Олешко Юрий
Project Hindsight — проект «Взгляд в прошлое»
Проект «Взгляд в прошлое» — важнейшее событие в астрологии XX века. Целью проекта является перевод на английский с греческого, латинского, древнееврейского и арабского языков полного объема уцелевших астрологических трудов, начиная с древних веков и до эпохи Ренессанса. При этом речь идет не о сохранении антиквариата, а о том, чтобы сделать это историческое наследие доступным широким кругам астрологов. В числе сооснователей проекта «Взгляд в прошлое» известный американский астролог Роберт Хэнд, автор множества книг, в том числе фундаментального труда «Планеты в транзитах», являющегося в настоящее время настольной книгой практикующего астролога. Пользуясь случаем, выражаю надежду, что наши читатели в ближайшем будущем смогут приобрести эту книгу на русском языке, так как ее изда-ние предполагается в «Антологии Урании».
Сооснователи, вдохновители и главные действующие лица, всю свою жизнь отдавшие развитию и популяризации идей проекта, — это Роберт Шмидт и Элен Блэк. Роберт Шмидт ведет большую работу, на-правленную на «социализацию» феномена астрологии в современной науке. Элен Блэк — литератор и организатор ежегодных конференций (конклавов), на которых обсуждаются результаты работы по проекту, а также демонстрируются в действии старинные астрологические методики.
Возвращаясь к тематике проекта «Взгляд в прошлое», следует отметить, что для его создателей основным является трансформация настоящего через надлежащее понимание прошлого. Некоторым может показаться парадоксом, что воскрешение мысли из прошлого может дать новую жизнь настоящему, но это уже происходило в истории. Так, в период позднего средневековья перевод работ Аристотеля на арабский и латинский стимулировал достижения средневековой философии. Открытие заново и перевод работ греческих математиков в XVI веке стали причиной возникновения современной алгебры. Принимая во внимание эти исторические прецеденты, почему бы не ожидать того же и для астрологии?
Что же касается технической стороны проекта, то здесь были обнаружены интересные вещи. Первое: имеются совершенно новые (для нас) методы. Второе: существовали оговорки и ограничения в отношении методов, которые мы считаем известными. Это не только меняет, но представляет в новом свете способы приложения этих методов. Третье: обнаружены совершенно новые концептуальные признаки, которые, быть может, более четко структурируют наше понимание карт и астрологического символизма.
В первом случае удалось разобраться, как использовать чрезвычайно сложную систему греческих планетарных периодов. Греки связали с каждой планетой ряд различных периодов времени. Их, по крайней мере, три. Первый, или малый, период представлял собой ряд лет между двумя последовательными соединениями планеты с Солнцем в том же знаке. Он известен как повторный цикл. Третий и наиболее длительный большой период был выведен некоторым таинственным способом из ряда градусов, которые каждая планета имеет в своих термах*. Последнее не относится к Солнцу и Луне, большие периоды которых определяются на основе другого множества критериев. Средние периоды были обычно средними между большими и малыми периодами, хотя у Виттиуса Валенса (жившего во II в.) упоминается об их астрономическом происхождении. Проблемой является то, что эти три множества периодов основаны на различных критериях. Только один из них для каждой планеты является ясно выраженным повторным циклом. Эти периоды использовались для определения времени событий, таких как жизненные кризисы. В зависимости от положения планеты ее влияние будет сильнее всего проявляться в годы, отмеченные периодами данной планеты.
Довольно странно, но эти планетарные периоды использовались совместно с временами восхождения важных знаков в карте. Они вычисляются путем определения, сколько градусов по экватору проходит через МС, пока знак является восходящим. Иногда эти времена добавлялись к планетарным периодам, чтобы определить момент кризиса. Предварительная проверка этих методов дала весьма много-обещающие результаты. Например, наш современник имеет на МС знак Рыб, который в традиционной астрологии управляется Юпитером. Рыбы имеют время восхождения 17°, а малый период Юпитера — 12 лет. В возрасте 17 лет этот человек впервые познакомился с профессией, которую впоследствии стал изучать. В возрасте 29 лет (17+12) он действительно начал практиковать в этой области.
Существенно, что греки использовали, по крайней мере, три различные системы управителей времени, т.е. для различных периодов жизни человека существовал свой планетарный управитель, что представляется западным аналогом индусских систем dasa. Кажется, что нет временной техники, которую можно надлежащим образом использовать для вычисления рассматриваемого момента, не принимая во внимание управителя периода, причем эта последняя методика отнюдь не является вспомогательной. Отсутствие системы управителей времени, может быть, один из наиболее существенных недостатков современной астрологии. Мы не имеем общего метода, позволяющего охарактеризовать всю жизнь человека или хотя бы важнейшие ее периоды.
Интересно также отметить, что греки придавали исключительное значение использованию первичных направлений (primary directions), но использовали их иначе, чем это делают в настоящее время. Современная астрология, следуя за практикой Ренессанса, использует первичные направления для определения времени событий. Для греков же первичные направления были одним из методов установле-ния управителя времени. Но в то время как они широко использовали первичные направления, обращает на себя внимание отсутствие у них прогрессий. По крайней мере, пока нет точных сведений о том, когда прогрессии в современном виде были впервые введены в практику астрологии, поскольку они не встречаются вплоть до XVII века. Греки полагались главным образом на систему профекций (protections). В профекциях Асцендент или какая-либо планета продвигается со скоростью один знак в год, один знак в месяц, один знак в день, чтобы найти соответственно управителя года, месяца или дня.
В ходе работы над проектом был также восстановлен способ использования жребиев (т.е. арабских частей), и выяснилась исключительная важность Жребия Судьбы (Pars Fortunae) в греческой астрологии. Жребии активно использовались для определения систем производных домов. Как таковые, они могли нести очень специфическую информацию по какому-либо вопросу. Например, тогда как VIII дом может указывать обычным путем на смертельный исход для урожденного, VIII дом по отношению к Жребию Отца в карте рождения может указать, имеет ли этот смертельный исход отношение к отцу. Подобным образом XI дом по отношению к Жребию Судьбы в карте рождения особенным образом использовался в определении обстоятельств, имеющих отношение к приобретению собственности. Жребии применялись, подобно современному методу счета домов (также известному как «вращение колеса») от некоего рассматриваемого исходного дома, и использовались вместе с этой техникой. Так, дом смерти отца был и VIII домом от Жребия Отца, и VIII домом от IV дома (который вообще считался домом отца).
Что же касается техник, широко применяемых в настоящее время, то древние астрологи делали множество оговорок и ограничений на их использование, которые мы по большей части не соблюдаем. Наиболее разительный пример касается транзитов. Все греческие астрологи сходятся во мнении, что транзит не будет проявляться, если транзитная или натальная планета не является управителем времени в момент транзита. Другими словами, они считали, что существует методика для определения того, будет ли транзит эффективным и если будет, то насколько. У греков также имелся целый ряд условий, которые могли препятствовать актуализации транзитных аспектов.
Вообще, греки вводят гораздо больше условий и уточнений в свои описания, чем это делаем мы. Они явно не рассматривали по отдельности планеты в знаках, планеты в домах и планеты в аспектах как основные действующие единицы карты, но принимали во внимание лишь планеты в знаках с сопутствующими обстоятельствами управления, аспекта и т.д. В этом греки походят на индусов с их длинными коллекциями йог, большинство описаний которых с трудом выводятся из планетарного символизма. С другой стороны, древние западные астрологи не впадают в противоположную крайность в попытках интерпретировать всякую особенность карты, что, по-видимому, является идеалом для современной астрологии.
В качестве некоего подтверждения упомянутых ограничений и оговорок отметим, что греческая астрология часто делала концептуальные различия там, где мы стремимся не иметь таковых или выражать их неопределенно. Одним из наиболее фундаментальных является различие между дневным и ночным рождением, которое греки называли сектой. (Дневное рождение, когда Солнце над горизонтом, а ночное — Солнце под горизонтом.) Это различие было столь фундаментальным, что оно влияло практически на любую другую область астрологии. И вместе с тем оно полностью отсутствует в современной астрологии. Для греческого астролога Луна при ночном рождении была не менее важна, чем Солнце при дневном. Планеты описывались по-разному в зависимости от того, были они в дневной или ночной карте.
Например, Сатурн в дневной карте рассматривался как оказывающий положительное влияние (при прочих равных условиях), в то время как в ночной он считался зловредным; обратное было справедливо для Марса Большинство жребиев вычислялись по-разному днем и ночью: планеты-управители изменяли свое положение и т.д. В результате в классической греческой астрологии наблюдается лучший баланс между мужским и женским началом. Это различие, основанное на сектах и столь легкое для использования, уже было проверено рядом американских астрологов, и почти все они нашли его ценным. Кроме того, некоторые предварительные статистические результаты указывают на то, что введение такого различия может улучшить результаты Гокелена.**
Другое очень простое отличие касается разницы между правосторонним и левосторонним аспектами (также называемыми декстер (dexter) и синистер (sinister) аспектами). Большинство современных астрологов игнорируют эту разницу, лишь немногие пытаются различать ее с точки зрения силы, в частности, правые аспекты считаются сильнее левых. Для греков эти два вида аспектов были качественно различны и по-разному интерпретировались.
Так, Марс в трине к Венере, если Венера расположена на 120° вперед в последовательности знаков, не имеет того же значения, что Венера в трине к Марсу, когда Марс опережает ее на 120°. Точные детали природы этого различия все еще неясны. Обнадеживает то, что открытия в этой области еще будут сделаны.
Сходные замечания стоит сделать относительно искусной греческой проницательности в вопросах управления, где различные типы управления — и в большем количестве, чем в современной астрологии, — были различными по качеству, а не просто по силе, с полным различием по юрисдикции и приложениям.
Конечно, следует учитывать, что у участников проекта было не так много времени для знакомства с этими «новыми» концепциями и техниками. Во многих случаях все еще есть детали, которые пока не вполне понятны. Иногда возникают проблемы, «перевода» описания из древнего культурного контекста в современный. А порой возникают подозрения, что древний автор не вполне искренен и скрывает часть своих методов. Даже когда все вполне ясно, порой недостает времени, чтобы все досконально проверить. Тем не менее даже упомянутые выше открытия многообещающи.
При изучении переводов некоторых текстов было сделано важное и тревожное открытие: в ряде случаев быстрое распространение альтернативных техник или вариантов техник явилось результатом ошибок, допущенных в более ранних переводах, или неправильного прочтения оригинальных источников. Хотя это не означает, что такие техники полностью недействительны — история мысли полна добросовестных заблуждений — но определенно следует относиться к ним несколько иначе. Очевидно, что подобное случалось даже в древности; так, Валенс упоминает, что разные авторы вычисляли Жребий Судьбы по-разному, потому что разными способами интерпретировали более ранний исходный текст. Есть подозрение, что полемика вокруг применяемых греческими астрологами систем домов и возможно, сама идея мунданных домов могут быть результатом неверного прочтения Птолемея и других. Совершенно ясно, что путаница в методах применения первичных направлений является, в конечном счете, результатом ошибочного прочтения греческих текстов во времена средневековья. Здесь еще многое предстоит выяснять.
Одной из интересных услуг, которую Проект Хиндсайт намеревается предложить астрологическому сообществу, является построение генеалогий основных концепций и техник, с указанием того, где ошибки в переводе и интерпретации стали причиной создания вариативных концепций и техник и где последствия таких ошибок иногда полностью оборвали связь с оригинальными источниками.
В теоретическом плане мы получаем преимущество, которое дает понимание философской структуры, частью которой была греческая астрология. Большинство греческих астрологов демонстрируют знание афинской философии и используют этот язык в своих дискуссиях. Они знакомы с такими представлениями Платона, как предел и бесконечность, используют введенные Аристотелем различия между формой и материей, потенциальностью и реальностью; и вплоть до Птолемея они, видимо, использовали четыре элемента стоиков. Представляется, что и мы сможем в конце концов понять те теоретические мотивации, которые стояли за практическими методами.
Сама греческая астрологическая терминология, которая начала вводиться примерно во времена Платона (427-347 гг. до н.э.), весьма тщательно выбиралась. Прежде всего, почти все основные термины связаны с обрядовыми и религиозными моментами. Например, греческое название градуса (мойра) означает долю в смысле судьбы. Но мойры были также тремя богинями судьбы: одна закручивала нить индивидуальной человеческой жизни, вторая измеряла ее, и третья ее обрезала. И в счете градусов, как представляется, использовались глаголы, связанные с кручением и плетением.
Для всех фундаментальных астрологических терминов характерна двусмысленность. Типичным примером этого является греческое слово для знака — «зоидион», которое означает либо картину, либо что-то живое. В астрологической терминологии часто как-будто нарочно дублируют термины греческой философии. Например, «катархе» — термин для выборочного и почасового моментов (одно из самых ранних значений его — первый шаг к жертвоприношению) — ассоциируется с «архе» — философским термином, обозначающим источник или причину вещи. Все это не было абстрактным словарем, какой мы имеем в современной астрологии. Все термины в древности представляли собой используемые в специальном значении обычные слова языка. И если нам удастся овладеть этой терминологией, то мы действительно сможем вновь активизировать познания, что возвысит древнюю астрологию и в то же время вдохнет в наши современные астрологические концепции новую жизнь.
Пока одним из наиболее неожиданных открытий является то, что классическая греческая астрология оказывается удивительно сходной с индусской. Я уже отмечал подобие греческих управителей времени восточным dasa-системам, подобный йогам индусов характер множества греческих описаний. Но есть и более важное сходство. Ранняя греческая астрология использует цельнознаковые дома, что характерно для индусской традиции. Более того, она первоначально использовала аспекты на основе знаков, как и в индусской астрологии. И еще множество деталей можно было бы добавить к этому списку. Конечно, имеются также и впечатляющие отличия. В греческой астрологии нет ничего похожего на распространение раздельных карт (navamsa, dwadasamsa, panchamsa и т.д.), принятых в индусской астрологии, в то время как индусская астрология не имеет греческих жребиев. Подробный анализ подобий и различий этих двух систем астрологии обещает стать одной из наиболее интересных областей будущего исследования.
Греческая астрология в смысле запутанности и сложности своих техник подобна индусской и ориентирована на строгие правила. Нет сомнения, что эти правила могут увлечь астролога намного сильнее, чем правила современной астрологии, в которой полагаются главным образом на интуицию. Однако мы знаем также, что греческие астрологи не отрицали роли интуиции в чтении карты, они лишь отдаляли момент, когда может произойти интуитивный скачок. Возможно, сама путаница в техниках также была для греческого астролога подготовкой к заключительному интуитивному акту. Есть даже основания считать, что некоторые астрологи писали свои книги таким образом, что сама попытка прочесть их могла выработать хорошую привычку к астрологическому мышлению! Из этого можно сделать вывод, что древняя астрология (там, где ее техника может быть ясно понята) более познаваема, чем современная, и это, возможно, наиболее практическая и поэтому притягательная находка Проекта Хиндсайт.
Проект открывает нам тип астрологии, который одновременно и знаком, и экзотичен. Для внимательного астролога результатом такого парадокса является представление о знакомых астрологических концепциях как о странных и незнакомых, как будто мы о них слышим впервые и в первый раз их используем.
Все это создает чувство некоторой опустошенности. Но в этой всеобъемлющей пустоте могут прорасти побеги оригинальных знаний, которые много столетий тому назад взращивали древние астрологические концепции. И если мы сможем хотя бы сохранить эту священную тишину, то эти знания могут ожить и традиция снова окажется в наших руках. Из всех даров «Взгляда в прошлое» этот, возможно, величайший.
Издательство и журнал «Урания» совместное фирмой «RICONA LTD» с разрешения и в содружестве с издательством «The Golden Hind Press» приступили к переводу на русский язык и изданию в России трудов проекта «Взгляд в прошлое». Одновременно наш журнал и «Бюллетень Урании» начнут более подробно знакомить читателей с астрологическими методами прошлого.
* Подразделение каждого знака на пять частей.
** Современный французский астролог и статистик Мишель Гокелен занимался проверкой астрологических положений статистическими методами.
Источник: Урания №5-96