БЁрт Кэтлин
Сарасвати и поиски мудрости IX дома
Перевод с английского Татьяны Драбкиной
Cначала несколько слов об астрологических домах. Дома – это сферы жизненного опыта, их двенадцать, и каждый из них — сегмент гороскопа. В психологическом смысле это шесть полярностей, которые должны быть интегрированы. В гороскопе для каждого дома имеется противоположный ему. Говоря о IX доме, следует помнить, что напротив IX — дома исканий абсолютной истины и мудрости — находится III. Это значит, что мы должны интегрировать в себе ситуативную этику, или практический ум III дома с высокими философскими идеалами IX. Иными словами, если в IX доме мы хотим быть чистыми искателями истины, мудрецами, то в III должны с помощью мышления и коммуникативности практического ума сохранять работу, друзей, близких и все остальное, что дорого для наших сердец и чувства реальности.
В III доме мы размышляем так: «Не стоит ли мне «подредактировать» факты? Сказать мне этому человеку все, что я знаю, или лишь то, что он, по моему, должен знать, чтобы выполнить свою роль?» IX дом оперирует абсолютами, III помещает нас в конкретную ситуацию, требующую принятия решений.
Как должен вести себя настоящий мудрец IX дома по отношению к Правде? Если он всегда говорит всю Правду и только Правду, будет ли он иметь друзей? Или ему придется, как св. Антонию, удалиться в пустыню и стать отшельником? Перед ним встанет дилемма Стрельца, ибо IX дом соответствует 9-му знаку Зодиака, знаку Стрельца. В великом мудреце много простодушия и невинности стрельцовского ребенка, еще не обученного социумом анализировать ситуацию в духе III дома. Мудрец и ребенок с Солнцем в Стрельце оба открыты и восприимчивы к жизни, оба «говорят все, как есть». Большинство людей высоко ценят спонтанную правдивость в очень юных и очень мудрых людях, но не столь терпимы к ней у остальных. Возможно, именно импульс Правды, который мы теряем, становясь взрослыми, имел в виду Христос, когда сказал: «Если не станете, как дети, не войдете в Царствие Небесное». Нам необходим этот импульс Правды в исканиях мудрости.
Хорошая его иллюстрация — в истории о новом платье короля. Ее рассказывают по всему миру в различных версиях: от шри-ланкийского повествования о голом императоре на слоне до испанской сказки о мавританском принце, который шествовал по улице обнаженным, а за ним следовали придворные, бережно неся полы невидимых одежд. Моя любимая версия — сказка Ганса Христиана Андерсена.
В определенном смысле король из этой сказки — «фальшивый мудрец» в каждом из нас, стремящийся производить впечатление мудрого или владеющего эзотерическими истинами, чтобы получить признание.
Как и положено джокерам, или надувателям, ткачи из сказки «соткали» очень увлекательную историю, чтобы заманить в ловушку напыщенного короля и его трусливых советников. Чтобы высказать неприятную Правду, требуется мужество — качество IX дома, или знака Стрельца. А что касается мудрости, то для нее полезно обладать уважением к Правде, относящимся тоже к IX дому. Нужно быть тем, кого индийские йоги называют «сатвик», чистым и правдивым.
Встреча с Близнецом-джокером является испытанием нашей этики IX дома, или по правдивости. Принцип дуальности — Близнецы — представлен в сказке о голом короле двумя ткачами, символизирующими хитрого купца-ремесленника, чей управитель Гермес/Меркурий — превосходное олицетворение джокера — в астрологии ассоциируется со знаком Близнецов. Для важного стрельцовского персонажа часто унизительно признаться в совершенной ошибке. С профессиями, идущими по Стрельцу (IX дому), у нас соединено представление о гордости или высокомерии, сопутствующих престижу и влиятельности; это — представитель духовенства, знаменитый писатель, юрист и судья, известный оратор. В мировом фольклоре джокер — излюбленный герой, проделывающий шутки с преисполненными важности лицами, олицетворяющими фигуры власти IX дома, которые полагают, что при них всем остальным лучше помалкивать. Джокер обладает чувством юмора — это важный атрибут символа Близнецов, или III дома в астрологии. В народных сказках высоко ценится его простодушие, так же как и превозносится властелин из IX дома, который может признать, что совершил ошибку.
Мы не знаем, как король отреагировал на Правду, высказанную ребенком. Нам неизвестно, смог ли он посмеяться над собой и извлечь урок из случившегося или предпочел обвинить во всем премьер-министра и заточить его в тюрьму за плохой совет. Если он хоть сколько-нибудь склонен к рефлексии, шоковая терапия, произведенная ребенком, могла вызвать у него такой ход мыслей: «Хм-м, так ли уж легко приобретается мудрость в конечном счете? Может быть, мудрость порождается жизненным опытом как внутреннее откровение, а не дается извне, и ее цена — внутреннее смирение, а не дорогостоящее новое платье?» Однако стрельцовская стрела направлена вовне, и, мне кажется, королю была совсем не свойственна интроспекция, потому, вероятно, он обвинил во всем какие-то внешние факторы — спроецировал проблему вовне. Скорее всего, он пришел к выводу, что ему просто нужны лучшие советники и другие ткачи.
Интеграция архетипов Близнецов и Стрельца — не простая задача для большинства из нас. Планеты в IX доме, или знаке Стрельца, побуждают нас разоблачать лжецов, испытывать гнев при виде несправедливости… и изо всех сил стараются уберечь наш личный маленький мир от изощренных близнецовских архетипических диверсий. А практический и склонный к скепсису близнецовский ум усматривает в стрельцовском максимализме фанатизм и нетерпимость. Близнецы, всегда видящие по меньшей мере две стороны любого явления, находят, что Стрельцу недостает готовности «выслушать всех заинтересованных лиц».
Еще более ярко оппозицию близнецовских «фактов» и стрельцовской «философии и истины» иллюстрирует борьба двух архетипов в Индии.
Год, проведенный в Индии, был очень проблемным для меня в философском плане — так много людей, стремящихся следовать самым разным этическим системам и религиозным философиям, все же по большей части мирно уживающихся друг с другом. Как-то я заговорила об этом с йогом, на чьем попечении был дом паломников, где я жила. Это было во время игры в шахматы. Я решила поставить вопрос о близнецовско-стрельцовском контрасте, с которым сталкивалась ежедневно на базаре. Сделав ход, я сказала: «Люди в Индии все время говорят об истине и мудрости и столь же постоянно чудовищно лгут друг другу! Сапожник, который шьет мне сандалии, произносит речь об Абсолюте как Сатве — Истине, а вслед за этим очевидно лжет мне о дорогом материале и долгих часах, проведенных за работой над моими сандалиями, только для того чтобы оправдать вопиющую цену!»
Лексика сапожника была совершенно стрельцовская, а его действия — полностью по Близнецам; он был мастером-джокером — под стать ткачам из предшествующей истории.
Йог с силой поставил свою фигуру и спросил: «Этот сапожник принадлежит к нашему ашраму?»
«Да, — ответила я, — он принадлежит к Вашей секте».
«Что ж, он верен собственной правде, но в то же время обеспечивает свою семью, как может. Плохое качество сандалий не имеет отношения к его внутреннему поиску. Каждый из нас готов на смертельную борьбу за свою правду».
«Могли бы Вы привести из Вашей жизни пример того, как действует Ваша философия сознания Правды. Что бы Вы защищали ценой величайших жертв?»
«Однажды я посетил этот ашрам еще при гуру Шри Ауробиндо. Он сказал: «Никогда не лги, если ищещь Правду. Ты не достигнешь цели — Правды, пока ежедневно насилуешь ее ложью!» Потом я вернулся в Северную Индию и стал работать в конторе своего дяди. Однажды дядя сказал: «Если позвонит мистер X., скажи ему, что я вышел. Я не хочу говорить с ним сегодня.»
«Нет, — ответил я, — йог на пути к Правде не может лгать. Я не стану лгать для твоего удобства, дядя.»
«Тогда возвращайся в свой ашрам, племянник, — вздохнул дядя, — ты не принадлежишь реальному миру». И я вернулся в свой реальный мир, оставив дяде его иллюзорный мир обличий».
Мгновение мы молча смотрели на шахматную доску.
«Твой сапожник, — продолжал йог, — практикует Истину так, как видит ее, и я, уходя из дядиной конторы, тоже практиковал Истину так, как видел. Мы все живем в двойственном мире, но каждый должен иметь твердую позицию в защите своей собственной Правды. Упанишады говорят, что путь узок, как лезвие бритвы, что внутренняя работа требует большого мужества, решительных актов Правды. Придет время, когда взгляд твоего сапожника прояснится, и он тоже должен будет встать на определенную позицию.»
Меня изумляло, что в Индии Истина — отнюдь не интеллектуальная концепция, а путь к мудрости, заставляющий человека занять определенную позицию и осуществлять в жизни то, что в Индии называют актами Правды. Эта поездка была для меня путешествием в IX дом, где действовал не воздушный интеллектуализм Близнецов, а его полярная противоположность: огненное действие Стрельца, принятие риска, мужество вместо философской рационализации.
Путь к мудрости требует актов Правды, какие, например, совершал Мохандас Ганди во время движения за независимость. Действия Ганди излучали такую огненную силу, что привлекали людей к его этической позиции. Он стал известен как Махатма, или Великая Душа, и был почитаем как мудрец. Простота подхода Ганди — также стрель-цовское качество. Англичане обещали Индии независимость после окончания мировой войны, и Индия терпеливо ждала. Но когда война кончилась, англичане сочли, что уже нет никакого смысла выполнять обещание! Ганди сказал: «Правительство, опирающееся на несправедливость, не может выстоять; правительство, опирающееся на ложь и нарушенные обещания, не имеет морального права существовать!»
Ганди назвал свое движение сатья-граха. Это составное слово: сатья — «правда» и аграха — «обертывать себя». Он был деятелем, облачившимся в простые одежды Правды (символичен контраст с королем из сказки, облачившимся в ничто). Его магия — харизма, основанная на подлинности стояния за Правду и справедливость.
В Индии верят, что асат, ложь, не может выстоять против акта сат, или Правды, потому что ложь основана на иллюзии, а иллюзия превращается в ничто, встречаясь с Правдой. Если правительство англичан основано на лжи, оно не может выстоять.
Мартин Лютер Кинг, негритянский священнник и политический лидер, воплотил тот же принцип акта Правды в Соединенных Штатах в 60-х годах. Кинг облачился в Правду, борясь за гражданские права и разоблачая несправедливость. Подобно Ганди, он сделал принципом своего движения ненасилие. Оба верили, что в борьбе за то, чтобы привести людей к Правде, насилие, как и обман, имеет отрицательный эффект — агрессивное поведение лидера искажает его Правду и отвращает людей.
Ну, а как насчет тех из нас, кто не стал общественным деятелем или харизматическим лидером? Какова сила, вселяемая в нас актом Правды? В буддистской традиции есть чудесная легенда об исцелении молодого человека по имени Янадатта.
Янадатту, молодого человека, укусила змея, и он умирал. Родители в отчаянии принесли его к буддистскому монаху, умоляя его совершить акт Правды и спасти юношу.
Монах отвечал, что он не врач, не волшебник и даже не очень хороший монах, но попытается совершить акт Правды. И он сказал: «Одну неделю я жил в святости, чтобы приобрести заслуги, но затем 50 лет жил этой жизнью против своей воли. Ради этой Правды пусть живет Янадатта.» Не весь яд, а только его часть вышла из юноши.
Отец юноши сразу понял, как совершить акт Правды, и увидел, что деяния монаха недостаточно для исцеления. Тотчас он осуществил свой акт Правды, признавшись: «Многие годы я был очень уважаем браминами моей деревни за гостеприимство. Но внешне по-царски принимая всякого гостя, внутренне я ненавидел каждое мгновение его пребывания в моем доме. Пусть живет Янадатта».
Еще часть яда покинула юношу, но мать Янадатты знала, что для спасения его жизни нужен еще более сильный акт Правды. Она попросила мужа оставить их на время, чтобы она могла совершить его. Но муж отказался со словами: «Нет! Спеши, спасай мальчика!» И мать сказала: «Мой сын, я не могла бы ненавидеть укусившую тебя змею сильнее, чем презирала твоего отца все эти годы. Пусть живет Янадатта». Остаток яда вышел из юноши, и Янадатта встал исцеленный.
Я уверена, что астрологи и психологи, работавшие с семьями, оценят по достоинству эту историю об исцелении Правдой. В семьях часто застаивается яд до тех пор, пока не происходит прямая встреча с жизненной реальностью. И чтобы признать Правду, требуется кризис, подобный болезни Янадатты.
Обратимся теперь к могущественной богине Мудрости, Сарасвати. С тех пор как в 1988 г. вышла моя книга, многие женщины с планетами в IX доме или с Солнцем в знаке Стрельца, спрашивали меня: «Есть ли богиня для архетипа IX дома — для искателя Истины и Мудрости? В других главах книги у Вас масса богинь. А этот архетип получился исключительно мужественным. Не может быть, чтобы у нас, Стрельцов, не было своей богини.»
Призвав для ответа на этот вопрос свои знания об индийском пантеоне, я принялась перечитывать тексты о Сарасвати Деви. Судя по всему, она отвечает архетипу IX дома не только концептуально, но и практически, ибо воплощает идеалы, щедрую натуру и прямоту общения тех женщин, которые спрашивали о богине, соответствующей их жизненному пути. Каждый из моих клиентов-Стрельцов ощущал, что должен учиться у жизни независимо от того, получил ли он высшее образование; более того, многие из них работали в сфере образования.
С Сарасвати связан символизм числа 9: хотя ее праздник и приходится в различных регионах Индии на разное время года, он всюду длится 9 дней. Сарасвати — всеиндийская богиня. Более того, она единственная богиня преведических времен, по сей день чтимая в индийских деревнях, так что ее почитание протяженно и во времени, и в пространстве! Из мифов, рассказывающих о супружестве Сарасвати в молодости с Брамой, а также по религиозной живописи, где она изображается с огненно-красным гусем, служащим ей средством передвижения, мы узнаем об агрессивной стороне натуры Сарасвати, напоминающей нам о Стрельце. Но в ее характере есть и интроспективная, мягкая сторона, также напоминающая стрельцовский характер, но во второй половине жизни, когда страсть к приключениям и общественной активности ослабевает. Ученой, мудрой и безмятежно-спокойной, с лебедем вместо гуся предстает она на барельефах из белого мрамора.
Сарасвати прошла через миф, искусство и религиозную живопись как очень женственная богиня — единственная индийская богиня, которая никогда не требовала, чтобы ее умилостивили кровавыми жертвами.
В древней Индии она была покровительницей не только абсолютной мудрости, но и фактического знания. Индийские школьники молят ее о божественной помощи перед экзаменами. Не только риши и йоги выполняли ее обряды, но и поэты, ученые, писатели, стремившиеся изложить свои концепции понятно, доступно для других. Ее доброта достигала и простых людей. В преведические времена, воплотившись в образе реки Сарасвати, она предлагала очищение каждому. Самый падший человек становился чист перед законом, если ему удавалось достичь реки Сарасвати и искупаться в ней.
Но ее река была не только земной. Сарасвати не просто богиня плодородия, чья щедрость питает поля. Ее река — это небесная река благодати. В Индии много рек, названных в честь богинь, но именно на берега Сарасвати приходили риши и йоги, чтобы предаться аскезе. Эти фанатики, не терпевшие никаких отвлечений от медитации, могли, почувствовав соблазн, испепелить взором проходящую мимо молодую женщину. Они искали у Сарасвати духовного очищения и свободы от нового рождения: в ведической Индии истинной независимостью почиталась духовная свобода IX дома.
Однако после VIII века н.э. стало казаться, что богиня Мудрости покинула Индию навсегда. Ее река начала высыхать! Одно из объяснений ее ухода изложено в Махабхарате, где говорится, что Индия потеряла интерес к учености. Средние века вступили в свои права; у браминов не стало времени изучать Веды и передавать учение сыновьям — они были слишком заняты проблемой материального выживания.
Но Сарасвати, взглянув на свою исчезающую реку, увидела на берегу одинокого аскета, который постился и медитировал. И она решила: у нее будет сын от него! Она послала красивую небесную деву — апсару соблазнить его. Не успев обратить ее в пепел, аскет обнаружил, что уже уронил семя в реку. Из реки был рожден человеческий сын Сарасвати, именно он, согласно легенде, возродил ученость в Индии. Так покровительница учености спасла знание, активно вмешалась в человеческую культуру ради ее сохранения.
Сарасвати — огненно-независимая богиня. Мифы о том, как она была новобрачной, подобно гороскопам людей с планетами в IX доме, или в Стрельце, показывают, что у нее мало находилось терпения для глупости. Арийцы — номады, которые принесли Веды в Индию и в итоге расселились вдоль берегов ее реки, решили выдать Сарасвати замуж за одного из богов своей троицы. Сначала они попробовали Вишну, бога-хранителя, но Сарасвати оказалась слишком сильна для него, и он выбрал Лакшми. Затем Сарасвати вышла замуж за Браму, молчаливого бога-творца, который пассивно и несексуально сотворил вещи из собственного ума, в том числе и своих бесплодных сыновей. Она убедила его попробовать активное, сексуальное воспроизводство, и он сотворил сыновей, также способных к этому. Но Брама, похоже, наскучил ей. В один прекрасный день Сарасвати прыгнула в одну из пяти голов Брамы и начала говорить за него, поскольку он не особенно стремился говорить сам. Она компрометировала его своими откровенными замечаниями. Однажды Шива, бог-разрушитель, которого боялись другие боги, разозлил ее своим важным видом, И она через рот мужа издала грубый звук в его адрес. Шива выхватил меч и отрубил голову, в которой обитала Сарас-вати, тем самым положив конец их браку. Один быстрый удар меча освободил супругов, и, судя по всему, оба выиграли.
Я часто вспоминаю эту историю, когда вижу женщину-Стрельца, имеющую пассивного, но контролирующего ее супруга. Стрелец (или человек с сильными планетами в IX доме) проявляет активность вместо своего тихого партнера, но последний потом обвиняет его в импульсивности, чрезмерной резкости, в том, что решительные действия не были согласованы, хотя и сам обычно избегает принимать решения, предоставляя это супругу! Когда в браке Стрельца наступает кризис, это символически напоминает меч Шивы, разрубивший брак Брамы и Сарасвати. Многие Стрельцы, дорожа независимостью, предпочитают после смерти супруга оставаться одинокими, свободно следуя по пути исканий.
Что же до тихого супруга — Брамы, любившего спокойно сидеть и думать (сотворять из головы), то прямые, искренние, а порой резкие высказывания партнера-Стрельца обычно весьма стесняют его. Но Правда целительна, даже если похожа на шоковую терапию!
Мои любимые истории о Сарасвати как богине Мудрости рассказывают о ее роли проводника в мире снов.
Роль Сарасвати как проводника в мире снов — в творческом бессознательном — описывается в Йогавасишта, тексте первых столетий христианской эры. В нем Сарасвати говорит о «мире подобий», или «мире дуальности», который кажется нам столь плотным и реальным, хотя на самом деле является творческим миром сновидений богов.
Если наш «реальный» мир — игра их снов, говорит Сарасвати, то как они сотворили или «приснили» нас, так и мы во сне тоже боги, сотворяющие иллюзорно плотные, реальные характеры, которые существуют краткое время, воспринимая свою жизнь и ее сцену очень серьезно.
Чтобы проиллюстрировать это, Сарасвати интерпретирует длинный сон, находящийся внутри другого сна. Как первоклассный психолог, она помогает королеве Лиле, видящей сны, понять себя. Королева Лила не могла реинкарнироваться вместе со своим мужем, но так хотела быть с ним, что сотворила своего двойника, по обличию совершенно реального, и это ее подобие родилось вместе с ним, росло, вышло за него замуж, переживало его радости и горести, победы и поражения в битвах и, наконец, сидело у его погребального костра. Сарасвати объясняет королеве, что двойники, которых мы создаем мысленно, столь убедительны, что друзья и родные, видя их, уверены, что видят нас, будь это даже в такое время и в таком месте, где, как им известно, мы никак не можем быть!
Когда Сарасвати и видящая сон королева Лила наблюдают, как в фильме, за жизнью двойника в будущем, двойник — вторая королева Лила — внезапно прерывает Сарасвати и говорит: «О, я узнаю тебя! Ты — богиня Мудрости. Я уже видела тебя прежде в своих снах!»
Затем Сарасвати обсуждает процесс сновидения с королевой и с двойником — персонажем ее сна. Лила и ее двойник узнают от Сарасвати, что всякий сновидец — бог, человек или герой сна — имеет силу творить и может притягивать в свою будущую жизнь людей, чьи лица появляются в его снах.
Я начала рассказ о Сарасвати с того, как она была юной женой Брамы, с ее ослепительно-красного гуся, открытых прямодушных речей, активных действий для спасения учености в Индии. Все это соответствует первой фазе исканий IX дома.
Я хочу оставить Вас теперь с образом другой Сарасвати — спокойной безмятежной богини, мягко скользящей по реке творческого бессознательного — реке снов — на белом лебеде. Лебедь в Индии — символ трансценденции, он переносит нас от иллюзии к истине, от плена — к свободе. Сарасвати с лебедем является подходящим символом пути для того, кто вошел в более интроспективную фазу второй половины жизни и размышляет о новых идеалах, новых актах Правды.
Источник: Урания №1-93