Хубер Бруно

Парацельс и его гороскоп

 

Имя Теофраста Гогенгейма, прозванного Парацельсом, во все времена было призывом к духовной жизни. Его влияние распространялось как на естествоиспытателей, так и на христиан, гностиков, розенкрейцеров, вольных каменщиков, мусульман, даже на Юнга, направления реформаторской медицины и эзотерику… Этот необыкновенный человек явился, словно радуга, над разделенной на две части цивилизацией.

Примин Майер
«Парацельс – врач и пророк»

Странным в истории этой личности, принадлежавшей к самым цитируемым и yзнаваемым ученым, представляется то, что как астролог Парацельс остался «человеком без истории». Ведь у нас нет достоверной даты рождения этого человека, высказавшего столько важного относительно астрологии. О Теофрасте Парацельсе мы знаем мало, в основном это сведения, полученные от него самого. Возникающая при этом картина изменчива и противоречива. Больше чем кто-либо другой он был человеком своего времени. Этот оторванный от родины скиталец, бродивший по Европе и нигде не остававшийся надолго, происходил из служилого дворянского рода Бомбастов фон Гогенгеймов, чьи корни восходят к ХII веку. Один из образованнейших людей своего времени, он знал все, что в тогдашнем культурном достоянии занимало важное место, но предпочитал излагать свои труды и университетские лекции не на общепринятой в среде образованных людей латыни, а на малоизвестном нижненемецком диалекте родной ему швейцарской области Айнзидельн.

Он был внешне непривлекателен, горбат, вовсе не обладал мужской силой, но тем не менее пользовался особой любовью женщин. Сам он описал себя так: «… он родился кривым, имеет горб на спине в виде лютни и не производит большого впечатления своим видом. Как же могут женщины быть благосклонны к тому, кому сама природа отказала в благосклонности, испортив его еще во чреве матери и не дав ему ничего привлекательного?»

Вместе с тем именно автор этих слов написал о женщинах и их родовой сущности одно из немногих произведений, достойных прочтения. Более того, он не относился к женщинам как к более низменным по отношению к мужчинам существам, а это было для того времени почти ересью. И так как он во многом — слишком во многом — противоречил в неприкрашенном, даже вызывающем тоне общепринятым мнениям, которых придерживались современники, то врагов у него было больше, чем друзей.

Парацельс являлся личностью, не вмещавшейся в какую-либо известную схему. Он был одновременно ниспровергатель и созидатель, еретик и последователь церкви, разрушитель и целитель. Этот перечень противоречий можно было бы продолжить. Но верно и то, что он повлиял на дух человека и завоевал умы людей на столетия. В нем мы не можем не видеть «угодное Богу явление природы», соответствовавшее времени перелома, Реформации, открытия Америки, подъема гуманизма, времени, которое астрологически имело разительное сходство с нынешним: Плутон также стоял тогда в Скорпионе, Уран и Нептун находились в Козероге, как и сейчас!

Приведенные ниже гороскопы Парацельса основаны на четырех датах, особенно часто упоминаемых в обширной биографической литературе прошлого и настоящего. Однако мы с самого начала исключим две декабрьские даты, поскольку убедительным образом доказано, что они следуют из ошибок биографов XVII и XVIII веков при переписывании более ранних источников.

Указание на 12 часов дня 10 ноября 1493 г. исходит от алхимика Леонарда Турниессера, который был в течение некоторого времени другом Парацельса. Хотя нам и приходится серьезно считаться с ним как с биографом-современником, стоит учесть, что у алхимиков, как и у астрологов, идеалистическое воодушевление иногда размывает границы между желаемым и реальностью. Поэтому обращает на себя внимание то, что названная им дата с точностью до дня на 10 лет отстоит от дня рождения Лютера. А поклонники Парацельса любили называть его «Лютером медицины». Упомянутое время (точно в полдень) может быть связано с бытовавшим в то время убеждением, что личности, великие духом, могли родиться, лишь когда Солнце находилось в зените (положение на МС — выдающиеся знатоки и авторитеты). Для сравнения интересно привести в пример времена античности, когда при таких рождениях принято было ставить Солнце на момент восхода (Солнце на ASC указывает на сильную личность).

В пользу даты 14 ноября 1493 г. говорит то обстоятельство, что по старому календарю этот день был посвящен св.Филиппу. Филипп же, как и Теофраст, — одно из двух заверенных и официально подтвержденных имен, данных Парацельсу при крещении (оно указано также на его надгробном памятнике в Зальцбурге). В то время было принято давать детям имена святых дня, когда они родились, или дня крещения. Так что 14 ноября могло быть и датой крещения.

Итак, мы имеем две возможные даты рождения. Первая 10 ноября исходит из современного Парацельсу, но не вполне убедительного источника (репутация Турниессера была весьма сомнительной); другая же основана на логической дедукции и также не внушает полного доверия. Поэтому нам не остается ничего иного, как сопоставить оба гороскопа с уже знакомым нам характером Парацельса. Например, можно задаться вопросом кем он был.

Скорпион или Стрелец?

Карта Парацельса Теофраста Филиппа фон Гогенгейма.
10.11.1493. 12.00. Айнзидельн, Швейцария.
гороскоп Парацельса
Карта Парацельса.
14.11.1493. 12.00. Айнзидельн, Швейцария.
гороскоп Парацельса

Явным различием между двумя гороскопами является положение Солнца в Скорпионе 10 ноября, в то время как 14 ноября Солнце занимает уже 2-й градус Стрельца. Исключительная устремленность к Богу и природе, которая пронизывает все мировосприятие Парацельса и с которой он обосновывает все свои аргументы, позволяет сделать вывод в пользу Стрельца. Это подтверждается и абсолютной неподкупностью и правдолюбием Парацельса, которые приводили к весьма рискованным ситуациям. Столь яркое стрельцовское Солнце может проявиться, лишь если оно в достаточной мере включено в конфигурацию аспектов. В карте на 14 ноября мы видим тот самый случай: все планеты, кроме Марса, находятся во взаимодействии, в то время как в карте Скорпиона Солнце имеет аспекты к Сатурну и Урану, но не аспектировано остальными планетами, что указывало бы на недостаточную уверенность в себе.

Отец, который, как и Парацельс, был врачом, занимал в его сознании весьма значимое место. Парацельс считал его своим учителем, единственным истинным наставником. Из многих записей Парацельса можно заключить, что он с любовью относился к отцу. Обращаясь к собственному опыту, мы полагаем, что на это должна указывать по меньшей мере одна косвенная аспектная связь между Солнцем (отцом) и Луной (ребенком). В «скорпионской» карте, несмотря на близкое расположение Солнца и Луны, этого нет, в то время как в «стрельцовской» имеется достаточно точный секстиль, указывающий на прямые и позитивные отношения с отцом.

«Меж тем я не спутник любви…»

Целомудрие неразрывно связанно с личностью Парацельса. Как бы ни относились его биографы к этому обстоятельству — с пониманием или враждебно, факт его непорочной жизни никогда не ставился под сомнение. Правда биографы давали этому обстоятельству различные объяснения. Сам Парацельс пропагандировал воздержание как обязательное условие «для врача и пророка», которому сексуальные устремления не должны мешать приблизиться к пониманию истинной природы человека. Он полагал, что природа изуродовала его внешность, чтобы безбрачие помогло ему в усвоении наук. И Парацельс доказал своей деятельностью и творчеством, что сумел встать на точку зрения гермафродита — представителя обоих полов.

При рассмотрении «скорпионского» варианта гороскопа обращает на себя внимание неаспектированность Венеры, что означает непонимание женщин, в то время как Марс достаточно явно включен в конфигурацию аспектов. Подобная ситуация подошла бы, скорее, «плейбою», компенсирующему положения Марса в XII доме, однако никаких указаний на это в источниках мы не находим. Напротив, в «стрельцовском» гороскопе Марс полностью ограничен XII домом и не включен вместе с лунными узлами в картину аспектов. Парацельсу удалось превратить свой недостаток в добродетель (безбрачие), а сильно выраженный эротизм (но не сексуальность) соединений Уран — Луна и Венера — Нептун направил на исследования (Уран) и платоническую любовь ко всему женскому (Нептун), что отразилось в его работе, специально посвященной сущности женщин. То, что женщина имела для Парацельса особое значение, выходящее за пределы чисто плотского, отражено в его многочисленных трудах, в мыслях о женщине как первопричине всего сущего. Ценным свидетельством, подтверждающим важность женского начала для Парацельса, явилась найденная у него после смерти серебряная чаша с львиными головами, символизирующая беременность.

Итак, проделанное сопоставление заставляет нас принять 14 ноября 1493 г. как вероятную дату рождения Парацельса. Исследования, применяющие иные методы, а не используемые мною критерии астрологической психологии, могут привести к другим заключениям. Так или иначе все, что мы знаем о Парацельсе, не позволяет с уверенностью сделать окончательный вывод. Вероятно, это вполне в его духе…

Источник: Урания №3-94