Лопухина Елена
Психодрама: играют все! (продолжение, начало в №3-95)
часть первая (диалог)
(продолжение, начало — «Сцена для Эскулапа»)
ЕЛЕНА ЛОПУХИНА — Первым, кто обратился к театру как психотерапевтическому инструменту, был Джекоб Ле-ви Морено. Он использовал идею театра не в классическом его варианте, когда режиссер руководит игрой актеров по заданному сценарию, а как мистерии — древнего театрального действа, где зрители были одновременно и творцами и участниками, где разыгрывался мир фантазий, архетипических образов, люди соприкасались с чем-то важным внутри себя.
— А почему именно театр, почему не живопись, например? Это ведь тоже проявление творчества. И рисовали люди с древнейших времен…
Е.Л. — С точки зрения теории Морено, человеческая личность развивается в результате освоения с самого раннего детства системы различных ролей. Можно сказать, что идея Шекспира о том, что мир — театр, а люди в нем — актёры, нашла воплощение в методе Морено в самом прямом смысле. Самые первые роли, которые начинает осваивать ребенок, психосоматические: роли едящего, пьющего и т.д. Потом он осваивает социальные роли: сына, дочери.
Помимо этого существуют психологические роли, которые Морено называл психодраматическими, например насильник и жертва, любящий и ненавидящий. Скажем, роль страдающего: это ведь не социальная роль, это роль, которую мы играем в мире фантазии. Есть мир реальности, социальной и психосоматической, а есть мир фантазии, наш внутренний психический мир, наша внутренняя пьеса, в ко-торой разыгрываются роли и события внутренней жизни. Ее Морено назвал психодраматической реальностью, роли в ней соответственно назывались психодраматическими. И если процесс психотерапии имеет дело прежде всего с внутренней, психической драмой личности или отражением социальной драмы во внутреннем мире, то, разыгрывая эту драму души, что-то изменяя, проживая на сцене, можно менять свой внутренний мир. В этом главная идея психодраматического метода. Морено рассматривает личность как совокупность определенных ролей: освоение более широкого круга ролей, способность к более гибкой смене этих ролей являются критерием роста личности.
Морено считал, что человек исходно спонтанен и способен к творчеству, он рождается таким — это и есть искра божья в нас, то, в чем мы едины с Космосом. В каждом из нас живет Бог, считал Морено, потому что в каждом из нас есть Творец.
Е.Л. — Мы живем в обществе, которое создает определенные ограничения, и рано или поздно в человеке формируется то, что Морено называл «культурными консервами». Творчество реализуется в некоей форме, и эта форма в какой-то момент становится обузой, ограничением. Любая книга, картина — это уже продукт, отчужденный от процесса человеческого творчества. Любая социальная норма, любой принцип поведения, когда-то бывший результатом творчества, затем застывает и начинает ограничивать нас, утверждая: должно быть только так.
Постепенно человек расстается со спонтанностью и творчеством, и это мешает ему развиваться и в том числе воссоединиться с божественным началом. Задача терапии — вернуть человеку контакт с существующим a priori источником творчества. Это позволяет человеку излечиться, чем бы он ни был болен, решить любые проблемы. Любая болезнь, любая проблема совпадает для Морено с понятием «консервов». Они — не патология, а просто «консерв», который нужно вскрыть, чтобы человек посмотрел на что-то по-новому, увидел другой способ решения проблем, перест-руктурировал свое восприятие. И использование драматургии, проживания в действии каких-то частей своего внутреннего мира дает исцеляющий эффект, потому что, проживая нечто в пространстве сцены, где нет ограничений, где все возможно — встретиться с тем, что было давным-давно, пережить события, которых не было, реализовать нереализованное, — человек расширяет свой внутренний мир, обретает способность реализовать свои потребности в более широком контексте и увидеть мир по-другому. Это дает человеку возможность в условиях пси-ходраматической группы прожить события не так, как он привык в условиях своей реальности, снова пережить и переделать их. Существуют, кстати, арттерапия, терапия искусством — изобразительным, музыкой, танцем, драмотерапия в узком смысле, — все эти направления терапии сформировались после второй мировой войны, значительно позже того, как Морено начал практическую реализацию своих идей Искусство всегда имело терапевтический эффект, но как направление психотерапии оно появилось после Морено.
Смысл того, что Морено называл психодрамой, еще и в том, что (и в этом отличие его от Фрейда) только в действии, которое целостно по природе, оно включает и чувства, и мысли, и поведение, — человек может действительно что-то реализовать, что-то менять в себе. Само слово «драма» переводится как «действие». Фрейд ограничивался в основном интеллектуальным, или ментальным, планом. Морено считал, что человек живет на всех уровнях, и в действии присутствуют все уровни бытия, вплоть до космического. Человек живет, нечто происходит, он что-то осуществляет, а это — основная идея театра.
Е.Л. — Почему психодрама, почему не просто жизнь? Потому, что для терапии, с точки зрения Морено, очень важно, чтобы было пространство сцены и пространство зрительного зала, зрители.
Реальность жизни и реальность фантазии — эти две реальности должны существовать внутри психотерапевтической группы, чтобы человек смог распутать их, понять, где кончается одна и начинается другая. Людям свойственно смешивать, переплетать фантазии и реальность. Эта путаница, разъединенность часто порождает проблемы. В психодраме возможно четкое разделение: человек встречается один на один с драмой своего внутреннего мира, событиями своей внутренней реальности. У него появляется возможность поставить барьер: это мой взгляд, мое видение, оно реально в том смысле, что эти чувства существуют, но из этого не следует, что такова объективная реальность. В то же время, с точки зрения Морено, внутренняя реальность более реальна, чем со-бытия объективного мира. Возможность разделения (не противопоставления, а разграничения) очень терапевтична. Поэтому так важен мир сцены.
Театр — вид искусства, наиболее наглядно и явно представляющий внутренний мир человека, всю систему его чувств, взглядов, мотивов. Человек разыгрывает на сцене жизни свои переживания, свои отношения, какими он их воспринимает. На сцене представлены не реальный папа, реальная мама, реальный начальник или любимая женщина, а наши образы их; мы вступаем в отношения не с реальными другими, а с другими, живущими внутри нас в качестве образов. Именно с этой картой внутреннего мира мы имеем дело в психотерапии.
— Представим психодраму как театр. Пьеса может быть любая, но в театре есть режиссер, завлит, осветители и т.д.
ЕЛ. — Главные действующие лица внутри психодрамы, это протагонист,* вспомогательные «я» — различные члены психотерапевтической группы, которые могут играть роли образов значимых других во внутренней драме человека (это могут быть образы каких-то людей из его жизни, или образы его чувств, или даже архетипические образы — Бога, света, т. е. любые образы его внутреннего мира). И есть фигура психодраматиста, психодрамотерапевта, «директора», ведущего весь процесс. Роль терапевта в группе можно уподобить роли Вергилия: он не совершает путешествие за Данте, но служит ему проводником, помогает разобраться в происходящем. Соответственно, задача ведущего — не придумать драму за протагониста, а помочь ему осуществить свою драму, путешествие в свой внутренний мир. Протагонист является по аналогии с театром и режиссером, и главным актером, а к тому же играет все остальные роли, потому, что прежде чем вспомогательные «я» входят в роли, их сначала показывает сам протагонист.
— Но потом протагониста надо как-то выводить обратно?
Е.Л. — Да, это тоже одна из функций терапевта. Но внутреннюю работу по изменению своего психического мира все-таки протагонист осуществляет сам. Психодраматист обеспечивает структуру путешествия, следит за соблюдением некоторых правил игры, которые помогают этому путешествию. Он может предложить какие-то ходы, но выбор всегда осуществляет протагонист. И кроме того, ведущий располагает целым арсеналом техник, которые применяются в психодраме.
Технический мир психодрамы очень хорошо организован. В ней много разных форм. Основная — это собственно психодраматическая сессия, которая состоит из трех частей: разогрев, действие и обмен чувствами. Каждая из частей имеет свои техники, которые применяет директор, ведущий драму.
Главное сходство психодрамы с театром заключается в том, что психодрама соответствует — и за этим следит ведущий — принципам композиции: там должны быть завязка, развитие, кульминация и завершение. Драма должна составлять эстетическое целое. Конец у нее может быть, как и в любой пьесе, разный: счастливый, несчастливый, но необходимо завершение.
— Ну, а принципы спонтанности и творчества, как их вписать в структуру театра? Это музы? Или действующие лица?
Е.Л. — Нет, спонтанность и способность к творчеству —-материал, из которого лепится психодрама. Психодрама обеспечивает структурные рамки для проявления творчества. Если следовать принципам Морено, то настоящее творчество возможно только в рамах некоторой структуры — не в смысле «культурных консервов», а в смысле правил игры. Игра без правил затрудняет создание эстетического целого. Эти правила предлагает психодраматист. Благодаря им участники получают поле для проявления спонтанности и творчества.
Почему в психодраматической группе подчас происходит что-то, что человеку трудно осуществить в жизни? Есть многие вещи, которые пугают, которые очень трудно в себе преодолеть, а психодраматическая группа создает поддерживающую, безопасную обстановку. Поддержка группы, рука «Вергилия» и любовь к протагонисту, которую он чувствует со всех сторон, отличают это путешествие в опасные зоны внутреннего мира. И человек может встретится с тем, с чем ему трудно было бы встретиться в одиночку.
Для меня важнейшей вещью, которой учит психодрматический метод, является то, что, когда идет драма, есть одно главное действующее лицо и все остальные участники группы помогают этому человеку, фактически забывая о себе, стараясь для него. И это имеет большое терапевтическое зна-чение не только для протагониста, но и для остальных членов группы: во-первых, они учатся думать не только о себе, а во-вторых, каждый из них твердо знает, что, когда он станет главным действую-щим лицом, каждый будет помогать ему.
Такое сотворчество — важный момент теории Морено. Недаром он говорит о своей глобальной мечте: когда-нибудь человечество станет сообществом равных богов, которые творят каждый соответственно своей индивидуальности, помогая друг другу. Одно из важных понятий теории Морено — понятие «теле». Оно характеризует то особое состояние отношений между людьми, когда есть истинный контакт, когда люди общаются, уважая индивидуальность, Самость друг друга. Одна из главных идей Морено — обмен ролями, возможность посмотреть на мир глазами другого человека. Обмен ролями — одно из технических средств психодраматического театра, в отличие от обычного театра, где каждый играет свою роль. Протагонист должен почувствовать себя во всех ролях, которые есть в его внутреннем мире. В результате человек начинает лучше понимать либо других людей, с которыми он общается, либо части своего «я».
При этом даже люди, которые никогда не были протагонистами, просто за счет того, что их выбирают в разные роли, расширяют свой ролевой репертуар: они «отыгрывают» разные части себя, соприкасаются с разными аспектами своей личности, часто неизвестными им самим.
Морено был убежден, что между людьми существует много общего. Поэтому так важна, стадия обмена чувств. Разыгрывалась драма одного человека, но наблюдатели и участники делятся друг с другом тем, что отозвалось в них, какие чувства, воспоминания, ассоциации эта драма пробудила в них, что она сказала им об их жизни. Это еще один момент, объединивший психодраму и обычный театр. Театр может оказать терапевтическое действие на зрителей. В психодраме же терапевтический эффект испытывают и участники, и режиссер, он же протагонист. В этом смысле психодрама ближе к мистерии, которая была театром для участников. В ней присутствовал момент спонтанности, дей-ствие развивалось, исходя из правды роли, пьеса рождалась «здесь и теперь».
Психодрама дает простор для творчества, и «директор» психодрамы должен следить за этим, вовремя задать определенные вопросы, обратить внимание на то, что есть другие возможности, точки выбора. Идея в том, чтобы в ходе психодрамы человек нашел новые способы решения своих проблем.
В своем психическом мире человек — безграничный творец.
— Если психодраматическая реальность более реальна, как говорил Морено, чем реальная реальность, то нет ли в этом сходства с идеей майи, того, что внешние события лишь грезятся нам?
Е.Л. — Морено был крайне реалистичным человеком, и его собственная жизнь это доказывает. Да, он был мечтателем, теологом, философом, грезящим о каких-то высших сущностях, но он говорил о практическом, действенном воплощении своего творческого начала. Ему принадлежит ряд технических изобретений. Он изобрел одну из первых моделей магнитофона. Собираясь в Америку, он заработал деньги на жизнь, придумав первый радиофильм.
Он создал социометрию, которая очень повлияла на современную социологию; он чуть ли не первый начал разрабатывать методы измерения в социальных науках. Он первым попробовал использовать видео — .обратную связь как инструмент психотерапии, и из этого впоследствии развилось самостоятельное направление психологического тренинга. Сама психодрама — очень структурированный метод с большим количеством приемов и техник.
Морено — один из немногий мыслителей, у которых не было разрыва между мыслью и ее реализацией. Он действительно пытался делать то, о чем мечтал, он был исключительно практичным мечтателем.
С именем Морено связана третья революция в психотерапии. Первую осуществил французский психиатр Пинель, который разрешил пациенту быть больным. До этого к психическим больным относились либо как к святым, либо как к одержимым дьяволом. Вторая революция связана с именем Фрейда, который разрешил пациенту говорить. А Морено разрешил пациенту действовать. Морено открыл целое направление психотерапии — групповую психотерапию. Свои первые опыты он проводил не в кабинете, не с отдельными людьми, а с беженцами, с проститутками: он был в контакте с жизнью и пытался внести изменения в реальную жизнь.
Е.Л. — Морено верил в человека и считал, что человек подобен Богу в том, что очень многое может в своей жизни изменить. Но только творя, мы воссоединяемся с Космосом и становимся подобными Богу.
Мы можем творить, в частности, и свою жизнь, и жизнь больших общностей. Человечество в целом может творить свою жизнь, и в этом смысл существования. Творя, мы не противостоим Богу, а действуем, наконец-то так, как надо, соответственно своей истинной сущности, вписываясь тем самым в законы Мироздания.
— А кем был Морено по профессии?
Е.Л. — Врачом. Он учился в Вене. Родился в Румынии,… На самом деле он родился на корабле. Точный день его рождения не известен. А детство его прошло в Румынии. Биографы до сих пор бьются, уточняя факты его биографии. Морено сознательно мистифицировал свою жизнь, считая, что психодраматическая реальность важнее реальной реальности. На своей могильной плите Морено завещал написать: «Человеку, который внес юмор в психотерапию». Известна масса случаев из его жизни. Один из них связан с первыми его попытками группового терапевтического воз-действия: он начал играть с детьми в парках Вены. Например, он спрашивал ребенка: «А как тебя зовут?» Допустим, ему отвечали: «Мери». «А почему тебя так зовут?» «Меня так назвали родители». «А почему ты позволила, чтобы тебя назвали родители? Как бы ты сама себя назвала?» Он доиг-рался до того, что стал спрашивать: «А почему бы тебе самому (или самой) не выбрать себе родителей? Каких бы ты родителей выбрал(а)?». Настоящим родителям это очень не понравилось, они пожаловались, в полицию, и у Морено были неприятности. С ним часто случались неприятности такого рода.
Есть еще история про Морено, связанная с театром. Он пришел смотреть пьесу «Так говорил Заратустра». Во время действия Морено вышел на сцену, подошел к актеру, который играл Заратустру, и сказал: «Заратустра перевернулся бы в гробу, если бы увидел, как его играет какой-то актеришка! Что ты знаешь о жизни Заратустры? Ты ничего в нем не понимаешь. Вот если бы ты сыграл жизнь мистера … (он назвал фамилию актера), это было бы страшно интересно, это был бы целый мир. Почему ты не играешь себя? Почему ты играешь роль, в которой ничего не понимаешь, потому что не пережил того, что пережил Заратустра?». Спектакль был сорван, актеры в смятении. В этом эпизоде отразилось отношение Морено к классическому театру, которое было крайне отрицательным. Он считал его «культурным консервом». Классический театр, писал Морено, с разыгрыванием пьесы по заданному тексту с заданным сюжетом, есть нечто уже законсервированное, — на одном конце шкалы, а на другом — жизнь, реальная жизнь, в том числе и психическая с ее спонтанностью, ибо каждый момент жизни неповторим. Психодрама находится где-то между этими двумя полюсами, и чем ближе она к жизни, тем лучше. Психодрама — жизнь, которая разыгрывается в условном пространстве сцены.
— Морено имел успех при жизни?
Е.Л. — В определенном смысле успех он, конечно, имел. Судьба идей Морено довольно забавна. Теория у него не очень разработана. У него философия, теология, а теория довольно проста. В терапии существовали куда более сложные, интересные конструкции — Фрейда, Юнга. Его приемы прочно вошли в разные системы терапии часто без указания авторства.. Он очень повлиял на Перлза, у него учились Вирджиния Сатир, Эрик Берн. В этом смысле Морено определенно имел успех. Но широкое официальное признание обрели только социометрия в социологии и социальной психологии.
Е.Л. — У нас в стране из всего наследия Морено много лет знали только социометрию, и то в очень узком ее понимании.
— Сколько времени существует психодрама на отечественной почве?
ЕЛ. — Известно, что сам Морено приезжал к нам в 1959 г.
— Официально?
Е.Л. — Да, он посещал психиатрические организации Москвы и Ленинграда, выступал, но тогда еще его метод не был принят. Реально у нас его начали практиковать шесть лет тому назад.
Я верю, что психодраму ждет большое будущее в России, потому что сущность психодраматического метода адекватна, на мой взгляд, особенностям нашей национальной психологии. Сам Морено признавал, что на него повлияли идеи Станиславского. Более того, в 1925 г. он думал эмигрировать в Россию. Во всяком случае, собираясь в эмиграцию, он выбирал между США и Россией. Идея внутреннего театра, психологической событийности (вспомним Чехова и Достоевского) близка российской культуре.
Продолжение —«В космос -пешком»
*Протагонист (греч.) — главное действующее лицо. Так называется клиент психодрамотерапии, чья «драма» разыгрывается в данный момент на сцене, (прим. Е. Лопухиной).
Источник: Урания №3-95