Лазарев Евгений

Таинства «Колеса времени»

 

Пожалуй, не будет ошибкой назвать символом тайны буддизма, тайны святых Гималаев, учение Калачакры. Сокровенная наука о сущности времени, источник астрологических образов и систем Центральной Азии, «Калачакра-тантра» (санскр. «Учение Колеса Времени») была, по преданию, поведана Буддой Гаутамой царю Чандрабхадре (или Сучандре) — владыке священной Шамбалы. Согласно традиции тибетского буддизма, это произошло близ горы Шрипарвата у ступы Дханьякатакачайтья в 878 г. до н.э. (ламаистская датировка жизни Будды сильно отличается от принятой в востоковедении — YI—Y вв. до н.э.).

В те годы учение Калачакры еще не стало достоянием широкого круга почитателей. Учение записали и хранили посвященные владыки Шамбалы — этой обетованной земли, известной едва ли не всем центральноазиатским народам, но столь же невыразимой рациональными понятиями, как Китеж-град в русской духовной культуре. Лишь в 965 (или 967) г. пробил час: мудрец Цилупа вынес сокровенное учение за пределы Шамбалы и начал распространять его в Индии. А в 1027 г. «Калачакра-тантра» проникла в Тибет и была переведена на язык «Страны снегов».

Эта дата — не просто этап в истории древнего священного текста. Дело в том, что именно в 1027 г. на основе учения Калачакры в Тибете было введено летосчисление по 60-летнему циклу (по-тибетски он называется рабчжун). Предание гласит, что в Шамбале этот год ознаменовался вступлением на престол императора по имени Сурья; воз-можно, эти два события как-то связаны друг с другом.

Что же представляет собой 60-летний цикл? Это именно тот календарь, который стал в XX в. достоянием массовой культуры Запада: 12-летний «звериный круг», пятикратно повторяющийся, потому что каждый из годичных символов сочетается с одной из пяти стихий. Так что наши «огненные лошади» и «земляные тигры» в известном смысле восходят к тайноучению Шамбалы. Но, спросите вы, разве не был подобный календарь известен до 1027 г.? Был, 60-летний цикл знали в Китае, в Древней Индии — по-видимому, еще в ведические времена. Впрочем, пожалуй, этот календарь, связанный с расчетами движения Юпитера, детальнее всего был разработан именно в Центральной Азии — в Тибете и сопредельных землях.

Но тогда что нового внесло в эту систему учение, хранившееся в Шамбале? Какие свойства времени раскрываются адептам этого учения? Увы, исчерпывающий ответ на эти вопросы вряд ли даст кто-либо из европейских исследователей. Есть поверье, что не посвященному в таинства Калачакры опасно прикасаться к этому учению: с таким человеком почти наверняка что-нибудь случится. И это произойдет не из-за мести богов (или лам), а просто потому, что в действие будут приведены силы, слишком могучие для неофита. Что ж, пожалуй, и современные физики скажут, что ничего невероятного здесь нет: речь ведь идет о сущности всевластного времени…

ритуальный ламаистский колокольчик

Ритуальный ламаистский колокольчик -один из священных тантрических символов.
Навершие в виде ваджры («алмаэоподобного» божественного оружия) означает мужское начало, а собственно колокольчик — женское начало.
(Государственный музей искусства народов Востока, Москва).

Но все-таки немногочисленные исследователи «Калачакра-тантры» есть и на Западе, и в России. Один из них — петербургский востоковед А.А.Терентьев — указывает в своих работах, что учение Калачакры привносит в буддизм (в его северном ламаистском варианте) несвойственный этой религии оттенок монотеизма, вводя понятие Ади-Будды — Первоистока бытия. Ади-Будда, изображаемый в образе 24-рукого Калачакры, который пребывает в мистическом миротворящем соитии со своей женской ипостасью, — основополагающая идея для всех систем тантры, как буддийских, так и индуистских.

Однако Калачакра заметно отличается от других тантрических доктрин. Религиоведы усматривают в ней отголоски иранских религиозных учений — манихейства, зороастризма. Что ж, эзотерический буддизм, по-видимо-му, отчасти укоренен в тибетских добуддийских культах, в религии бон, которая, как показывают исследования современных ученых (см., например, работы Б.Кузнецова, а также публикации о бон в петербургском буддологическом журнале «Гаруда»), была не чужда иранским воздействиям. Что же касается столь значимой в системе Калачакры категории времени, то она и в зороастризме играет чрезвычайно важную роль. Зороастрийский образ Зервана, предвечного времени, стоит как бы над двумя борющимися мировыми началами — над добром и злом; более того, в раннем зороастризме Зерван, по-видимому, предопределяет исход этой борьбы в пользу добра.

Данные параллели позволяют предположить, что древняя нить тайноучений о времени и вечности связует доктрину Калачакры с основами западных эзотерических традиций. Вот лишь главные образы, которые попадают в этот ряд: предвечный египетский бог Атум в облике крылатого змея; львиноголовый митраистский Эон (бог вечности); очень похожий на него дракон времени у орфиков; гностический Эон — эманация Плеромы, Полноты Божественного бытия; Эон = Христос некоторых орденских традиций Европы…

Помогут ли подобные сопоставления приблизиться к смыслу учения Калачакры, к его истокам? Или для этого просто должен исполниться срок подобно тому, как это произошло в X в. в Индии, когда в мир было принесено откровение о сущности времени? Кстати, греческое слово «Эон» истолковывается и как некая божественная (или стихийная) сущность, и как «вечность», и как «время» или «эпоха». Наступающую эру Водолея тоже иногда называют «эоном Водолея» (К.Г.Юнг) — эпохой, когда многое тайное станет явным…

Источник: Урания №3-96