Поймандр Гермеса Трисмегиста. Предисловие Николая Шабурова

 

Вступительная статья и перевод с древнегреческого Николая Шабурова **

Откровение Гермеса Трисмегиста

Одним из наиболее почитаемых богов древнего Египта был Тот — верховный бог города Шмуна (Гермополя), лунное божество с головой ибиса, создатель счета и письма, календаря и летописи, покровитель писцов, архивов и библиотек, автор священных книг. Замечательный русский египтолог Б.А.Тураев, автор монографии о культе Тота, следующим образом охарактеризовал роль этого бога: «… В лице Тота явился образ благого и премудрого бога общественного и мирового порядка, олицетворяющего собой выработанную веками культуру. Все прекрасное и полезное исходило от него; лучшие способности ума и лучшие проявления деятельности вызывали на сравнение с ним; и как для царей, так и для частных лиц всех эпох было наиболее почетным и желательным сопоставление своей деятельности со свойствами этого сердца «Ра» и его «Языка», как называют Тота позднейшие тексты» [1 ].

Образ Тота как «творца культуры» был развит греческими авторами, испытывавшими необычайное почтение к древности и мудрости египетской религиозной традиции. В диалоге «Федр» Платон вкладывает в уста Сократа следующие слова: «Так вот, я слышал, что близ египетского Навкратиса родился один из древних богов тех мест, которому посвящена птица, называемая ибисом. А самому божеству имя было Тевт. Он первый изобрел число, счет, землемерие, звездочетство, вдобавок игру в шашки и в кости, а также письмена» [2].

Тевт — это, конечно, Тот. Греки имели обыкновение отождествлять чужих богов со своими. Тота они отождествили с Гермесом, а центр его почитания Шмун назвали Гермополем, что означает «город Гермеса». Произошло это довольно рано: Гермесом называет египетского бога уже отец истории Геродот (V в. до н.э.), чья книга была написана за несколько десятилетий до платоновского «Федра».

Процессы синкретизма — соединения элементов греческой и египетской религии и культуры — усилились в эпоху эллинизма, когда после походов Александра Македонского в Египте стала править греческая династия Птолемеев и возникла Александрия — гигантский по масштабам той эпохи город, населенный главным образом эллинами и ставший одним из основных центров греческой культуры, литературы и философии. Культы восточных, в частности египетских, богов начали широко распространяться среди греков, но при этом они видоизменялись, приспосабливаясь к греческим представлениям, а связанные с этими культами тексты переводились на греческий язык либо прямо писались по-гречески: греки, как правило, не желали изучать варварские языки, представители же образованных слоев египетского населения, включая жрецов, учили язык завоевателей, в том числе и для пропаганды среди греков достижений собственной культуры.

Именно к эпохе эллинизма относится возникновение синкретического культа Тота-Гермеса. Это по сути уже новое божество заимствовало свои функции частично у египетского бога, частично у греческого Гермеса, ряд же функций прежних богов отмер (связь Тота с культом Луны, плутоватость и даже вороватость, присущие древнегреческому Гермесу — сыну Зевса и Майи). Греки уже и собственного Гермеса стали воспринимать как египетского бога. Так, известный греческий историк I в. до н.э. Диодор Сицилийский писал: «… У него (египетского бога Осириса) наибольшим почетом пользовался Гермес, наделенный отменными способностями относительно того, что может быть полезно для общежития. Прежде всего им сделана членораздельной общая речь, многое из безымянного получило имена, изобретены буквы и заведен порядок богопочитания и жертв. Он же был первым наблюдателем порядка звезд, гармонии и звуков, изобретателем палестры, заботился о пропорциональности и об изваянии тела в надлежащей форме. Он устроил трехструнную лиру, наподобие времен года, так как установил три тона: острый, тяжелый и средний, острый — от лета, тяжелый — от зимы и средний — от весны. И греков он научил красноречию, за что и назвали его Гермесом. Одним словом, Осирис, у которого он был иерограмматом (священным писцом), обо всем сообщал ему и очень пользовался его советами. И оливковое дерево изобрел он, а не Афина, как говорят греки» (цит. по [1, с.159]).

Вместе с тем единое божество Тот-Гермес расслаивается. Возникает представление о нескольких Тотах и соответственно нескольких Гермесах. Так, египетский жрец Манефон (IV-III вв. до н.э.), написавший «Египетскую историю» на греческом языке, утверждал, что имелось три Гермеса: Тот, отец Агатодемона (то есть благого демона) и Тат. Цицерон (I в. до н.э.) писал уже о пяти Меркуриях (римского Меркурия издавна отождествляли с греческим Гермесом): «Из Меркуриев один родился от отца Неба и матери Дня, у него, по преданиям, позорно похотливая природа, так как он возбудился при виде Прозерпины. Еще один, сын Валента и Корониды, живет под землей, он зовется еще Трофонием. Третий — сын Юпитера и Майи; от него и Пенелопы, говорят, родился Пан. Четвертый имел своим отцом Нила, египтяне считают недозволенным называть его по имени. Пятый, которому поклоняются фенеты, как говорят, убил Аргуса, по этой причине бежал в Египет и сообщил египтянам законы и письменность. Египтяне этого называют Тотом, и так же называется у них первый месяц в году [3 ]. Нет нужды комментировать все упомянутые Цицероном имена. Существенно, что это имена и персонажи, относящиеся к греческой и римской мифологии. В то время как у Диодора египтянин Гермес обучил греков красноречию, согласно Цицерону, пятый Меркурий — не египтянин, он бежал в Египет и принес туда законы и письменность.

Смешение культур и религиозных культов, крушение традиционного уклада жизни наряду с некоторыми другими факторами привели в эпоху эллинизма к кризису традиционной религии и мифологии, к скептицизму и неверию в старых богов. Получило широкое распространение учение греческого философа Евгемера, полагавшего, что боги — это обыкновенные люди: древние цари, законодатели, мудрецы и герои; которые позднее были обожествлены. Тот-Гермес воспринимался уже не как бог, а как мудрец и сновоположник древнеегипетской культуры. Но наряду со скептицизмом распространялся и мистицизм, одним из основных центров которого являлась Александрия. И почитание Тота-Гермеса, все чаще называемого сначала Дважды Величайшим, а затем и Трижды Величайшим (Трисмегистом), тесно переплетается с этими новыми мистическим настроениями. Имя Гермеса упоминается в текстах магических заклинаний, его считают основоположником чрезвычайно популярной в эллинистическо-римскую эпоху астрологии и зарождающейся алхимии, Все эти дисциплины — магия, астрология, алхимия и т.п. — приобрели наименование герметических наук.

Наряду с низовым, магико-астролого-алхимическим герметизмом в первые века нашей эры развиваются философско-богословские герметические учения, в которых делается попытка синтезировать эллинистический мистицизм, отдельные положения греческой идеалистической философии и иудейского монотеизма. Некоторые исследователи очень резко разделяют и даже противопоставляют друг другу философский и народный герметизм. Однако доктрины, излагаемые в философских трактатах герметического Корпуса, фактически обосновывали и алхимию, и астрологию, и магию, и народную медицину.

В самом деле мир, согласно герметическим представлениям, един, и все его части связаны друг с другом. Поэтому звезды и планеты воздействуют как на мир в целом (макрокосм), так и на каждого человека, являющегося микрокосмом. Человеческий ум является частью Ума Божественного, следовательно, познавая себя, человек тем самым познает и Бога. Слово, человеческая речь пронизаны энергиями Божественного Слова, что открывает возможность для магического воздействия человеческого слова на мир. Человек и мир соответствуют друг другу: голова человека — это небо, глаза — Солнце и Луна, грудь — воздух, живот — земля, сердце же является святилищем тела, местом обитания ума. Поскольку все в мире связано, будущее можно предсказать, скажем, по внутренностям животных или по расположению небесных тел. При полном очищении души от грехов происходит как бы рождение нового чеовека, сутью которого оказывается свет, а при очищении «грязных» металлов образуется светоносное золото. Поскольку един мир, едино и познание; при этом познание мира, самопознание и познание Бога оказываются одним и тем же. Но это не рациональное познание, а тайное знание, гнозис, постижение которого возможно лишь при помощи откровения Божества. Подобным откровением и были, по мнению адептов герметизма, тексты герметического Корпуса, а пророком, передавшим это откровение людям, и являлся египтянин Гермес Трисмегист.

Что же представляет собой герметический Корпус? Это собрание довольно разнородных трактатов, написанных на греческом языке во II — III вв. н.э. Вот заглавия этих трактатов: 1) «Поймандр Гермеса Трисмегиста»; 2) заглавие утрачено; 3) «Священное слово Гермеса»; 4) «(Слово) Гермеса Тату: Кратир или Монада»; 5) «(Слово) Гермеса сыну Тату о том, что невидимый Бог весьма явен»; 6) «О том, что благо в одном Боге и нигде больше»; 7) «О том, что величайшее зло для людей — неведение Бога»; 8) «О том, что ничто из сущностей не исчезает и что изменения напрасно именуют уничтожением и смертью»; 9) «О мышлении и ощущении»; 10) «Ключ Гермеса Трисмегиста»; 11) «Ум к Гермесу»; 12) » (Слово) Гермеса Трисмегиста Тату о всеобщем Уме»; 13) «О возрождении и о правиле молчания, тайная проповедь на горе Гермеса Трисмегиста сыну Тату»; 14) «(Слово) Гермеса Трисмегиста Асклепию»; 15) трактат отсутствует; 16) «Определения Асклепия царю Аммону»; 17) небольшой фрагмент, лишенный заглавия; 18) «О волнениях тела, сковывающих душу». К Корпусу примыкает еще ряд трактатов и фрагментов, дошедших в составе компилляции, составленной автором VI в. н.э. Стобеем. Самый значительный из этих трактатов — «Дева мира» (или же «Зрачок мира»). Большой трактат, именуемый «Посвятительным словом», сохранился в латинском переводе под названием «Асклепий». Эти трактаты создавались в разное время различными авторами и лишь позднее (не ранее VI в. н.э.) были объединены в единый Корпус.

Большая часть трактатов представляет речи Гермеса, в которых он излагает полученное сверхъестественным путем божественное откровение. Кроме Гермеса Трисмегиста в этих текстах фигурируют его сыновья и ученики: Тат, Альмон, Асклепий. Тат — это вариант имени того же Тота, имя Альмона заимствовано у еипетского бога Солнца, а герметический Асклепий — это уже не греческий бог врачевания, а отождествленный с ним легендарный древнеегипетский врач Имхотеп.

Рассмотрим подробнее учение, изложенное в первом трактате герметического Корпуса «Поймандр», поскольку в «Поймандре» затронуты все основные аспекты греческой доктрины: теология — учение о природе божественного начала, космогония — история возникновения материального мира, антропогония — история создания человека, сотериология — объяснение путей спасения человека, освобождения души от уз материи и воссоединения ее с Богом. И наконец, эсхатология — учение о конце мира. «Поймандр» представляет собой откровение, данное Гермесу Богом Отцом, который и именуется Поймандром.

Первоначально существовал лишь только Бог, являющийся Умом, Отцом, Светом, Жизнью и имеющий андрогинную (мужеженскую) природу. Затем от Света отделилась и пала вниз Тьма, материя, превратившаяся в четыре первоэлемента: воду, землю, огонь и воздух. Между тем Свет породил Слово, Сына Божьего, Сам же в Себе воспроизвел мир многочисленных Сил. Световой мир Сил — это идеальный мир, архетип мира материального. Бог Ум — Отец породил затем второй Ум — Демиурга, названного Богом огня и дыхания. Возникает, таким образом, герметическая триада: первый Ум — Отец, Слово, и второй Ум — Демиург. Упоминается также персонифицированная Воля Божья. Эта-то Воля Божья, восприяв Слово и увидев архетипический мир, пожелала его скопировать и породила души. А Ум — Демиург создал семь мироправителей, соответствующих семи планетам. Владычество этих мироправителей зовется Судьбой. Таким образом обосновывается астрология. Ум — Демиург и Слово приводят в кругообразное движение аморфную первоматерию, в результате чего элементы отделяются друг от друга и из низших элементов возникают живые существа: из воздуха — пернатые, из воды — рыбы, из земли — четвероногие. При этом дважды подчеркивается, что, хотя создателями мира были Демиург и Слово, они действовали в согласии с первым Умом.

Теперь настала очередь Человека, творцом которого явился первый Ум: Он породил Человека, равного себе, которого полюбил как собственное дитя, ибо Человек был прекрасен, являясь образом Отца. Первый Человек обладал, таким образом, божественной природой. Увидев сотворенный Богом Отцом идеальный мир, Человек (не следует забывать, что речь все время идет о Человеке-архетипе) сам пожелал творить и получил на это согласие Отца. Он узрел семь мироправителей, и они полюбили его, и каждый уделил ему часть собственного естества. Это и явилось первым шагом к падению. Мироправители, созданные из низших элементов, испортили идеальную природу Человека, наделив его семью грехами. Разорвав планетную сферу, Человек явил нижней природе прекрасный божественный образ. Увидев его, вместившего силы мироправителей и обладавшего безграничной красотой, природа полюбила его и улыбнулась. А он, увидев свое подобие в ней, отразившееся в воде, воспылал любовью к этому подобию и пожелал вселиться в него. Вместе с желанием явилась сила, и он осуществил желаемое. А природа, приняв возлюбленного, обвила его вся, и они соединились в любви. Так произошло нисхождение Человека, обладавшего божественной природой, в материальный мир. Отсюда двойственность людей. Они смертны телом и бессмертны благодаря связи с Человеком — Сыном Бога.

Соединившись с Человеком, природа породила семь первых людей — по числу правителей-планет, пороки которых воспринял Человек. Эти первые люди были андрогинами. При их порождении в качестве женского начала выступила земля, оплодотворяющим началом явилась вода, огонь способствовал созреванию, воздух же превратился в дыхание. От Человека люди получили внешний облик, а кроме того, поскольку Человек был Светом и Жизнью, Свет превратился в ум (человеческий, разумеется), а Жизнь стала душой. Первые люди жили до конца периода и начала поколений. Затем Бог разделил все живые существа на мужской и женский пол и заповедал им плодиться и размножаться, постичь собственное бессмертие, понять, что причина смерти — Любовь, и познать все сущее. Указание на необходимость познать себя и все сущее говорит о том, что гнозис (постижение тайного знания), согласно автору «Поймандра», является необходимым путем к спасению.

Герметическое воззрение на земного человека отличается дуализмом. Человеческий ум и душа имеют божественное происхождение. Более того, человеческий ум является частицей Божественного Ума, и, если бы человек состоял из одного ума, он был бы Богом в буквальном значении этого слова. Но тело человека не имеет никакого отношения к божественной природе. Возникнув из низших, природных элементов, оно ведет человека к гибели. Это же относится и к страстям, внушенным телом. Подобная концепция предопределяет высокую оценку аскетической практики в герметическом учении. Аскеза подчинена задаче спасения (сотериологии). Конечной целью герметической сотериологии является избавление человека от оков материи, воссоединение с Богом, понимаемое как непосредственное вхождение очищенного и просветленного человека в Божественную субстанцию. Человеку необходимо совершить восхождение к Богу, процесс, противоположный нисхождению, послужившему причиной нынешнего бедственного состояния человека. Совершить восхождение может лишь тот, кто осознал свое бессмертие и стремится к высшему благу, ибо подобный человек живет, следуя уму, доставшемуся ему от Человека, который есть Жизнь и Свет. А тот, кто ценит свое тело, подлежит смерти, потому что тело через влажную природу имеет отношение к первородной Тьме, т.е. к смерти. Следует подчеркнуть, что человек не может достичь спасения самостоятельно. Ему нужна помощь Божества или Божественного Посредника. Так, преображение Гермеса началось в результате откровения Бога Ума, явившегося ему, когда он находился в экстатическом состоянии. Восхождение к Богу является частью эсхатологического процесса. Происходит разрушение человеческого тела, которое распадается на элементы, а человеческая душа начинает путь к Богу. При этом она проходит через планетные сферы и возвращает каждой из семи планет грехи и страсти, в которые она облачилась как в одежды при нисхождении. Душа, отныне нагая, достигает восьмой снизу сферы — огдоады, затем вступает в хор Сил, став одной из них, и, наконец, входит в Бога, становится Богом, что является концом гнозиса, а также всего космоантропологического процесса.

Примечания

1. Тураев Б.А. Бог Тот, Лейпциг, 1898, с, 73.
2. Платон. Федр. 274 с. — См.: Платон, Федр: Пер. А.Н.Егунова, М., 1989, с. 64.
3. Диодор I, 15,9-16,2. — Цит. по: Тураев Б.А. Бог Тот, с 159.


* Поймандр (древнегреч.) — пастырь мужей.
** Перевод осуществлен по изданию: Corpus Hermeticum/ Ed. ву A.D.Nock. Paris: Lebelles Letters, 1945. V.l: P. 7-19.


1. Когда однажды случилось мне размышлять о сущностях и вознеслась чрезвычайно мысль моя, а телесные ощущения замерли, словно бы из-за пресыщения пищей или утомления тела, показалось мне, что явился некто неизмеримых, огромнейших размеров, назвавший меня по имени и сказавший мне: «Что желаешь ты услышать и увидеть, усвоить разумением и узнать?»

2. Я воскликнул: «Но кто же ты?» «Я, — сказал он, — Поймандр, Ум Всевластия. Знаю, чего ты желаешь, и повсюду пребываю с тобой.»

3. Я сказал: «Хочу изучить сущности, постичь их природу и познать Бога». И прибавил: «О, как же я желаю слушать!» Он ответил мне: «Храни в своем уме то, что ты хочешь изучить, а я тебя наставлю».

4. Сказав это, он преобразился, и тотчас все в один миг открылось мне, и увидел я зрелище необъятное, и все стало светом, тихим и радостным, и, узревши, я возлюбил его. А вскоре опустилась ужасающая и грозная Тьма, возникшая своим чередом и свернувшаяся спиралью наподобие, как мне показалось, змеи. Затем Тьма превратилась в некую влажную природу, невообразимо сотрясавшуюся, выделявшую дым, словно исходящий от огня, и испускавшую некое невыразимо жалобное стенание. Затем из нее изошел нечленораздельный вопль наподобие голоса огня.

5. Отделившись от света… святое Слово объяло природу, и беспримесный огонь устремился из влажной природы ввысь; был же он сразу и легок, и жгуч, и подвижен; а воздух, будучи невесомым, последовал за (огненным) дыханием, ибо вознесся от земли и воды к огню, так что, казалось, он подвешен к нему. Вода же и земля пребывали соединенными друг с другом, так что не разглядеть было земли из-под воды: они беспрерывно передвигались под действием дыхания Слова, вознесшегося над ними…

6. А Поймандр сказал мне: «Ты уразумел, что означает это зрелище?» «Я узнаю», — сказал я. Он же продолжил: «Свет этот — Я, Ум, твой Бог, который воссиял из Тьмы прежде влажной природы, а исходящее от Ума Светоносное Слово -это Сын Божий». «И что же?» -спросил я. «Усвой это следующим образом: то, что в тебе видит и слышит, — это Слово Господне, а Ум — Бог Отец (1). Они нераздельны, ибо их единение есть жизнь.» «Благодарю тебя», — воскликнул я. «Так восприми свет и познай это».

7. Сказав так, он долго смотрел на меня, так что я затрепетал из-за его вида. Он покачал головой, и я увидел в своем уме Свет, состоящий из бесчисленных Сил, ставший не имевшим границ космосом, и Огонь, который объяла Всемогущая Сила, и Он, ведомый Ею, обрел покой. И все это я, узрев, постиг мыслью благодаря слову Поймандра.

8. Поскольку я был ошеломлен, он снова обратился ко мне: «Ты видишь в уме архетипический образ, первоначало безграничного начала». Так сказал мне Поймандр. «Но откуда же возникли, — спросил я, — элементы природы?» Он ответил на это: «Из Воли Божьей, которая, восприяв Слово и увидев совершенный космос, воспроизвела его, соделавшись космосом, составленным из ее собственных элементов и из ее творений -душ».

9. А Бог Ум (2), будучи мужеженщиной и являясь Жизнью и Светом, породил Словом другой Ум — Демиурга, который, будучи Богом огня и дыхания, сотворил семь управителей, охвативших чувственный мир своими круговращениями; а управление их именуется судьбою.

10. Тотчас же Слово Божье воспрянуло от падающих вниз элементов к области чистого творения природы и соединилось с Умом — Демиургом, ибо было единосущно ему, а падающие вниз элементы остались бессловесными, так что стали лишь материей.

11. А Ум — Демиург вместе со Словом, образовав орбиты и закружив их с грохотом, запустил круговращение созданных им тварей и оставил их вращаться от неопределенного начала до бесконечного конца, ибо начинается круговращение там, где заканчивается. И именно их круговращение, как пожелал того Ум, произвело из низших элементов бессловесных животных (ведь они не имели Слова), воздух же произвел пернатых, а влага — водоплавающих. Земля и вода отделились друг от друга, согласно желанию Ума, и земля выпустила из своих недр тех, кого она в себе заключала: четвероногих и пресмыкающихся, диких и домашних животных.

12. А Ум, Отец всех сущих, будучи Жизнью и Светом, породил Человека, подобного себе, и полюбил его как собственное дитя. Ведь был он прекрасен, являясь образом Отца; воистину Бог полюбил собственное подобие и передал ему все свои творения.

13. Увидев созданное в пламени Демиургом, Человек также пожелал творить и получил на это дозволение Отца. Оказавшись в демиургической сфере и обретя полную власть, он увидел творения брата (3), и они полюбили его, и каждый дал ему часть своего естества. Постигнув их сущность и приобщившись к их природе, он возжелал разорвать поверхность сфер и понять силу того, кто пребывает в огне.

14. И он, обладая всей властью над миром смертных, а также и бессловесных животных, выглянул за пределы сфер и, прорвав их поверхность, явил находящейся внизу природе прекрасное подобие Божие. Она же, увидев его, обладавшего неисчерпаемой красотой, всей энергией, полученной от управителей, и подобием Божьим, засмеялась, влюбившись в него, ибо увидела отражение прекрасного образа Человека в воде и тень его на земле. А он, узрев в ней собственное изображение, отраженное в воде, полюбил его и пожелал в него вселиться. Вместе с желанием явилась сила, и он вселился в бессловесное изображение. А природа, заполучив любимого, объяла его вся, и они соединились, ибо полюбили друг друга.

15. Именно поэтому из всех обитающих на земле живых существ человек двойствен: смертен благодаря телу, бессмертен же благодаря сущностному Человеку. Ведь будучи бессмертным и обладая властью над всеми, он претерпевает присущее смертным, подчиняясь судьбе. Находясь над поверхностью сфер, он стал рабом внутри сферы. Являясь мужеженственным, происходя от мужеженского Отца, будучи свободным от сна, он подчинен… (любви и сну? — текст испорчен, прим. перев.).

16. После этого я сказал: «О мой Ум! Ведь я тоже люблю Слово». Поймандр же сказал: «Вот тайна, сокрытая до сего дня. Ведь природа, соединившись с Человеком, породила чудеснейшее чудо. Поскольку Человек обладал естеством сообщества семи, состоящим, как я уже тебе говорил, из огня и дыхания/а природа не ждала, то она немедленно породила семь человек, соответствовавших естеством семи управителям, — мужеженщин,устремленных ввысь».

После этого я воскликнул: «О Поймандр! Огромным я сейчас томим нетерпением и желаю слушать. Не уклоняйся от рассказа». А Поймандр сказал: «Замолчи же! Ведь я не закончил и первой речи». «Молчу, молчу!» -ответил я.

17. Итак, как я уже сказал, порождение первых семи человек произошло следующим образом: женским началом была земля, вода же — оплодотворяющим, от огня природа получила способность к созреванию, а от воздуха — дыхание; тела же она породила по образу Человека. А Человек из Жизни и Света превратился в душу и ум, из Жизни — душа, а из Света — ум. И все существа чувственного космоса пребывали так вплоть до конца периода и начала поколений.

18. Слушай же, наконец, ту речь, которую ты жаждешь услышать. По окончании периода по воле Божьей была разорвана всеобщая связь, ибо все животные, бывшие до тех пор мужеженщинами, были разделены, и Человек с ними, и одни из них стали мужского пола, другие -женского. А Бог тотчас сказал в священном слове: «Плодитесь, плодясь, и размножайтесь, умножаясь, вы все — созданные и сотворенные.
И пусть имеющий ум познает, что он бессмертен, что причина смерти — любовь. И пусть он постигнет все сущее» (4).

19. После того как Бог сказал это, провидение посредством судьбы и вращения сфер произвело брачные союзы и установило поколения, и стали размножаться все существа, каждое соответственно своему роду, и тот, кто познал самого себя, был призван к благому уделу, а тот, кто лелеял тело, происшедшее из ошибки любви пребывал во Тьме, заблуждаясь и претерпевая то, что относится к смерти.

20. «Какое же огромное прегрешение, — спросил я, — совершили неведущие, чтобы лишиться бессмертия?» «Как видно, ты не обдумал то, что услышал, — ответил он. — Разве я не сказал, чтобы ты внимал?» «Я внимаю, вспоминаю, а также благодарю тебя». «Если ты внимаешь, ответь мне, за что достойны смерти пребывающие в смерти?» «Потому что тело каждого происходит из мрачной Тьмы, из которой проистекает и влажная природа, образующая в чувственном мире тело, питающее смерть».

21. «Ты правильно понял, — сказал он. — Но почему, как говорит слово Божье, «тот, кто познал самого себя, идет к себе?» » Я ответил: «Потому что из Света и Жизни состоит Отец всего сущего, от которого родился Человек». «Ты хорошо сказал. Бог Отец, от которого родился Человек, — это Свет и Жизнь. Если же ты научишься постигать себя в качестве Света и Жизни и поймешь, что из них ты состоишь, ты снова пойдешь к Жизни». Так сказал Поймандр. «Но скажи мне еще, — спросил я, — как я пойду к Жизни, о мой Ум? Ведь сказал Бог: «Пусть человек, имеющий ум, познает самого себя». «Разве не все люди имеют ум?».

22. «Молчи же, — сказал он. — Я, Ум, пребываю с набожными, благими, чистыми, милосердными и благочестивыми, и мое присутствие становится подмогой; и они умилостивят Отца любовью, как только познают все сущее, и отблагодарят Его надлежащим образом с любовью, молитвами и гимнами. И прежде чем предать тело смерти, которая ему присуща, они отвращаются от чувств, ибо знают дела их. Более того. Я, Ум, не дозволю, чтобы осуществлялись деяния, совершающиеся телом. Ибо, будучи привратником, я закрою вход дурным позорным деяниям, преградив путь разгоряченному воображению.

23. Я держусь поодаль от неразумных, злых, порочных, алчных, убийц, нечестивцев, уступая место мстительному демону, который жалит чувства подобного (человека? — текст испорчен, прим. перев.) огненным шипом, еще более подстрекая его на нечестивые поступки, дабы его постигло еще худшее возмездие. Такой человек не перестает направлять свое желание к поистине безмерным похотям, беспрестанно сражаясь во Тьме, и … (текст испорчен — прим. перев.) это мучит его и еще больше усиливает сжигающее его пламя».

24. «О, Ум, ты прекрасно разъяснил мне, что я хотел. Но расскажи мне также, как присходит восхождение». На это Поймандр сказал: «Прежде всего, когда распадается материальное тело, ты предаешь его изменению, а образ, который ты имел, становится невидимым. Ты отдаешь демону свой нрав, отныне бездействующий; телесные чувства возвращаются каждое соответственно к своему источнику, частью которого они становятся, и снова смешиваются с энергиями, а злоба и похоть отправляются к бессловесной природе.

25. Таким образом, оставшаяся часть человека устремляется вверх через все сферы и в первой из них оставляет способность увеличиваться и уменьшаться. Во второй — возможность творить зло и обман, отныне бессильные, в третьей — иллюзорное вожделение, отныне бессильное, в четвертой — проявление власти, лишившейся самонадеянности, в пятой — нечестивую дерзость и надменную наглость, в шестой — дурные дела богатства, отныне бессильного, и в седьмой зоне — расставляющую сети ложь.

26. И тогда, совлекши то, что произвело сообщество сфер (5), он входит в огдоадическую (б) природу, обладая лишь своей собственной силой, и поет вместе с сущностями гимны Отцу, и все радуются вместе с ним его прибытию. И уподобившись находящимся с ним, он слышит некие Силы, расположенные над огдоадической природой, которые поют чудесными голосами гимн Богу. И тогда они в определенном порядке поднимаются к Отцу, предаются Силам и, сами став Силами, входят в Бога. И таков благой конец обладающих знанием: обожение. И чего же ты еще медлишь? Почему, все получив от меня, не становишься наставником достойных, чтобы благодаря тебе род человеческий был бы спасен Богом?»

27. Сказав это, Поймандр при мне смешался с Силами. А я, возблагодарив и восхвалив Отца всего сущего, был отпущен им. Обретя силу и наставившись в природе всего и в высшем видении, я начал проповедовать людям красоту благочестия и знания: «Народы, рожденные на земле люди, предавшиеся опьянению, сну и незнанию Бога, отрезвитесь, перестаньте опьяняться, одурманившись бессмысленным сном!»

28. Они же, услышав меня, примкнули ко мне. И я им сказал: «Почему же, землею порожденные люди, предались вы смерти, имея силу причаститься бессмертию? Покайтесь, избравшие путь греха и объединенные невежеством. Освободитесь от Тьмы, причаститесь бессмертию, оставив путь погибели!»

29. Однако одни из них, поиздевавшись надо мной, отошли, ибо предались пути смерти, другие же, бросившись мне в ноги, умоляли их наставить. И я посеял в них слова мудрости, и они отведали амврозии. Когда же наступил вечер и луч солнца начал полностью исчезать, я призвал их возблагодарить Бога. Совершив благодарение, каждый из них заснул на своем ложе.

30. Я же запечатлел в себе благое дело Поймандра и возрадовался, наполнившись тем, чего желал. Ведь сон тела стал трезвением души, истинное видение явилось закрытым глазам, молчание оказалось чревато благом, высказанные слова породили благие дела. И все это произошло со мной, потому что я получил от моего Ума, то есть от Поймандра, слово подлинного могущества. И я преисполнился божественной истины. И от всей души и всех сил я воспел хвалу Богу Отцу:

31. «Свят Бог, Отец всего сущего.
Свят Бог, чья воля свершается Его собственными Силами.
Свят Бог, желающий быть познанным
и познаваемый теми, кто Ему принадлежит.
Свят еси, Словом восставивший все сущее.
Свят еси, образом которого является вся природа.
Свят еси, которого природа не сформировала.
Свят еси, сильнейший всяческих сил.
Свят еси, лучший всех превосходств.
Свят еси, превышающий хвалы.
Прими, Невыразимый, Несказанный, именуемый в молчании, непорочную словесную жертву от обращенных к Тебе душ и сердец.

32. Умоляю Тебя, чтобы ничто не лишило меня знания, обретенного моей сущностью: удовлетвори меня и наполни меня силой. И я просветлю этой благодатью тех из рода моего, кто пребывает в невежестве, моих братьев, Твоих сыновей. Я верую и свидетельствую, что иду к Жизни и Свету. Благословен ecu, Отче. Твой человек желает помочь Тебе в деле освящения, ибо Ты наделил его всей силой».

Примечания

1. Здесь утверждается сущностное единство Ума Божественного и ума человеческого, Божественного Слова и человеческой речи.
2. Бог Ум — Отец — это и есть Поймандр.
3. Творения брата — это семь управителей, созданных братом Человека Демиургом.
4. Здесь, безусловно, заимствование из библейской Книги Бытия, 9: 1.
5. Сообщество сфер — имеются в виду семь управителей.
6. Огдо-ада — восьмая снизу сфера.

Источник: Урания №4-93