ближе аспект к точному, тем сильнее его действие.
В гармонической карте рассматриваются сначала соединения, потом оппозиции и квадратуры. Планета, замыкающая на себя две или более конфигурации, является доминантой данной карты. Интерпретация ведется с учетом знака и дома радикса. Из гармонических аспектов наиболее важны аспекты Солнца. Они приоткрывают самые существенные факты в жизни человека.
Уже первый взгляд на рисунок аспектов в гармонической карте показывает, содержит ли она жизненно важную информацию. Если она бедна аспектами или рисунок ее слишком сложен, то можно не принимать эту карту во внимание.
Каждый астролог разрабатывает собственную систему анализа и включения в него данных гармонических карт, поскольку трактовка гороскопа — это творческий акт, происходящий в соответствии с особенностями мышления данного человека.
* См. «Урания», № 1, 1992, с. 62.
** Отклонение от точного Значения аспекта.
***Пример заимствован их книги Д.Хэмблина [2].
ЛИТЕРАТУРА
1. Addey J.M. Harmonics in Astrology. London: L.N.Fowler, 1976.
2. Hamblin D.E. Harmonic Charts. A new Dimension in Astrology. Wellingborough: Aquar. Press, 1987.
3. Горшков А.Г. // Рос. астрол. журн. 1991. N 1. С. 18
Источник: Урания №2,3-92