Израитель Борис
Литература и астрология
В свое время большое впечатление произвело на меня утверждение, что астрология должна играть ту же роль в гуманитарной области, что и математика в области точных наук. Действительно, в отличие от «бездушного» символизма формы — алгебры, астрология обладает удивительно емким символизмом содержательного характера, способным передавать сложнейшие переживания и целые пласты человеческого опыта. И если психология, история, социология не могут пожаловаться на невнимание астрологии (как, впрочем, и математики), то в такой плохо математизируемой области, как литературоведение, дальше деклараций дело практически не идет.
Данная статья является попыткой рассмотреть литературный текст как астрологический, то есть попробовать увидеть астрологические закономерности, структурирующие произведения; увидеть, как гороскоп автора проступает сквозь написанный им текст.
«Мертвые души» Гоголя — пожалуй, один из самых ярких примеров литературного произведения с астрологической «подкладкой».
Поэма начинается так: «В ворота гостиницы губернского города NN въехала <…> небольшая бричка, в какой ездят холостяки.. .» За этой визитной карточкой Меркурия следуют другие многочисленные меркурианские эпизоды. «Когда экипаж въехал во двор, господин был встречен трактирным слугою, <. . . > живым и вертлявым до такой степени, что даже нельзя было рассмотреть, какое у него было лицо. Он выбежал проворно, с салфеткой в руке, весь длинный и в длинном демикотонном сюртуке…»; «… проезжающие получают <. ..> комнату с <. . . > дверью в соседнее помещение, <. . . > где устраивается сосед <. . . > чрезвычайно любопытный, интересующийся знать о всех подробностях проезжающего…»; «… покамест ему все это подавалось, <. . . > он заставил слугу <… > рассказывать всякий вздор о том, кто содержал прежде трактир и кто теперь, и много ли дает дохода, и большой ли подлец их хозяин <… > Впрочем, приезжий делал не всё пустые вопросы; он с чрезвычайною точностию расспросил, кто в городе губернатор, кто председатель палаты, кто прокурор. . .»
Во второй главе происходит встреча Чичикова с Маниловым. Следующие описания не оставляют сомнений в том, что здесь мы имеем дело с персонажем Венеры: «… черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами». «Жена его… впрочем, они были совершенно довольны друг другом. Несмотря на то, что минуло более восьми лет их супружеству, из них все еще каждый приносил другому или кусочек яблочка, или конфетку и говорил трогательно нежным голосом, выражавшим совершенную любовь: «Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек» <. . . > И весьма часто, сидя на диване, вдруг<…> они напечатлевали друг другу такой томный и длинный поцелуй. . . ».
После Манилова Чичиков отправляется к Собакевичу, но попадает (что немаловажно) к Коробочке. Это единственный женский персонаж в череде помещиков, посещаемых Павлом Ивановичем. К тому же у Коробочки пришлось заночевать, из чего можно заключить, что Коробочка представляет Луну. Это подтверждается и подробным описанием постельных принадлежностей, и еды, предложенной гостю: «… грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками…», и боязливым характером самой Коробочки.
Далее следует Ноздрев, про которого Гоголь пишет, что такие люди «… называются разбитными малыми, слывут еще в детстве <.. . > за хороших товарищей и при всем том бывают весьма больно поколачиваемы. В их лицах всегда видно что-то открытое, прямое, удалое. Они скоро знакомятся, и не успеешь оглянуться, как уже говорят тебе «ты». Дружбу заведут, кажется, навек; но всегда почти так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке». У Ноздрева Чичиков подвергается насилию («- Бейте его! — кричал Ноздрев, порываясь вперед <. . . > весь в жару, как будто подступал под неприступную крепость. . .») Глава, посвященная Ноздреву, носит явственно марсианский характер.
«Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему <. .. > показался весьма похожим на средней величины медведя. <…> На картинах всё были молодцы, всё греческие полководцы, гравированные во весь рост. <…>Все эти герои были с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу. <…> Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, казалось, хотел, чтобы и комнату его также украшали люди крепкие и здоровые». «Выдумали диету, лечить голодом: Что у них немецкая жидкокостная натура, так они воображают, что и с русским желудком сладят! Нет, это все <… > выдумки<. . .> Толкуют — просвещенье, просвещенье, а это просвещенье -фук! <. . . > У меня не так. У меня когда свинина — всю свинью давай на стол; баранина — всего барана тащи…» Естественно, мы здесь имеем дело с Юпитером.
Наконец Чичиков добирается до Плюшкина, которого вначале принимает за ключницу. Выясняется , что«… последняя дочь, остававшаяся с ним в доме, умерла, и старик очутился один сторожем, хранителем и владетелем своих богатств. Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости которая, как известно, имеет волчий голод.. .» Плюшкин, конечно же, олицетворяет Сатурн.
Таким образом, перед нами проходят все «планеты» классического набора, кроме Солнца (автор?). Но примечательно не это — в любом крупном произведении можно найти планетарных типажей, — главное, что астрологические типы проходят перед нами в порядке следования планет Солнечной системы. Еще любопытнее то, что все планетарные персонажи несут отпечаток соответствующих планет в гороскопе самого Гоголя. Так, например, Манилов* – Венера отмечен влиянием IX дома — именно там стоит натальная Венера Гоголя. Манилов погружен в абстрактные рассуждения и мечты, ему нужен собеседник, чтобы «… следить какую-нибудь этакую науку, чтобы этак расшевелило душу, дало бы, так сказать, паренье этакое. ..». Чичикову он демонстрирует образованность своих детей в области географии. Сыновья Манилова носят иностранные имена, одного из них отец хочет видеть посланником.
Поскольку Луна Гоголя — в I I I доме, Коробочка в отличие от Манилова очень конкретно мыслящий тип. Она даже мертвые души не прочь утилизировать для хозяйственных нужд. В течение всего разговора с Чичиковым Коробочка не раз предлагает ему совершить закупку разных товаров. Денежные проблемы Ноздрева — Марс во II доме у Гоголя. Критиканство Собакевича — Юпитер в VI I I доме. Прослеживая историю «становления» Плюшкина, Гоголь выдает положение своего Сатурна в IVдоме. Да и сама «съедобная» фамилия — Плюшкин — наводит на мысль о Луне.
Творчество Афанасия Фета также дает нам образец того, как может литературный текст служить инструментом исследования гороскопа автора.
Свою деятельность в качестве помещика Фет описал в цикле деревенских очерков. Кстати, прозаическое наследие Фета во много раз превышает стихотворное, как и подобает сильному Стрельцу с Асцендентом в Деве.
Вот цитата из серии очерков под общим заголовком «Заметки о вольнонаемном труде»: «С вопросом о свободе сам собою возникает вопрос об образовании. Общество может руководствоваться или законом произвола, или законом разумной необходимости. ..
Как же тут быть? Есть только один выход: не столько научное образование, доступное немногим, сколько воспитание, доступное всем.
Воспитание есть та нравственная почва, в которой кроется корень истинного образования. Без этой почвы самый образованный человек нередко является каким-то ученым дикарем. К чему лукавить? Образование нередко враждебно воспитанию. Одинаково ли с воспитанием смотрит образование, например, на рыцарскую месть за личное оскорбление? А представьте себе целый народ, в котором бы совершенно замерло это чувство чести.
Наступило время, настоятельно требующее общего народного воспитания. Здесь не место подробно рассматривать сущность воспитания, заключающегося в уважении к законности, личности и собственности. Рядом с сознательным образованием воспитание при своем начале есть привычка, переходящая со временем в природу. Ребенку до тех пор говорят: не толкайся, не зевай в обществе, не становись к другим спиною, — пока это не станет у него второю природою…
Оградите же честный труд от беззаконных вторжений чужого произвола . Тут не нужно никаких крутых мер. Объявите самый небольшой штраф за каждую загнанную на поля скотину, например хоть 25 коп. серебром с лошади, и, поверьте, через год слово «потрава» исчезнет из народного языка.
Неположительные, нелицеприятные законы, внушающие к себе уважение и доверие, -только один из многих путей к народному воспитанию. Рядом с ними должны прокладываться и другие для внесения в народные массы здравых понятий взамен дикого полуязыческого суеверия, тупой рутины и порочных тенденций.
Тяжел и высок нравственный подвиг духовных воспитателей народа. Этим воспитателям предстоит проникнуться сознанием предстоящего подвига и объяснить простым людям понятным для них языком законы чистой нравственности, оставя на время схоластические тонкости в стороне».
В этом отрывке можно видеть все основные элементы гороскопа Фета. Проведем астрологический анализ текста.
Обеспокоенность народным воспитанием, внесением в народные массы здравого смысла, стремление объяснить простым людям законы высокой нравственности есть проявление Стрельца в IVдоме. Простой народ для Фета, как и для любого помещика, описывается IVдомом, хотя конкретные работники и слуги, конечно, имели отношение к VI дому. Заметим, однако, что VI дом в карте Фета связан с IV (управитель и сигнификатор VI дома находятся в IV доме).
Очень показательно противопоставление воспитания и образования. Образование, понимаемое Фетом как чисто интеллектуальная деятельность, связано с Меркурием, в то время как воспитание лежит в нравственной области и, значит, управляется Юпитером. В гороскопе Фета Юпитер имеет квадрат к Меркурию, отсюда и заключение, что образование нередко враждебно воспитанию. Так как Юпитер в карте Фета гораздо сильнее Меркурия, предпочтение отдается воспитанию.
Описывая сущность воспитания, Фет употребляет лунное слово «привычка» — отражение взаимосвязи Стрельца и IV дома. Очень характерно здесь употребление лунно-юпитерианского словосочетания «нравственная почва». Не случайно возникает в тексте и «рыцарская месть за личное оскорбление».
Месть здесь — от пораженного Плутона, а угроза личного оскорбления от пораженного Юпитера. Излишне говорить о том, что месть Стрельца должна быть рыцарской.
Вообще проблема гипертрофированного и уязвимого чувства собственного достоинства часто волнует Стрельцов. У Фета она, пожалуй, является основной: очень сильный и пораженный Юпитер говорит об огромной значимости чести, самоуважения, престижа и об излишне болезненном реагировании на любую, даже мнимую, угрозу достоинству и самолюбию. На повышенную чувствительность к мнению окружающих указывает наличие в VI I доме соединения Юпитера с Северным лунным узлом. К этому добавляется еще ранимость сильной Луны и слабая внешняя броня ретроградного Сатурна.
Важнейший аспект карты — квадрат Юпитера к Луне — можно расшифровать как обострение проблемы самоуважения в связи с собственным поведением. Человеку с таким аспектом все время кажется, что его не за того принимают, что манера держаться не соответствует его подлинной сути, не вполне достойна. Малейшие намеки на неуважение переживаются тяжело. Недаром в приведенном отрывке в качестве признаков невоспитанности названы как раз те элементы поведения, которые можно истолковать как непосредственное оскорбление личного достоинства: зевание в обществе, поворачивание спиной и толкание. Конечно, не эти плохие манеры мешали Фету в отношениях с крестьянами. Но это оскорбляло его в общении с равными себе. Тут невольно Фет посетовал на недостаток этикета во взаимоотношениях людей своего круга.
У людей с гипертрофированным самолюбием и чувством чести может быть лишь три пути решения психологических проблем: стремиться к жесткой регламентации поведения, то есть этикету; полностью игнорировать общество; играть в обществе шутливую (иногда шутовскую) роль, заранее как бы отводя все угрозы самолюбию от себя истинного. Фету приходилось прибегать в разных обстоятельствах ко всем трем способам, как видно из воспоминаний его современников. Обычно Стрельцы отдают предпочтение третьему пути.
В конце текста можно видеть проявление еще нескольких факторов гороскопа Фета.
В призыве «ограждать честный труд от беззаконных вторжений чужого произвола» чувствуется напряженный Плутон, а также Сатурн в Овне в VIII доме.
Появление в назидательно-теоретическом тексте конкретных цифр предлагаемого штрафа — 25 коп. серебром за каждую загнанную на поля скотину — можно отнести только на счет восходящей Девы.
Когда в самом конце статьи Фет говорит с пафосом о высоте нравственного подвига духовных воспитателей народа, он занимается, скорее всего незаметно для себя, самовосхвалением — весьма обычная черта сильного, но пораженного Юпитера.
Естественное применение анализа текстов — ректификация гороскопов писателей. Я убедился в достаточно высокой эффективности метода литературного паттерна. Суть его в том, что в любом литературном произведении можно видеть устройство гороскопа автора по нескольким основным последовательностям:
1. Начало текста соответствует планете в I доме или, если таковая отсутствует, Асценденту; следующий отрезок описывается планетой во II доме, и так далее в порядке нахождения планет в натальной карте писателя.
2. Начало относится к I дому гороскопа, далее текст структурирован в порядке суточного движения планет, то есть по часовой стрелке.
3. Начало отвечает планете, имеющей наименьшее число градусов в знаке, независимо от порядкового номера знака. Конец соответствует планете, имеющей наибольшее число градусов знака Так, сперва идет, допустим, 1° Рыб, а потом 29° Овна.
Структура (1), как правило, самая медленная. Она может определять даже весь литературный путь прозаика. Например, первый дошедший до нас литературный опыт Толстого не оставляет сомнений в «козерожьем» Асценденте шестилетнего Левы: «Рассказ дедушки
В селе П. жил девяностолетний старик, который служил под пятью государями. Он видел более ста сражений, он был чином полковник, имел десять орденов. Он ходил на костылях, ибо у него не было ноги».
Так как у Толстого Нептун в соединении с Асцендентом, первое свое произведение — «Детство» (название имеет ностальгический, то есть «рыбий» оттенок) — он начинает вполне по-нептуниански: маленький Сережа плачет над выдуманным им самим сном.
Стрельцовский Асцендент Пушкина подтверждается юпитерианским началом «Евгения Онегина»:
«Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог (отражает, по-видимому, поражение Юпитера в карте Пушкина), /Он уважать себя заставил<.. .>. /Его пример-другим наука…»
Структуры(2) и (3) быстрые; они могут определять следование предложений в отрывке и чаще всего относятся к небольшим по форме произведениям. Размеры данной статьи, кстати, весьма полно отражающей натальную карту автора, не позволяют проиллюстрировать все возможные литературные паттерны.** К тому же не хочется лишать читателя огромного удовольствия — читать знакомые произведения под новым, астрологическим углом зрения.
* Для характеристики самого Гоголя немаловажно то, что персонажем Венеры является мужчина.
** Подробнее об этом см. «Российскую книгу карт» (изд-во ЦАИ, 1997)
Источник: Урания №5-96