Шермер Барбара
Гороскоп в лицах (окончание, начало в №3-95)
(окончание, начало — «Сцена для Эскулапа» -> «Психодрама: играют все!» -> «В космос – пешком»)
В тот день группа астродрамы разыгрывала карту Аллена. Ему хотелось лучше понять свою тау-квадратуру в фиксированных знаках: Меркурий в оппозиции к Урану и Нептун в квадратуре к ним обоим. Смущенный и взволнованный Аллен сидел в центре комнаты, наблюдая за борьбой между участниками тау-квадратуры. Вот Меркурий начинает читать нотацию Урану:
— Ты все время меня подгоняешь: «Скорей! Давай начнем! У нас куча дел на сегодня». Дай мне расслабиться. Я не могу делать миллион дел сразу. Спешка нервирует меня.
Поворачиваясь к Нептуну, с которым он в квадратуре, Меркурий жалуется:
— А ты-то! Все время такой расплывчатый. Никак не определишься. Вечно позволяешь Урану себя подавлять. Он тебе столько предлагает, а ты ничего не делаешь, сидишь балдеешь! Возьми себя в руки наконец!
Нептун сонно отвечает:
— Да ладно тебе, делать еще что-то. Вот помечтать — это да! А потом, я же помогаю тебе иногда отключиться. Как славно мы путешествуем! Скажешь нет? А помнишь эту роскошную идею переехать в Корпус-Кристи и открыть ларек с бутербродами? Да-а, было бы здорово торчать на пляже…
Уран перебивает:
— Да ты все время где-то там, в каких-то несуществующих далях. Никакого чувства реальности. Дай тебе волю, так мы ничего из-за тебя не сделаем. Ты путаешь планы и не даешь нам проявиться в полную силу. Ты — помеха!
Нептун в ответ:
— А ты меня обижаешь. Тебе наплевать на мою чувствительность. А я, между прочим, иногда подаю тебе хорошие идеи. Но тебе же лучше знать, как и что! Тебе бы только мною помыкать. Не представляю, как с тобой дальше иметь дело.
Энергетика в комнате была напряженной, рассеянной и хаотичной, а резкие голоса продолжали нескончаемую перебранку. В глазах у Аллена было отчаяние. Время от времени его Солнце в Козероге в Четвертом доме (стоявшее у него за спиной) клало руки ему на плечи и принималось его успокаивать:
— Это ничего, что они путают тебя и приводят в отчаяние. У тебя есть я — Солнце в Козероге, сильное и умелое. Я помогу тебе, что бы ни вытворяла твоя тау-квадратура. Мы справимся с ними, когда надо будет. Если Уран начинает сбивать тебя с толку, не забудь вернуться ко мне, чтобы почувствовать почву под ногами и собраться, пока мы с тобой не успели совершить необдуманный поступок. А когда Нептун начнет выступать со своими несбыточными идеями, мы его выслушаем, дадим ему нас вдохновить, даже иной раз отвлечемся от действительности, но будем следить, чтобы никаких иллюзий и путаницы. Используй меня для равновесия, когда Нептун с Ураном сводят тебя с ума. Я буду здесь всегда.
Через несколько минут энергетика в комнате уравновешивается, Аллен обретает уверенность в том, что сможет справиться со сложной конфигурацией планет.
Астродрама — как это делается
То, что описано выше, называется астродрамой, одной из методик в рамках эмпирической астрологии, позволяющей представить гороскоп в виде пьесы. Карты в буквальном смысле оживают, предоставляя участникам возможность напрямую иметь дело, работать со своими энергиями. Астродрама — увлекательный и веселый способ исследовать психические энергии, будь то один человек или группа в двадцать пять человек и больше.
Встречаясь с приятелем, чтобы обсудить свои карты, попробуйте сымпровизировать сценку. Придумайте некие обстоятельства, в которых вы бы действовали вдвоем. Актерское мастерство необязательно. Просто наберите побольше воздуха в легкие — и вперед. Для начала встаньте, потянитесь и приведите в движение знак Льва у себя в душе. Вот несколько примеров, чтобы вам было с чего начать. А потом вы сможете придумать собственный сценарий.
Представьте, что вы с другом решили вместе провести отпуск. Один из вас выраженный Скорпион, у другого силен знак Рыб. Вы выбираете, куда бы вам поехать. Как будет выглядеть эта процедура? Или вы — две юные барышни, которые впервые в жизни приехали в Нью-Йорк. Сегодня первый день вашего путешествия по магазинам. У одной из вас Венера в Деве, у другой — в Близнецах. Попробуйте также представить полярности Венеры в Водолее и Венеры во Льве, а также Венеры в Деве и Рыбах.
Вы и ваш коллега собираетесь представить доклад в вышестоящие инстанции. У него Меркурий в Деве, у вас — в Стрельце. У вас есть пять минут перед подачей доклада, чтобы скоординировать усилия. Как будет выглядеть ваше совещание? Вы с другом катаетесь на горных лыжах. У него в это время хороший транзит Юпитера, а у вас — квадрат Сатурна. Как вы станете выбирать маршрут? Вы с мужем планируете расходы на ретроградном Меркурии. У вас Меркурий в Деве, у вашего мужа — в Рыбах. Что происходит?
Вы только что попали в небольшую аварию и вылезаете из машины, чтобы оценить нанесенный вам ущерб. У вас Марс в Весах. У того типа, что на вас наехал, — в Овне, или в Деве, или в Рыбах. Попробуйте каждый из этих вариантов.
Попытайтесь побыть Сатурном в соединении с Солнцем, Сатурном в трине к Луне, Юпитером в соединении с Солнцем, Юпитером в трине к Луне, Марсом в квадратуре к Солнцу, Меркурием в соединении с Юпитером и т.д.
Если вас трое, выберите по очереди какой-нибудь аспект из каждой карты и поработайте над ним. Скажем, у вашей подруги Луна в Овне в квадратуре к Меркурию в Козероге, и именно об этом аспекте ей хотелось бы узнать побольше. Не обсуждая ничего заранее, распределите роли Луны и Меркурия. Обладательница аспекта может быть просто наблюдателем. Продумайте обстоятельства, в которых будете взаимодействовать. Например, вы — супружеская чета у себя дома. Один из вас решает, что неплохо бы пойти в кино. Как отреагирует на это Луна в Овне в квадратуре к Меркурию в Козероге? Можно заранее обсудить этот аспект с вашей подругой, у которой Луна в Овне, и попросить ее объяснить, как она ощущает этот аспект в своей жизни. Потом кто-нибудь из вас берет на себя роль Луны в Овне. Хозяйка аспекта может изобразить собственный Меркурий в Козероге, что даст ей возможность прочувствовать эту планету. Третий человек просто наблюдает. Когда за-кончите, поменяйтесь ролями: пусть подруга играет роль собственной Луны, а вы — ее Меркурия. Потом обменяйтесь впечатлениями. Чем явилась для нее каждая роль? Узнала ли она что-то новое для себя? Что вы чувствовали, изображая ее Луну? Меркурий? Что удалось заметить наблюдателю по ходу дела? Можете ли вы общими усилиями «выдать» какую-нибудь блестящую идею по поводу того, как управиться с этой квадратурой? Может быть, у вас возникли какие-нибудь новые догадки? Если у вас и ваших друзей есть уже некоторый опыт, связанный с астродрамой, вы, возможно, захотите использовать и дома. Изобразите, например, Луну в Овне во Втором доме в квадратуре к Меркурию в Козероге в Одиннадцатом доме.
Если группа у вас побольше, человек пять-шесть, попробуйте разыграть конфигурации аспектов, например тау-квадратуру: Луна в Овне в квадратуре к Меркурию в Козероге, а Нептун в Весах — в оппозиции к Луне и в квадратуре к Меркурию. На что будет похожа подобная психологическая модель? Потом прибавьте положительное влияние трина к Луне от соединения Юпитера и Плутона во Льве. Как это меняет картину?
У вас группа в десять человек или больше? Тогда попробуйте разыграть целую натальную карту! Вот когда астрология воистину оживает. Мои первые опыты, связанные с астродрамой в группе, имели место в конце 1981 г. в Эсаленском институте в Калифорнии. В качестве специалиста по работе с группами я трижды в неделю вела занятие по астрологии в группе, участники которой не только изучали астрологию, но и занимались гештальт-терапией. Это был идеальный вариант. Мои ученики разбирались в астрологии, знали, как работать в группе, и были открыты для новых идей. Из этих опытов в Эсалене и выросла методика разыгрывания натальной карты.
Если вы работаете с большой группой, вам, вероятно, надо будет попривыкнуть друг к другу. Начните с каких-нибудь «разогревающих», объединяющих упражнений. Когда участники группы немного расслабятся и почувствуют себя свободнее, распределите между ними планеты. Неважно, кто какую энергию будет изображать, просто выбирайте и начинайте. Как только роли назначены, вы готовы импровизировать какой-нибудь несложный аспект. Для начала выберите несколько аспектов по желанию группы. Кто-то, возможно, захочет увидеть трин Юпитера в Раке к Меркурию в Скорпионе, кто-то — соединение Солнца с Ураном в Деве. После того как аспект объявлен, двум «актерам» понадобится некоторое время, чтобы свериться с записями, а потом, используя характеристики планет, передать суть аспекта. Когда участники группы освоятся, можно ра-зыгрывать целые карты.
В астродраме существует три типа ролей.
Ведущий* — тот, чью карту разыгрывают. Он руководит ходом астродрамы.
«Планеты» с Солнца по Плутон; их назначает ведущий, учитывая возможности различных участников группы изображать те или иные планетарные энергии.
Помощник** подстраховывает ведущего, вмешиваясь при необходимости, чтобы фокусировать действие. Его или ее сравнительно отстраненная позиция помогает участникам не выходить из ролей. Как вы понимаете, идеальное количество участников в группе астродрамы 12-10 «планет» плюс помощник и ведущий.
Для того чтобы «играть» с такой группой гороскоп, попробуйте воспользоваться основной схемой, приведенной ниже. Она достаточно гибкая и в то же время дает несложную структуру, в рамках которой можно играть.
1. Разбор карты
Прежде всего группа должна ознакомиться с натальной картой человека, чью пьесу вы разыгрываете. (Тут очень пригодится школьная доска, к которой можно прикрепить карту.) Ведущий как бы проводит экскурсию по своему гороскопу, выделяя ключевые аспекты, преобладание планет в той или иной стихии и т.д. Если ведущий не сведущ в астрологии, он может то же самое сделать при помощи группы.
2. Распределение ролей
Этим занимается ведущий.
Какой-то человек может показаться ему особенно подходящим для того, чтобы сыграть роль его Солнца. Или же он может предоставить участникам самим выбирать роли.
Иногда кто-нибудь из участников группы чувствует, что роль той или иной планеты в карте ведущего особенно ему близка, или же ему хочется попробовать себя в конкретной роли.
3. Выбор цели
Следующий этап — найти фокус драмы, ее цель. Полезно, с этой точки зрения, сосредоточиться на характерной картине аспектов или конкретной теме гороскопа. Может, ведущий захочет остановиться на конфигурации Большого креста в своей карте или на своих отношениях с любимым человеком, с родителями. (Если группа состоит из начинающих, необходимо сфокусировать их энергию. Иначе драма зайдет в тупик. Чем больше опыта у группы, тем меньше необходимости в структуре. Группа, участники которой настроены друг на друга, способна показать особенно красивую импровизацию.)
Чтобы лучше представить ход работы, рассмотрим гороскоп ведущего. Предположим, что это женщина, родившаяся 12 августа 1948 г., которая хочет разобраться в своих отношениях с Мужчинами.
Эта женщина не была замужем, мечтает о личной жизни. Ее отношения с мужчинами развиваются по одной и той же схеме: начинаются «за здравие» и кончаются «за упокой». (Дважды в подобных историях, не оставивших по себе приятных воспоминаний, партнерами этой женщины оказались алкоголики.) Группа, разыгрывающая эту карту, вероятно, захочет сосредоточиться на аспектах и знаках расположения ее Солнца, Марса, Венеры, Сатурна, Пятого, Седьмого и Восьмого домов. Как участники группы оценивают ее проблему? Где искать конструктивное решение?
4. Порядок выступлений.
Во время короткого предварительного обсуждения ведущий должен выработать (и объяснить остальным) логический порядок разыгрывания аспектов данной конкретной карты. В этом случае, например, представляется логичным начать с мощного, доминирующего соединения Солнца, Меркурия и Сатурна, перейти к квадратуре пассивно-агрессивного соединения Марса и Нептуна и идеалистической и зависимой Венеры, а закончить конфигурациями, указывающими на конструктивное разрешение проблемы: секстилем Луны к соединению Марса и Нептуна и трином ее к Плутону, секстилем соединения Меркурия и Сатурна к Урану, дающим позитивный, стимулирующий элемент, и треугольником Юпитер — Плутон — соединение Марса и Юпитера.
5. Планеты готовятся к выходу
После того как выработана последовательность, «планеты» образуют аспектные группы и КОРОТКО обсуждают, как будут разыгрывать свой аспект. (Так появляется идея сценки или некое направление, которое затем спонтанно развернется в представление.) Если вы хотите, чтобы ситуация породила действие, эту часть работы следует сократить до минимума, хотя новичкам потребуется больше времени, какая-нибудь особо сложная конфигурация также может затянуть обсуждение. (Представления, слишком тщательно спланированные заранее, часто кажутся неестественными.) Если вы используете костюмы или реквизит, прибавьте еще несколько минут.
Красочные костюмы и остроумно подобранный реквизит внесут в представление зрелищный элемент и оживят его, поэтому пользоваться ими в высшей степени желательно. Вы просто вынуждены будете проникнуться марсианским духом, когда, порывшись в ящике с костюмами, найдете красный атласный плащ, меч и шлем. Венере в Водолее пригодятся «припанкованный» па-рик и блестящие очки от солнца в желтой оправе в виде звезд. Цепь и держава вполне подойдут Сатурну. Для Урана сойдет все, что блестит, переливается и «бьет в глаза». Иногда реквизит может подсказать, как надо вести свою роль. Помню участницу астродрамы, которая впервые осознала, что такое Нептун, кружась в одеянии из дымчатых шарфов. Другая участница изображала Луну в Деве как усердную мамашу, одевающую куклу.
6. Подготовка сцены
Как только каждый поймет, как он будет играть роль своей «планеты», подготовьте «сцену». Расставьте «планеты» на-тальной карты вокруг ведущего. Ведущий должен стоять в центре гороскопа лицом к Середине неба. Слева от него должны быть «планеты» в Двенадцатом, Первом и Втором домах (по порядку знаков), сзади — «планеты» в Третьем, Четвертом и Пятом домах, справа — «планеты» в Шестом, Седьмом и Восьмом домах и тд.
7. Пьеса
а) Введение
Теперь, когда все заняли свои места, можно начинать.
От Асцендента передвигайтесь к следующему дому и т.д. против часовой стрелки, и пусть «планеты» коротко представятся. «Я твой Меркурий во Льве. Я артистичен, мыслю широко, мне нравятся мои идеи. Я помогаю тебе творить, творить и еще раз творить! Кое-кто говорит, что я слиш-ком занят собой, но, по-моему, когда у меня все хорошо, то и у других тоже». Двигайтесь по кругу, давая каждой «планете» по 10-20 секунд на то, чтобы представиться.
б) Ролевая игра
Пусть пьеса идет своим чередом по установленному плану. В нашем примере начинающие Солнце, Меркурий и Сатурн высказываются и как-то взаимодействуют. После того как они закончат, их место занимают Марс и Нептун в Весах. Потом Венера в Раке вносит свою лепту в спектакль. Все это аспекты, создающие проблему для ведущего. Потом переходите к разрешающей стадии пьесы: включаются Луна в секстиле к Марсу и Нептуну и в трине к Плутону, Меркурий с Сатурном в секстиле к Урану, Меркурий с Сатурном в трине к Юпитеру и Марс с Нептуном в секстиле к Плутону.
После того как была сыграна описанная выше пьеса, выяснилось, что та женщина иде-ализировала мужчин, хотя при этом подавляла чувство неудовлетворенности от недополученной любви от своего слишком занятого делами и поглощенного собой отца. Ее страстное желание найти родственную душу не давало ей увидеть реального человека, с которым она встречалась. Она сбивала мужчин с толку своим поведением, демонстрируя сначала властность, а потом зависимость и уступчивость.
Ей надо было найти равновесие между желанием окунуться с головой в отношения (импульсивный Огонь) и необходимостью в первую очередь разобраться в своих проекциях. Выбрав такую позицию, при которой не страдали бы ни ее зависимая «рачья» природа, ни властно-требовательный Лев в ёе карте, эта женщина смогла бы уменьшить негативные явления, сопровождающие ее поиски счастья в личной жизни.
На самом деле порядок событий может и меняться. Сплав работающих вместе «планет» иногда придает представлению свой ритм. Если альтернативная схема кажется вам более подходящей, не бойтесь изменить сценарий. Какая-нибудь «планета» может, например, включиться экспромтом, потому что интуитивно знает, что сказать или сделать. Иногда у помощника или ведущего тоже возникает желание вмешаться, чтобы глубже развить конкретный аспект или если, например, ведущему захочется взять на себя роль одной из «планет». Все дело в том, чтобы, не теряя чувства структуры, отпустить пьесу в «свободный полет».
8. Финал
Астродрама может оказаться захватывающим переживанием. Очень важно выделить время на то, чтобы успокоиться, абстрагироваться от пьесы и придумать концовку. К этому времени, скорее всего, в душе у ведущего бушуют самые разные чувства, энергия карты «витает в воздухе» и вся группа уже как бы живет в этом гороскопе. Постарайтесь довести астродраму до той точки психологической развязки, которая и есть финал. Как может группа подвести итоги, предложить решение, поддержать ведущего? Это может выглядеть как сильная финальная речь ключевой «пла-неты», после которой участники астродрамы могут подойти к ведущему, тихонько коснуться его и помолчать или подбодрить. Может быть, в финале группа качает ведущего или напевает его имя. Будьте изобретательны и не упускайте из виду эту часть астродрамы.
9. Обратная связь
Обратная связь — этап осмысления астродрамы, когда каждый может поделиться наблюдениями, рассказать, что он понял, сыграв пьесу. Это усиливает обучающее воздействие переживания. Иногда этот этап становится не меньшим открытием, чем сама пьеса. Все еще под впечатлением от представления участники «выдают» столь неожиданные и откровенные замечания, что провоцируют конфликтные ситуации. Прежде всего дайте высказаться ведущему. Что больше всего его (ее) поразило? Что нового он (она) узнал(а) о своем гороскопе? Все ли «планеты», исполняя свои роли, попали «в точку»?
Потом пусть поделятся своими открытиями «планеты». «Интуиция подсказывала мне, что у тебя сейчас много проблем с моей планетарной энергией, но ты об этом молчишь.» Или: «Когда мы под конец пели твое имя, у меня слезы навернулись на глаза. Меня до глубины души растрогало то, что сейчас происходило с твоей картой.»
Помощник может делать замечания относительно хода спектакля в целом: «Я обратил внимание на то, как же все-таки доминировал Сатурн. Как только он стал мягче, энергетика карты стала более гармоничной. Как ты полагаешь, что может произойти в твоей повседневной жизни, если ты ослабишь сатурнианскую потребность в контроле?» Или: «Пьеса шла как во сне, пока не включился Марс, не собрал остальные планеты и не растормошил их. Ты замечаешь, как влияет Марс после периода бездействия? Как это обычно бывает?» Еще один пример: «Больше всего меня поразило, как мощно тебя поддерживает Луна.»
Вы, вероятно, поняли уже, что может предложить вам астродрама. Даже один день разыгрывания «гороскопа в лицах» способен помочь узнать нечто новое, вдохновить и даже посеять семена трансформации. Работая в группе, вы имеете возможность активизировать скрытые стороны вашей психики, ощутить себя частью космической пьесы другого человека и встать на путь «проживания» собственной натальной карты во всей ее сложности и во всем богатстве. Так почему бы не попробовать?
* В психодраме его называют протагонистом (прим. ред.)
** Психодраматист (прим.ред)
Источник: Урания №3-95