Израитель Борис
О карте рождения Сергея Есенина
Восходящий знак
Там, за млечными
холмами
Средь небесных тополей,
Опрокинулся над нами
Среброструйный
ВОДОЛЕЙ. *
Сергей Есенин — воздушное имя, словно ветерок подул. Стихи Есенина наполнены воздухом и пространством. Это водолейский воздух, устремленный вверх, кнебу, к звездам…
Колокол дремавший
разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
сонная земля.
Понеслись удары
к синим небесам,
Звонко раздается голос по лесам.
Вопрошающий взор обращен к звездному небу:
Звездочки ясные, звезды
высокие!
Что вы храните в себе,
что скрываете?
Чем увлекаете, звезды
небесные,
Силу великую знания
жгучего?
Поэзия Есенина окрашена цветами неба — одного из символов Водолея: «только синь сосет глаза», «предрассветное, синее, раннее», «синий май заревая теплынь», «заметался пожар голубой», «голубая кофта, синие глаза».
И что иное, как не застывшие потоки от земли к небу, любимые поэтом березы, ели, тополя? «Из мальчишек со мной никто не мог тягаться в лазании по деревьям»? пишет поэт.
Когда Уран, хозяин Водолея, проходил через Асцендент гороскопа Есенина (1917-1918гг.), космические, водолейские мотивы зазвучали в полную силу:
Созвездий светит пыль
На наших волосах…
Подыму свои руки к месяцу,
Раскушу его, как орех.
Не хочу я небес
без лестницы,
Не хочу, чтобы падал снег.
А кто, кроме Водолея, мог отправиться в заграничное путешествие на аэроплане (1922 год!) и при виде Нью-Йорка написать:
«Мать честная! До чего бездарны поэмы Маяковского об Америке! Разве можно выразить эту железную и гранитную мощь словами?! Это — поэма без слов».
Восходящая планета
Есенин родился в полнолуние и умер, когда Луна в своем большом цикле также проходила точку полнолуния. Восходящая полная Луна «держит» всю левую половину карты — это очень сильное положение светила. Именно влиянию Луны поэт обязан особой задушевностью, меланхоличностью, светлой печалью своих стихов. Но Луна это и инфантилизм, и зависимость от сильного, ностальгия по детскому, беззаботному существованию, стремление уйти от жизненных проблем в мир грез. Естественный ход событий, обычное взросление, ставят нежную, податливую Луну в жесткие рамки. Загнанная в угол, Луна может реагировать весьма причудливо. В хулиганстве Есенина проглядывает и Луна в Овне. Обратите внимание на соединение Черной Луны с Северным узлом — указание на хронический срыв всех адаптационных программ, знак фатального влияния глубинных душевных состояний на сиюминутное поведение.
Противоречие между патриархально настроенной Луной и революционным Водолеем — одно из главных в карте Есенина. Поэт буквально разрывался между прошлым и будущим, между теплой атмосферой родного очага и просторной ареной коллективного творчества. Грандиозные социальные катаклизмы обострил ли этот конфликт до предела. Революция пришлась по душе Водолею («самое лучшее время моей жизни — 1919 год»). Но заря новой жизни поманила и угасла.
Слишком рано я начал летать
За мечтой идеала земли
Всепланетарного братства людей не получилось. Близость идеала оказалась иллюзией.
И надо мной звезда горит,
Но тускло светится в тумане
Однако и вернуться в уютный, беззаботный мирок Луны было уже невозможно. Это,безусловно, не внешний конфликт, не трагедия обстоятельств. Не было драматического столкновения крестьянского паренька с урбанистической цивилизацией. Были прежде всего отчаянные попытки примирить два противоположных начала в самом себе. Эта внутренняя борьба началась задолго до революции и, возможно, стала важным стимулом для творчества. Борьба эта была отнюдь не безуспешной. Карта рождения Сергея Есенина говорит о неординарной способности видеть собственные психологические проблемы, ясно осознавать душевные процессы: об этом свидетельствуют и полнолуние по угловым домам, и особый акцент на VII, VIII домах.
Ведущие дома гороскопа
VII дом гороскопа, Весы — важная характеристика поэта. Известно, что Весы — знак искусства и формы. Весы — изящный сплав чувственной Венеры и формообразующего Сатурна. Именно Весы могут искусно оформлять мысли и чувства в рифмованные структуры поэзии. У С.Есенина характеристика Весов может быть сильнее, чем у кого-либо из известных поэтов. Характерно, что он примыкал к имажинизму, декларировавшему: «Искусство есть форма. Содержание — одна из частей формы».
Важной особенностью VII дома (Весов) является зеркальность мировосприятия. Человек с сильным VII домом смотрит на свое окружение, как в зеркало. Он видит себя в других, т.е. видит себя со стороны, рефлексирует. Он также чувствует других в себе, т.е. хорошо понимает запросы других людей. Эта последняя особенность сильных Весов часто приводит к тому, что они идут на поводу у окружения, стремятся потрафить публике, предугадывая ее ожидания.
У Асеева читаем: «Выбор материала делался Есениным по требованию заказчика. Он не делал стихов «на вырост». Редко он возвышался до силы своего голоса, но снижал его, модулируя в привычном ушам его слушателей диапазоне.» Для VII дома (Весов) крайне важно найти отклик, встретить понимание со стороны партнера. Но удовлетворить запросы публики это одно (здесь, пожалуй, равных Есенину не было — Южный узел и Венера в VII доме), а добиться настоящего понимания — совсем другое. Исступленный поиск понимания давался поэту нелегко. Н.Асеев пишет: «Есенин, перегнувшись ко мне, хрипел страшным шепотом: «Ты думаешь это легко всю эту ерунду писать? Ну так я тебе скажу: иначе нельзя, иначе никто тебя знать не будет. Нужно пуд навоза на фунт помола». Ради ответной любви женщин, друзей, публики Есенин очень многим жертвовал.
Тем страшнее оказалось осознание тщетности этих жертв. Человек с таким мощным VII домом и проницательным Меркурием, как у Есенина, не мог бесконечно идти на компромиссы со своим истинным «Я». Меркурий в Скорпионе в VII доме в соединении с Сатурном — это ли не беспощадное видение малейших слабостей и ядовитейшая самокритика (прибавьте еще Плутон в III доме). Один из близких Есенину людей говорил: «Собеседнику казалось, что Есенин высказался до самого дна, тогда как до самого дна есенинской мысли никто на самом деле донырнуть не мог».
Есенин очень хорошо видел, что происходит, но не находил в себе точки опоры для поворота (Луна и Черная луна в I доме, Нептун в основании карты). Между тем опасный потенциал недовольства собой и отвращения к своей слабости скапливался и к ноябрю 1925 г. достиг критической массы. В это время прогрессивная Луна подошла к оппозиции с прогрессивным Солнцем — период предельно ясного самоосознания (символическое полнолуние душа — Луна, освещена самым ярким светом). И отражение в весовском зеркале заполоняет тьма ненависти к самому себе. Пушкин в сходной ситуации написал:
И с отвращением читая
жизнь мою, Я трепещу и проклинаю …
Во второй декаде ноября транзитные Солнце и Сатурн проходят натальный Уран в VII доме, вершину VII дома пересекают Марс и Луна, Меркурий становится в оппозицию к натальному Плутону — это апогей
кризиса, Есенин выливает на бумагу всю горечь ненависти к своему черному отражению:
«Черный человек!
Ты прескверный гость.
Эта слава давно
Про тебя разносится».
Я взбешен, разъярен,
И летит моя трость
Прямо к морде его,
В переносицу…
…Месяц умер,
Синеет в окошке рассвет.
Ах ты, ночь!
Чрю ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою. Никого со мной нет.
Я один …
И разбитое зеркало…
* Цитируется по изданию: С.А.Есенин. Собр. соч. в трех томах. Б-ка «Огонек» М.: Правда, 1977.
Источник: Урания №5-95