Тарасян Сергей
Круг в церковной символике
В изобразительной традиции церковного символа основополагающее значение имеют три основных фигуры: круг, треугольник и квадрат (рис. 1).
Бог отец, первое Лицо Троицы, являет Собой сущностный и волевой принципы или Божественный Свет Славы (Доксы) и символизируется кругом, обозначающим совершенство и полноту.
От Отца исходит Сын — Премудрость Божия (София), второе Лицо Троицы и являет собой ипостасный принцип, поэтому Он символизируется треугольником. Благая воля Отца проявляется в Сыне, просвещающем Светом Истины и уготовляющем человечество через Апостолов к принятию благодати Духа Святаго.
Третье Лицо Троицы — Дух Святой Утешитель или божественная Любовь (Агапа) являет энергетический принцип и обозначается фигурой квадрата, т.к. заполняет всю тримерию: «Иже везде сый и вся исполняяй». Насколько человеческий род воспринимает свет учения Христова, настолько Дух Святой наполняет человечество Своей Благодатью.
Таким образом, фигуры — круг, треугольник и квадрат — связаны друг с другом подобно взаимосвязи лиц Пресвятой Троицы. Одно из ярких проявлений этого принципа в жизни Церкви являет собой облачение православного иерея. Оно означает (рис. 2): круг — глава (или митра) — символ Отца; треугольник — верхняя часть фелони с изображением креста в центре — символ Сына; квадрат — нижняя часть фелони с изображением восьмиконечной звезды, состоящей из статического и динамического квадратов.
Еще одной иллюстрацией священной модели является изображение оснований тронов на иконах Троицы и других (рис. 3).
Таким образом, Божественная Троица отображается в человеческой триаде (тело, душа, дух), то есть человек должен являться живой иконой Бога Живаго.
Круг является основной составной частью иконы. Это — нимб, архангельская сфера, мандорла, спирали на власах и одеждах, и сама композиция иконы построена по принципу круга. Семь цветов радуги также являются откровением круга солнца — Ра в его дуге.
Мистикой круга пронизана вся жизнь Церкви. Одна из ее сторон — богослужебный круг: это полнота семи таинств, годичный круг Двунадесятых праздников — от Рождества Богородицы до Успения Богородицы; седмичный и суточный круг богослужений.
Неотъемлемой частью тайнодействия являются сакральные предметы: круглый дискос с просфорой, сферическая звездица и чаша, три сферы семисвечника на престоле, символ Древа жизни.
Эта Божественная форма отражается также и во внешнем облике Церкви. Древняя традиция храмостроительства на Востоке известна своим сферическим куполом, развившимся от строго-геометрической Софии Константинопольской до изысканно завершенных луковичных куполов русских храмов.
Сферические апсиды украшаются тремя основными видами изображений: в притворе, символизирующем Космос, — Зодиакальный круг, образы стихий и времен года; в алтарной части, символизирующей Теос, изображается Христос Вседержитель с окружающими Его небесными силами; центральная часть, символизирующая Геокосмос венчалась медальоном с изображением Богоматери и кругом Праоцев, Пророков и Апостолов. Это является классическом принципом построения раннехристианского зодчества.
Сам человек, ради блага которого созидалась эта божественная красота, должен находить в убранстве, тайнодействии и атмосфере Храма, как скинии Богоприсутствия, совершенные формы и образы в чтении, пении, действе, достигать состояния наполнения первообразами, которые он утратил в грехопадении.
В процессе церковной жизни пробуждается внутренний, духовный человек. Приобщаясь к таинствам Церкви человек обретает утраченную созерцательную способность духовного ума воспринимать окружающее спиралеобразно, т.е. круговыми концентрическими движениями, направленными внутрь в точку входа в духовное измерение: «Царствие небесное внутри вас есть.»
Отождествляясь с образами и жизнью скинии, человек возвращается к первозданному состоянию целомудрия и благой воли Богоприсутствия.
Источник: Урания №4-95