Объяснение науки златоделия святым монахом Космой

 

Златоделие монаха-алхимика

Публикация и предисловие Евгения Лазарева1

В современном расхожем мнении алхимия воспринимается либо как средневековое шарлатанство, либо как забытое ныне искусство обогащения — искусство в буквальном смысле делать золото из «простых» металлов. При этом не принимается в расчет утверждение самих адептов европейского эзотеризма, для которых алхимия являлась «своей» традицией: ремесленные термины «златоделия» или же золочения «несовершенных металлов» символизируют прежде всего и понятия златоделия духовного, «огненного преображения» человека на его пути к Богу. Между тем такое утверждение подкрепляется и чисто лингвистическими данными: в греко-египетской алхимии первых веков н.э. важнейшие термины, как правило, обозначали одновременно и некий ремесленный акт, и определенную стадию преображения человеческой души или какое-то ее свойство, и богословское понятие, нередко употреблявшееся и в святоотеческой литературе; в более поздней латинской алхимии произошло расщепление этих единых терминов на целый спектр более частных, что затемнило первоначальный смысл (об этом рассказывалось в «Урании», № 1/96).
Недаром некоторые древнегреческие алхимические трактаты снабжены вполне каноническими хри-стианскими вступлениями или даже написаны христианами-клириками как, например «Синезия», епископа Птолемаидского (IV-V вв.) или же тот текст, который предлагается сегодня вашему вниманию (на русский язык переводится впервые). О его авторе сведений нет, однако, думается, можно высказать предположение, что «святой монах Косма» — это один из святых врачей (Косма и Дамиан Арийские, жившие в Малой Азии в VI веке; Косма и Дамиан Римские и Аравийские жили в III веке, а трактат более поздний). Прочитанный в символическом ключе, трактат напоминает древнерусские тексты известные под названием «Аптека духовная», а может быть, содержит и зашифрованные рецепты приготовления каких-либо целебных снадобий.

Е.Лазарев

Эта химия, истинная и сокровенная, требует много труда, но мало расходов, ибо Единое есть Все, и посредством себя есть Все, и если не было бы тремя и три — одним, Все не существовало бы вообще: в этом освобождение от докучливой болезни бедности2.
И я пишу это из любви к тебе3, чтобы снабдить тебя неким вспомоществованием и средствами борьбы с ней.
Возьми три секстана4 чистого золота и один секстан ртути, сделай смесь так, как это делают золотых дел мастера. Затем погрузи смесь в воду, чтобы исчез черный цвет. Потом хорошо отожми смесь в льняной ткани, чтобы исчезла ртуть. Затем соедини смесь с ядом5 хорошего качества, с нашатырем и небольшим количеством извести, извлеченной из яйца6; тщательно измельчи все это на мраморе.
Затем соедини это с желтком яйца; помести все в скорлупу крутого яйца через отверстие. Нужно, чтобы скорлупа была свежей и подходящей. Тщательно замажь отверстие, так же, как и все яйцо, и помести на семь дней в горячей помет лошади. Затем извлеки и через отверстие в яйце рассмотри состав. Если он весь дошел до состояния яда, это хорошо; если же нет, повторяй действие, пока Все не станет Одним, то есть не превратится в прекрасный яд.
Теперь зажги угли; в несколько приемов, не делая перерывов, обжигай все яйцо; потом, вынув смесь, измельчи на мраморе; сохрани этот порошок для возложения7.
Расплавляя в горниле чистейшее серебро и добавляя часть этого порошка, ты получишь блистательнейшее золото. Если ты хочешь сделать его еще более чистым, повтори два и три раза первую операцию, пока не достигнешь желаемого.
То, что приведено ниже, — это извлечение из одного древнего автора, Зосимы8; другой [фрагмент объясняет] Великое Искусство древних. Проведи испытание следующим образом.
Возьми четыре яйца, помести их в объемистый сосуд из терракоты; смешав немного крупчатой муки с медом, расположи смесь в сосуде вокруг яиц. Хорошо закупорь и погрузи в помет на 120 дней, пока не образуется красная природа крови (которой предопределено стать душой делания). Затем, раскрыв, помести содержимое в совершенно новый сосуд из терракоты; внеси в жар, охватывающий угли, и направь пар от углей на остаток, расположенный спереди. Когда содержимое будет обожжено, помести его в ступку, не прикасаясь рукой. Измельчив, храни его в банке. Расплавь один фунт9 чистого серебра; возложи на него три или шесть частей сухого порошка, и ты будешь изумлен.
Именно в этом — божественная и великая тайна, та, которой взыскуют, которая может превозмочь бедность и оттолкнуть недругов. Да будет так.
Другое объяснение. Сандарак, купорос, мышьяк, сера10 и киноварь: соедини все это вместе.
Измельчив, разбавив и приготовив клейкую смесь, помести в соответствующий стеклянный сосуд, то есть в колбу, которая должна иметь зев более узкий, чем ее чрево, подобно круглым корзинам ульев11.
Заполнив отверстие замазкой, нагревай на слабом огне. Затем, удалив замазку, ты найдешь смесь, иссушенную до состояния смолы. Разбавив еще раз, перелей в баночку из терракоты; и, взяв все это, помести поблизости от огня. Открыв, ты обретешь желтое.
Возьми белую магнезию и металлические12 опилки того же веса, а также предварительно обработанное13.
Затем, остудив два [компонента] в масле хрена, дай настояться: ты получишь желтое высочайшего качества для плавления. Но если цвет не блестящий, то, обмазав солью, купоросом и ржавчиной железа, разбавь уксусом, и после того, как осуществится это вмешательство, сила опилок, происходящих от малого блюдечка, станет совершенной14.
Теперь если у тебя есть золото и ты желаешь удвоить его вес, не ухудшив его качество, то, взвесив его, приготовь двойное количество ранее описанного препарата, полученного в сочетании с купоросом и опилками почерневшего железа, беря того и другого по весу вчетверо больше чем золота. Смешивая и соединяя их, расположи их вокруг золота; после того как поместишь в горнило и прокалишь, удали: ты обретешь золота вдвое.
Киноварь и яд меди цвета золота, а также определенные природные сущности, ввергнутые в лунную материю15, порождают металлическое золото.
Расплавив на огне свинец, посыпь его серой и нагревай, пока не исчезнет плохой запах. Затем, поместив в сосуды пластинчатые квасцы и киноварь в равной пропорции и смешав их с раствором воды, меда и уксуса, ороси растопленным свинцом. Проделай подобное с тугоплавкой серой, пока отвердевшее вещество не превратится в золото.
Взяв медь, расчлени ее на полоски, разрежь на маленькие квадратные кусочки и помести в глиняную баночку: ложе для меди, потом ложе для растолченной серы; тщательно закупорь замазкой отверстие во внешней части. Затем помести эту баночку в другую баночку, побольше; она должна иметь отверстия. Пусть огонь входит через эти отверстия; применяй сильный огонь и прокаливай в течение четырех часов: прокаченная медь станет порошкообразной, похожей на соль; из нее сформируется то, то называют «растухи»16.
Теперь возьми растухи, пять с половиной унций17; возьми едкий натр или искусственную плесень, три унции; ртуть, две унции: перемешай все это и раздроби до состояния тонкой муки.
Дроби до тех пор, пока ртуть более не будет видна. Затем раздобудь два блюда таких, чтобы они точно перекрывали друг друга и ничто не могло из них выйти, даже вода; затем обмажь их глиной, [которая используется] для горнила; или же, если не найдешь ее — глиной для изготовления тарелок. Когда ты аккуратно расположишь оба блюда так, чтобы их края подходили друг к другу, тщательно обмажь их. Нижний сосуд или блюдо следует сначала погрузить в глину и заделать, по соединительному шву и вокруг него, белком яйца. Затем проделай в дне верхнего блюда отверстие, способное пропустить иглу для сшивания мешков, или даже еще меньшее отверстие, как для обычной большой иглы. Потом сооруди маленькую печь, узкую в верхней части так, чтобы там помещались только эти блюда, тогда как в нижней своей части она будет более широкой. Помести блюдца в верхней части печи, а внизу разведи слабый огонь, равномерно распределенный. Держи нож под отверстием верхнего блюда, чтобы можно было скрести острием и поддерживать хороший обжиг. Почаще отводи нож и смотри: когда ты увидишь, что выходит нечто подобное серебру, продолжай тщательно обжигать. Сначала оно явит густой дым, а потом ртуть, подобную серебру.
Когда ты увидишь это, погаси огонь; заделай отверстие в блюдце замазкой и дай охладиться в течение ночи. К утру вынь полученное, предварительно удалив обмазку блюд. Сначала бери верхнее блюдо, потом другое и собери всю ртуть, чтобы ее совсем не осталось в верхнем блюде; она пристает к этому блюду, поэтому полностью соскреби ее и убери. Затем возьми серебро, 4 унции, и медь, 8 унций. Сначала расплавь медь, а когда она расплавится, добавь серебро. Когда же все будет в равной степени расплавлено и уже более не будет двух, но одно, добавь еще сухой порошок, то есть ртуть, собранную в блюдце18, не более половины унции: все это даст тебе серебро чистое и совершенное.
Когда ты все это расплавишь в аппарате, положи сверху нашатырь; если ты хочешь, чтобы серебро стало более прекрасным, положи еще пол унции ртути, собранной в блюдце, и серебро станет еще лучше.


1. Перевод выполнен по изданию: Berlhelot М. Collection des anciens alehimislcs grecs. Paris. 1888 (V1.16).
2. Эта сакральная формула Божественного триединства, пронизывающего все сферы мира, встречается еще в «Хризопее» Клеопатры (см. «Уранию», N 1/96) и у других ранних греко-египетских алхимиков.
3. Адресат неизвестен. Возможно, что просто обращение к читателю.
4. 1 секстан = 0.09 л
5. Многозначное, важное для египетских алхимиков, но загадочное для нас слово может переводиться как «яд, ржавчина, стрела». Оно также созвучно (а созвучия терминов в алхимии осмысливались символически) слову «фиалка» и может указывать на цвет таинственного ингредиента.
6. Греческое слово означает не только «яйцо», но и «делание») алхимическое); по созвучию его сближали с — «бытие».
7. Этот часто встречающийся в алхимиии термин иногда переводят на русский невразумительным словом «проекция», исходя из его латинского варианта, projectio. В греческой долатинской алхимии употребляется слово — буквально «набрасывание, накидывание», то есть возложение чегу-то сверху.
8. Относительно времени жизни знаменитого алхимика Зосимы Панополи-танского нет единого мнения; вероятнее всего, он писал на рубеже IV-V веков. Монах Косма соединяет в своем трактате различные методики златоделия: глава 3 — это златоделие по Зосиме, главы 4-6, 7-8 содержат два других рецепта, а главы 9-11 представляют собой описание среброделия, «аргиропеи», которая в алхимической иерархии ценностей стоит ниже зла-тоделия (в инициационном плане это можно сопоставить с посвящением в Малые и Великие Мистерии).
9. 1 античный фунт = 327,5 г.
10. Объем журнальной статьи не позволяет подробно комментировать каждый термин; отметим, однако, что в древнегреческом — не только «сера», но и «божественное», «Божий промысл».
11. Интересно отметить в связи с этим образом геральдический символ округлого улья, восходящий к античным эзотерическим традициям.
12. Четыре «несовершенных» металла (медь, свинец, олово, железо) в алхимии символизируют «объект трансмутации», то, что должно быть пресу-ществлено в золото (само слово «металл» в греческом звучащее почти так же, как в русском, истолковывалось как «подлежащее изменению»).
13. Здесь даже в зашифрованной форме не указано, что имеется в виду. Вероятно, такие сведения передавались устно.
14. В древнегреческом слово «совершенный» звучит почти так же, как «посвященный».
15. Известно, что металлы соответствуют определенным планетам, и в ряде случаев алхимические рецепты относительно металлов можно, наверное, прочитывать как астрологические указания, нужные для того, чтобы совершить делание.
16. Считается, что это загадочное слово — искаженное латинское aes ustus, «жженая медь»; вместе с тем по звучанию «растухи» вызывает древнеегипетские ассоциации.
17. античная унция = 27,3 г.
18. Эта необычная ртуть — сухая, «фиксированная», что в алхимии означает «усиленная» — представляет собой не одно из двух известных алхимических начал (сера — мужское, ртуть — женское), но «Меркурий философов», как говорили в средние века; это универсальный всепроникающий «агент», сопоставляемый с атманом индийской философии; это, собственно говоря, и есть тот философский камень, который позволяет осуществить делание в Священном Искусстве.

Источник: Урания №1-98