Джонс Марк
Как жить со звездами
Уважаемая редакция! Не могли бы Вы дать в журнале список лучших книг по астрологии, изданных в XX веке? Какие из них переведены на русский язык?
А. Головин, Новосибирск
В редакцию приходит немало писем, в которых читатели отмечают, что материалы «Урании» слишком сложны, и поэтому просят ввести рубрику «Начинающим астрологам». Нам хотелось сделать это таким образом, чтобы журнал при этом не потерял своего лица, превратившись в методическое пособие для начинающих. Читатель А.Головин, отрывок из письма которого мы привели выше, подал неплохую идею. С этого номера мы начинаем публикацию фрагментов избранных книг по астрологии, которые, дополняя друг друга, позволят изложить азы этой науки.
Разумеется, выбрать лучшие книги из моря астрологической литературы, издаваемой в мире, задача не из легких. Любой выбор окажется субъективным. В этом номере мы предлагаем Вашему вниманию фрагменты из книги «Как жить со звездами», написанной Марком Эдмундом Джонсом*— одним из классиков американской астрологии, возможно, более других сделавшем для популяризации этой науки.
(Главы из книги**)
Перевод с английского Татьяны Драбкиной
АСТРОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Представление, что некие разумные космические силы одному человеку уготовили большое наследство и долгую счастливую жизнь, а другому — годы мучений и смерть от рака, может показаться вполне научным. Однако жизнь не столь проста. И гороскоп, отражая важные факты жизненного пути индивидуальности, не позволяет предсказывать события с фатальной определенностью. Предсказания систематически не сбываются отнюдь не от того, что предсказатели плохи, а от того, что предмет астрологии в ином. Правильный вопрос в связи с этим: «А о чем вообще говорит астрология?»
Следует отдавать себе отчет, что человеческая жизнь разворачивается в чрезвычайно сложном и в конечном счете очень таинственном мире, безграничном во всех измерениях, и каждый человек так же, хотя и в меньшем масштабе, представляет собой уникальный и совершенно загадочный мир.
Удавалось ли кому-нибудь измерить глубину своего собственного индивидуального существования?
Мы сформулировали сейчас концепцию подобия большого и малого, вечно отражающих друг друга множеством способов.
Это древнейшая из известных астрологических идей, и она оказывает постоянное влияние на человеческую жизнь. Зародилась она, возможно, в Месопотамии. Однако в Китае и в некоторых других культурах известны очень ранние ее параллели, хотя, может быть, и случайные. Она была фундаментом алхимии, а когда пришло время, развилась в искусство астрологического толкования и индивидуальной характерологии. И не только в астрологии, в каждой конкретной дисциплине формировалось философское осознание макрокосма — всеобъемлющего мира, существующего в непрерывном равновесии с микрокосмом — малым миром индивидуума. Иначе говоря, «как вверху, так и внизу». Эта концепция была развита, несомненно, до Сократа, а пик ее влияния пришелся на Ренессанс через таких исследователей, как Парацельс. Она составляет ключевой принцип оккультизма: каждый из мириад всевозможных микрокосмов рассматривается как участник бесконечной манифестации макрокосма; с другой стороны, для каждого из них макрокосм является основой индивидуального неповторимого существования.
Когда пришло время человеку увидеть целостность этого чудесного мира, в котором живет он и все остальное, он не мог не обратиться прежде всего к переменчивому лику небес. Вначале его внимание, наверное, было привлечено к суточному вращению небесной сферы с чередованием дня и ночи, позднее сезонные различия, сопровождающиеся годовым вращением неподвижных звезд с их постоянными паттернами, должны были еще более заворожить ум. И, наконец, — бесчисленные модификации этих паттернов «подвижными звездами», ныне известными как планеты Солнечной системы. Прекрасно зримые глазом, они непрерывно меняют свое положение так, словно подчиняются некоему порядку. Эта регулярность изменений легко могла увидеться отражением устройства мира. И, конечно, еще много раньше должны были быть открыты соответствия между быстрым движением Луны с ее фазами и перемещением океанских вод, ростом растений, появлением потомства v животных.
Зодиак для наблюдателя с Земли — узкая лента неподвижных звезд, охватывающая небо и состоящая из созвездий 30-градусной ширины, — был неизменным 5 тысяч лет или более. Слово «зодиак» греческое, оно означает условные очертания живых существ или предметов, по которым названы созвездия Зодиака. Примерно в 450 г. до н.э. они были четко ограничены для удобства астрономических подсчетов, был установлен 0° Овна как место Солнца в момент весеннего равноденствия. Во II веке до н.э. греческий астроном Гиппарх открыл прецессию*** точек равноденствия — третье, очень медленное движение Земли в небе, в отличие от первых двух вращений (годичного и суточного) не видимое глазом. В результате прецессии зодиакальные созвездия сместились более чем на свою ширину и утратили соответствие астрологическим знакам, установленным по их старым положениям. С изобретением гороскопа, возможно, уже в V веке до н.э. точки равноденствия стали важны е астрологической интерпретации.
В северном полушарии за начало отсчета на зодиакальном круге принимается точка весеннего равноденствия, с которой начинается быстрый расцвет весны. Это куспид, или начало знака Овна, 0° звездной долготы. В южном полушарии точки равноденствия имеют противоположное значение, но это в принципе ничего не меняет.
Астрономическая часть ответа на вопрос о предмете астрологии этим исчерпывается. Больше никакой связи с астрономией астрология не имеет, если не считать астрономических методов определения позиций планет.
Значения астрологических факторов
Значение всегда рождается из опыта. Прежде чем достигнуть стабильного со-держания, оно не раз уточняется и модифицируется. Астрологические значения лишь берут начало в очевидных корреляциях, например в корреляциях лунных циклов с биологическими ритмами человека. Можно найти множество космических факторов, коррелирующих с теми или иными индивидуальными чертами людей. Все они дол-жны быть осознаны или, может быть, воссозданы в воображении, прежде чем станет возможно за долгое время проб и ошибок более или менее достоверно сопоставить их с индивидуальными особенностями человека.
Значения зодиакальных знаков описываются в системе соотношений, определяемой 1) равноденствиями, т.е. Овном в точке весеннего равноденствия и Весами — в точке осеннего; 2) точками максимального расстояния между кругами Зодиака и экватора -солнцестояниями в Раке и Козероге, которым соответствуют сезоны зимы и лета. Эти четыре зодиакальных знака составляют основную астрологическую квадратуру.
Квадратуры
Квадратура Овна, Рака, Весов и Козерога называется кардинальной. Она несет в себе энергию непосредственного ответа на ситуацию, ее стиль характеризуется прямотой ответа, а также инстинктивной настройкой на возможности изменений или адаптации. Через эту квадратуру происходит актуализация опыта.
Четыре зодиакальных знака, восходящих на восточном горизонте перед кардинальными, как бы подготавливая для них путь, называются подвижными. Рыбы, Близнецы, Дева и Стрелец имеют типы энергии, которые лучше всего реализуются в ходе исполнения конкретной задачи, т.е. служения. Нередко эта энергия сообщает человеку тенденцию посвящать себя обслуживанию какого-либо конкретного дела — быть оптимально полезным совершенно в определенной функции. Символически можно сказать, что Рыбы создают среду для Овна, Близнецы — для Рака, Дева — для Весов, Стрелец — для Козерога. Почувствовав эту взаимосвязь, мы глубже поймем фундаментальные взаимоотношения и отличительные черты квадратур. Следует сказать, что подвижные знаки ни в коей мере не ограничивают потенциал кардинальных знаков в человеке. Так, то, что делает рука, не зависит от того, что делает или на что способна нога, однако в целом рука может помогать или мешать ноге.
Ни один человек не является воплощением какого-то одного знака в чистом виде, но в той или иной мере проявляет через себя все знаки. Гений астрологии состоит в установлении базовых черт, образующих пространство индивидуальности. Это поз-воляет находить для решения конкретных проблем лишь несколько наиболее связанных с ними астрологических факторов.
Четыре зодиакальных знака, восходящих вслед за кардинальными, несут потенциал фундаментальной переработки опыта — процесса, результаты которого не сразу, но рано или поздно применяются в жизни. Эти знаки называются постоянными, или фиксированными. Их энергия наиболее задействована в усвоении уроков жизни — в упорядочении опыта путем оценок, выработанных самостоятельно или воспринятых извне. Это сфера норм и ценностей, составляющая сознательную сторону всякой человеческой деятельности. На символическом уровне в Тельце осуществляется оценка и закрепление Овна, во Льве — Рака, в Скорпионе — Весов, в Водолее — Козерога. Это отражает глубинный механизм повседневной реальности, понимание которого повышает возможности нашего воображения и нашу психологическую свободу, ибо продвигает нас в умении видеть человека как целое и в то же время помогать ему с помощью анализа его компонентов в контекстах их предназначений.
Троичности
В структуре Зодиака трочности важны не менее, чем квадратуры. Понять их значение поможет образ обыкновенной тачки, позволяющей перемещать предметы со значительной экономией усилий. Две руки и одно колесо поднимают груз и передвигают его, объезжая препятствия или преодолевая неровности почвы. Символически это можно представить отношением точки на окружности с двумя другими точками, удаленными от нее на треть окружности и, таким образом, отстоящими на ту же треть друг от друга. Так три точки создают симметрию, которая символически есть момент движения — реальный или возможный прогресс в конкретной области. Движение может прилагаться к любой из трех точек.
Равносторонний треугольник можно рассматривать как первый элемент пос-ледовательности равносторонних многоугольников, вписанных в окружность, после-довательности, которая в пределе стремится к окружности. Окружность, таким образом, символизирует предел, совершенство, и треугольник — первое воплощение этого совершенства. Повсеместно треугольник и круг являются символами высшего, или духовного, а порой магического потенциала.
В астрологии треугольник всегда имеет трансцендентальное значение. Возможности зодиакального знака повышаются, когда его квадратура связана с остальными квадратурами по треугольнику, а не только через соседние знаки. Поэтому в астрологии рассматриваются троичности. Троичность Овен — Лев — Стрелец имеет более универсальное значение, чем взаимосвязь Рыбы -Овен — Телец, несущая более конкретный, случайный смысл. Каким образом и когда троичности были ассо-циированы с четырьмя основными космическими субстанциями, открытыми древними натурфилософами, сегодня уже не узнать.
Слова «огонь», «вода», «воздух», «земля» мало о чем скажут нам. Это само по себе тайна, каким образом пламя, жидкость, газообразность и твердость явились универсальными элементами мироздания. Тем не менее и в близком к нам XVII веке два немецких химика выдвинули теорию флогистона — элемента, необходимого для процесса горения, согласующуюся с алхимическими концепциями. Человечеству еще далеко до знания всех ответов, и четыре элемента могут таить смутное откровение, которое, будучи понято, значительно продвинет нас вперед. Астрология во всяком случае взяла эти четыре слова и за много поколений сообщила им свои смыслы. Эти смыслы не иллюзорны, ибо их источник — реальный человеческий опыт.
Астрологический элемент «огонь» имеет центр в точке весеннего равноденствия. Он несет в себе чистую потенциальность и соответствует времени «весна» во всех процессах, Его главная характеристика — абсолютный индивидуализм с его способностью выражать себя любыми возможными путями, в любых условиях. Суть его — в импульсе к бытию, который является главной позитивной силой формирования аутоидентичности, сохраняющейся при всех жизненных переменах. Проявляется этот элемент как максимальная самодостаточность.
Противоположный астрологический элемент «воздух» имеет центр в точке осеннего равноденствия. Он несет в себе начало зрелой индивидуальности и соответствует времени «сбор урожая» во всех процессах. Его главная характеристика — обусловленность, т.е. сознательное управление творческой силой в любой момент, даже в мелочах. Суть его — «движение по течению» как сознательный процесс, постоянное утонченное личностное регулирование. Проявляется этот элемент как самоценность, основанная на достижениях.
Астрологический элемент «вода» имеет центр в точке летнего солнцестояния. Он несет объемлющее начало и соответствует времени «середина лета» во всех процессах. Его главная характеристика — поглощение, т.е. способность вбирать в себя, втягивать в самый центр своего существа абсолютно все. Суть его — в потребности объять все вокруг себя, которая является главной разрушительной силой для сознательного внимания. Этот элемент проявляется как некий беспредельный аппетит.
Противоположный астрологический элемент «земля» имеет центр в точке зимнего солнцестояния. Он несет полную поглощенность конкретикой жизни и соответствует времени «зима» во всех процессах. Его главная характеристика — усердие или практическая умелость, компенсирующие скудное время матери-Природы. Суть его — в тяготении ко всему, имеющему в себе обещание — определенную перспективу, которую можно максимально реализовать, проявляется он как самоценность, основанная на профессионализме.
Зодиакальная классификация
Квадратуры
Кардинальная | Непосредственное реагирование |
Фиксированная | Закрепление |
Подвижная | Полезность |
Индивидуализм | Усердие |
Обусловленность | Поглощение |
Троичности
Огонь | Индивидуализм |
Земля | Усердие |
Воздух | Обусловленность |
Вода | Поглощение |
Ключевые слова в астрологии
Основная трудность астрологической интерпретации состоит в том, что конкретное значение астрологического признака определяется планетами и другими факторами гороскопа в той же мере, в какой обстоятельствами жизни человека. Истинная астрология раскрывает возможности, делая это беспристрастно. Она не может точно предсказывать, как они будут использоваться. Для сохранения беспристрастности и соответствующей неоуквальности толкований Макс Хайндель предложил очень ценную аналитическую процедуру. Позже ее популяризировал Мэнли Палмер Холл в виде так называемого метода ключевых слов.
Наш повседневный язык имеет тот недостаток, что слова в нем приобретают оттенки и теряют точность. Мужество может быть безрассудством или стойкостью, честолюбие — агрессивностью или целеустремленностью. Поэтому, чтобы достигнуть объективной точности выражений и вместе с ней ясного мышления, приходится выбирать относительно редко используемые слова. Так делают во всех науках и сферах строгого анализа. Астрологические квадратуры и троичности уже дали нам примеры ключевых слов -«кардинальный», «огонь» и т.д. Эти ключевые слова мы будем использовать в дальнейшем для характеристики знаков Зодиака.
Природа знаков
Овен соединяет непосредственность реагирования кардинального знака с инди-видуализмом стихии огня и определяется ключевым словом «УСТРЕМЛЕНИЕ». Овен — это импульс движения вперед, за которым стоит решимость всего живого оставаться живым и упрочивать свое положение. В типичном случае он побуждает вкладывать усилие в жизнь и благополучие всех.
В основе проявления Овена лежит эгоцентризм, в худшем случае принимающий форму бездушного высокомерия, в лучшем — спокойной уравновешенности характера. Символ, принятый для этого стиля активности древними астрологами и поныне обще-признанный, — баран. Графическое изображение — два бараньих рога.
Телец соединяет функцию закрепления фиксированного знака с усердием земной стихии и определяется ключевым словом «СТОЙКОСТЬ». Телец — это энергия развития и использования человеческой умелости, связанная с достижением за счет личной силы превосходства над природными стихиями или другими людьми, особенно в критические моменты. В типичном случае это дает тенденцию достигать поставленной цели, не считаясь с затратой сил. В основе проявления Тельца лежит самоуверенность, в худшем случае принимающая форму деструктивной асоциальности, в лучшем — исключительной компетентности в практической жизни. Символ, принятый для этого стиля активности древними астрологами и поныне общепризнанный, — бык. Графическое изображение — морда и рога быка.
Близнецы соединяют функцию полезности подвижного знака с обусловленностью воздушной стихии и определяют ключевое слово «ОБНОВЛЕНИЕ». Близнецы — это спонтанное движение к свободному экс-периментирован-ию во всех проблемных ситуациях, иначе говоря, масштабная импровизация, без которой не рождается ничто новое. В типичном случае это дает человеку стремление находить все новые объекты внимания или переоценивать старые, чтобы стимулировать себя. В основе проявлений Близнецов лежит расторможенная активность, в худшем случае ведущая к бессердечной эксплуатации других, в лучшем — дающая бесценную способность товарищества. Символ, принятый для этого стиля активности древними астрологами и поныне общепризнанный, -близнецы. Графическое изображение -две соединенные вертикальные линии.
Рак соединяет непосредственное реагирование кардинального знака с функцией поглощения водной стихии и дает ключевое слово «ЭКСПАНСИЯ». Рак — это потребность человека в свободном личностном пространстве, или в постоянном росте «самости», который является критическим фактором детства. В типичном случае это дает тенденцию проецировать свою «самость» во всякое быстрое, хотя бы и мимолетное расширение горизонта. В основе проявлении Рака лежит ненасытность, которая в худшем случае ведет к опасной неразборчивости, в лучшем — к безграничной щедрости. Символ, принятый для этого стиля активности древними астрологами и поныне общепризнанный, — рак. Графическое изображение — стилизованное изображение пары клешней.
Лев соединяет функцию закрепления фиксированного знака с индивидуализмом стихии огня и определяет ключевое слово «УВЕРЕННОСТЬ». Лев -воплощение тенденции живых существ объединяться в группы и тем самым укреплять свою позицию. В типичном случае это дает стремление выделиться среди других, чтобы занять определенное положение в группе. В основе проявлений Льва лежит неотъемлемая гордыня, которая в худшем случае побуждает к самовозвеличению любыми средствами, в лучшем — к неустанным достижениям. Символ, принятый для этого стиля активности древними астрологами и поныне общепризнанный, — Лев. Графическое изображение — голова и грива льва.
Дева соединяет функцию полезности подвижного знака с усердием элемента «земля» и определяет ключевое слово «АССИМИЛЯЦИЯ». Дева — это отзывчивость к бесчисленным элементам и тончайшим оттенкам человеческого опыта, иначе говоря, внимание к базовой субстанции существования, к тому, что требует специальной заботы и сохранения. В типичном случае это ведет к стремлению учитывать все материальные факторы и их влияние друг на друга. В основе проявлений Девы лежит озабоченность, развивающаяся от большого к малому, которая в худшем случае обращается в разрушительную навязчивость, в лучшем
— является даром бесконечной полезности другим. Символ, принятый для этого стиля активности древними астрологами и поныне общепризнанный,
— девственница. Графичёское изображение прочитывается, вероятно, как «М» — знак примитивной материи с дополнительным штрихом, символизирующим пояс целомудрия.
Весы соединяют непосредственность реагирования кардинального знака с обусловленностью, {характерной для стихии воздуха, и определяют ключевое слово «РАВНОВЕСИЕ». Весы -это энергичная личная включенность в дела текущего момента, в любые привходящие обстоятельства. В типичном случае это дает стремление постоянно испытывать и пересматривать личный опыт. В основе проявлений Весов лежит открытость ума, которая в худшем случае обращается в неискреннюю податливость, в лучшем — позволяет гармонично и эффективно сотрудничать с другими людьми. Символ, принятый для этого стиля активности древними астроло-гами и поныне общепризнанный, -весы. Г рафичёское изображение — стилизованные весы.
Скорпион соединяет функцию закрепления фиксированного знака с поглощением, свойственным водной стихии, и определяет ключевое слово «ТВОРЧЕСТВО». Скорпион — это потребность в неограниченном творческом самовыражении, иначе говоря во вмешательстве в механизм повседневной реальности. В типичном случае это дает тенденцию психологически создавать почти на пустом месте явления и символы особого значения. В основе проявлений Скорпиона лежит необузданная эксплуатация собственного «Я», в худшем случае рождающая ядовитую злопамятность, в лучшем -мощную целительную магию. Символ, принятый для этого стиля активности древними астрологами и поныне общепризнанный, — скорпион; правда, были попытки заменить его орлом. Графическое изображение прочитывается, вероятно, как «М» — знак примитивной материи с дополнительным штрихом вверх, символизирующим ядо-витый хвост насекомого.
Стрелец соединяет функцию полезности подвижного знака с индивидуализмом стихии огня и определяет ключевое слово «УПРАВЛЕНИЕ». Стрелец — это импульс движения, порожденный той полезной силой, которая заключена в сходстве людей. В типичном случае Стрелец дает тенденцию выявлять общественный интерес во всякой личной заинтересованности. В основе проявлений Стрельца лежит дух определенной бесшабашности, который в худшем случае обращается жестоким равно-душием к другим, в лучшем — высоким даром организации повседневной жизни с исключительной практической выгодой. Символ, принятый для этого стиля активности древними астрологами и поныне общепризнанный, -кентавр-стрелец. Графическое изображение — стилизованная стрела.
Козерог соединяет непосредственность реагирования кардинального знака с усердием земной стихии и определяет ключевое слово «ДЕЛОВИТОСТЬ». Козерог -это тяготение к закону и порядку в той или иной форме или к чему угодно, что позволит человеку защитить плоды своих трудов. В типичном случае это дает стремление организовать все в соответствии с личным удобством. В основе прояв-лений Козерога лежит фундаментальный критицизм, который в худшем случае совершенно разрушителен, в лучшем же — побуждает к непрестанной бесценной работе по переоценке жизни во всех ее аспектах. Символ, принятый для этого стиля активности древними астрологами и поныне общепризнанный, — козел. Графическое изобра-жение — стилизованные голова и рог — может слегка варьироваться в разных источниках.
Водолей соединяет функцию закрепления постоянного знака с обусловленностью, свойственной стихии воздуха, и определяет ключевое слово «ЛОЯЛЬНОСТЬ». Водолей — это естественная тенденция держаться привычного, сохранять слепую верность, считая это необходимым или нравственно ценным. В типичном случае Во-долей дает потребность всегда иметь опору в людях или деле. В основе проявлений Водолея лежит фундаментальная фиксация, которая в худшем случае принимает форму опасного фанатизма, в лучшем — наделяет духовным обаянием верности своему пути в жизни. Символ, принятый для этого стиля активности древними астрологами и поныне общепризнанный, -водонос. Графическое изображение -две зигзагообразные линии, возможно, символизирующие рябь на воде, пролившейся из кувшина, который покачивается на плече водоноса.
Рыбы соединяют полезность подвижного знака с функцией поглощения водной стихии и определяют ключевое слово «СИМПАТИЯ». Рыбы — это потребность в чело-веческой близости, в радости, которая заключена в способности давать и получать. В типичном случае это дает стремление найти личные короткие пути к психологической интимности. В основе проявлений Рыб — создание своего, очень личного мира, который в худшем случае совершенно иллюзорен, в лучшем же — дает начало интуитивным откровениям, значимым для всех людей. Символ, принятый для этого стиля активности древними астрологами и поныне общепризнанный, — рыбы. Графическое изображение — две изогнутые линии, представляющие рыб, и соединяющая их черта, которая показывает, как они могут быть связаны вместе и держать под обзором противоположные стороны.
Ключевые слова зодиакальных знаков
Овен — устремление
Телец — стойкость
Близнецы — обновление
Рак — экспансия
Лев — уверенность
Дева — ассимиляция
Весы — равновесие
Скорпион — творчество
Стрелец — управление
Козерог — деловитость
Водолей — лояльность
Рыбы — симпатия
* См. также журнал «Урания» N 4 за 1992 г., где напечатана статья М.Э.Джонса «Ганди».
** Jones Marc Е. How to live with the stars. The Theosophical Publishing House. Quest Books. Wheaton, USA, 1976.
*** Вращение по орбите — прим. перев.
Источник: Урания №5-6-92