Долгин Юлиан

Символика чисел пифагорейцев

 

Можно ли поверить алгеброй гармонию? Разрешима ли извечная проблема математического исчисления красоты, поэзии, любви? Наверное, все-таки разрешима — если, конечно, иметь в виду не современную «технократическую «, абстрактную математику, предельно оторванную не только от понятий священных, но и от самой прозаической эмпирики. Наша проблема поддается разрешению в рамках той математики, которая называла числа «богами «, которая сама была богословием, бережно хранимой тайной, познававшейся в мистерии… Наверное, вы уже поняли, что речь идет о пифагорействе. Да, но ведь оно давно кануло в прошлое, от пифагорейских сочинений остались не слишком вразумительные фрагменты…
Такова точка зрения академической науки. Но познание идет и иными путями. Интуиция поэта и мистическое озарение порой заменяют схоластические штудии, и рождается человек, который является пифагорейцем по самому своему мироощущению. Именно таков Юлиан Иосифович ДОЛГИН. Этот удивительный человек, ветеран Великой Отечественной, математик, поэт — из знаменитой фронтовой плеяды — в своем небольшом, но емком эссе, написанном специально для «Урании», дает пифагорейский ключ к пониманию божественности числа. И, может быть, кому-то из вас это поможет по-новому осмыслить «алгебраические исчисления «собственной жизни?

В теореме Пифагора
Чту волшебную Изиду;
Чту Озириса и Гора —
Мудрость ту, что позабыта.
Если есть в природе боги,
Вероятно, это числа.
Не убогий, а глубокий
Смысл, что в сказку облачился…

Крылатое выражение Пифагора — «числа правят миром» — ни среди философов, ни среди ученых до последнегo времени не пользовалось сколько-нибудь широким признанием. Даже математики, которых Пифагор этим утверждением возводил на царственный престол научного мира, не отнеслись к данной формуле достаточно серьезно. В лучшем случае в ней видели парадоксально-остроумный, но бездоказательный афоризм.
Крошечная горстка пифагорейцев античности бесследно растаяла в океане веков… Параллельные и во многом перекликающиеся с идеями Пифагора учения каббалистов и герметиков не пустили корней в сознании человечества. И если не говорить о Кеплере (известном больше как астроном, чем как пифагореец), то мировую славу приобрел лишь один великий продолжатель традиции Пифагора — Данте. Но и он прославился не как последователь античного мыслителя, а как гениальный поэт. Литературная критика не придает значения высокому культу числа, пронизывающему «Божественную комедию», снисходительно третируя математически выверенную композицию поэмы, считая ее данью средневековой схоластике…
Возрождение интереса к идеям пифагорейцев наступило в ХХ веке. К пониманию числа как Демиурга действительности независимо друг от друга (и приблизительно в одни и те же годы) пришли поэт-новатор Велимир Хлебников и оригинально мыслящий астрофизик Эддингтон. Хлебников в «Досках судьбы» (1922) выводил цикличность истории человечества — подъемы и спады эволюции народов — из математической зависимости, определяемой двойками и тройками в степенях «n». Эддингтон работал над уравнением, из которого необходимо следовали бы основополагающие физические законы.
Однако и они не считали себя напрямую продолжателями пифагорейской традиции. Кто по-настоящему чтит Адама как прародителя рода человеческого?
Полупризнание если не господства, то огромной роли чисел в природе пришло вместе с математизацией всех наук в середине ХХ века. И все же этот поворот общественного мнения не пошел дальше отвлеченно-уважительного отношения к центральной идее Пифагора, ибо повсеместное внедрение математического аппарата не привело к переоценке самого понятия числа. Его продолжали рассматривать как чисто формальную, исключительно количественную категорию. И это при том, что общепризнанный диалектический тезис о переходе количества в качество явно требовал качественно-индивидуализированного подхода к каждому числу…
Но то, что понимали жрецы Древнего Египта (Пифагор учился у них эзотерической математике), отождествляя пантеон своих богов с числами, было чуждо и неприемлемо для современных деятелей науки.

И не ведает ученый:
За чадрой религиозной
Имя Тысячеименной
Дружит с всей Вселенной звездной
Все полярное, что зримо,
Как в безмерном, так и в малом,:
В Ней одной соединимо
Под природы покрывалом.

Так давайте же рассмотрим знакомые всем (и не знакомые никому!) математические азы, которые поверхностно — а значит, превратно — усваиваются в начальной школе. Сознательно акцентируем внимание на простейших понятиях, ибо в простейшем — сложнейшее!
Прежде всего напомним: несопоставимо более компетентным, чем я, автором более ста лет тому назад было сказано: «И потому, что мы вынуждены отказать нашим друзьям в ознакомлении их с высшей математикой, это не причина, чтобы отказать преподать арифметику».*

* «Чаша Востока», XVIII, 9/VII – 1882 г.

А теперь всмотритесь в таблицу, которая здесь приводится. Читателю, знакомому с «Тайной Доктриной» Е.П.Блаватской, эта таблица не покажется слишком новой. Формирование всего Сущего от Нуля и Единицы в общих чертах принципиально соответствует схеме, на которую указывает «Доктрина». Дополнительно привнесены персоналии египетских богов. Но если учесть, что Изида — это ипостась великой Матери Мира, то никакого отклонения от программы «Тайной Доктрины» нет, тем более, что о Пифагоре и его учении Е.П.Блаватская отзывается с несомненным уважением и восхищением.

«Фундамент» космогенеза Блаватской — архаический манускрипт «Книга Дзиан». Попытаемся опереться на главные тезисы этой книги. «Времени не было… Вселенского Разума не было… Едина тьма наполняла беспредельное все, ибо Отец, Матерь и Сын еще раз были воедино, и Сын не пробудился еще для нового колеса и странствий на нем… Не было ничего» (станца I; 2,3,5,6).
Здесь ключевая мысль — «Не было ничего». «Ничто» в математике — это Нуль, который есть «n-n»; в физике — это вакуум; в современной научной космогонии — добытийное состояние всего, для которого никаких определений нет… Это Непроявленное, непостижное разуму. Единственное, что о Нем можно сказать: «Тайна»…
Античная космогония по способу «от противного» противопоставила бытийный, упорядоченный, гармонизированный мир — Космос — миру добытийному, неупорядоченному, хаотичному. Космос восторжествовал над Хаосом.
Можно ли смоделировать, хотя бы в очень грубом приближении переход от Непроявленного к Проявленному?
Как из Нуля получилась Единица?
Из формулы «n-n» следует, в частности, что Нуль это «1-1». Возьмем на окружности две полярные (противоположные) точки и обозначим их «+1» и «-1». Теперь произведем последовательные арифметические действия от «+1», двигаясь по кругу: 1) +1-1=0; 2) 0+1=1. Таким образом, при завершении одного оборота от «+1» (все равно — направо или налево) получается «+1». (Разумеется, если движение по кругу производить от точки «-1», то оборот завершится получением опять же отрицательной Единицы «-1»: 1)-1+1=0; 2) 0+(-1)=-1; однако в данном случае это не важно: так или иначе, из Нуля образуется Единица!).
В чем же тут фокус? Нулю равно «n-n» в статике, в динамике же Нулю не равно. Если «откладывать» (в «копилку») каждый результат очередного «оборота», можно получить весь натуральный ряд чисел, уходящий в бесконечность. Условие — непрерывное движение «n» по кругу.
Ныне принятое изображение натурального ряда на прямой горизонтали (… -4, -3, -2, -1, 0, 1, 2, 3, 4…) — муляж мертвого ряда чисел. Живая же линия микро-макро-мегамира — спираль. Моделирование движения числа по кругу — это упрощение, но наглядное и продуктивное. Преимущество спирали – в ее неповторяющейся цикличности. Хотя движение в круге и похоже на «топтание на одном месте», но спираль, если она восходящая, демонстрирует эволюцию, подъем к свету; спираль нисходящая – инволюцию, падение в тьму…
Любая система счисления не укладывается на «дурной бесконечности» прямолинейного натурального ряда потому, что подразумевает цикличность, периодизацию счета. Принятая десятичная система располагает (кроме Нуля)девятью знаками, движение которых подводит нас к методологии так называемого цифрового корня*, эффективно применяемого в эзотерической математике.

* Цифровой корень выводится сложением цифр.многозначного числа вплоть до получения однозначного. Например, цифровой корень числа «77»=7+7=14, 1+4=5.

Вернемся к нашему (пускай упрощенному) моделированию чисел на окружности применительно к десятичной системе. Создается впечатление, что полный виток чисел (или цифр) ведет от Единицы к Десяти. Но Десять в цифровом корне — Единица. Значит, первый цикл завершается не Десятью, а Девятью. Второй цикл (опять не по цифровым корням) завершится числом 18 (9); третий — числом 27 (9) и т.д.
В десятичной системе каждый виток спирали (каждый новый цикл) начинается цифрой «1», а кончается цифрой «9». Это чрезвычайно важное обстоятельство, объясняющее непреложность движения чисел от Абсолюта-Единицы через все последующие значения опять же к Абсолюту-Единице, иначе говоря, от Божества к Божеству.
В станце (Ш; 7) «Книги Дзиан» говорится: «Эка (один) есть Чатур (четверо)…» Именно: 1+2+3+4=10 — 1+0=1. Но к Единице можно прийти и иначе:1+2+3+4+5+6+7=28 — 2+8=10 — 1+0=1 и т.д.
Два представленных примера иллюстрируют нравственную максиму: к Богу можно прийти разными путями — короткими и длинными. Перед нами четырехчленный путь и путь семичленный. Первый из них — наикратчайший.
Как известно, клятва пифагорейцев выражала почитание ими Тетрады (четырех) и Декады (десяти). В чем избранность Тетрады и Декады? В том, что первая четверка однозначных чисел в сумме дает (прежде других сумм) двузначное число? В переходе от чисел первого порядка к числам второго порядка? Или же в том, что «великолепная четверка» дарит нам первое «круглое» число (с нулем в конце)?
Допускаю, что в достоинства тетрады входят все эти ее особенности. Но главное в клятве пифагорейцев — призыв следовать кратчайшим путем к Абсолюту, к Богу! Вот в чем императивный смысл столь элементарного, на первый взгляд, равенства: 1+2+3+4=10.
Более длинный путь из семи ступеней тоже хорош, хотя и уступает кратчайшему пути. Но зато он второй из относительно коротких путей! Ведь имеются бесчисленные, несравненно длиннейшие пути. Кроме того, «7» — священное число, сокровенно присутствующее в теореме Пифагора: 3’+4’=5′. Чтобы обнаружить это число, возьмем основания квадратов теоремы в троякой комбинации их: 1) 3+4=7; 2) ‘,Х+4,Z=16-7 3’+4’=25-7…
Эзотерическая традиция гласит, что эмблема Матери Мира — Изиды — правильный двенадцатигранник (додекаэдр, символизирующий Вселенную), «12» — третье священное число (после трех и семи). Цифровой корень Двенадцати равен Трем. И если «3» — самое распространенное и «мобильное» из священных чисел, то «12»— основная числовая характеристика Града Божьего, Небесного Иерусалима, появляющегося в 21-й главе «Откровения» Иоанна Богослова. И ведь «Двадцать один»— это тоже «Три»! ..
Замечаем ли мы Знаки Света в нашей нескладной, безалаберной жизни?

Видим внешнее всего лишь…
Глупый разум! Ты мышленье
Очевидностью неволишь,
И впадаешь в заблужденье.
Но когда покровы скинет,
Маской Майи не прикрыта,
Станет Истиной Богиня
Математики — Изида…

Источник: Урания №1-97