Путь апостола Иакова

 

Вдохновленные нашей музой Уранией, а также темой номера, мы открываем в журнале новую рубрику «Путешествия Урании». На этот раз путь наш лежит в Испанию.

Паломничество к святыне в Компостеле на севере Испании — одно из самых увлекательных и прекрасных странствий на свете. Согласно преда­нию, апостол Иаков Старший (по-испански Сан­тьяго), брат Христа, после того, как Сын Божий был распят, отправился проповедовать в древнюю Ибе­рию, и там в Сарагосе его посетила Дева Мария. После мученической смерти в Иерусалиме тело апостола было переправлено по морю в порт Ирия-Флавия, ныне Падрон, на западном побережье Испании, в Галисии. Захороненное на месте старого римского кладбища, нетленное тело апос­тола было вновь обнаружено в 812 или 814 году, когда яркая звезда на небе указала отшельнику путь к святой могиле.
С тех пор апостол Иаков стал святым покрови­телем Испании, а его могила — священнейшим местом на Иберийском полуострове. Название города Сантьяго-де-Компостела, видимо, происхо­дит от латинского campusstellae, то есть «поле звезды». Сам феномен паломничества в Компостелу имел огромное значение для евангелизации Европы, в Средние века это был один из важнейших духовных очагов континента. Третий по значению центр христианского паломничества после Иеруса­лима и Рима, Компостела по сей день привлекает к своим святыням миллионы пилигримов.
Путь Иакова, пролегавший по суровым доро­гам северной Испании, со временем обогатился красивейшими духовными и художественными памятниками: вдоль дороги возникли монастыри и церкви, больницы и приюты, замки и крепости. Для защиты от набегов мавров и поддержания порядка был основан воинский орден Сантьяго, немалую роль здесь сыграли и тамплиеры.
Путь Сантьяго имеет богатую историю, хранит немало тайн. Словно путеводная нить блистает он мириадами духовных огоньков, это сердца паломников стремятся к очищению и преображе­нию души, обретая неповторимый опыт. Опыт этот связан с разными сферами человеческого знания, со многими науками, включая астрологию. Недаром по-испански Млечный Путь так и называется «Путь святого Иакова».
Путь в Компостелу для многих пилигримов из Европы начинался в центре Парижа, у башни святого Иакова — Тур Сен-Жак, на правом берегу Сены, неподалеку от Нотр-Дам. Вот как описывает сбор паломников в Париже американский писатель Джеймс Майченер:
«Здесь собирались те, кто отправлялся в даль­ний поход к Компостеле, находившейся за полторы тысячи километров. Короли и нищие, знать и разбойники, мясники и рыцари, поэты и философы сходились здесь, чтобы отправиться к заветной цели.
У каждого были на то свои причины. Чтобы понять их, присоединимся к пестрой толпе, при­шедшей к Тур Сен-Жак погожим весенним утром, в то далекое средневековье. Здесь сошлись две сотни паломников из Германии, Англии, Франции и Нидерландов, даже из Норвегии и Швеции. Их можно четко разделить на семь групп.
Во-первых, это благочестивые христиане, ищу­щие спасения у могилы апостола, но из-за преклон­ного возраста многие из них погибнут в пути. Во-вторых, это рыцари, которые на поле брани поклялись совершить паломничество, если вер­нутся живыми из битвы: они едут верхом в сопровождении жен. Третью группу составляют монахи и священники, иной раз среди них встречается даже какой-нибудь кардинал, долгие годы мечтавший отправиться в Сантьяго, чтобы достойно увенчать тем самым свою жизнь, от­данную церковному служению.
В четвертой группе — преступники, которым судья предложил на выбор: «Либо пять лет тюрьмы, либо паломничество к могиле апостола Иакова». Многих из них трудно назвать настоящими пре­ступниками, прегрешения иных весьма незначи­тельны, но все эти люди должны получить в Компостеле свидетельство, доказывающее, что они выполнили обещание и достигли святыни. В связи с этим, во многих приграничных городах, таких, как Памплона, процветала целая индустрия «спра­вок из Компостелы», ибо многие ловкие коммер­санты нередко запасались свидетельствами в Сан­тьяго и затем перепродавали их всякому, кто не желал испытывать тягот дальнего пути.
Пятая группа: нищие, пройдохи, воры, разбой­ники и всякий сброд, рассчитывающий поживить­ся за счет путников; некоторые из этих нечестивцев так и проводят жизнь, шныряя по бесконечным паломническим тропам в поисках добычи.
Шестую группу составляют купцы, зодчие, бродячие художники, ткачи и прочий люд, исполь­зующий дорогу в качестве рынка.
Наконец, на всем протяжении пути встречаются австрийские и итальянские авантюристы, шпионы других государств, наблюдающие за тем, что проис­ходит на севере Испании, в этом неспокойном краю, на который претендуют Франция и Англия.
Но в то солнечное утро всех их объединяет общее паломническое одеяние, известное по всей Европе: толстый плащ, который будет служить надежной защитой от непогоды и стужи, теплым ночным одеялом; восьмифутовый посох с привя­занной к нему флягой или долбленой тыквой для воды; тяжеленные сандалии, способные выдер­жать полторы тысячи километров пути до Сантья­го, и широкополая шляпа с загнутым спереди краем, украшенная тремя или четырьмя сияющи­ми двустворчатыми ракушками».

Путь паломников лежит к югу Франции: Ор­леан, Тур, Пуатье, Лимож, Арль, Монпелье, Тулуза, Ронсеваль и, наконец, Памплона, откуда начинает­ся Испания. Далее дорога следует по северным испанским землям через Наварру, Бискайю, Гали­сию: Пуэнте ла Рейна, Эстелья (Звезда), Санто-Доминго-де-ла Кальсада, Бургос, Леон, Асторга, Понферрада, Вильяфранка-дель-Бьерсо.

Много легенд и преданий хранит эта земля. Повсюду, в самых неожиданных местах странник встречает распятия и часовни, напоминающие о далеких временах. В одном из преданий рассказы­вается о Нориберте, жителе Люксембурга, который в 1080 году присоединился к пяти рыцарям, пред­принявшим паломничество в Компостелу. Они поклялись в верности друг другу, и каждый обязался защищать осталь­ных до последней капли крови; все приняли при­сягу, кроме Нориберто, который отказался, созна­вая, что у него недостает для этого мужества. Однако ему позволили отправиться вместе с ос­тальными в качестве со­провождающего. И когда рыцарь Феликс, которому в свое время пришла мыс­ль о присяге, занемог в Испании, остальные, стре­мясь поскорее добраться до собора Компостелы, последовали дальше, кро­ме Нориберто, оставшего­ся ухаживать за больным. В предсмертной агонии Феликс молил о помощи, и Нориберто не отходил от него ни на миг, но несмот­ря на все его старания Феликс умер, и Нориберто во всем обвинил себя. «Я знал, что мне это не по силам», — шептал он в отчаянии. Но когда нарушившие клятву добрали­сь до Компостелы, они увидели, что Нориберто уже там: сам святой Иаков доставил его на белоснежном скакуне.
Другая легенда связана с перевалом Себрерос. на пути в Компостелу. Много столетий назад в тех местах выдалась суровая зима. Каждую ночь свирепствовала снежная буря, и в горах пропа­дали замерзшие овцы. Один монах решил остать­ся в горах, чтобы служить святую мессу для всякого пилигрима, который забредет в часовню на перевале в ненастный час, но никто не пришел туда кроме бедного старого пастуха. Звали пас­туха Хуан Сантин, и каждый день в самый разгар бури он являлся в часовню и вставал у алтаря, чтобы послушать мессу, так что монаху приходи­лось оставлять свои теплый очаг и идти в промерз­шее помещение, чтобы совершить таинство.
Однажды ночью, когда буря разыгралась не на шутку и монах мечтал остаться у своего уютного очага, Хуан Сантин вновь явился послушать мессу: помимо овец, в его жизни не было иной отрады, кроме этой святой службы, и ворчливому монаху опять пришлось оставить уютное место у камелька. «Бедный я бедный, — причитал он. — Приходится идти сквозь пургу и ненастье только потому, что этот дурацкий пастух хочет услышать, как я про­изнесу несколько слов на латыни перед куском хлеба и чашкой вина!»
И не успел он договорить, как раздался оглушительный гром, ча­совня озарилась ярким светом и хлеб на алтаре превратился в тело Хрис­тово, а вино в чаше стало кровью. Голос Иисуса Христа возвестил монаху: «Я тоже пришел этой но­чью послушать вечерню, ибо и я пастух».
С тех пор часовня на перевале Себрерос стала одной из самых почитае­мых святынь на пути апос­тола Иакова.
На подходе к Компостеле существовал обычай: первый, кто увидит башни знаменитого собора, кри­чал по-французски: «Моп Joie!» («Я король!»), и этот паломник становился главой своей группы. Лю­бопытно, что большинст­во из носящих сегодня такие фамилии, как «Кинг», «Кениг», «Леруа» или «Рекс», обязаны этим кому-то из своих зорких предков, первому из группы завидевше­му башни Компостелы.
В самом Сантьяго стоит удивительный по красоте и великолепию собор, где устраивают торжественные богослужения, особенно в день апостола Иакова — 25 июля, и тем более в «юбилейные» годы, когда на этот день прихо­дится воскресенье.
Путь апостола Иакова всегда привлекал внимание ученых, выдвигавших различные ги­потезы о его происхождении и истории. Вот какие гипотезы выдвигает французский иссле­дователь Луи Шарпантье.
«Многие петроглифы периода неолита, найден­ные в Галисии, совпадают со знаками, оставленны­ми в камне строителями на пути апостола Иакова.
Возможно, в этом кроется одна из величайших тайн паломничества в Компостелу.
Путь Сантьяго в Испании это дорога посвяще­ния, уходящая истоками, как минимум, в эпоху неолита. Странствование по нему, похоже, никогда не прерывалось.
Этот путь каким-то таинственным образом связан с «народами моря», пришедшими с запада, у которых обнаруживается общий символ —водо­плавающая птица, гусь или лебедь, изображенный в виде перепончатой плюсны, знаменитой в сред­ние века «гусиной лапы».
Этот путь был намечен и подготовлен, во-первых, благодаря своим теллурическим качествам, но еще и по неизвестным причинам, неким наро­дом, пришедшим с Атлантики: этих людей называ­ли Geants (гигантами, исполинами), Jeans (Жанами или Хуанами), Jaun (по-баскски, «господин»).
Имеется достаточно оснований полагать, что эти Жаны, эти атланты были носителями удиви­тельнейшей науки, часть которой они смогли передать. Во всяком случае это касается тех из них, кому удалось спастись от морского катаклизма, повергшего в пучину обитаемый мир в ходе знаме­нитого неолитического «разверзания».
Разбросанным, потерпевшим кораблекруше­ние в этом пустынном мире, им пришлось взять на себя задачу развития отсталых народов, среди которых они оказались, передать им часть знаний в обмен на помощь, необходимую для выживания.
По меньшей мере три центра были установлены на западе, где «подготовительный» путь посвяще­ния пролегал вдоль четко очерченных параллелей, выходивших к Корнуоллу, лигурской Арморике и Галисии. Людям, сформировавшимся благодаря пройденному сакральному пути, они передали зна­ния в области сельского хозяйства, ремесел и, вероятно, торговли. По всей видимости, эти три маршрута были весьма многолюдны до времен владычества Рима, который систематично разрушал все, что не мог поработить.
Римляне превратили свободных крестьян в рабов, предполагаемых варваров христиане сде­лали крепостными, за которыми закрепилось прозвище Жаки, ставшее уничижительным, рав­но как и pedzouilles (мужланы, деревенщина), Жак-гусиная нога.
В результате преследований были истребле­ны наставники-друиды, прекратили свое суще­ствование их пути посвящения и центры в Галлии и Великобритании. На Западе остался лишь один путь посвящения — в Галисии. Он был защищен горными хребтами и привлекал людей искусства, которых крепостничество не могло привязать к земле.
Очевидно, что в неспокойные времена в начале нашей эры большинство из тех, кому открылись традиционные знания, были пиренейцами, и это в какой-то степени объясняет легенду о пиренейском происхождении «мастера Жака».
Именно эти люди стали самыми древними строителями дороги в Компостелу. Конечно, они были не только строителями… Но именно в памят­нике, в камне следы наиболее долговечны.
Я считаю, что они существовали со времен дольменов до наших дней, ибо братство этих людей живо до сих пор…
Все, что можно было передать из традиционно­го знания через памятники, было передано, неза­висимо от осознания сути того, что передавалось.
До появления монументального христианского искусства деятельность этих людей традиционно была связана прежде всего с пещерами. Вдоль всего пути встречается множество естественных и искус­ственных пещер, бессчетное количество курганов и дольменов, обычно вырытых в земле. В ту эпоху эти мастера были, прежде всего, плавильщиками и кузнецами… (колонна Жакин в храме Соломона была покрыта бронзой).
В христианские времена эти мастера встрети­лись на пути апостола Иакова с так называемыми «мосарабами», которых также привлекала вели­кая святыня. К IX веку они привнесли сюда из Севильи и Кордовы приемы зодчества, получив­шие название «арабских».
Пиринейцы, кантабрийцы, мосарабы — может быть, они основывались на общей тысячелетней традиции, из века в век хранившейся в тайне и быстро нашедшей применение в различных техни­ческих приемах.
Когда благословенное обретение могилы апос­тола позволило христианизировать путь, на этой дороге выстроились в ряд как «вестготские», так и «мосарабские» монастыри и скиты, неизменно возводившиеся в традиционно священных гротах: Санта-Сесилия, Сан-Хуан-де-ла-Пенья, Лейре, Эстелья, Ирансу, Ираче, Панкорбо, Сан-Мильян, Сан-Мигель-де-Эскалада и многих других.
Вестготы, к которым присоединились мосара­бы, составили братство зодчих, покровителем ко­торых — еще до времен христианства — стал легендарный Жак. Средневековью это братство известно под именем «Enfants de Maitre Jacques» («Дети мастера Жака»).
Очевидное взаимовлияние наблюдается между пиринейскими зодчими и клюнийскими, прибыв­шими к дороге апостола позже, причем взаимообмен происходит в системах, приемах, орнаментике.
Помимо монограммы Христа, Жаки оставляли на камнях многочисленные знаки. На отдельных памятниках такими знаками помечены все камни, особенно на здании самого собора в Сантьяго-де-Компостела, где они высечены очень глубоко.
Все эти знаки встречаются и в петроглифах неолитических скал Галисии, причем не только такие простые, как крест или стрела, но и гораздо более сложные.
Возможно, речь идет о продолжавшейся тыся­челетия передаче постоянно повторявшихся знаков посвященных?
Связанные древней традицией, Жаки остаются в стороне от организованной массы христианских паломников, идущих в Компостелу. Их религиоз­ные и философские воззрения, обряды, без сомне­ния, «маргинальны», подвижны, секретны… Они остаются и вне покровительства клира, кроме, пожалуй, одного лишь ордена тамплиеров. Со своими тайнами, непохожим на других образом жизни и мыслей они тяготеют к обособлению даже мест своего обитания.
Орден святого Бе­недикта — по преимущест­ву орден зод­чих и земле­дельцев. До­брая часть его членов состо­яла из камен­щиков, рез­чиков по камню и плотников. Постоянное и совместное учение при­вело этих каменотесов, плотников и каменщиков
к архитектуре и к философии зодчества. Точно так же монахи-земледельцы пришли к другому под­линному искусству: алхимии.
В рядах ордена было также немало музыкантов, в его школах изучались семь основных наук и многие ремесла.
Именно тогда монахи, а также светские братья, новообращенные и рабочие, связанные с орденом, составили крупнейшую из когда-либо существо­вавших организацию по строительству монастырей и церквей.
Возводимые ею сооружения выполнялись на высоком научно-философском уровне с примене­нием широкого сочетания римских строительных методов (римляне были замечательными строите­лями мостов), григорианских ритмов, византий­ской декоративной символики и платоновской философии. Добавим, что когда аббат Витица из Аньяна, в Восточных Пиренеях, добился слияния с орденом святого Колумбана, бенедиктинский мир обогатился друидической философией, несомнен­но, составлявшей основу всего знания Жаков. Именно к периоду этого слияния и относится «находка» могилы апостола Иакова в западной оконечности Галисии… И если нельзя с полной уверенностью утверждать, что обновленный уже в VIII веке Бенедиктом Аньянским орден стал ини­циатором этой находки, он, как минимум, немало способствовал созданию легенды.
С какой целью? Иаков был всего лишь одним из апостолов, и во Франции да и вообще на Западе было достаточно реликвий и псевдореликвий для «организации» любых паломнических путей, в них действительно не было недостатка; поэтому следует
признать, что Бенедиктин­ский орден как орден строителей интересовала сама дорога.
Почему? Для прида­ния соору­жениям оп­ределенного стиля? Или для того, чтобы на­править мо­нахов, ново­обращенных и рабочих третьего ор­дена на путь посвяще­ния?
Я склоняюсь к последнему варианту. В рам­ках ордена клюнийские мастера составляли свое­образное братство зодчих. Не могу с точностью сказать, что обретали странники на пути в Компостелу и в конце его, но бесспорно, что начиная с XI века, когда клюнийские каменщи­ки появились на дороге апостола Иакова, что-то изменилось в самом бенедиктинском зодчестве. Не только упрочилась его техника, но сами строения «запели». Был найден ритм, и матема­тический анализ некоторых клюнийских роман­ских зданий мог бы принести немало удивитель­ных открытий.
Через Клюни христианский мир примиряется с тысячелетней традицией, и странствование клю­нийских зодчих к инициации дает результаты, превосходящие вклад мосарабского стиля на пути апостола Иакова: достигается гармония, созвучная космосу…
И задаешься вопросом: достаточно одного лишь сакрального странствия, чтобы пилигрим с цирку­лем и отвесом в руках достиг степени посвященно­го, позволяющей передавать людям средство пре­ображения. Или в самом пейзаже, на камнях Галисии записан некий документ удивительного знания? Может, он бросается в глаза, но мы не в состоянии его разглядеть.
И все-таки откуда возник этот путь народного паломничества, с подспудной идеей покаяния, вечного спасения? Была ли это ширма или коммер­ческое предприятие?
Туристу не дано пройти через местечко Ока (гусь), встретиться с паломниками в Падроне, дойти до Нойи… Ему лишь разрешается наспех привести себя в порядок в Лабаколья и крикнуть «MonJoie!» при виде башен Сантьяго-де-Компостела.
И слава Богу! Для того, кто ищет свой путь, турист на дороге только помеха. Да и торговцев лучше держать подальше от храма.
Конечно, клюнийские зодчие создали удиви­тельные шедевры и на знаменитом пути. Насколько известно из преданий, эти люди входили в братст­во, позднее известное под именем «CompagnonsduSaintdevoir» («Спутники святого долга»). Они пользовались полным покровительством ордена, и, согласно легенде, виновны в убийстве мастера Жака. За этим мнимым, хотя и легендарным, символическим убийством, возможно, скрыто какое-то более тонкое противоречие.
Другое братство зодчих, именуемое «Дети Соломона», возникает в средние века. Есть осно­вания полагать, что они появились одновременно с орденом тамплиеров и были с ним тесно связаны: недаром полное название ордена — Рыцари Храма Соломона.
Согласно преданию, братство «Детей Соломона» также было причастно к возведению Иерусалим­ского храма, и часть легенд «Детей мастера Жака» перешла к этому братству, каким-то образом, видимо, происходящему от Жаков.
С другой стороны, очевидно, что первые девять рыцарей Храма были посланы в Иерусалим святым Бернардом Клервосским с тем, чтобы привезти важный документ посвящения, находившийся в фундаменте храма Соломона. Использование этого документа стало основополагающим для своего рода цивилизационного взрыва, который пережил Запад в Средние века.
Думаю, этим документом были Скрижали Закона, спрятанные в храме и так и не обнару­женные ни при первом разрушении храма вави­лонянами, ни при разрушении второго храма римлянами Тита.
Примечательно, что мы обнаруживаем те же традиционные истоки и в Эфиопии, где зародилась цивилизация фараонов (к тому же, Соломон, знав­ший об этом, отправил в Эфиопию по меньшей мере один экземпляр Скрижалей Закона, которые находятся там по сей день), и в Финикии (фини­киец Хирам из Тира построил храм Соломона), и на Кавказе, где высадился Ной и возникли хеттская, шумерская и вавилонская цивилизации, а также ионийская, то есть греческая (именно там был прикован к скале Прометей, укравший огонь с небес, там же находилось Золотое Руно), и, нако­нец, на западе Европы, в Галисии (где высадился другой Ной), в Арморике и Корнуолле.
Так что к тому моменту, когда святой Бернард направляет с миссией первых девять рыцарей, мы обнаруживаем зодчих, которые, как, например, Жаки овладели не только определенной техникой, но и символическим учением, глубинного значения которого они могли и не знать, но ритуальные, символические и тайные формы передавали из поколения в поколение. Позднее на Запад попадает подлинно научный документ, позволяющий ис­пользовать это тайное учение.
И тогда начинается экспансия, проведение которой поручается ордену тамплиеров, но она продолжает быть экспансией, даже когда ее маски­руют под борьбу с мусульманами на востоке. Эта экспансия ведется, во-первых, через сельское хо­зяйство (например, во всех владениях командоров), а во-вторых, через строительство памятников. Любопытно, что жезлом Великого магистра там­плиеров служит abacus, «абак», счетная доска, которая часто была посохом мастера.
В распоряжение тамплиеров поступает избран­ное меньшинство строителей, организуемое в брат­ство, и для исполнения своей миссии они прибегнут к «жаковой» традиции, идущей от Ноя-атланта и от науки, почерпнутой из Скрижалей Закона.
Так возникает готический стиль, так возникает Шартр…
«Дети мастера Жака» жили вдали от мирской суеты… Сей факт позволяет нам лучше понять жития отшельников, основавших монастыри вдоль пути апостола Иакова, такие, как Санто-Доминго-де-ла-Кальсада или Сан-Хуан-де-Ортега (и многие другие, даже на «жаковых» мар­шрутах во Франции).
По всей вероятности, в средневековье слову «отшельник» придавался иной, чем в александрий­ском христианстве, смысл: это не обязательно был человек, живущий уединенно в пустыне.
И действительно, в преданиях, повествую­щих об основании и строительстве аббатств, мы нередко встречаем «отшельника». Сам святой Бенедикт назван «отшельником», — и это он строит Субиако. Пьер дель Этуаль (звезда! — какое совпадение) — отшельник, возводящий Фонгомбо на берегу реки Крез.

Это отшельничество очень похоже на положение греческих «демиургов», совершенных мастеров, живших в уединении: ремесленники и зодчие ходили к ним спросить о правилах, которым необходимо следовать при выполнении работ. Человек, достигший определенного уровня знания, особенно тайн Природы, отстраняется от общества. Его немного побаиваются и сторонятся, это долгое время происходило с кузнецами, целителями огня… До сих пор в некоторых местах кузнец считается чуть ли не колдуном и живет уединенно, почти отшельником. Кто знает: может, жилища отшельников, во множестве встречающиеся вдоль пути апостола Иакова (где возведены духовные памятники), были обителями мастеров и в столь пустынные места не забредали «прохожие», случайно оказавшиеся на пути посвящения? И мастера эти были столь искусны в своем деле, что короли и князья прихо­дили к ним и заказывали для себя дворцы, мосты и дороги?

…Эти мастера, окончившие свое «странствие», жили в уединении и служили опорой тем, кто стремился к посвящению.
(В публикации, подготовленной Александром Казачковым, использованы фрагменты из книг James Michener «Iberia», Ed. Plaza & Janes, 1971, Barcelo­na, и Louis Charpentier «Les Jacques et le mistere de Compostelle», Editions Robert Laffont, 1971, Paris).

 

Источник: Урания №2-97