Пелаэс Эмилио

Путь к океану: истоки и миф странствия на запад

 

Предлагаемый вниманию читателей «Урании» материал подготовлен Александром Казачковъш с использованием двух докладов, сделанных на IX Иберийском астрологическом конгрессе его участниками Эмилио Пелаэсом «Путь к океану: истоки и миф странствия на запад» и Клаудио Ж.Боке «Астрология Пути апостола Иакова».

ИАКОВ СТАРШИЙ

Иаков, сын Заведеев (Иаков Старший), был избран Христом как один из двенадцати сопровождавших Его. Он бчл братом Иоанна, и оба отличались столь крутым нравом, что Иисус нарек их именем Воанергес, то есть Сыны Грома1. Они же просили Христа позволить им сесть возле Него, одному по правую руку, а другому по левую, в славе Его2. Иаков погиб трагически: он был убит Иродом3 на пасху 44 года.
Апостолам было поручено распространять христианское учение по всему свету, однако передвижения Петра, Павла, Иоанна и Иакова Алфеева слабо подкреплены документально. Ничего не говорится и о местах, где проповедовал и действовал Иаков Старший (по-испански — Сантьяго). Путь его жизни представляется весьма смутно, на фоне той главенствующей роли, которая отведена Петру и Павлу, в распространении христианства в Средиземноморье.

Рис. Святые Врата собора Св. Иакова.

Испания не упоминается среди стран апостольского проповедничества до IV века, когда Дидим Слепец в одном из своих текстов говорит о ней наряду с Индией как о странах распространения Евангелия. И только в V веке ученик Дидима Блаженный Иероним выдвигает предположение о том, что апостолы могли быть похоронены в тех странах, где проповедовали.
Упоминание о связи апостола Иакова с Испанией не встречается вплоть до появления «Breviarum Apostolorum» в конце VI — начале VII века. Согласно этому латинскому тексту, могила апостола находится в месте, называемом «Аса Маппапса». С той поры весть о проповедничестве и таинственном захоронении Иакова в Испании широко распространяется в христианском мире. Тогда же предпринимается попытка географического построения христианства с центром в Риме и с учетом проповедничества Иоанна на востоке, что, по-видимому, подтверждает исполнение желания братьев Заведеевых (Иаков по левую сторону и Иоанн по правую) и завета Христа о распространении его учения по всему свету.
В середине VII века в астурском королевстве обосновываются многочисленные группы беженцев, пришедшие с юга, занятого мусульманами, они стремятся к объединению вокруг какого-нибудь символа-архетипа. Представляется, что они же могли принести с собой мощи апостола Иакова, равно как и других святых. Как бы то ни было, уже тогда о Сантьяго говорят как об особом покровителе Испании.
Легко представить себе, что начиная с VII века не было недостатка в попытках обнаружить место захоронения апостола в западной части Иберийского полуострова.
Историки никак не могут договориться о точной дате, но по всей видимости, в период с 809 по 827 год живший в лесу отшельник по имени Пелагэ стал свидетелем неоднократного появления на небе загадочных огней, сопровождавшихся небесной музыкой.
В средние века, когда общая атмосфера располагала к мистическому опыту для отшельника, постоянно пребывающего в состоянии поста и молитвы, подобные видения не были чем-то особенным. В Галисии же встреча с ночными огнями в безлюдных местах имеет особый смысл: она отождествляется с сопровождением душ усопших и указывает видящему их на близкую смерть в его окружении.
Отшельник Пелайо рассказывает о странном происшествии Теодомиру, епископу соседнего города Ирия Флавия. Тот является в указанное место, постится три дня, по завершении поста обнаруживает захоронение и немедленно, лишь по божественному вдохновению, без иных указаний узнает в нем могилу апостола.
При поддержке астурского короля Альфонса II Теодомир велит возвести над могилой церковь, поручив отправление культа общине из двенадцати монахов. Известно, что первое сооружение имело множество мраморных арок, в связи с чем в хрониках того времени оно упоминается как «Аса Магаюпса», что сближает его с легендарной «Аса Магшапса» (мраморная арка или ковчег). В результате проведенных в конце прошлого и середине нынешнего века раскопок было установлено наличие под алтарем кафедрального собора небольшого сооружения типа гробницы, найденного Теодомиром, в котором обнаружены мраморный жертвенник с латинской надписью, посвященной богам Манам (душам усопших), остатки более поздних церквей, фрагменты некрополя, существовавшего до IV века, и в подземелье южной части собора — могильная плита самого Теодомира4.
Так что персонажи этой истории существовали на самом деле и стали главными свидетелями событий, преобразивших религиозную жизнь средних веков.
Позднее возник целый ряд пояснений, позволяющих окончательно решить вопрос о связи апостола Иакова с Испанией и конкретно с ее самой западной областью — Галисией.
Так, христиане, жившие в последующие века, узнают, что Сантьяго проповедовал в этой стране, что на берегах реки Эбро ему явилась Пречистая Дева, стоявшая на каменной глыбе, что после его смерти семь учеников погрузили тело в лодку и плыли семь дней без весел, паруса и руля, ведомые лишь Божественной рукой, пока не пристали к западному галисийскому берегу, где тело было унесено ветром и опущено на скалу, которая при соприкосновении с ним немедленно оплавилась, приняв форму человеческого тела. Тогда путники просили у местной королевы Лупы5 разрешения похоронить апостола, но та приказала бросить их в темницу. Необъяснимым образом ученики освободились из плена, и пораженная Лупа дала им двух диких быков и повозку. Быки чудесным образом доставили тело апостола к склону горы Иллисино6 (которая с той поры именуется Святой Горой), где и останавились. Ученики сочли это особым знаком и похоронили тело в означенном месте.
Существует немало вариантов этой истории, но главная версия исходит из того, что, согласно галисийским преданиям, материалом, из которого была сделана лодка, являлся камень, что указывает на связь с культом каменного судна, который мы обнаруживаем в кельтской культуре. После этого легенды, чудеса и труд каменщиков сливаются воедино, прокладывая путь к могиле апостола и формируя связанную с ним культуру, но главный вопрос повисает в воздухе:

БЫЛ ЛИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО САНТЬЯГО В ИСПАНИИ И ПОХОРОНЕН ЛИ ОН В ГАЛИСИИ?

Не станем особо останавливаться на малопонятных моментах, ибо во всем, что связано с апостолом Иаковом, постоянно обнаруживаются совпадения, но есть в этой истории нечто, отсылающее нас в план символического.
Ведь не только число монахов-стражников (двенадцать), но и сами имена главных действующих лиц, кажется, выбраны умышленно в тот момент, когда сам их смысл имеет особое значение для передачи определенного послания. Если Пелайо отсылает нас к понятию «океан», то Теодомир подчеркивает важное значение места и его обитателей7.
Известно, что в IV веке и ранее в том месте делались захоронения и, по всей видимости, уже тогда это не было обычным кладбищем. Очевидно, что Компостела — место смерти. Место особенное, поскольку над криптой апостола по замерам геобиологов находится самая энергетически насыщенная точка на планете. И, наверное, в древности это было одним из избранных мест для захоронения важных персон или для соблюдения некоего обычая, обязывающего тех, кто не добрался до Галисии при жизни, являться туда посла смерти.

Рис. Посох пилигрима.

И ВСЕ ЖЕ ШАГ БЫЛ СДЕЛАН

Известно, что христианство замещало верования, божества и мифы тех мест, в которых оно распространялось. Хотя человеческие архетипы остаются неизменными, содержание их могло меняться.
Путь апостола Иакова идет с востока на запад, следуя в направлении, противоположном движению Земли; это путь, который Солнце совершает каждый день от рассвета до заката, символизируя своим рождением, восхождением, и заходом жизненный цикл на земле. Египтяне считали, что это путешествие Солнце совершает на борту судна, которое ведут две путеводные рыбы Абду и Ант, указывающие дорогу (плывущие по кругу в созвездии Рыб). Египтяне также полагали, что после смерти наши души принимают вид уток или гусей и направляются к тому месту, куда заходит Солнце, двигаясь, однако, другим путем, следуя вдоль Млечного пути, мерцающие звезды которого служат для них духами чистых душ. С точки зрения греков, души обитали на звездах, а пифагорейцы считали, что человек должен постараться освободиться от привязанности к телу, дабы душа вернулась в свою небесную обитель. Кельты, жившие «на краю земли», верили, что души до обретения окончательного пристанища бродят в виде огоньков, пока не войдут в жилище Донна — бога мертвых, расположенное на одном из островов Атлантического океана. Для всех странствие душ было путешествием по направлению к океану, туда, где каждый день умирает Солнце.
Путь Солнца по эклиптике и путь звезд — Млечный путь — пересекаются в созвездиях Близнецов и Стрельца, причем оба тесно связаны с путем апостола Иакова. Весьма значительным представляется отношение Сантьяго к Стрельцу; напомним, что Христос нарек его именем «Сын Грома», что является прямым намеком на Юпитера, владыку Стрельца. Мы уже отмечали, как апостол был захоронен у подножия юпитерианской горы Иллисино, и с этого момента берет свое начало традиция паломничества, а сам апостол появляется то там, то здесь верхом на коне, сокрушая мавров.

Рис. Фасад собора Св. Иакова.

Но кроме того, первые христиане полагали, что у Иисуса есть брат-близнец, которого звали Иаков Алфеев, который распространял новое учение среди язычников. На протяжении средних веков обоих апостолов все больше путали, и особое родственное отношение первого с Христом перешло на образ второго Иакова — Заведеева. Так Иаков становится в представлении людей братом-близнецом Христа. Это открытие важно, поскольку фигуры Иисуса и Иакова взаимно дополняются. Один из них являет свою Божественную ипостась, которая возносится на небо, а второй — человеческую, что остается на земле. Это приводит на ум образ Диоскуров. «Два брата (Кастор и Поллукс) вместе совершали подвиги, пока не пришло время умирать смертному Кастору. В течение какого-то времени он покровительствовал остальным смертным из своей земной могилы. Но вскоре Поллукс уговорил Юпитера, чтобы оба брата оказались на небе и превратились в созвездие Близнецов. Из своего звездного храма они оберегали благочестивых и заботились о них. Диоскуры по-гречески — «сыны Зевса-громовержца»8.
Таким образом, апостол Иаков и путь Сантьяго становятся неразделимы в нашем сознании: это путь героя в поисках опыта смерти и последующего возрождения и воскрешения к новой форме жизни.

ПРИСЦИЛЛИАН — ЕЩЕ ОДНА ИСТОРИЯ

По другой версии в Компостеле могут быть захоронены останки Присциллиана. Родом из Галисии, При-сциллиан становится христианином, синкретически совмещая свои взгляды с культом природы и аскетизмом. Уже будучи епископом Авильским, он был обвинен в ереси и казнен в 385 году. Присциллианство широко распространяется по всему северо-западу Испании, и в IV веке под его воздействием в Галисии обосновывается множество отшельников с востока.
В том, что могила Присциллиана долгое время была объектом культа, нет никаких сомнений. Послушаем, что говорит по этому поводу Менендес Пидаль: «Кельты признавали перемещение душ, как и присцил-лиане. Астрологические суеверия были распространены среди присциллиан более, чем в любой другой братской секте, видимо не без влияния культа звезд, глубоко укоренившегося в кельтских обрядах». И хотя мы не можем согласиться с оценкой, которую дает астрологии этот известный испанский историк, небезынтересно рассмотреть идею близости присциллианства к эсхатологическим воззрениям кельтов, ибо это позволяет дополнить картину духовного движения на западной оконечности античного мира.

КУЛЬТ СМЕРТИ В КЕЛЬТСКОЙ КУЛЬТУРЕ

«Кельты верили в существование загробной жизни, для них мир мертвых был не менее реален, чем мир живых. В потустороннем мире мертвые жили вместе с богами в покое и благополучии. Богом мертвых был Донн — Темный, живший на маленьком скалистом островке под названием Дом Донна, где-то недалеко от юго-западного побережья Ирландии», — поясняет Алонсо Ромеро в сравнительном исследовании кельтско-ирландской мифологии и некоторых галисийских народных верований.
Донн — бог смерти, в дом которого все мы попадаем, умирая. Кельты считали смерть гранью между миром живых и иным миром, который, по их представлениям, находился в Атлантическом океане. Для перехода в мир иной души должны были проникнуть туда через пещеру на некоем острове, хотя другой возможный путь лежал также через дольмены или пещеры. Особого внимания заслуживали Атлантические острова, находившиеся за краем земли. Этот переход требовал предварительной подготовки, во время которой души бродили в этом мире вместе, либо по отдельности, стучась в дома родственников с просьбой перевезти их на остров, что нередко и делалось. Дабы сократить этот промежуток, кельты при жизни совершали паломничество к этим пещерам, где пребывали некоторое время. Позднее этот период получил в христианстве название Чистилища, причем в Ирландии до сих пор существует предание, согласно которому те, кто при жизни не придет в древнюю пещеру, известную как Чистилище святого Патрика, обязательно должен сделать это после смерти.

АНИМИЧЕСКИЙ КУЛЬТ В ГАЛИСИИ

В Галисии бродячие души называют Святой компанией9, это шествие неприкаянных душ, готовящихся достичь Рая. Обычно они принимают форму огней, причем впереди движется самый большой и яркий огненный шар, а за ним следует множество мелких. Иногда их сопровождает музыка, похожая на звон колокольчиков.

Рис. Апостол Иаков в образе паломника над Святыми Вратами собора

Культ, посвященный душам из Чистилища, широко распространен в Галисии; их изображения в изобилии встречаются в церквях и на дорогах. Эти ярко раскрашенные образы призывают к милосердию и осторожности.
Многотысячные толпы паломников и участников народных шествий ежегодно устремляются со всей Галисии к церкви святого Вильгельма в Финистерре, равно как и к церквям святого Патрикия и святого Андрея в Тейшидо, причем большая часть пути преодолевается пешком и паломники стараются не раздавить даже мелкой букашки, ибо считается, что именно в таком виде умершие совершают паломничество к святому Андрею, если они не сделали этого при жизни.

АРХИПЕЛАГ РИАС-БАХАС

Архипелаг включает в себя девять островов, расположенных в форме буквы Yod, наиболее крупными из них являются океанические острова Сиес, Онс и Сальвора. В силу геологических, биологических, культурных и исторических факторов мы можем рассматривать их как три единицы, расположенные по отношению друг к другу в определенной симметрии и выстроившиеся почти строго с севера на юг. Эти три острова расположены в эстуариях Виго, Понтеведры и Аросы. Острова были обитаемы с давних времен, здесь найдены остатки древних укреплений, скитов и монастырских обителей.
Возможно это Божьи острова Птолемея или Касситеридские острова, о которых упоминает Страбон. Как бы то ни было, весьма вероятно, что эти западные острова имели особое значение для людей античности. Добрая часть похождений греческих богов и героев происходит именно здесь, на Краю Света, и вполне вероятно, что тут же находились знаменитые Геспериды (без всякого основания помещенные на Канарах).

ОСТРОВ ОНС

Отшельники-присциллиане, жившие на острове с IV века, вытесывали в камнях неподалеку от своих жилищ саркофаги, в которые помещали без погребения тела умерших монахов. Это делалось для того, чтобы тела поскорее разложились и души умерших совершили странствие в загробный мир. По представлениям отшельников, путь их лежал через Загадочный океан — Атлантику. И здесь мы вновь устанавливаем интересную связь с тем камнем, который принял форму апостола, и, возможно, с мифическим Мраморным Ковчегом, смысл которого разгадать непросто.
На острове Онс находим гладкий камень, известный как «Лаше до Крего»: в его углублении вполне могло поместиться тело человека. Камень имеет форму каменного корабля, на котором умерший отправляется в плавание на тот свет. Вполне вероятно, что именно здесь покоилось тело Присциллиана, прежде чем его захоронили в каком-то ином месте, где ему позднее поклонялись.
Арабский географ Эль-Идриси упоминает Онс под именем Ауна, Луна, а Страбон пишет об одном атлан-тическом острове, посвященном Луне.
Примечательно, что этот остров находится в центре трех океанических островов, и сам разделяется на три четко очерченные зоны: Север, Центр и Юг. В суровой северной части острова живут вспыльчивые, грубые жители. В плодородной же южной части обитатели общительны и любят устраивать праздники. Так что север острова отчетливо представляет мужское начало, а юг (где находится кладбище, крепость и пещера) явно женское. Покровителями острова считаются святой Иоаким и святая Анна, родители Богоматери, которая пришла на смену всем лунным божествам.

ЗАМЕЧАНИЯ К ТЕОРИИ КОНЦА ПУТИ

Путь апостола Иакова проходит от мужского начала (Арагон) к женскому (Галисия), странствие идет в направлении, противоположном движению Земли. Таким образом, это путешествие в направлении, обратном течению времени, в ходе которого утрачивается личная история и человек возвращается в материнское лоно, дабы возродиться после обретения целомудрия. Галисия, Галия, Гала извечно отождествлялась с архетипом Великой Матери, в лоне которой происходит трансформация. Это и Грааль, который мы обнаруживаем в местечке Себреро (вход в Галисию) и который подобен камню, содержащему воды.
Путь апостола идет по прямой линии вдоль широты 42° 30′ до Компостелы, но эта важная остановка не последняя. Отсюда путь разветвляется на множество ручейков и речек, как в дельте большой реки. В этом лабиринте есть множество дорог — к Байоне, Финистерре, Нойе или архипелагу Риас-Бахас. Здесь пилигрим обретает неповторимый опыт, который позволит ему растворить свою личную историю, чтобы, слившись с океаном, возвратиться новым человеком.


1. Евангелие от Марка, 3(17).
2. Евангелие от Марка, 10 (35-40).
3. «В то время царь йрод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом». Деян., 12
4. Со следующей надписью: «В этой могиле покоится раб Божий Теодо-мир, епископ Ирии, почивший в день тринадцатый ноябрьских календ, в год 885», то есть 20 октября 847 года.
5. Лупа или Лоба (волчица) — лунное божество.
6. Гора Иллисино была посвящена Юпитеру, что в свою очередь, видимо, явилось романизацией предыдущего культа какого-то местного божества юпитерианской природы, поклонение которому было весьма распространено в Галисии.
7. Пелайо — производное от Пелагий, лат. Pelaguis, гр. pelagios — «моряк, человек моря». Теодомир — от герм. Theud-miru: «прославленный род».
8. Хавьер Руис Сьерра «Священное пространство: святой Иаков, от Диоскуров до апостолов» (Javier Ruiz Sierra, «Е1 espacio sagrado: Santiago: de los Dioscuros a los Varones Apostolicos»- Jornadas de Heterodoxos en el Camino de Santiago. Pamplona. 1990.
9. В кельтских «финистеррах» (поселениях на «краю света») считалось, что души, странствующие в виде звезд по Млечному пути, спускаются на землю, чтобы совершить свое последнее дело среди живых.

Источник: Урания №3-98