В.В.Г.

Нумерология как точная наука (окончание, начало в №1-96)

 

Нумерология как точная наука — начало

Нумерология как точная наука — продолжение

Из-за несовершенства современных языков очень непросто от­личить интерпретацию числа mˆ2 от интерпретации числа 2m. Построенные в соответствии с правилами нумерологической интерпретации словосочетания не всегда звучат достаточно привычно, а при попытке приблизить их к современному разговорному языку тонкие различия в интерпретациях теряются. Например, в отличие от интерпретации числа mˆ2 (которую можно формулировать как стремление проявить потенции, заложенные в числе m) интерпре­тировать число 2m можно как понятие числа mна уровне воплощения, проявления (если исходить из диады уровней возникновение — воплощение). Поэтому в дальнейшем я буду интерпретировать числа в упрощенных формулировках. Число Зm можно рассматривать как соответствующее понятию т, но уже на третьем уровне. Числа вида 4m, 5m и т.д. можно изучать подобным образом, но при этом мы сталкиваемся с необходимостью иметь ясно сформулированные пред­ставления о высоких уровнях, а это не всегда возможно. Наиболее сложна интерпретация простых чисел, т.е. таких, которые делятся только на самих себя и на 1. Простые числа при любой системе уровней находятся всегда только на первом, т.е. соответствующие им понятия в каком-то смысле базисные, фундаментальные, элемен­тарные. Построение интерпретации простых чисел — одна из основных задач теоретической нумерологии. Хорошо обоснованы интерпретации лишь для очень небольших простых чисел, таких, как 2 и 3; уже при интерпретации числа 5 начинаются разногласия между разными, даже весьма авторитетными источниками, для числа же 7 ситуация еще запутаннее. Одним из методов построения интерпретации простых чисел может служить описанное выше включение их в цепочки чисел, некоторые применения этого метода приводятся ниже.

Составные числа разлагаются в произведения простых чисел, что позволяет получать некоторые интерпретации этих чисел, основываясь на интерпретациях их простых делителей. Важно научиться интер­претировать так называемые примарные числа, которые являются степенями простых чисел (любое число однозначно разлагается в произведение примарных).
Рассмотрим теперь некоторые интерпретации числа 4. Это число разлагается в произведение 4×2, оно примарно. Для первого множителя 2 выберем в качестве соответствующего ему понятия первоматерию (или неоформленную материю). Что касается второго сомножителя 2, то для его интерпретации возьмем диаду уровней идея, потенциал — воплощение, проявление. Тогда числу 4 должна соответствовать воплощенная первоматерия, т.е. вещество. Тем самым одной из интерпретаций числа 4 является понятие материального, вещест­венного. К этому же выводу мож­но прийти и по-другому. Число 3 обозначает, в частности, дви­жение, действие, поэтому следу­ющее число 4=3+1 =3ˆ2 должно быть связано с неподвижностью, пассивностью, статичностью, ста­бильностью и при этом представ­лять собой число 2 (первомате-рию) на новом уровне как завер­шение триады, начинающейся числом 2. Еще некоторые другие интерпретации числа 4 — форма (как проявление, выявление идеи материи или импульса), устойчи­вость, твердость, практичность (как некоторого рода материаль­ное проявление), деятельность (снова как отрицание действия, связанного с числом 3, абстрак­тного и потому не имеющего конкретной цели, которую оно обретает при переходе к числу 4), упорядоченность (в противо­вес цикличности), стороны света (север, юг, запад, восток) и др. С числом 4 связывают с древних времен представление о четырех стихиях (огонь, воздух, вода, зем­ля), которое относится именно к материальному миру. В порядко­вом аспекте с числом 4 связывают представление о четырех време­нах года (весна, лето, осень, зи­ма), четырех югах в индуистской мифологии. Можно так сформу­лировать четырехстадийный про­цесс: 1 — начало, 2 — укреп­ление, 3 — раскрытие, 4 — завершение.
Далее идет число 5, с которым разные авторы связывают очень не согласованные между собой понятия, при этом многие из них приписываются как числу 5, так и числу 7. Например, с этими обоими числами связывают поня­тие творчества. Если числу 4 соответствует вещество, часто на­зываемое косной материей, то числу 5 — понятия живой мате­рии или просто жизни на про­стейшем, природном уровне, а также организма вообще. С по­нятием человека число 5 не свя­зано (хотя это очень часто дела­ется), ибо он связан с жизнью на втором, человеческом уровне и ему соответствует число 10. Кстати, числу 15 при такой схеме рассмотрения соответствует по­нятие человечества как единого организма и проявления жизни на третьем, социальном уровне. С числом 5 связаны такие поня­тия, как свобода (как еще одно отрицание косности), новизна, оживление, игра, артистизм, не­предсказуемость, нестандарт­ность, самовыражение (ибо, ис­ходя из равенства 5=3ˆ3, получа­ем понятие гармоничного, естес­твенного, совершенного дейст­вия), гармоничное мышление (5=3*3, где 3 — это и мышление и гармония), непрактичность (5=4+1), пять стихий, пять ви­димых планет (Меркурий, Вене­ра, Марс, Юпитер, Сатурн). Чем больше число, тем строже нужно относиться к истолкованию упот­ребляемых в связи с ним слов, так как интерпретации становят­ся все более неоднозначными.. Например, часто отождествляют артистизм с творчеством, но ар­тистизм связан со свободным са­мовыражением (и с числом 5), а творчество как создание чего-то нового, до сих пор не существо­вавшего, соответствует числу 7. Можно рассматривать операцию композиции с некоторым фикси­рованным числом, например ком­позиция с числом 3 дает гармо­низацию, примирение, с числом 5 — оживление, одухотворение, а с числом 7 — выход за пределы сложившегося мира в новый, за­предельный. С порядковой точки зрения, на число 5 удобнее смот­реть как на композицию 3ˆ3, тогда пятичленная последователь­ность разбивается на две триады, соединенные между собой в сред­ней точке. Две указанные триады можно связать с двумя направ­лениями движения (скажем, вверх и вниз, направо и налево и т.п.), что дает возможность интерпретировать пентады с по­мощью двух таких триад (это полезно, например, при анализе многих силлогизмов как аристо­телевой логики, так и логики ньяя). Вот один из примеров пятичленного процесса: 1 — идея, импульс, толчок, 2 — проявление, материализация идеи, обретение ею материальных ресурсов, 3 — контакты, связи с окружающим миром, перемещения, взаимодей­ствие, 4 — достижение опреде­ленных результатов, структурализация, 5 — полное проявление исходного импульса, расширение полученных на предыдущем этапе результатов вплоть до растворе­ния их в окружающем мире.
При интерпретации числа 6 проще всего исходить из его раз­ложения в произведение простых множителей 2 и 3. Поэтому с числом 6 связывается, например, понятие согласия как проявления гармонии на уровне человеческих отношений (кстати, числу 9=3×3 соответствует высшая гармония, которую можно связать с любо­вью как божественной гармони­ей). С числом 6 также связыва­ются понятия супружества, служ­бы, удобства, удовольствия, со­четания, красоты (все это выво­дится из разложения 6=3×2), рав­новесия между верхом и низом, между высшими и низшими ми­рами, гармонии материального мира (6=4ˆ3), тела живого орга­низма (6=5ˆ2) и др.
Число 7 можно представить как 6ˆ2=6+1, и потому оно свя­зано с выходом за пределы гар­монии мира, т.е. с выходом в Космос, сбрасыванием материаль­ной оболочки, очищением, оппор­тунизмом, разрушением (в опре­деленном смысле) мира, границей мира и проходом через нее, об­ретением нового импульса, по­тенциала, жертвой (как отрица­нием гармонии мира). С числом 7 связано творчество (как артис­тизм в действии, исходя из ра­венства 7=5ˆ3), вдохновение, семь видимых небесных тел, семь рас в эзотерической истории Зем­ли. С порядковой точки зрения, 7 удобно представить в виде композиции 7=4ˆ4 и тем самым свес­ти изучение септад — семичленных последовательностей к изу­чению двух тетрад с последую­щим их объединением в единую последовательность (первые че­тыре шага можно рассматривать, например, как этапы нисхожде­ния духа в материю, а следующие четыре — как этапы утончения материи). Рассмотрим пример аб­страктной семичленной последо­вательности, связанной с числами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. На переход от 1 к 2 будем смотреть как на воплощение идеи некоторой сис­темы, связанной с числом 1. Пе­реход от 2 к 3 дает движение, действие этой системы, а от 3 к 4 — результат этого действия, его овеществление. При переходе от 4 к 5 происходит оживление, одушевление системы, а шаг от 5 к 6 дает гармонизацию, урав­новешивание составных частей развивающейся системы. При пе­реходе от 6 к 7 происходит выход системы за пределы только что достигнутой гармонии, обретение системой принципиально новых свойств, качественно ее изменя­ющих. Например, в семейных от­ношениях число 2 характеризует отношения мужа и жены как двух полярных (в смысле пола, а часто и в смысле характера) индивидуальностей. Семья пере­ходит к числу 3, появляется ре­бенок, который примиряет былые противоречия супругов и придает семье динамизм. Истинное укреп­ление семьи происходит при ро­ждении второго ребенка, что со­ответствует числу 4. Следующий ребенок одушевляет семью, вды­хает в нее жизнь как в единый организм, а четвертый позволяет достичь семье истинного согласия (старшие дети помогают родите­лям и младшим детям, в семье царит истинная гармония). Ро­ждение же пятого ребенка пере­водит семью в принципиально новое состояние, это уже не обыч­ная многодетная семья, а что-то необычное, нестандартное. Этот пример показывает, как нумеро­логия может применяться в кон­кретных жизненных ситуациях.
Число 8 удобно интерпрети­ровать не само по себе, а как член ряда 1, 2, 4, 8, 16, 32,… степеней двойки. Выше мы виде­ли, что умножению на 2 соот­ветствует, в частности, переход от идеи к ее воплощению, про­явлению, материализации. Так, от числа 1 (идея, мысль Абсо­люта) переходим к числу 2 (первоматерия как проявление мысли Абсолюта), потом от 2 к 4 (к проявлению первоматерии в виде материи нашего мира, к ее офор­млению в виде вещества). Сле­дующий переход от 4 к 8 должен давать проявление идей вещества, формы, а это можно понимать как выявление формы, вещест­венности через построение своего рода модели, не привязанной к исходному виду материи. Поэто­му с числом 8 связываются мо­делирование, макетирование, ма­териальный двойник, а также ло­гика как выявление формы рас­суждений, бизнес (как результат деятельности людей). Представ­ление числа 8 в виде 8=7ˆ2 позволяет связать число 8 с ма­териализацией понятий, связан­ных с числом 7, например мате­риализация идеи выхода за пре­делы мира может рассматривать­ся как переход к материи нового вида, что вполне согласуется с уже установленной выше интер­претацией. Из 8=4ˆ5 получаем связь числа 8 с жизнеспособной формой. Разложение 8=2x2x2=23 приводит к понятию духовной, высшей материи. С числом 16=24 можно связать структуру как про­явление идеи модели, когда ма­терия не видоизменяется, а про­сто отбрасывается для выявления структуры.
О числе 9 уже упоминалось выше в связи с разложением 9=3×3. Отметим еще несколько интерпретаций этого числа: бла­женство (как высшая, небесная гармония), счастье, символ (как идеальная мысль), всеобщее со­гласие, окончание (точнее один из вариантов окончания, так как это значение можно приписать и другим, отличным от 9 числам), освобождение (как отрицание структуры, что видно из равенств 9=5ˆ5=8ˆ*2), создание равновесия нового типа — 9=3ˆ7.
О числе 10 как числе человека было сказано выше, добавим сюда еще понятия успеха (5×2), про­гресса, профессии, создания но­вого вещества (10=4ˆ7).
Всестороннее исследование отдельного числа — очень непро­стая задача. Приведем, общую схему исследования числа в виде списка вопросов, ответы на ко­торые могут дать достаточно пол­ное представление об исследуе­мом числе n.
1.   Число рассматривается как порядковое или количествен­ное?
2.   Число простое или нет?
3.   Сколько простых множителей оно имеет?
4.   Сколько всего делителей (в том числе и непростых) имеет число?
5.   Как соотносится число с сум­мой всех своих делителей (боль­ше ее, меньше или равно)?
6.Каковы простые делители чис­ла?
7.Является ли число степенью некоторого другого числа (если да, то какой именно и какого числа)?
8.Каковы квадрат, куб и другие степени этого числа?
9.   Число четное или нечетное?
10. Каковы числа n-1 и n+1 (речь идет о включении изучаемого числа n в цепочку из трех последовательных чисел).
Эти вопросы — только начало исследования числа n, далее нуж­но рассматривать его разложения в композиции чисел; впрочем, есть и другие приемы исследова­ния.
Нумерологию можно исполь­зовать для анализа целого ряда результатов современной мате­матики. Например, в математике существуют своего рода крити­ческие размерности (при изуче­нии многомерных, многопара­метрических объектов), это раз­мерности 3 и 7 в алгебре и топологии (с точки зрения ну­мерологии, выделенность этих чисел вполне естественна, а вот математическое обоснование выделенности именно этих размер­ностей еще не всегда получено). Часто именно начиная с размер­ности 7 проявляются качествен­но новые свойства математичес­ких объектов. Интересно при­менение нумерологии при изу­чении свойств многоугольников (что применительно к астрологии позволит глубже изучить конфи­гурации планет, образованные аспектами между ними) и мно­гогранников, а также в комби­наторике, занимающейся конеч­ными множествами.
С другой стороны, и развитие математики может и должно ока­зывать свое влияние на нумеро­логию. Так, в 1845 году фран­цузский математик Ж.Бертран высказал предположение, что для любого числа n между числами n и 2n лежит хотя бы одно простое число (позже это пред­положение доказал русский ма­тематик П.Л.Чебышев). С точки зрения нумерологии, это означа­ет, что на пути от идеи некоторого понятия (символизируемой чис­лом n) до ее воплощения (его символизирует число 2n) лежит хотя бы одно фундаментальное, базисное понятие, без освоения которого (не имея при этом возможности свести его к мень­шим числам-делителям) достиг­нуть требуемого воплощения идеи невозможно. Подумав над этой констатацией с философской точ­ки зрения, легко убедиться в ее справедливости. Это утверждение можно проверить логически (хотя и с немалыми математическими сложностями).
Нумерология с успехом может применяться в философии, напри­мер для систематизации различ­ных понятий, изучения их связей друг с другом, а также при изучении структуры самых общих процессов развития систем и по­нятий. Нумерологию можно ис­пользовать и в лингвистике при анализе слов. Числовой подход к словам (особенно к именам и фамилиям людей) получил нема­лое распространение, но это сво­дится в основном к упрощенному варианту некоторых каббалисти­ческих методов. Огромное поле деятельности открывается для ну­мерологии в астрологии. Тут и интерпретации аспектов (с помощью анализа чисел можно под­робно и строго обосновать харак­теристику каждого аспекта, осо­бенно важна здесь операция ум­ножения чисел, причем необхо­димы достаточно конкретные ха­рактеристики чисел, которые в обычных книгах по нумерологии найти не так просто), и описание отдельных стадий в циклах пар планет, в циклах ретроградности планет и др. Применима нумеро­логия и для описания отдельных частей Зодиака (знаки, декады, термы, фасы, двады*, градусы и т.д.), лунного Зодиака (лунные стоянки).
Астрологическое применение нумерологии имеет определен­ную специфику. Одной из ос­новных идей астрологии явля­ется идея цикличности, поэтому и числа в астрологии (связанные со знаками Зодиака астрологическими домами и их частями) приобретают некоторый оттенок цикличности. Например, сопос­тавление 12 домов гороскопа с 12 первыми числами не всегда адекватно. Первые 6 домов в астрологии рассматриваются обычно по отдельности, а следу­ющие 6 домов часто описывают, исходя из наличия оппозиции, к соответствующим домам первой шестерки. Например, если со II домом связывают личные мате­риальные ресурсы, то с оппози­ционным ему VIII домом — коллективные материальные ресур­сы. Другими словами, в исполь­зовании при интерпретации пос­ледних шести домов понятий, со­ответствующих номерам этих до­мов, имеется своего рода иска­жение общей интерпретации этих чисел. Поэтому связывать интер­претации чисел 7, 8, 12 с интерпретациями соответствующих домов нужно с некоторой долей осторожности. Однако если пе­рейти к рассмотрению декад, фа­сов или градусов, то указанная цикличность оказывает меньшее влияние и характеристики чисел более адекватно отражаются в интерпретациях соответствую­щих частей Зодиака или горос­копа.
*   1/2 знака Зодиака,   2,5°.

Источник: Урания №3-96