Редьяр Дейн

Карта рождения Юнга

 

(Из книги «Астрология и душа современного человека»)*

Перевод с английского Михаила Папуша

Прежде чем интерпретировать карту рождения человека, сделавшего, быть может, более всех других ныне живущих психологов для формирования последовательного и всеобъемлющего подхода к проблеме интеграции личности, я хотел бы напомнить, в чем состоит истинная задача астрологии. Говоря языком психологии, это разъяснение законов бытия индивидуума, т. е. структурной основы индивидуального «Я», делающее их более сознательными и наделяющее их объективной реальностью. Любая значимая астрологическая интерпретация — это руководство по саморе-ализации, помощь в процессе индивидуации. Благодаря ей психологическая неопределенность сменяется ясным пониманием потенциальных возможностей человека и наиболее логичных (с точки зрения закона индивидуального бытия) способов развития этого потенциала.

Для этого астролог прежде всего ищет в карте рождения указания на характер отношений между сознательными и бессознательными факторами, поскольку именно они определяют процесс интеграции личности и самореализации. Конечно, реальные и конкретные проявления этих отношений постоянно меняются, но вместе с тем они покоятся на определенной структурной основе, составляющей архетип будущего «Я».
В каждом индивидууме сознательное эго стремится к развитию по-своему: оно кристаллизуется в утробе бессознательного импульсивно или неуверенно, под огромным давлением или легко и непринужденно. Этот процесс определяет отношение эго к бессознательному, которое обычно формируется к двадцати восьми годам (в «Астрологии личности» и других работах я назвал это возрастом теоретически возможного «второго рождения»). Это отношение может измениться и позднее, но тогда сколько-нибудь значимые перемены будут происходить в виде крутого перелома, перехода к противоположному состоянию, вызванного острым недовольством собой.

Не существует какого-то одного астрологического фактора, который указывал бы на типический характер отношения эго к бессознательному, точно так же как нет единственного фактора, который мог бы указать на экстравертность или интровертность человека. Однако, изучая общий рисунок карты и отдельные соотношения планетных факторов, мы многое узнаем об этих чертах характера данного человека.
Марк Джонс описал некоторые основные структурные типы планетных взаимоотношений. Независимо от того, принимаем ли мы целиком его определения и характеристики, принципы, лежащие в основе этой классификации, несомненно важны, особенно если планетный рисунок анализируемой карты близок к одному из идеальных типов. Марк Джонс приводит карту Юнга в качестве примера типа, который он называет splay **; в идеальной форме этот паттерн представляет собой «сильные и четкие скопления планет в несимметричных точках».

Изучая общий рисунок карты, астролог может оценить относительную концентрацию или разбросанность интересов и сфер деятельности человека, т. е. только ему присущую особую манеру использования личного опыта для реализации конечных целей существования. Для интеграции личности и самореализации эго должно использовать этот опыт. Главная задача эго — персонализация результатов переживания индивидуальной жизни, соотнесение их со сравнительно устойчивой структурой сознания и придание им личностного смысла.

Если планеты расположены в карте равномерно, то эго склонно использовать необходимый опыт или полученные знания для универсализации интересов человека. Человек включается в различные области жизни, находя связь между разными гранями бытия. Если эго присущи чувство структурного единства и достаточная широта видения, то вклад индивидуума в культуру человечества может быть очень важным по своей универсальности и возможности расширения горизонтов, участия в общечеловеческих проблемах. Определенные планеты, подчеркнутые в карте благодаря своим угловым положениям, указывают на характерные формы проявления данного планетарного рисунка.

С другой стороны, если в карте рождения несколько планет находится в соединении или сгруппировано в пространстве вполне определенным образом, эго стремится опираться на опыт определенного типа, создавая акценты или контрасты, организующие и придающие смысл содержанию сознания. Иногда изучение карты может указать на способность эго справиться со стрессом, вызываемым полярными акцентуациями или неуравновешенностью темперамента. В других случаях в карте доминируют планеты, символизирующие коллективные и трансцендентные элементы опыта, т. е. влияние бессознательного на сознание. Это создает опасные для эго тенденции: от фанатизма и иррзциональной односторонности до реального расщепления личности или других неприятных аспектов в процессе личностной и духовной интеграции.

В карте рождения Юнга (рис. 1) мы видим как определенный разброс планет, так и замечательную симметрию. Девять планет находятся в двух зонах примерно по 90°: в первой Сатурн, Нептун, Луна и Плутон, во второй Юпитер, Уран, Солнце, Венера и Меркурий. Посередине между этими двумя зонами в полусфере открытого неба располагается в Стрельце Марс, стационарный, упорный, огненно-интенсивный. Схематически основные элементы планетарной картины изображены на рис. 2.

Гороскоп Карла Густава Юнга

Рис. 1 Гороскоп Карла Густава Юнга. Родился — 26 июля 1875 года, Кесвиль, Швейцария

Анализируя эту картину, можно отметить несколько чрезвычайно важных факторов. Прежде всего две группы факторов в зодиакальных зонах, включающих точки равноденствия уравновешивают друг друга, полярность планет в этих группах противоположна, при этом Сатурн, Нептун и Луна в одной группе полярно — противоположны Юпитеру, Урану и Солнцу; Плутон в определенном смысле также можно считать полярным к «внутренним» планетам — Меркурию и Венере. Расположенный в вершине картины Марс уравновешивает эти группы планет как два подвешенных на веревках груза.

Основные элементы карты Юнга

Рис. 2. Основные элементы карты Юнга

Кроме того, Марс образует секстили с верхними планетами обеих групп — Сатурном и Юпитером, которые, таким образом, находятся в трине друг к другу. Это подчер-кивает конструктивное и интегрирующее начало, присущее рисунку карты. Луна находится также в секстиле к Венере и Меркурию, Уран — в секстиле к Юпитеру. Эти аспекты интегрируют и уравновешивают сильные квадраты Сатурна к Луне и Плутону, Юпитера к Венере (с большим ор-бисом к Меркурию и Солнцу), Солнца к Нептуну и Луны к Урану. Наконец, находящийся в вершине карты Марс усиливает динамическое равновесие этой перегруженной конфигурации, делая аспект 135° к Нептуну и Солнцу.

Если рассматривать все аспекты этой карты поодиночке методами традиционной астрологии, то ре-зультат оказывается противоречивым. Если же мы подходим к этому планетарному рисунку как к «ме-ханизму для интегрированного высвобождения энергии», то картина наполняется смыслом и вдохновением. Перед нами редкостноечи гармоничное сочетание напряженных и высвобождающих энергию факторов. Карта Юнга буквально с первого взгляда читается как уди-вительная формула интеграции личности. Анализируя более подробно связанные между собою элементы этой формулы, мы обнаруживаем интереснейший энергетический баланс во всем, что касается отношений между эго и коллективным бессознательным. В работе «Комментарии к «Тайне золотого цветка»», где рассматривается связь древнекитайской мистики с современной психологией, Юнг трактует их как отношения между формой и энергией, между рациональным и иррациональным, между смыслом и жизнью. Сфера жизни отмечена дуализмом энергий Солнца и Луны, тогда как принцип формы находится под управлением Сатурна.

В карте рождения Юнга (составленной для времени рождения, указанного им самим) восходят последние градусы Козерога. Ретроградный Сатурн — управитель всей карты находится в первом доме в Водолее (которым он правит вместе с Ураном) в оппозиции ко Льву в седьмом доме. Поэтому в карте доминирует сатурнианский элемент формы; ретроградность Сатурна указывает на то, что это сопряжено с внутренней борьбой. В большинстве случаев ретроградный Сатурн указывает на то, что эго должно сконцентрировать свое внимание внутрь, а не наружу, чтобы обрести контроль над жизненными энергиями, поскольку эти энергии не подчинены обычным образом ни генетическим законам, ни коллективным традициям и обычаям общества.

С первого взгляда на карту Юнга понимаешь, как нелегко управлять столь необычно мощной жизненной энергией. Планеты бессознательного бросают решительный вызов физическим и духовным жизненным силам Юнга. На это указывают соединение Урана с Солнцем, Луна, окруженная Нептуном и Плутоном, и квадрат, который эти две группы образуют друг с другом. Биопсихическая энергия карты беспокойна и взрывчата: мощное Солнце во Льве и экзальтация Луны в Тельце усиливают интенсивность данной конфигурации до такой степени, что это могло бы приводить к эмоциональным взрывам или захлестыванию сознания бессознательным. С другой стороны, сила Солнца и Луны говорит о том, что в работе интеграции Юнг мог опираться на мощные и духовные, и биологические силы своей личности.

Тем не менее контролировать силу транссатурнианских планет невозможно без опоры на Сатурн. Ментальный механизм личности должен удерживать и в нужный момент высвобождать огромные силы бессознательного, силы биопсихической энергии или либидо. В данном случае если Сатурн, будучи обращенным внутрь, сдерживает эти энергии, то Марс высвобождает их, и причем весьма сбалансированным образом, поскольку он служит осью всей карты. Марс одинаково удален от Сатурна и Юпитера, представляющих принципы сжатия и расширения, от Солнца и Нептуна (самость и ее вселенская оболочка) и от Плутона и Венеры. Он находится в отвечающем за социальные цели и реформы доме и в Стрельце — знаке абстрактного знания и духовных учений.

Марс — символ направленного высвобождения энергии, и в карте, где подчеркнут принцип управле-ния энергий, очень важно все, что связано с данной планетой. Если этот клапан окажется поврежденным или искаженным, то психический взрыв неизбежен, несмотря на силу и сопротивление Сатурна. Квадратуры Сатурна могут породить конструктивную энергию, но если динамическое равновесие будет нарушено повреждением отдушины Марса, тогда квадратуры легко могут стать деструктивными, особенно те, что включают Плутон и Луну. К счастью, Марс в карте необыкновенно силен не столько из-за своего зодиакального положения, сколько благодаря стационарности положения в фокусе карты. Две массы противоположных полярностей уравновешиваются в нем и практически нейтрализуются; стационарность делает его необычайно устойчивым. Сабианский символ положения Марса по градусу зодиака (22° Стрельца) дополняет эту характеристику: «Прекрасная часть старого мира обнаруживается в но-вом: китаец закрывает свою прачечную и становится самим собой». Это символ реальности внутреннего мира, на которую многие из нас закрывают глаза; отступление души туда, куда может войти только она сама. Положительное значение символа — это градус легко удерживаемого равновесия, негативное — широкий мир в полноте наслаждений. Ключевое слово — спокойствие.

Удивительное соответствие символа поражает. Каждый, кто знаком с работами Юнга, знает, что в интерпретации психологических процессов он среди прочего опирался на китайскую метафизику и алхимию. Кроме того, не является ли психологическая практика процессом очищения и катарсисом, требующим равновесия, внутреннего покоя и возврата к собственной внутренней природе?

Марс в карте Юнга управляет девятым домом, связанным с философией, мудростью, образованием и находится в девятом знаке Зодиака; преподавание и психологическая практика были для Юнга необходимым способом высвобождения энергии. Будучи психологом, он должен был сохранять равновесие между экстраверсией и интроверсией, как стационарный Марс сохраняет равновесие между ретроградным и прямым движением, к которому он вот-вот перейдет. Иными словами, Марс — точка высвобождения энергии для карты, в которой все находится в состоянии сбалансированного динамизма, и сам Марс также уравновешен между двумя направлениями движения. Его секстили к Юпитеру и Сатурну дают конструктивное основание для высвобождения энергии. Почвой для новаторских импульсов Юнга было зрелое отношение к обществу и сознательному это. Способность к провидению и пониманию, символизируемая трином между Юпитером и’Сатурном, фокусируется и направляется на внешнее действие, заряжаясь через Марс идеализмом Стрельца.

Приближенный аспект 135° Солнца к Нептуну указывает на глубинные источники общественной и педагогической деятельности Юнга, связанные с преодолением кризиса. Он предшествует оппозиции, символизирующей полное сознание и просветление, и следует за трином, дающим провидение как средство преодоления кризиса. В карте Юнга Солнце в Льве в седьмом доме — гордый символ мужской энергии и саморазвития; Нептун же, который вот-вот станет ретроградным в Тельце, — символ внутренней субстанции и богатства коллективно-расовой эволю-ции. Эти планеты, которые в духовном плане являются «мужской» и «женской», находятся в квадратуре. Первая составляет центр целостности («Я»), вторая — универсальная субстанция, которой «Я» может придать форму «носителя духа» для ее проявления. Формирующее начало и то, что еще должно быть сформировано, находятся в аспекте кризиса — квадрате. Как же он может быть разрешен? Только посредством экстериоризации, которую может осуществить Марс. Обучая других, реформируя психологические методы, Юнг разрешает свой собственный духовный кризис и создает собственное социальное, а возможно, и личное «тело бессмертия» — Алмазное тело китайского эзотеризма, внутреннего Младенца Христа христианской мистики.

Чрезвычайная важность этого процесса духовной интеграции в жизни Юнга обнаруживается еще и благодаря тому, что его Солнце стоит в 11,5° позади Урана, а Луна — в 12,5° перед Нептуном. Можно сказать, что Уран находится на «солнечном пути» отношений между бессознательным и сознанием, Нептун — на «лунном пути». Мы вновь видим здесь два подхода в критическом взаимоотношении друг с другом: Нептун в точном квадрате к Солнцу, Уран — к Луне. Важные полярности лучше видимы, когда они перекрещиваются.

Я уже подчеркивал значение в астропсихологическом анализе Луны как посредницы между бессознательным и это и как символа анимы в карте мужчины. В карте Юнга Луна подчеркнута необы-чайным образом, так как находится между Нептуном и Плутоном и составляет квадрат с Ураном. Иными словами, она подчинена планетам коллективного бессознательного. Вместе с тем она делает квадрат к Сатурну и очень сильна в биологическом смысле благодаря своему положению в знаке собственной экзальтации, плодоносном земном Тельце. Более того, она оппозиционна Колесу Фортуны в Скорпионе в девятом доме. Иными словами, на Луну направляется мощное давление фиксированного креста, при этом она универсализируется и расширяется Нептуном и Плутоном. Луна управляет седьмым домом карты Юнга (партнерство, брак) и находится во взаимной рецепции с Венерой в Раке, что усиливает обе планеты. Поскольку Луна представляет собой психическую энергию, фокусируемую в жизни мужчины образом женщины (один из аспектов анимы, образа матери — жены — дочери), можно предположить, что в жизни Юнга женщины играли необычную и значительную роль.

Имеющиеся биографические данные не представляют собой ничего необычного. В 1908 году в возрасте 28 лет Юнг женился на девушке из консервативной швейцарской семьи, у них было четыре дочери и один сын. Брак был заключен, когда прогрессивное Солнце переходило из созвездия Льва в знак Девы — мистическую «точку Сфинкса» в зодиаке. В момент брака транзитный Уран проходил по прогрессивному Марсу, Сатурн находился в оппозиции к наталь-ному Солнцу, Плутон — к Урану. Женитьба, по-видимому, внесла устойчивость в жизнь Юнга. Он получил докторскую степень в 1902 году, начал знакомиться с идеями Фрейда (с ним он встретился лишь в 1906 году) и завершил свои исследования с Пьером Жане в Париже. Это был период формирования зрелой личности, о котором мы ничего больше не знаем. Скорее всего, женитьба явилась поляризующим фактором на конкретном земном уровне биосоциаль-ной продуктивности. Венера, планета, которая связана с браком, особенно значима в карте Юнга, создавая акцент на конкретной продуктивности. Напротив, Луна, видимо, действует на более высоком психическом уровне. Значимо то, что она находится в третьем доме, важен сабианский символ градуса, в котором она находится.

Этот символ таков: «Старый человек с определенным, неожиданным для него успехом пытается открывать тайны мистерий пестрой группе». Это означает «сознательное овладение знанием и потенциальными возможностями, большими, чем практически возможно использовать в настоящий момент». Символ «пестрой группы» интересен, поскольку функции Луны в карте Юнга придается универсальный смысл (сказывается влияние Нептуна и Плутона) как «пестрой группе» женщин, которые, будучи его пациентками, ждали от него помощи в установлении контакта со своей внутренней природой посредством духовного оплодотворения Логосом. Марс — точка высвобождения энергии находится в аспекте биквинтиля (144°) к Луне (кроме того, Сатурн в квинтиле к Нептуну, а Плутон к Солнцу). Аспекты типа квинтиля связаны с творческой деятельностью (пятиконечная звезда символизирует победу человека над своей инстинктивной природой). Тем не менее Луна в карте вовлекается в фокус сатурнианской деятельности вследствие ее участия в квадрате Сатурна с Плутоном. Врожденная способность Юнга к адаптации и переживанию своей среды была вполне «мистической»; невольно хочется узнать, каким же человеком была его мать, не было ли у него необычной женщины-родственницы. Однако судьба (Сатурн) вынуждала Юнга к «квадрату» с этим женским приспособлением к реальности внешнего мира, к формированию наиболее интенсивных интуитивных переживаний в логически очерченных структурах это — сознания. Без этого Сатурна и без учительской и реформаторской деятельности его психическая энергия рассеялась бы на не находящие выражения трансцендентные видения.

Это лишь некоторые наиболее существенные точки из тех, которые можно обнаружить при внимательном изучении столь примечательной карты. Для психолога особенно ценно, что эта карта является прекрасным символом того, как Юнг реализовал свои потенциальные возможности. Это происходит, когда великая личность достигает творческой стадии, т. е. когда органическая целостность жизненного опыта не останавливается на состоянии «зерна», достигая способности обессмертить себя и передавая свое видение мира последующим поколениям.

В предыдущих главах книги мы говорили о карте Фрейда с ее формой сверла и «хирургическим» акцентом, символизирующим возможность прорыва к корням личности. Если мы хотим понять, что внес в психоанализ Юнг, нам достаточно сравнить эти карты, и они расскажут поразительные вещи. Полное их сопоставление заняло бы слишком много места; достаточно сказать, что Солнце Фрейда находится в том же градусе, что Луна Юнга и что в обеих картах важны подчеркнутые стеллиумы планет в Тельце. Мы видим также, что горизонт этих карт тождествен: Асцендент одной оказывается Десцендентом другой. В обеих картах Марс (стационарный у Юнга и почти стационарный у Фрейда) занимает важное структурное положение, хотя участие его различно. У Фрейда он указывает на глубочайшие бездны психики, безжалостно обнажая то, что тщательно скрывается; у Юнга он учит, как достичь высот духа, как сознательно преодолеть проблемы, связанные с воспитанием и реформированием общества. Фрейд — хирург души, Юнг — духовный учитель, современный западный гуру, обладающий способностью воспринимать универсальное в сатурнианском фокусе ясного сознания и твердого эго.


* Печатается с сокращениями по изданию Astrology and Modern Psyche. CRCS Publications, 1976.

** Диссациированная или рассеянная конфигурация (прим. ред.).

Источник: Урания №3-91