Нумерология как точная наука — начало
Нумерология как точная наука — продолжение
Из-за несовершенства современных языков очень непросто отличить интерпретацию числа mˆ2 от интерпретации числа 2m. Построенные в соответствии с правилами нумерологической интерпретации словосочетания не всегда звучат достаточно привычно, а при попытке приблизить их к современному разговорному языку тонкие различия в интерпретациях теряются. Например, в отличие от интерпретации числа mˆ2 (которую можно формулировать как стремление проявить потенции, заложенные в числе m) интерпретировать число 2m можно как понятие числа mна уровне воплощения, проявления (если исходить из диады уровней возникновение — воплощение). Поэтому в дальнейшем я буду интерпретировать числа в упрощенных формулировках. Число Зm можно рассматривать как соответствующее понятию т, но уже на третьем уровне. Числа вида 4m, 5m и т.д. можно изучать подобным образом, но при этом мы сталкиваемся с необходимостью иметь ясно сформулированные представления о высоких уровнях, а это не всегда возможно. Наиболее сложна интерпретация простых чисел, т.е. таких, которые делятся только на самих себя и на 1. Простые числа при любой системе уровней находятся всегда только на первом, т.е. соответствующие им понятия в каком-то смысле базисные, фундаментальные, элементарные. Построение интерпретации простых чисел — одна из основных задач теоретической нумерологии. Хорошо обоснованы интерпретации лишь для очень небольших простых чисел, таких, как 2 и 3; уже при интерпретации числа 5 начинаются разногласия между разными, даже весьма авторитетными источниками, для числа же 7 ситуация еще запутаннее. Одним из методов построения интерпретации простых чисел может служить описанное выше включение их в цепочки чисел, некоторые применения этого метода приводятся ниже.
Составные числа разлагаются в произведения простых чисел, что позволяет получать некоторые интерпретации этих чисел, основываясь на интерпретациях их простых делителей. Важно научиться интерпретировать так называемые примарные числа, которые являются степенями простых чисел (любое число однозначно разлагается в произведение примарных).
Рассмотрим теперь некоторые интерпретации числа 4. Это число разлагается в произведение 4×2, оно примарно. Для первого множителя 2 выберем в качестве соответствующего ему понятия первоматерию (или неоформленную материю). Что касается второго сомножителя 2, то для его интерпретации возьмем диаду уровней идея, потенциал — воплощение, проявление. Тогда числу 4 должна соответствовать воплощенная первоматерия, т.е. вещество. Тем самым одной из интерпретаций числа 4 является понятие материального, вещественного. К этому же выводу можно прийти и по-другому. Число 3 обозначает, в частности, движение, действие, поэтому следующее число 4=3+1 =3ˆ2 должно быть связано с неподвижностью, пассивностью, статичностью, стабильностью и при этом представлять собой число 2 (первомате-рию) на новом уровне как завершение триады, начинающейся числом 2. Еще некоторые другие интерпретации числа 4 — форма (как проявление, выявление идеи материи или импульса), устойчивость, твердость, практичность (как некоторого рода материальное проявление), деятельность (снова как отрицание действия, связанного с числом 3, абстрактного и потому не имеющего конкретной цели, которую оно обретает при переходе к числу 4), упорядоченность (в противовес цикличности), стороны света (север, юг, запад, восток) и др. С числом 4 связывают с древних времен представление о четырех стихиях (огонь, воздух, вода, земля), которое относится именно к материальному миру. В порядковом аспекте с числом 4 связывают представление о четырех временах года (весна, лето, осень, зима), четырех югах в индуистской мифологии. Можно так сформулировать четырехстадийный процесс: 1 — начало, 2 — укрепление, 3 — раскрытие, 4 — завершение.
Далее идет число 5, с которым разные авторы связывают очень не согласованные между собой понятия, при этом многие из них приписываются как числу 5, так и числу 7. Например, с этими обоими числами связывают понятие творчества. Если числу 4 соответствует вещество, часто называемое косной материей, то числу 5 — понятия живой материи или просто жизни на простейшем, природном уровне, а также организма вообще. С понятием человека число 5 не связано (хотя это очень часто делается), ибо он связан с жизнью на втором, человеческом уровне и ему соответствует число 10. Кстати, числу 15 при такой схеме рассмотрения соответствует понятие человечества как единого организма и проявления жизни на третьем, социальном уровне. С числом 5 связаны такие понятия, как свобода (как еще одно отрицание косности), новизна, оживление, игра, артистизм, непредсказуемость, нестандартность, самовыражение (ибо, исходя из равенства 5=3ˆ3, получаем понятие гармоничного, естественного, совершенного действия), гармоничное мышление (5=3*3, где 3 — это и мышление и гармония), непрактичность (5=4+1), пять стихий, пять видимых планет (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн). Чем больше число, тем строже нужно относиться к истолкованию употребляемых в связи с ним слов, так как интерпретации становятся все более неоднозначными.. Например, часто отождествляют артистизм с творчеством, но артистизм связан со свободным самовыражением (и с числом 5), а творчество как создание чего-то нового, до сих пор не существовавшего, соответствует числу 7. Можно рассматривать операцию композиции с некоторым фиксированным числом, например композиция с числом 3 дает гармонизацию, примирение, с числом 5 — оживление, одухотворение, а с числом 7 — выход за пределы сложившегося мира в новый, запредельный. С порядковой точки зрения, на число 5 удобнее смотреть как на композицию 3ˆ3, тогда пятичленная последовательность разбивается на две триады, соединенные между собой в средней точке. Две указанные триады можно связать с двумя направлениями движения (скажем, вверх и вниз, направо и налево и т.п.), что дает возможность интерпретировать пентады с помощью двух таких триад (это полезно, например, при анализе многих силлогизмов как аристотелевой логики, так и логики ньяя). Вот один из примеров пятичленного процесса: 1 — идея, импульс, толчок, 2 — проявление, материализация идеи, обретение ею материальных ресурсов, 3 — контакты, связи с окружающим миром, перемещения, взаимодействие, 4 — достижение определенных результатов, структурализация, 5 — полное проявление исходного импульса, расширение полученных на предыдущем этапе результатов вплоть до растворения их в окружающем мире.
При интерпретации числа 6 проще всего исходить из его разложения в произведение простых множителей 2 и 3. Поэтому с числом 6 связывается, например, понятие согласия как проявления гармонии на уровне человеческих отношений (кстати, числу 9=3×3 соответствует высшая гармония, которую можно связать с любовью как божественной гармонией). С числом 6 также связываются понятия супружества, службы, удобства, удовольствия, сочетания, красоты (все это выводится из разложения 6=3×2), равновесия между верхом и низом, между высшими и низшими мирами, гармонии материального мира (6=4ˆ3), тела живого организма (6=5ˆ2) и др.
Число 7 можно представить как 6ˆ2=6+1, и потому оно связано с выходом за пределы гармонии мира, т.е. с выходом в Космос, сбрасыванием материальной оболочки, очищением, оппортунизмом, разрушением (в определенном смысле) мира, границей мира и проходом через нее, обретением нового импульса, потенциала, жертвой (как отрицанием гармонии мира). С числом 7 связано творчество (как артистизм в действии, исходя из равенства 7=5ˆ3), вдохновение, семь видимых небесных тел, семь рас в эзотерической истории Земли. С порядковой точки зрения, 7 удобно представить в виде композиции 7=4ˆ4 и тем самым свести изучение септад — семичленных последовательностей к изучению двух тетрад с последующим их объединением в единую последовательность (первые четыре шага можно рассматривать, например, как этапы нисхождения духа в материю, а следующие четыре — как этапы утончения материи). Рассмотрим пример абстрактной семичленной последовательности, связанной с числами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. На переход от 1 к 2 будем смотреть как на воплощение идеи некоторой системы, связанной с числом 1. Переход от 2 к 3 дает движение, действие этой системы, а от 3 к 4 — результат этого действия, его овеществление. При переходе от 4 к 5 происходит оживление, одушевление системы, а шаг от 5 к 6 дает гармонизацию, уравновешивание составных частей развивающейся системы. При переходе от 6 к 7 происходит выход системы за пределы только что достигнутой гармонии, обретение системой принципиально новых свойств, качественно ее изменяющих. Например, в семейных отношениях число 2 характеризует отношения мужа и жены как двух полярных (в смысле пола, а часто и в смысле характера) индивидуальностей. Семья переходит к числу 3, появляется ребенок, который примиряет былые противоречия супругов и придает семье динамизм. Истинное укрепление семьи происходит при рождении второго ребенка, что соответствует числу 4. Следующий ребенок одушевляет семью, вдыхает в нее жизнь как в единый организм, а четвертый позволяет достичь семье истинного согласия (старшие дети помогают родителям и младшим детям, в семье царит истинная гармония). Рождение же пятого ребенка переводит семью в принципиально новое состояние, это уже не обычная многодетная семья, а что-то необычное, нестандартное. Этот пример показывает, как нумерология может применяться в конкретных жизненных ситуациях.
Число 8 удобно интерпретировать не само по себе, а как член ряда 1, 2, 4, 8, 16, 32,… степеней двойки. Выше мы видели, что умножению на 2 соответствует, в частности, переход от идеи к ее воплощению, проявлению, материализации. Так, от числа 1 (идея, мысль Абсолюта) переходим к числу 2 (первоматерия как проявление мысли Абсолюта), потом от 2 к 4 (к проявлению первоматерии в виде материи нашего мира, к ее оформлению в виде вещества). Следующий переход от 4 к 8 должен давать проявление идей вещества, формы, а это можно понимать как выявление формы, вещественности через построение своего рода модели, не привязанной к исходному виду материи. Поэтому с числом 8 связываются моделирование, макетирование, материальный двойник, а также логика как выявление формы рассуждений, бизнес (как результат деятельности людей). Представление числа 8 в виде 8=7ˆ2 позволяет связать число 8 с материализацией понятий, связанных с числом 7, например материализация идеи выхода за пределы мира может рассматриваться как переход к материи нового вида, что вполне согласуется с уже установленной выше интерпретацией. Из 8=4ˆ5 получаем связь числа 8 с жизнеспособной формой. Разложение 8=2x2x2=23 приводит к понятию духовной, высшей материи. С числом 16=24 можно связать структуру как проявление идеи модели, когда материя не видоизменяется, а просто отбрасывается для выявления структуры.
О числе 9 уже упоминалось выше в связи с разложением 9=3×3. Отметим еще несколько интерпретаций этого числа: блаженство (как высшая, небесная гармония), счастье, символ (как идеальная мысль), всеобщее согласие, окончание (точнее один из вариантов окончания, так как это значение можно приписать и другим, отличным от 9 числам), освобождение (как отрицание структуры, что видно из равенств 9=5ˆ5=8ˆ*2), создание равновесия нового типа — 9=3ˆ7.
О числе 10 как числе человека было сказано выше, добавим сюда еще понятия успеха (5×2), прогресса, профессии, создания нового вещества (10=4ˆ7).
Всестороннее исследование отдельного числа — очень непростая задача. Приведем, общую схему исследования числа в виде списка вопросов, ответы на которые могут дать достаточно полное представление об исследуемом числе n.
1. Число рассматривается как порядковое или количественное?
2. Число простое или нет?
3. Сколько простых множителей оно имеет?
4. Сколько всего делителей (в том числе и непростых) имеет число?
5. Как соотносится число с суммой всех своих делителей (больше ее, меньше или равно)?
6.Каковы простые делители числа?
7.Является ли число степенью некоторого другого числа (если да, то какой именно и какого числа)?
8.Каковы квадрат, куб и другие степени этого числа?
9. Число четное или нечетное?
10. Каковы числа n-1 и n+1 (речь идет о включении изучаемого числа n в цепочку из трех последовательных чисел).
Эти вопросы — только начало исследования числа n, далее нужно рассматривать его разложения в композиции чисел; впрочем, есть и другие приемы исследования.
Нумерологию можно использовать для анализа целого ряда результатов современной математики. Например, в математике существуют своего рода критические размерности (при изучении многомерных, многопараметрических объектов), это размерности 3 и 7 в алгебре и топологии (с точки зрения нумерологии, выделенность этих чисел вполне естественна, а вот математическое обоснование выделенности именно этих размерностей еще не всегда получено). Часто именно начиная с размерности 7 проявляются качественно новые свойства математических объектов. Интересно применение нумерологии при изучении свойств многоугольников (что применительно к астрологии позволит глубже изучить конфигурации планет, образованные аспектами между ними) и многогранников, а также в комбинаторике, занимающейся конечными множествами.
С другой стороны, и развитие математики может и должно оказывать свое влияние на нумерологию. Так, в 1845 году французский математик Ж.Бертран высказал предположение, что для любого числа n между числами n и 2n лежит хотя бы одно простое число (позже это предположение доказал русский математик П.Л.Чебышев). С точки зрения нумерологии, это означает, что на пути от идеи некоторого понятия (символизируемой числом n) до ее воплощения (его символизирует число 2n) лежит хотя бы одно фундаментальное, базисное понятие, без освоения которого (не имея при этом возможности свести его к меньшим числам-делителям) достигнуть требуемого воплощения идеи невозможно. Подумав над этой констатацией с философской точки зрения, легко убедиться в ее справедливости. Это утверждение можно проверить логически (хотя и с немалыми математическими сложностями).
Нумерология с успехом может применяться в философии, например для систематизации различных понятий, изучения их связей друг с другом, а также при изучении структуры самых общих процессов развития систем и понятий. Нумерологию можно использовать и в лингвистике при анализе слов. Числовой подход к словам (особенно к именам и фамилиям людей) получил немалое распространение, но это сводится в основном к упрощенному варианту некоторых каббалистических методов. Огромное поле деятельности открывается для нумерологии в астрологии. Тут и интерпретации аспектов (с помощью анализа чисел можно подробно и строго обосновать характеристику каждого аспекта, особенно важна здесь операция умножения чисел, причем необходимы достаточно конкретные характеристики чисел, которые в обычных книгах по нумерологии найти не так просто), и описание отдельных стадий в циклах пар планет, в циклах ретроградности планет и др. Применима нумерология и для описания отдельных частей Зодиака (знаки, декады, термы, фасы, двады*, градусы и т.д.), лунного Зодиака (лунные стоянки).
Астрологическое применение нумерологии имеет определенную специфику. Одной из основных идей астрологии является идея цикличности, поэтому и числа в астрологии (связанные со знаками Зодиака астрологическими домами и их частями) приобретают некоторый оттенок цикличности. Например, сопоставление 12 домов гороскопа с 12 первыми числами не всегда адекватно. Первые 6 домов в астрологии рассматриваются обычно по отдельности, а следующие 6 домов часто описывают, исходя из наличия оппозиции, к соответствующим домам первой шестерки. Например, если со II домом связывают личные материальные ресурсы, то с оппозиционным ему VIII домом — коллективные материальные ресурсы. Другими словами, в использовании при интерпретации последних шести домов понятий, соответствующих номерам этих домов, имеется своего рода искажение общей интерпретации этих чисел. Поэтому связывать интерпретации чисел 7, 8, 12 с интерпретациями соответствующих домов нужно с некоторой долей осторожности. Однако если перейти к рассмотрению декад, фасов или градусов, то указанная цикличность оказывает меньшее влияние и характеристики чисел более адекватно отражаются в интерпретациях соответствующих частей Зодиака или гороскопа.
* 1/2 знака Зодиака, 2,5°.