Багдасаров Роман

От Альфы до Омеги русского центавра (начало)

 

Виталию Аверьянову — просто так

Исследование, с результатами которого мы собираемся познакомить читателя, во многом необычно. Когда его автор, Роман БАГДАСАРОВ, впервые обратился к изучению универсальных, знакомых многим народам символов, он обнаружил, что исследователи базируются, как правило, на западных источниках. Между тем обращение к российским материалам не просто вносит существенные дополнения; как убежден Р.Багдасаров, эти материалы, будучи использованы западными учеными, привели бы к пересмотру многих устоявшихся взгля-дов на духовную культуру человечества…
Разработки отдельных сюжетов переросли в объемную работу: «Влияние христианства на традиционную символику вымышленных животных у русских». Звучит суховато, но далее речь идет о поэтичнейших образах, неотделимых от духовной культуры Евразии: единорог, русалка, Сирин и Гамаюн, грифон, кентавр (китоврас)… Вот о кентавре и пойдет речь. Индия и Русь, Византия и Иран, астрология и церковное искусство сойдутся вместе в этом удивительном существе, которое, быть может, является своеобразным ключом к пониманию иных древних, забытых культур. И получилось так, что число аспектов этого образа, выявленных Р.Багдасаровым, совпало с количеством букв в греческом алфавите. Итак…

A. ЗАГАДКА КЕНТАВРА. В средневековье знаки символического языка заполняли все сферы жизни, обеспечивая через себя cooбщение самых различных, казалосъ бы, пунктов. Однако люди, двигавшиеся по этим линиям, не стояли на месте, а все более удалялись от Земли, растворяясь в бесконечности, уходя из круга зрения современников и потомков. И вот наступила современная эпоха. Нас окружают некогда говорившие, а теперь немые символы. И вряд ли кто-то еще в силах указать едва проступающий за ними путь. Как соединить разные значения одного знака и знаки между собой? На сей вопрос не ответят слишком объемные и слишком абстрактные одновременно справочники.

Данная статья также не ответ. Она пока лишь констатирует факты и спрашивает: что за система мировоззрения скрывалась за символом Кентавра? Являются ли его отдельные толкования осколками некогда осознанного единого целого или соединить их между собой задача грядущего? Если говорить об астральном архетипе Кентавра, то окажется, что их двое — схожих, но обозначающих разные созвездия — Стрелец и Центавр.

Первый соответствует 9-му знаку Зодиака (Sgr), находящемуся в непосредственной близости от галактического ядра. Второй (Сеп) — яркое созвездие Южного полушария, а которого, Толиман, является ближайшим к нам солнцем. Связь между ними и другими прообразами Кентавра нарушена. Здесь — основная загадка, а слабым подспорьем в ее разгадке может служить то, что череда архетипов символа Кентавра максимально раскрылась в русской цивилизации.

Кентавр — воображаемое существо, с головы до пояса имеющее обличье человека, а ниже — туловище животного, чаще всего, копытного (быка, лошади, осла). Ken от kenw, «убиваю» и tauroz, «быка», что было связано с оппозицией Тельца и Стрельца по эклиптике. Когда на ночном небосклоне восходит Стрелец, Телец (в древности, кстати, считавшийся одним из символов Солнца) перестает быть видимым. Метафизический смысл Кентавра диктуется его составной природой: половины находятся в состоянии гармонии или конфликта. Человеческая часть соответствует высшему естеству, а звериная — низшему. В лучшем случае такое сочетание символизирует «комбинацию слепой силы и направляющего духа», в худшем — «доминирование над существом низменных сил». Амбивалентность дикой страсти и мудрости заставляет усматривать в Кентавре намек на практику шаманизма (как трактовал ее М. Элиаде).

B. СТРЕЛЕЦ И СКОРПИОН. Обернувшегося назад Стрельца рисовали в Христианской топографии Космы Индикоплова с XV в. Вместо хвоста у него из-за крупа высовывается смертоносное жало Скорпиона. Это расположение напоминает вавилонские межевые камни и «Круглый зодиак» египетского храма в Дендере, где Стрелец как бы выступает из хвоста Скорпиона, предшествующего знака Зодиака (рис 1). Композиция со Скорпионом репродуцировалась в православной Грузии и, возможно, идет с мусульманского Востока, встречается в польской геральдике. «Обернутый» тип Стрельца вырезан на посохе московского митрополита Геронтия. Бородатый Стрелец целится назад в свернувшееся узлом чудовище (Скорпиона), которое разинуло пасть и достигает своим жалом конского хвоста (рис 2).

Г. ТРИ ДЕКАНА СТРЕЛЬЦА. В большинстве древнерусских списков Индикоплова XVI-XVII вв. так же, как и в византийских рукописях, Стрелец целится вперед. Аллегорию созвездиям находим в Букваре Кариона Истомина (1693): обнаженный по пояс Кентавр поднял два передних копыта и нацелился из лука вправо по ходу. На другом листе сходная картинка сопровождена подписью «Iппокентавръ» (см. илл. на обложке). Целящимся вперед Стрельца печатали и на лубочных листах, однако ноги его принимали разное положение: в одних случаях они подняты, в других — вытянуты в скачке. Зодиак XVIII в. сопровождает Стрельца надписью: «Месяц ноябрь. Естеством тепл и сух». К «обернутому» типу относился зодиакальный медальон с плафона царского дворца в Коломенском XVII в. На миниатюре из рукописи «Орел Российский» Симеона Полоцкого изображение Стрельца и прочих знаков «Зодия» опоясывает цитата из Псалтири «возрадуется яко Исполин тещи путь». Различные позиции Стрельца соответствуют трем основным этапам его прохождения через солнечный круг (деканам). Но с чем или с кем соотносились деканы на Земле (ведь каждый предмет со знаком Стрельца имел индивидуальное применение)?

Д. СТРЕЛЕЦ ПОТОПА. Кроме кентаврического Стрельца встречается его трактовка как человека с рыбьим окончанием туловища (рис. 3). Она объясняется тем, что при прохождении Солнца через этот знак (конец ноября) начался и окончился библейский Потоп (согласно древнерусской традиции — 27 числа второго лунного месяца по так называемому «гражданскому» еврейскому календарю). Стрелец Потопа имеется на зодиаках Псалтири, Топографиях XV-XVII вв. Соответствующий месяц иногда именовался «китоврасом». Тем же термином обозначали нередко геральдический знак Кентавра в виде Стрельца. Время от времени Стрельца изображали в обычном человеческом облике.

Е. ЦЕНТАВР С ЗАЙЦЕМ. Кентавры совершенно другого типа украшают каменные рельефы западных фасадов Дмитриевского собора во Владимире (1194-1197) и Георгиевского — в Юрьеве-Польском (1230-1234). На владимирских рельефах Кентавр изображен дважды. В первом случае он идет вправо, держа повисшего вниз головой Зайца. Во втором — движется влево и замахивается мечом, другой рукой ухватив себя за хвост продетый через заднюю ногу. Оба существа первоначально имели короны, длинные волосы и богатую одежду. Симметричная пара Кентавров имеется и на Георгиевском храме (рис. 4). В руках у них жезлы и зайцы, на головах венцы, лапы мягкие, а хвосты конские, одежда украшена. У левого Заяц головой вверх, у правого — вниз. Иконография этих существ восходит к созвездию Центавра. На западноевропейских астрологических миниатюрах его часто изображали обнаженным, держащим в правой руке некое орудие (подобие копья), а в левой тушку «жертвенного животного» (Гигин, Астрономия 2.38.2). Эти атрибуты соответствовали пелионскому копью, обозначавшемуся в астрологических картах как Копье Центавра, Волк (Lup), Барс или Зверь. Распадение названий сопутствующего созвездия на две группы (Копье — различные звери) повлияло на изображения. В звездном атласе аль-Суфи, например, «Человек-Кентавр» держит в левой руке Волка, а в правой — цветущую ветвь (она восходит к Тирсу каталога Птолемея) (рис. 5).

Z. КЕНТАВР ХИРОНСКИЙ. За владимирскими центаврами угадываются не только созвездия. Трофеи (зайцы) связаны с охотничьим искусством, входившим в программу обучения княжеской молодежи. «Истинный Кентавр, учитель героев» упоминается св. Григорием Богословом в связи с ловлей зайцев и другими видами охоты. Собирательным образом наставника благородных героев для византийской (затем — русской) аристократии был Кентавр Хиронский. «Царь-жрец» (по выражению Р. Грейвса) включался христианскими историографами и богословами в число эллинских праведников, «философов». Повествуя о нем, св. Климент Александрийский цитирует «Титаномахию»: «…[Хирон] первый Ввел в род смертных людей справедливость, научив их Клятвенным формулам, церемониям, умилостивительным жертвам и образам Олимпа». Хроника Иоанна Малалы именует его царем философским (вот почему ему приданы атрибуты власти!). Помимо того что Хирон относился к числу исключительно добродетельных персонажей, он, по представлению византийцев, происходил «из варваров», что было весьма актуально для самосознания русских, понимавших, что именно «варварами» называли их предков греки. Наставничество и родственная связь с Ахиллом (культ которого существовал с древности на Черном море и оказал влияние на славян) придавали Кентавру Хиронскому особую окраску. Нередки были случаи употребления имени Хирон в боярской среде. Двойное число Центавров на соборах напоминало о другом магнесийском царе и предсказателе Кентавре Фоле, также соотносившемся с этим созвездием.

Н. ЦЕНТАВР С КАДУЦЕЕМ. Астрономия и мифы представляли единый сплав, рецепт которого утерян. Разнообразные жезлы, которыми наделялся Центавр, не только подтверждали его высокий род, но и направляли мысль к определенным созвездиям. В коллекции Ханенко находилась, например, найденная в Приднепровье романская шашка: у Центавра в правой руке герметический кадуцей, в левой — булава. Если булава — элемент собственно созвездия Центавра, то отдельно стоящий Кадуцей является одноименным созвездием (другое название: Южный Венец/ Ю. Корона-CrA) (рис. 6).

9. ЦЕНТАВР С ГИДРОЙ. Следующий тип древнерусского Центавра снова отражает его звездное окружение в Южном небе. Он вырезан на костяной пластине из Пскова XII в. (рис. 7). Будучи деталью кошелька, пластина носилась Центавром наружу, в то время как вторая сторона с Барсом, напоминавшим городской герб, была повернута к одежде. В левой руке у Центавра — щит, в правой — булава. Конское туловище перетягивает пояс-подпруга. Над головой Центавра помещена свернутая плетенка. Циркульный орнамент фона обозначает звездное небо. Кентавр на роговой пластине — одно из многих его изображений в Новгородской земле. Еще один пример Центавра и странного затянутого в узел предмета, на который он замахивается суковатой палицей, — инициал рукописной Псалтири XIV в. (рис. 8).

Сочетание Центавра с узлом восходит к исламской традиции, преуспевшей в наблюдении созвездий Южного полушария. «Узел» являлся символом Гидры (Нуа), находящейся в непосредственной близости от Сеп. Изо-бражение этого созвездия с естественными очертаниями занимало большую площадь, поэтому порой прибегали к его символическому аналогу в «свернутом» виде. На персидских миниатюрах крылатый Центавр держит в левой руке звездный скипетр, а вместо хвоста несет завязанную в узел Гидру, кусающую его за спину (рис. 9). Сюжет объясняется через гераклический миф: желчью/кровью Гидры Геракл отравил свои стрелы и поразил ими кентавра Несса, посягнувшего на его супругу; от ядовитой стрелы погиб случайно кентавр Фол; также случайно был поражен ею и Хирон, отрекшийся от бессмертия из-за мук. Созвездие Центавра по одним источникам было создано Зевсом в честь Хирона, по другим — в честь Фола. Так или иначе образ Кентавра — прорицателя со змеиным хвостом известен еще в архаическом искусстве. Мифологема, лежащая в основе изображения Гидры (и других Драконов), свернутых узлом, относится к числу древнейших. Такой рисовали Гидру и в средневековом Херсонесе.

I. ПСКОВСКАЯ КЕРАМИДА. Наиболее сложным изображением Центавра на Руси является сюжет с «шеи» псковского храма Св. Георгия со Взвоза (1494) (рис. 10а, 106). На верхней части керамических плит бородатый Центавр в одной руке держит кистень с шипами, в другой — щит. На хвосте у него маленькая и более крупная птицы; последняя клюет Центавра в круп. Спереди — ставший на задние лапы и выставивший передние зверь. По краям две человекоподобные фигуры в длинных одеждах, правая держит в руке крест, у левой на голове отмечено три точки. В нижней половине композиции расположены четыре круглых медальона (слева направо): 1) две птицы навстречу друг другу; 2) птица вправо; 3) зверь на задних лапах вправо; 4) зверь влево. Сопоставление композиции с картой звездного неба дает целый ряд аналогий. Следует учесть при этом, что на карте звезды расположены с внутренней стороны сферы, в то время как на звездном глобусе наоборот — на поверхности сферы. В последней проекции представлены символы созвездий и на псковской керамиде. Контур Центавра, размахнувшегося кистенем, идеально накладывается на соответствующее созвездие. Тогда становится понятным, что большая птица, клюющая конский круп Центавра, обозначает созвездие Ворона (Crv), а выставивший передние лапы зверь-Волка (Lup, он же-Копье Центавра или Барс). Не здесь ли кроется объяснение загадочного соседства Центавра и Барса (псковского герба) на костяной пластине? Левая фигура на псковской керамиде (с тремя точками, рядом с Барсом) явно напоминает очертания Весов (Lib), которые традиционно обозначались женской фигурой, а правая, с крестом, — Девы (Vir). Возможно крест в руке у правой фигуры напоминает о созвездии Южного Креста, которое было выделено из Центавра после плавания Магеллана (1520) и стало помещаться между передними и задними ногами Центавра. Христиане, создатели данного сюжета, сочли неуместным помещать крест под брюхом и перенесли его в более пристойное, по их мнению, место.

Проясняется последовательность расположения медальонов и в нижней части керамиды. Ближайшими «птичьими» созвездиями под «копытами» Центавра являются Павлин (Pav), Тукан (Тис) и Райская Птица (Aps). Первые две расположены в паре на правом медальоне, а Райская Птица помещена отдельно. Созвездия Павлина, Тукана и Райской Птицы были официально нанесены на звездную карту Жаном Байе в XVII в. по наблюдениям во время плавания Америго Веспуччи. Не стоит, однако, забывать о том, что для наиболее продвинутой части европейских мыслителей сведения о Южном небе поступали от арабских ученых через эзотерические каналы. Так, например, обстояло дело с Данте, который входил в тайную инициатическую организацию Fidei d’Amore, которая в середине XIV в., после разгрома Ордена Тамплиеров, продолжала осуществлять духовную связь между Западом и сакральными центрами Востока. Этим, в частности, объясняются причины, по которым Данте, задолго до открытия созвездия Южного Креста европейцами, описывает его в своей «Божественной Комедии».

Труднее найти аналогии двум зверям справа. В данный момент мы не располагаем информацией, как эти созвездия могли именовать в XV веке. Тем не менее на современной астрономической карте они скорее всего соответствуют Южной Гидре (Hyi) и Хамелеону (Cha). Таким образом, созвездия, общеизвестные по перечислению Птолемея — Центавр, Дева, Ворон, Барс, Весы (за исключением Южного Креста) — расположены в верхней части керамиды. Созвездия же Южного неба, сведения о которых составляли, по-видимому, цеховой секрет авторов композиции, помещены в замкнутые круглые медальоны нижней части (замкнутый круг оттенял герметизм этих сведений).

К. БРАТ СОЛОМОНА. Расположенный на значительной высоте керамический пояс не мог быть виден в своих подробностях для обычного наблюдателя. Лишь те, кто строил храм и в чьи обязанности входил уход за ним, могли беспрепятственно наблюдать композицию с Центавром. Здесь мы имеем дело с передачей астрологической информации о Центавре, литературной основой для которой послужил образ Китовраса — ночного царя «диких зверей». Южные созвездия Птолемеева каталога являлись для жителей северного полушария созвездиями «преисподней», большую часть суток находившимися для них «под землей». Явное указание на эту астро-номическую подоплеку содержится в сказаниях о Китоврасе. Двуглавый человек, подаренный им Соломону, так описывает местоположение царства своего повелителя: «Я из людей, живущих под землей. От запада вашего к нам восходит солнце, а на вашем востоке заходит. Когда у вас день, тогда у нас ночь. А когда у вас ночь, тогда у нас день». Не лишне добавить, что согласно православной древнерусской космологии, Солнце именно «впадало в землю», а не просто скрывалось за ней.

В Палее Китоврас упоминается в связи со строительством Святая Святых. Царю Соломону необходимо задать ему вопрос, касающийся возведения Храма: только Китоврас обладает секретом тесания камней без помощи железа, что требовалось иудейским законом. О происхождении Китовраса рассказывали, что он был сыном Давида и братом Соломону В повестях XVII-XVIII вв. он — «неверный царь», правящий в Лукорье, находящемся то ли на другой половине, то ли под землей. Днем Китоврас управляет людьми, а ночью — зверями. Он наделен чудесной силой, умом и обликом крылатого Кентавра. Доставить в Иерусалим Китовраса удается закляв его именем Божиим. По дороге он проявляет себя как прозорливец и мудрец, а затем помогает добыть средство для тесания камней у птицы Ноготь (Коготь) и консультирует Соломона в течение всего цикла работ по строительству Храма.

Желая испытать силу Китовраса, тот разрешает брата от цепей и отдает свой перстень. Тогда Китоврас про-глатывает кольцо и, размахнувшись, забрасывает Соломона на край земли. За время отсутствия царя Китоврас, принявший его облик, занимает престол, похищает его жену. Вернуть законное достояние стоит Соломону немалых трудов. Образ Китовраса неоднозначен: он то союзник, то брат, то соперник израильского помазанника.

В христианстве образ Китовраса сформировался благодаря иранской мифологии и талмудическим легендам о повелителе дьяволов Асмодее. Авестийский Akshmфdakva — один из главных демонов царства Ангро-Майнью, от него идут все тайные знания и врачевства, за исключением божественного напитка Хаомы, с которой он в постоянной борьбе. Интересно, что если в Ригведе Гандхарва (прототип Кентавров) является хранителем Сомы (иногда отождествляемым с нею), то иранский Gandarewa (парс. Gandar, новоперс. Kandarv) уже выступает как демон зла, противник Хаомы. «Вследствие какого-то религиозного катаклизма, причины которого недостаточно разъяснены, индусы и иранцы, разнеся из арийской прародины одни и те же мифические образы, развили их у себя часто в противоположном смысле. Боги света очутились богами зла», — писал А.Н. Веселовский.

Более поздним отображением Асмодея является царь-злодей парсийских сказаний Бюрасп — Аждахак (у армян — Зохак). Зохак, согласно Мовсесу Хоренаци (V в.), являлся вассалом вавилонского царя Нимврода Кентавром Пиретом (Пюрида), носителем близкой к маздакизму идеологии, активно практиковавшим черную магию: «Дитя сатаны прислуживал ему и исполнял его желания». Отождествление Бюраспа и Кентавра Пюрида зародилось в недрах Александрийской гностической школы. Впервые соединивший персидские предания в единое произведение Фирдоуси (XI в.) считал Зохака аравитянином из рода Каимурса, первого парсийского царя. Его верным служителем в «Шах-намэ» выступает Кундарв (Kundarv). В буддизме Асмодею соответствует змей Мара (Мага), исламским аналогом является Захр (Sachr). В западноевропейском эпосе подобными Китоврасу функциями наделен Морольф (Мерлин).

У перечисленных персонажей имеется ряд общих черт: подчинение себе демонов (этому качеству отвечала звериная половина Центавра), владение искусством и ремеслами. Степень отрицательных свойств этих образов различна, но во всех случаях их происхождение либо наполовину, либо полностью нечеловеческое, что отражает изначальную причастность иным сферам бытия (это символизировали приданные Кентавру крылья). У русских же Китоврасов крылья преимущественно связаны с плечевым поясом человеческого корпуса.

Л. КИТОВРАС ВАСИЛЬЕВСКИХ ВРАТ. Появление клейма с Китоврасом на золоченых Васильевских вратах (1336) Софии Новгородской связано с просветительской деятельностью архиепископа Василия (Калейки).
Китоврас изображен «мечущим» своего брата за тридевять земель. Справа видна часовня (церковь?) с крестом на главе и занимающейся пламенем крышей. Внутри здания — похищенная жена Соломона. Перед ней — аналой с крестом (или священной книгой); над аналоем — полка с рукомойником, под ней — четыре строительных инструмента (в том числе молоток). Если основная часть четко соотносится с известными текстами, то символы слева расшифровывались либо через не дошедшую до нас редакцию апокрифа, либо через устную традицию, к которой мы вернемся ниже. Предварительно укажем на точное соответствие расположения фигурки Соломона и Китовраса — созвездиям Весов и Центавра на Южном небосклоне (рис. 11).

(Надо заметить, что между ролью, которую играет Соломон в священной истории, и зодиакальным знаком Весов существует прямая связь. Весы символизируют правосудие — царскую добродетель, которой особенно отличался Соломон, само изложение деяний которого называлось Суды (ср. также высказывание, приписываемое ему: «Неверные весы — мерзость пред Господом»).

М. КИТОВРАС ЕФРОСИНА. Еще один Китоврас был нарисован кирилловским монахом Ефросином (1490-1491) (рис. 12).
Лукорский царь на треть вынул меч из ножен, а рядом — монограмма книжника. Заключительный диалог между братьями у Ефросина выглядит так. Царь Соломон спрашивает: «Что прекраснее всего на этом свете?» Китоврас отвечает: «Всего лучше — своя воля». Китоврас-мечник являлся личной (или родовой) эмблемой о. Ефросина. Примеры подобного употребления Китовраса встречаются среди археологических памятников. На днище княжеского погребального сосуда из захоронения при церкви Святых Жен — Мироносиц в Зарядье XV- XVI вв. было оттиснуто круглое клеймо с Китоврасом-мечником. Глиняные сосудики с остатками елея после соборования часто ставили в ногах у покойника. Клеймо же на средневековых вещах обычно указывало не мастера (как в наше время), а заказчика, то есть владельца.

N. КИТОВРАСЫ НА ХОРОСАХ. Изображения Китоврасов со скипетрами имеются на хоросах Софии Новгородской (рис. 13), храма Никиты Великомученика, паникадиле из женского Зверина монастыря в Новгороде.

ЗНАК НАСТАВНИКА. Мягколапые Китоврасы включались в орнамент псковских колоколов, ими расписывали изразцы угличских печей. Хранение тайн, связанных с определенным родом занятий, сближает образ Китовраса с Кентавром Хиронским. Если наставник Ахилла (прообраза христианского рыцаря) передает ему тайны воинского и охотничьего искусства (что соответствует Серебряному веку), то Китоврас-Мерлин — образ более позднего происхождения, ибо он ассоциируется с родоначальником строительства (что является прерогативой ремесленников и соответствует Медному веку). Главная причина появления царственного Кентавра в Иерусалиме — его умение тесать камни без помощи железа. Смена запрета пользоваться тесаным камнем вообще на ограничение использовать железо при его обработке уравнивала строительные ремесла с прочими занятиями израильтян и обозначала переход от кочевого к оседлому образу жизни. Для строителей Руси образ Кентавра-зодчего, напоминавший автохтонное божество Полкана (речь о нем впереди), освящал новизну каменного строительства, ведь дохристианские храмы славян были деревянными. Сказания о Китоврасе служили для передачи профессиональных секретов. Так, лишь в древнерусских версиях он является к Соломону с тремя прутами по четыре локтя — единицами измерения, посредством которых должна производиться разметка основания здания. Б.А. Рыбаков показал соответствие измерительных прутьев Китовраса мерам длины. Не случайно изображение строительных инструментов на клейме с Китоврасом новгородских врат 1336 г., а также ряд астрономических соответствий его иконографии. Утратив со временем значение цеховой притчи, рассказы о Китоврасе продолжили свое существование в фольклоре, сохраняя, правда, характерные строительные приметы. Вот как воспроизводил их, например, крестьянин Кижской волости: «Человек-ноги лошадиные, степь (спина) человечья, скакал по граду, дома срывал [выд. Р.Б.]». Причину он уже не помнит, но в «Судах Соломона» она оговаривается: Китоврас мог двигаться лишь по прямой линии. И далее: «Выходила вдова к нему навстречу и говорила: «Великий царь Китоврас, не заставь меня век страдать, не срывай моего дома». Оборотился он на нее, взглянул и захватил за угол ее хаты — да и сломал себе ребро и сказал: «Покорное слово кость ломит!» С того и пошла поговорка «Покорное слово кость ломит». Под формой назидательного анекдота здесь уцелел намек на специфическое правило древнерусского каменного храмоздательства: скруглять углы. Каменные храмы до XVIII в. у нас практически не имели прямых или острых углов. Что же касается образа вдовицы, то он явно напоминает аллегорию родственных инициатических организаций на Западе, называвших себя «Детьми Вдовы». Греческое написание Кентавра Хирона Ceirwn сближается с ceirwma (сделанное руками, сооружение, а также — осиление, убийство) и ceirwnaz (ремесленник). Притча о Китоврасе была для русских мастеров эквивалентом посвятительной легенды об Адонираме (Хираме) франкмасонского братства Европы. В связи с таинственным происхождением Адонирама — Хирама любопытно упоминание некоего Херама, патриарха племени «Рахманов», в Русском Хронографе 1512 г. Происхождение Херама и Рахманов столь же загадочно как генеалогия архитектора Адонирама или локализация Лукорья — Китоврасова царства.

О. ЦАРЬ ЛУКОМОРЬЯ. Ответ по крайней мере на один из этих вопросов наверняка был известен Филиксу, наместнику Великого Новгорода в двинском Заволочье, на печати коего красовался царь Китоврас с вороном и потиром в руках, которые соответствуют созвездиям Ворона и Чаши (рис.14).

Символ коронованного Китовраса вырезан на новгородском моленном месте Ивана IV (1572) (рис.15).

Как известно, Грозный уничтожил купеческую республику, но таинственную эмблему оставил. Тут уместно вспомнить о средневековой географии. На рубеже Нового времени Лукорье (Лукоморье) сближается с окраинными землями Руси — побережьем Ледовитого океана (например, в районах Обской и Тазовской губы). Заволочье, Двинская земля были крайними северными владениями мобильных и предприимчивых новгородцев, стремившихся все дальше на северо-восток. Знак Китовраса словно запечатывал край русской ойкумены — Сибирь (если следовать теории сфрагидации о. Павла Флоренского). Полярные мореходы непременно брали с собой медные зеркала с ритуальным портретом лукоморского государя. Он изображался на обратной стороне зеркал на звездном фоне, а расположение четырех розеток под конским брюхом совпадало с контурами Южного Креста (рис.16а, 16б).

Такие зеркала встречались на севере России и в Западной Сибири почти повсеместно. Одно из них принадлежало обусинскому шаману у Бахунаю Дайвачарову, считавшему его своим главным магическим предметом, другое — якутскому шаману. Среди аборигенов Северо-Восточной Азии местные отливки зеркал наследовались по женской линии. На некоторых обозначалось также созвездие Гидры.
П. КРЫЛАТЫЙ МУДРЕЦ. Народная молва превращает Китовраса в символ мудрости. Этому способствовали и предания об учености Хирона, перешедшие от греков. Крылья (символ сопричастности духовному миру) отделяли Китовраса от остальных Кентавров. В былинах функциями Китовраса наделен Василий Окульевич.

От Альфы до Омеги русского центавра (окончание)

Источник: Урания №5-97