Медитации на картах Таро (окончание, начало в №1-92)
(ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ХРИСТИАНСКОМУ ГЕРМЕТИЗМУ)
Перевод с английского Александра Андриянова*
Когда Он уготовлял небеса,
…тогда я была при Нем художницею,
и была радостью всякий день,
веселясь пред лицем Его
во все время, веселясь на земном кругу Его,
и радость моя была с сынами человеческими.
Притчи,8:27,30-31
Робость глубже скорби: Скорбь говорит: пройдет! Но радость жаждет вечности, ее бездонных вод!
Фридрих Ницше. "Так говорил Заратустра"
Только тогда действительно живешь, когда танцуешь.
Айседора Дункан
Письмо XXII Мир
Итак, картина двадцать второго аркана Таро "Мир" изображает танцовщицу, держащую волшебный флакон в одной руке и палочку — в другой. Эта палочка символизирует творческую силу, которая необходима для реализации внизу того, что наверху: женщина держит ее вертикально. Это жест сакрального искусства, имитирующий образ действия Божественного Духа. По поводу волшебного напитка в другой руке танцовщицы П. Марто говорит: "Это волшебный напиток иллюзий, возникающих на всех природных планах, ибо человеку присущи как иллюзии любви, так и иллюзии духовности…"** Иными словами, значение аркана "Мир" двойственно: он учит, что радость, то есть согласие ритмов, лежит в самой основе творения, и в то же время предупреждает об опасности стремления к радости творчества, а не к истине творчества. Тот, кто ищет прежде всего радости творчества, будет пить дурманящий напиток иллюзий из сферы "лжесвятого духа", т.е. сферы миражей, тогда как ищущий в творчестве истину не только обретет ее через подвиг восхождения, но и приобщится к созвучию ритмов, к радости творчества. Он познает путь палочки — путь вертикального восхождения и достигнет "сферы Святого Духа", сферы небесных иерархий и святых, лишь при условии трезвенного прохождения области миражей.
Таким образом, аркан "Мир" несет нам истину огромной важности: "Мир есть произведение искусства". Он оживотворяется радостью творчества. Счастлив тот, кто ищет прежде всего мудрости, ибо он узнает, что мудрость — радостна! Несчастен тот, кто прежде ищет радости, ибо он станет жертвой иллюзий! Ищите прежде всего творческой мудрости, и радость творчества будет вам дана".
Отсюда вытекает важное правило "духовной гигиены": когда стремишься к подлинно духовному опыту, нельзя отождествлять интенсивность испытанного переживания с истиной, содержащейся в этом переживании, иначе говоря нельзя рассматривать силу воздействия внутреннего опыта как критерий его подлинности. И иллюзия из сферы миражей способна властно овладеть всем нашим существом, тогда как истинное откровение приходит иногда в виде едва уловимого шепота. Никогда не навязывающий себя, подлинный духовный опыт требует ясности и концентрации, внимания, чтобы мы не прошли мимо, не заметив его. Очень трудно порой осознать его, и будь это иначе, нам не нужны были бы упражнения по концентрации и глубокой медитации. Ибо все упражнения, предписываемые эзотерическими методиками, необходимы для достижения трезвенности и сосредоточенного внимания, способного прозревать молчание в глубинах души, где раскрываются духовные истины. Количество и частота ниспосылаемого откровения всегда отмеряется с большой осторожностью, чтобы избежать возможного нарушения морального и физического равновесия личности. Духовный мир более всего предпочитает мягкий поток вдохновения, которое поддерживает рост и созревание умственных и душевных сил человека. Последовательность различных аспектов, составляющих некую законченную идею, постепенно развертывается до тех пор, пока истина в своей полноте не озарит соответственным образом подготовленное сознание.
Это "закон палочки", находящейся в левой руке танцовщицы двадцать второго аркана. Совершенно о другом говорит флакон с волшебным напитком в правой руке. В отличие от подлинного, результатом ложного "откровения" является радостное опьянение. "Сфера лжесвятого духа" стремится придать убедительность своим умственным и зрительным миражам благодаря интенсивности производимого ими впечатления. "То, что наиболее волнует, истинно", — вот очевидный критерий, выдвигаемый сферой миражей.
Современная школа глубинной психологии Карла Густва Юнга полагает, что ноумен есть проявление динамической реальности бессознательного или подсознательного, и даже сверхсознательного (под ноуменом понимается переживание, непреодолимо навязываемое душе, которым она не в состоянии управлять). Ноумен подчиняет человека независимо от его воли.***
Вот что говорит Юнг в отношении бессознательного: "…бессознательное, фактически и по определению, не может быть описано. Его следует признать безграничным нечто. Можно ли считать его микрокосмом, зависит прямо и исключительно от того, может ли быть доказано существование в бессознательном определенных частиц мира — неких констант, индивидуально не воспринимаемых, но априори имеющихся.. Общим подтверждением данного предположения является повсеместная встречаемость параллельных мифологем (первобытных идей), а особым доказательством служит изначальное присутствие этих идей в человеческой психике, в случае когда прямая их передача исключена… Мифологемы — это вышеупомянутые "частицы мира", являющиеся структурными элементами души. Они — есть константы, чье выражение всегда и везде одинаково".****
Бессознательное, таким образом, не связано с человеческой душой: оно проходит сквозь нее в любом направлении. Будучи "безграничным нечто", бессознательное — это подпсихический слой мира. А по этому оно включает не только врожденные, т.е. пренатальные тенденции и задатки человека, но и то, что мы определили как "сферу Св. Духа" и "сферу лжесвятого духа". И сфера миражей реальна, но реальность — это одно, а истина — это нечто другое. Мираж безусловно реален, но он не истинен, он лжив.
Юнг отчетливо осознавал опасность, которая подстерегает человеческое сознание, позволившее губительной и бездонной пучине бессознательного увлечь себя. Вот что он пишет: "Психология является нашим наиболее ценным знанием. В самом деле, очевидно, что наибольшую опасность для человека представляют не голод или землятрясения, не микробы или рак, но благополучие. Причина этого довольно проста: по-прежнему не существует сколь-нибудь эффективной защиты от психических эпидемий, — и эти эпидемии безусловно более разрушительны, чем крупнейшие катаклизмы природы! Наибольшая опасность, угрожающая как индивидуму, так и обществу, — это угроза психическая.
Наше понимание здесь совершенно беспомощно, поскольку рациональные аргументы работают только в сфере сознательного…Наибольшая опасность исходит от массы, т.е.толпы, в самом сердце которой накапливается результат действия бессознательного: смерть голоса разума в сознании. Образование толпы представляет такую же потенциальную опасность, как и накапливание динамита."*****
Но вернемся к аркану "Мир", аркану движения. Чтобы осмыслить весь аркан как движение, необходимо рассмотреть движение присущее всем существам и вещам. Оно представлено на карте гирляндой, обрамляющей центральную фигуру, и четырьмя существами: тремя животными и ангелом, в четырех углах снаружи гирлянды.
Гирлянда символизирует движение, имманентный рост, а четыре фигуры — движение, свойственное тому, что древние называли "четырьмя стихиями". Ибо четыре стихии — огонь, воздух, вода и земля — не являются ни химическими веществами, ни даже состояниями вещества (такими как газообразное, жидкое и твердое), но скорее, способами движения, присущими природе вещества: ментальной, психической, органической и неорганической. Они изображаются в традиционной иконографии так же как на карте аркана "Мир": как космогоническая четверица Быка, Орла, Льва и Ангела.
Принцип "четверицы", выраженный в четырех священных животных, имет космическое универсальное значение. Он отражен в невыразимом Божием Имени — Тетраграмматон. Так, категория (структурный элемент мышления) причинности представляет четверичную композицию действующих, формальных, материальных и конечных причин. Действительно, было бы невозможно осмыслить порядок в универсальном движении, называемом "миром", без понятия казуальности, позволяющего отличать движущее от движимого, формирующее от формируемого, источник от цели, начало от конца. Без принципа причинности применительно к универсальному движению мы Могли бы только наблюдать его, лишенные возможности составить представление о таких понятиях как "всеобщая эволюция", "всеобщая история", "закон тяготения"; а также выявить причины болезней, бедствий и всех подстерегающих нас опасностей, предвидеть их и противостоять им.
Итак, то, что проявляется в структуре нашего мышления в виде категории причинности, То, Что почитается каббалистами как невыразимое Божие Имя, то, что занимает центральное место в пифагорейской философии под именем священной тетрады, — вновь возникает в виде четверицы "космических инстинктов" (или "священных животных" Апокалипсиса и пророка Иезекииля), т.е. четверицы спонтанного импульса, реакции, преобразуемости и свертываемости"(развертываемости), или четырех стихий: огня, воздуха, воды и земли.
Итак, то, что проявляется в структуре нашего мышления в виде категории причинности, То, Что почитается каббалистами как невыразимое Божие Имя, то, что занимает центральное место в пифагорейской философии под именем священной тетрады, — вновь возникает в виде четверицы "космических инстинктов" (или "священных животных" Апокалипсиса и пророка Иезекииля), т.е. четверицы спонтанного импульса, реакции, преобразуемости и свертываемости"(развертываемости), или четырех стихий: огня, воздуха, воды и земли.
Импульс, движение, развитие и форма — таковы четыре универсальных категории. Они присутствуют в нашей умственной и физической деятельности, в так называемом "неорганическом" и "органическом" веществе, в макрокосме и микрокосме.
Выдающийся христианский герметист д-р Поль Картон внес драгоценный вклад в живую герметическую традицию своей мастерской работой о четырех темпераментах, где эти, четыре типа (холерический, меланхолический, сангвинический и флегматический) не только описаны феноменологически, но представлены также как проявление универсального закона четверичности:"Мудрость древних вывела из загадки сфинкса четыре фундаментальных закономерности человеческого поведения: ПОЗНАВАТЬ посредством мозга человека, ЖЕЛАТЬ с поистине львиною силой, СМЕТЬ или воспарять с дерзновением орлиных крыльев, МОЛЧАТЬ с непреодолимым упорством быка. В применении к поведенческим темпераментам аллегория сфинкса учит, что человеку для гармоничного и всестороннего развития нужно правильно культивировать, уравновешивать и распределять в себе четыре важнейшие функции человеческой жизни: волевую энергию холерика, рефлективное понимание меланхолика, жизненную мощь сангвиника, самоконтроль флегматика".*******
Четыре темперамента, таким образом, также являются частным случаем проявления универсальной четверицы импульса, движения, развития и формы, или четырех стихий — огня, воздуха, воды и земли…
Трехцветная гирлянда, обвивающая центральную фигуру, символизирует имманентные мировому движению свойства пассивности (голубой цвет), активности (красный цвет) и нейтральности (желтый цвет). Мир импульсов рождается из четырех духов четырех стихий. Три цвета обозначают три основных формы энергии: пассивность (потенциальную), активность (кинетическую) и нейтральность (гармонию равновесия). Они описаны в Бхагават-гите как свойства тамас, раджас и саттва, являющиеся способами проявления четырех стихий: "Действие саттва — это то, что совершается без привязанности, желания или неохоты, без стремления воспользоваться плодами своих дел. Действие раджас — это то, что совершается с большим беспокойством тем, кто стремится к плодам своих трудов и исполнен эгоизма. Действие тамас — то, которое совершается в заблуждении, без сожаления о последствиях; оно несет потери и несправедливость и тому, кто его совершает, и другим людям.
Саттва совершает тот, кто свободен от эгоизма и привязанностей, полон упорства и энергии, кого не волнует успех или неудача.
Раджас совершает тот, кто полон привязанностей, стремится к плодам своих трудов, кто алчен, жесток и нечист, кто испытывает и радость, и печаль.
Тамас совершает тот, кто не имеет цели и не умеет различать вещи, кто упрям, злобен, склонен к обману, впадает в уныние и откладывает дела на потом".*******
Можно привести много примеров этих трех свойств во всех областях бытия. Минеральное царство находится в состоянии тамас, животное — в состоянии раджас, растительное — в состоянии саттва. Мудрец находится в состоянии саттва, воин — раджас, слуга — в состоянии тамас и т.п. Итак, трехцветная гирлянда — это область проявления четырех стиихий, движущих все явления в форме жизненной энергии. Это "река для орошения рая", разделившаяся в дальнейшем на четыре реки (Быт.II, 10). Древние греки называли эту энергию эфиром, который преобразуется в четыре стихии: огонь, воздух, воду и землю…
Подводя итог нашим размышлениям, о том, что говорит нам последний старший аркан Таро "Мир". Он учит анализу и синтезу, искусству различения иллюзорного и реального во всеобщем круговороте движения (две руки танцовщицы с палочкой и флаконом), далее, он повествует о трех цветах (трех видах движения) и, наконец, о четырех стихиях или импульсах, свойственных всему, что движется.
* Печатается по изданию: Meditations on the Tarot, Amity House, 1985.
** Paul Marteau; Le Tarot de Marseille, Paris, 1949, p. 90.
*** КГ.Юнг, "Медицина и психотерапия", собр. соч. т.16, Лондон, 1954.
**** ср. Г.К. Юнг, Психология и религия, собр.соч. т. 2, Л., 1958.
***** C.G. Jung, L’homme a’ la decouverte de son ame; Geneve, 1944, pp, 402-403.
****** Paul Carton, Diagnostic et conduite des temperaments, Paris, 1961, p.20.
******* Бхагаватт-гита, XVIII, 23 — 28.
Источник: Урания №4-95