«Эта бесконечная Вселенная — колесо.
На нём — все создания подверженные смерти и возрождению.
Оно вертится и вертится и никогда не останавливается.
Это — колесо Брахмана.
Пока индивидуальное «я» думает, что существует отдельно от Брахмана, оно вращается на колесе.
Но когда милостью Брахмана оно осознает свою тождественность с ним, оно уже больше не вращается на колесе. Оно достигает бессмертия.»
Упанишады Светасватара
Перевод с английского Кямалы Мелик-Ахназаровой
От переводчика. Идея о том, что бренное тело преходяще и лишь является носителем вечной души, сама по себе не нова, но с каждым приближением раскрывается в ином свете, а потому всегда притягательна. Книга Роджера Булджера «Иные «я», иные жизни» посвящена исследованию так называемых прошлых воплощений, рассмотренных с неожиданной стороны. Эта работа автора — счастливый случай соединения англо-саксонской дотошной рациональной практичности с вполне «восточным» уважением к трансцендентному; поэтому синтез их дает применение на практике восточных знаний о многомерности мира, о том, что наша психика, наше подсознание, если пользоваться психологическим жаргоном, не чуждым автору, хранит в себе действительное Знание и, помимо прочего, обладает целительной силой. Словом, если Восток отвлеченно-абстрактен и догматичен, а современный, погрязший в позитивистском болоте Запад, чересчур, плоско-эмпиричен, то соединение этих двух начал может породить интересное явление, в данном случае — терапию прошлых воплощений. Сам автор, поясняя читателям свою точку зрения и предваряя возможный и естественно ожидаемый скептицизм, классифицирует возможные подходы к идее «прошлых жизней» так: «Медиум стремится получить информацию из паранормального источника, парапсихолог озабочен доказательствами истинности или разоблачением притязаний на прошлую жизнь; представитель религии занят тем, что преподносит реинкарнацию в качестве доктрины, неотъемлемой от религиозной традиции; наконец, психотерапевт использует погружение в прошлую жизнь как практическую технику, чтобы исцелить человека». Описываемые Вулджером случаи ярки и поражают воображение именно тем, что реальны. Ведь хотя художественное произведение и обладает иногда большой убедительностью и живостью, все же наше малодушное стремление уцепиться за то, что знакомо и не требует особых усилий для постижения, то есть за то, что познается (якобы) привычными пятью чувствами и за это именуется реальностью, непобедимо. Поэтому случаи из ежедневной практики психотерапевта обладают сокрушительной силой и почти способны заставить нас поверить в непостижимое. Это тем более, справедливо, когда психотерапевт не какой-нибудь там выскочка-самозванец, от заклинания злаков на всхожесть кидающийся к теле-шоу и сомнительным политическим играм, а солидный человек, обладающий оксфордским дипломом, более чем двадцатилетней терапевтической практикой и внушительным багажом знаний, способный увлечь аналитическим разбором случая почти столь же сильно, как самой историей, зачастую шокирующей своей обнаженной правдивостью и выразительностью. Никакой назойливости в попытках убедить или навязать свое мнение у автора нет и в помине — хотите верьте, мол, хотите нет, а только практика моя помогает пациентам, — позиция действительно разумная и достойная. Вулджер пишет: «я всегда говорю своим клиентам: «Не важно, верите ли Вы в перевоплощения или нет. Подсознание всегда расскажет историю о прошлой жизни, если пригласить его должным образом». И действительно, я часто склоняюсь к тому, что даже если сознательный разум скептически относится к реальности прошлых жизней, подсознание искренне верит в них и только ждет, чтобы мы у него спросили». Тем более, что поверить на самом деле — так хочется.
***
СЛУЧАЙ СЬЮЗЕН: ГОЛЛАНДСКИЙ ХУДОЖНИК, СТРАДАЮЩИЙ КОМПЛЕКСОМ ВИНЫ
Многомерность психики может раскрыться, развернуться перед нашим взором за довольно короткий срок — всего за каких-нибудь два часа. Особенно яркий пример подобного развертывания за часовой сеанс — все же, обычно это занимает гораздо больше времени — случай молодой дамы, которую я буду называть Сьюзен.
Сьюзен, художник по профессии, в свои тридцать четыре года пыталась найти помощь в психотерапии. Многочисленные проблемы в браке, озабоченность судьбой матери, которую ей пришлось оставить, переехав в другой город, к тому же смутное чувство, что все это как-то связано с прошлой жизнью, отрывок из которой она случайно вспомнила и в которой она была голландским художником, — все это мучило ее. Пока Сьюзен рассказывала, я наблюдал за ней и был поражен тем, как скованы и напряжены ее плечи. Они словно были приподняты сантиметров на пять выше нормального уровня.
Обычно во время вводной части сеанса я предлагаю пациенту сосредоточиться на проблеме, заботящей его, но у Сьюзен что-то не получилось, ей сложно было раскрыться, поэтому я предложил ей промассировать плечи и шею. Она согласилась, и я стал работать над ее весьма зажатой трапециевидной мышцей и шеей, предложив обращать внимание на любые воспоминания или образы, которые при этом могут возникнуть. Довольно скоро воображение ее скользнуло в пространство, где она воспринимала себя в образе мужчины — обнищавшего художника; дело происходило в Голландии, судя по всему, веке в семнадцатом. У художника жена и грудной ребенок, которых он не в состоянии содержать. Отдавшись упорному стремлению закончить картину, он забывает и о жене, и о ребенке, не обращая на них никакого внимания даже после того, как ребенок заболел. К ужасу художника, ребенку становится все хуже и хуже, и он умирает; в довершение всех бед убитая горем жена оставляет художника.
Следующая сцена оказалась ключевой для нашей работы:
Терапевт: — Где Вы сейчас?
Сьюзен: — Я брожу вдоль каналов и ищу. Я не могу найти свою жену. Она покинула меня.
Т.: — Куда Вы идете сейчас?
С: — Думаю, обратно домой. О нет! Я не хочу туда возвращаться! (Плечи ее заметно напрягаются)
Т.: — Вздохните поглубже и возвращайтесь. Идите домой. Посмотрите, что происходит. (В этот момент Сьюзен вскочила с кушетки, на которой лежала, присев, схватилась за горло и вскрикнула).
Т.: — Что произошло?
С: — О Боже! Я повесилась (Рыдает).
Некоторое время мы работаем над тем, чтобы успокоить Сьюзен и помочь ей освободиться от переживания смерти и горя, связанного с потерей ребенка и жены. Но это оказалось еще не все. Когда я снова спросил Сьюзен, где она видит себя на этот раз, она вдруг спонтанно начала переживать момент своего рождения уже в этой жизни — она рождалась с пуповиной, обмотавшейся вокруг шеи! Полное понимание ситуации приходит к ней несколько мгновений спустя, когда она будучи грудным младенцем и пережив вторую травму, смотрит на свою мать.
С: — Я знаю, почему я здесь.
Т.: — Почему Вы здесь?
С: — Чтобы быть поближе к матери (плачет). Я знаю теперь, кто она.
Т.: — Скажите мне, кто она.
С: — Она — тот младенец, мой ребенок, что умер. Теперь я вижу, что пытаюсь все сделать для нее, заботиться о ней, чтобы возместить ей все, все эти годы.
Это был исключительно концентрированный и насыщенный сеанс, но особенно интересно в нем то, как вся вина, вся полнота греха за брошенного и умирающего ребенка была физически запечатлена в моменте отчаянного самоубийства художника. Зеркально отраженные в родовой травме и включенные в язык тела молодой женщины вплоть до настоящих дней, ее подсознательные чувства к младенцу из прошлой жизни, который оказался ее матерью в нынешней, были замурованы в шее и плечах женщины. Она продолжала бессознательно винить и наказывать себя и именно по этой причине не могла освободиться от чувства ответственности за свою мать. На последующих сеансах Сьюзен оказалась способной сделать это, и сразу же огромный груз свалился с ее брака не говоря уже о плечах, которые совершенно явственно стали ниже на несколько сантиметров.
Нетрудно заметить, что в комплексе Сьюзен задействовано несколько уровней, или аспектов. Что поразило меня прежде всего, так это язык ее тела, который я назову соматическим уровнем ее комплекса. Моя интуиция подсказывала, что ее плечи должны рассказать свою особую историю, но изначально я понятия не имел, какую именно. Когда простое упражнение на сосредоточение было нами пройдено, я понял, что эта ее часть ничего не раскроет. По крайней мере, стало ясно, что я имею дело с неким символическим резонансом, с которым нужно работать, — это было нечто вроде «держания», «ношения» в себе или, быть может, комплекс типа «не трогайте меня».
В тот момент у меня были лишь предчувствия и догадки, довольно смутные, поэтому, следуя принципу важности непосредственного переживания, я помог Сьюзен сфокусировать внимание на плечах с помощью терапевтического массажа (это было всего лишь моим выбором методики для концентрации). С тем же успехом я мог бы использовать многие другие методы. Применяя систему Рейке, к примеру, я мог попросить ее преувеличенно акцентировать позу, чтобы разбудить чувства, бессознательно зажатые в скованных мускулах ее плеч. Или я мог использовать технику гештальт — терапии, попросив ее плечи просто сказать, что они чувствуют, произнося слова типа: «Мне приходится все это нести. Это слишком болезненно. Я не должна делать это снова. Я не должна допускать этого. Все это моя вина», и т.д.
Быстрота, с которой Сьюзен оказалась на уровне прошлой жизни ее комплекса, в то время поразила меня. Я отчасти ожидал, что напряжение в плечах связано с недавними конфликтами в замужестве, о которых она начала рассказывать. Следование этому курсу привело бы нас к тому, что я называю экзистенциальным уровнем комплекса: тому что происходит непосредственно сейчас в жизни человека, какие события значимы для этой личности сегодня. Но нет, массаж вывел Сьюзен на иной уровень подсознательного, на котором комплекс пробуждал довольно сильный символический резонанс, вызывая на поверхность сознания отклики, словно давно жаждавшие проявления. Верно и то, что Сьюзен уловила обрывок этой же самой жизни во время медитации, но в тот момент она совершенно не осознавала, каким образом это может быть связано с ее замужеством, матерью или плечами.
Итак, смысл необъяснимой и довольно тесной связи ее матери с плечами стал проявляться лишь тогда, когда Сьюзен начала «отпускать» травму повешения, то есть на уровне ее комплекса, непосредственно связанном с прошлой жизнью (плечи, кстати, обычно приподнимаются инстинктивно, чтобы защитить голову и шею, независимо от сознательного намерения убить себя, повеситься. Я сталкивался с подобным рисунком во многих случаях, когда речь шла о смерти в прошлых воплощениях на гильотинах и от удушения, так же, как и в случаях повешения. Кроме того, память о тяжелых ударах или ранениях в голову тоже производит эффект приподнятых в качестве защиты плеч).
Когда оба явственно выраженных аспекта комплекса — соматический и аспект прошлой жизни — оказались активизированными, история обнищавшего художника и его вины перед брошенными на произвол судьбы женой и ребейком обрела мощную возможность для катастрофического высвобождения остаточных чувств вины, отчаяния, самоуничтожения и ненависти.
Символический резонанс от «собирания всего этого на шее» к моменту смерти погрузил Сьюзен в проживание момента рождения, то есть в то, что Станислав Греф назвал перинатальным (предродовым) аспектом комплекса. При воспоминании Сьюзен вновь переживает тоску и боль от шока, полученного при родах. Итак, в этом случае соматическая память послужила мостом между опытами проживания — от момента смерти к моменту рождения. (Часто продвижение идет в обратном направлении: к примеру, от родовой травмы головы сознание соскальзывает в память о прошлой жизни, в которой человека утопили…)
То, что случилось со Сьюзен сразу же после рождения, — еще один ошеломляющий пример многоукладности сознания, которая проявляется, если комплекс имеет возможность раскрыться полностью. Наряду с ощущением себя беспомощным ребенком, с трудом пробившимся в этот мир через столь трудоемкий переход, Сьюзен оказалась сознательной и на уровне почти трансцендентного понимания; она получила глубокое и значимое указание на свою судьбу, свою карму, можем мы сказать.
Я называю это архетипическим уровнем, потому что он имеет дело с содержимым более глубоких символических и духовных пластов. Каким-то образом Сьюзен «узнала», что у нее долг перед собственной матерью (карма), что ее почти что смертельный шок от пуповины был символическим напоминанием о вине в прошлой жизни, и что «высшая» ее часть выбрала такое рождение, чтобы вновь быть с матерью.
Обычно подобные архетипические «осознания» или глубинные вспышки происходят после смерти, когда сознание пребывает в некоем промежуточном царстве. В этом месте между жизнями, называемом тибетцами бардо, мы часто встречаемся со сверхъестественной фигурой, ангелом или мудрецом в белых одеяниях, который толкует символические значения жизни и смерти вспоминающему. К примеру, одна дама, вспомнившая ряд весьма эгоистичных жизней в качестве торговца, предпринимателя, богатого буржуа, встретилась после смерти с фигурой в белом. Ей сказали просто: «Ты слишком долго была привязана к этому образу существования». И тут же перед ее сознанием возник образ сестры милосердия, работающей в колонии прокаженных в Африке. То была следующая жизнь, которую она вспомнила: жизнь, беззаветно отданная служению другим, где материальные ценности почти ничего не значили. То, что подобные глубокие озарения приходят к нам или в момент смерти или в момент рождения, вовсе не удивляет, если принять во внимание, что это два самых главных архетипических события в жизни любого человека. Когда комплекс затрагивает рождение и смерть, он поднимает даже более глубокий архетипический резонанс всех рождений и смертей прошлых жизней и вместе с этим — широкую панораму осознания, почти что сверхъестественное всеведение.
Не случайно тибетские буддисты придавали моменту смерти самое большое значение. Именно в этот момент карма может быть или отпущена, или еще более усилена. В своей практике я также забочусь о том, чтобы переходы из одного состояния в другое в моменты смерти и рождения были осознаны настолько полно, насколько это возможно.
Возвращаясь к различным уровням или аспектам комплекса, которые прочувствовала Сьюзен во время сеанса, мы можем увидеть, как последние наблюдения вновь возвращают ее к настоящей жизни. Она смогла явственно ощутить и понять, что на протяжении всей своей сознательной жизни постоянно волновалась за мать, каким-то образом чувствуя себя ответственной перед ней. Она также смогла идентифицировать это беспокойство с шеей и плечами, т.е. с теми частями тела, где она «носила» свою тревогу. Сконцентрированный в этом осознании, перед ней предстал еще один аспект, кроме экзистенциального, а именно — аккумулированная память вины обо всех моментах нынешней жизни, в которых она не оправдывала ожиданий своей матери и подводила ее, уже в качестве ребенка. Этот последний аспект я назову биографическим уровнем комплекса. Данный уровень — наиболее привычный для традиционной психотерапии, и обычно каждый комплекс наделен богатой гаммой младенческих, детских и юношеских ассоциаций. В случае со Сьюзен, однако, мы обошли биографический материал, погрузившись прямо в ее воспоминания о прошлой жизни. С другими клиентами я, как правило, начинаю работать с того, что происходит в настоящий момент, а потом уже мы занимаемся воспоминаниями о раннем детстве, прежде чем добираемся до уровней прошлой жизни или предродовой памяти. Но раз и навсегда установленной очередности тут вовсе нет; последовательность образов зависит от символического резонанса и ассоциативной связи между образами.
КОМПЛЕКС, КОП И КОЛЕСО ЛОТОСА
Анализ нашего сеанса со Сьюзен дает шесть различных аспектов или уровней, которые, как я обнаружил, характеризуют любой комплекс.
1. Экзистенциальный аспект: текущая ситуация реальной нынешней жизни — «Я и моя мать».
2. Биографический аспект: детство и более поздние следы, оставшиеся в памяти — «Всегда, с самого раннего детства, беспокоилась о матери».
З. Соматический аспект: хроническая скованность, зажатость в плечевой области — «Ношение всего этого на шее».
4. Предродовой аспект: родовая травма от пуповины, обернувшейся вокруг шеи — «Заслуживаю ли я того, чтобы жить?»
5. Аспект прошлой жизни: чувство вины за пренебрежение к ребенку, приведшее к самоубийству — «Это все моя вина, я должен умереть».
6. Архетипический аспект: духовное озарение и видение кармы, глубокая психическая связь с матерью — «Я выбрала заботу о ней».
Разумеется, картина эта не полна, как показали и последующие сеансы, но сама по себе эта работа была замечательным открытием и «входом» в комплекс, похоже, явившимся коренной метафорой для подхода Сьюзен к жизни. Смерть от повешения из-за невыносимой вины была бессознательным мифом Сьюзен, тем сценарием, по которому она все время жила, не отдавая себе в этом отчета. Последовательность, в которой различные аспекты комплекса Сьюзен доходили до сознания — шея, прошлая жизнь, смерть, рождение, нынешняя жизнь — может варьироваться как угодно, это зависит от избранного терапевтического подхода. Чтобы пояснить это, я предлагаю представить многомерность аспектов комплекса в виде шестилепесткового колеса Лотоса. Большое преимущество такой модели в том, что нет никакой необходимости в установлении очередности или преимуществ одной позиции перед другой. Единственное, что нужно — определить начальную точку для каждого терапевтического сеанса. В случае Сьюзен мы могли бы начать и продолжать работу с любым из этих аспектов, и все равно добрались бы до того, что я называю чувствительным ядром комплекса. (Читатели, знакомые с различными терапевтическими практиками, без труда догадаются, с каким именно аспектом или аспектами комплекса обычно работает та или иная школа псхотерапии).
Изображение на рисунке дает понять, что пути подхода различных терапий к психологическому комплексу равновелики. Кроме того, лепестки лотоса накладываются друг на друга, символизируя то, что каждый аспект отражает все другие и перекликается с ними. Это также указывает на одновременность или безвременность бессознательного, феномен, которая поражала и Фрейда, и Юнга. Сказал же Фрейд как-то: «В подсознании ничто не может подойти к концу, ничто не бывает прошедшим или забытым».
Найденную модель многомерности психики я воспринял с облегчением. Работая над первоначальными набросками к этой книге, я обнаружил, что постоянно упоминаю об архетипическом, экзистенциальном, биографическом и т.д. аспектах комплекса. Однако я все еще не понимал, как все они уживаются вместе и соотносятся друг с другом. Постепенно однако все уложилось в моем сознании: каждый уровень предстал в виде страты или прослойки. Если следовать этому образу, чувствовал я, то необходимо экзистенциальный уровень поместить сверху, под ним — биографический, следом — предродовой. Архетипический слой, похоже, самый нижний, а уровень прошлой жизни — над ним. Что же касается соматического аспекта, то он и вовсе не умещался, но все же я решил засунуть его между биографическим и предродовым. Итак, в конце концов у меня получилось следующее:
1. Экзистенциальный, Биографический, Соматический — личное подсознание
2. Предродовой, Прошлой жизни, Архетипический – трансперсональное бессознательное
Все это выглядело мило и упорядоченно, но чувствовал я себя нехорошо, будто съел огромную порцию слоеного шоколадного торта. Как-то это переваривалось с трудом.
В конце концов я сообразил, что соблазнился одним из главных искушений «глубинной» психологии — идей, что «глубже» есть нечто более фундаментальное, что чем старше, тем лучше и т.д. (ведь «архе» — древнее (по-гречески)). Как юнговский аналитик, я просто некритически воспринял геологическую метафору страты и увлекся образом психоанализа как геологической разведки с целью поиска драгоценных металлов и самородков, покоящихся в недрах психики, или же археологических раскопок скрытых фрагмейтов цивилизации с целью обнаружить богов по ту сторону комплексов. Все встало на свои места, как только я вспомнил, что Юнг мальчиком мечтал стать археологом, а в пожилом возрасте страстно увлекся алхимией.
Итак, вместо «слоеного» образа комплекса я пришел к идее концентрических кругов, активно излучаемых центральным ядром и движущихся как вовне, так и изнутри друг друга. Я выбрал музыкальную метафору — «символический резонанс», чтобы показать, как все разнообразные аспекты комплекса разделяют одно и то же эмоциональное качество и одни и те же образы чувствуемого тона.
Я использую юнговский термин «комплекс», потому что это практически основополагающее понятие, но в равной степени я мог бы использовать и термин, созданный Станиславом Грофом, даже точнее описывающий те же самые феномены, а именно — КОП, или система «конденсированного опыта». Строго говоря, юнговское описание комплекса не включает предродовые аспекты или аспекты прошлой жизни, хотя он полностью осознавал соматическое и архетипическое измерения. Но все же основное определение Грофом КОП’а очень близко юнговскому понятию комплекса. В книге «По ту сторону мозга» Гроф пишет:
«Система КОП — это динамическое созвездие воспоминаний (и ассоциативных фантазий) из разных периодов индивидуальной жизни, обычно сильно обозначенных эмоциональной волной, несущей заряд одного и того же качества, интенсивное психическое ощущение одного и того же порядка, или же объединенных какими-то другими важными элементами». Гроф дополняет это определение собственными открытиями из исследований ЛСД. В том же месте он говорит:
«Нередко эта динамическая констелляция вбирает в себя материал из нескольких биографических периодов, воспоминаний о биологическом рождении, определенных областей сверхличной сферы, таких, как память о прошлом воплощении, идентификация с животным или мифологические последовательности (секвенции)».
Подобное определение четко соответствует тому же самому уровню психического опыта, о котором мы ведем речь. Таким образом, термины КОП и комплекс могут взаимозаменяться, так что я предлагаю расширить понятие «комплекса», включив в него прошлую жизнь и предродовые воспоминания».
Источник: Урания №4-95