Александров Владислав

Тема денег в Библии

 

Статистика свидетельствует: самая распространенная книга на Земле — Библия. Ежедневно миллионы людей ищут в ней ответы на вопросы духа. Одним из таких вопросов сегодня в России стала вещь, казалось бы, далекая от основных тем Библии и совсем недуховная, — деньги. О деньгах в связи с Библией рассуждают многие. Одни с трепетом и преклонением: «Деньги — благословение Божие», другие с неприязнью и гневом: «Деньги — исчадие ада». Третьи видят противоречивый клубок проблем, связанных с ролью денег в жизни человечества, и ищут ответа на эти проблемы в строчках библейских книг.

Но для начала несколько слов о Библии вообще. Часто слышишь: «Библия — книга богодухновенная». Заметим: богодухновенная, а не богопродиктованная. Богодухновенность подразумевает духовную истинность Библии, но признание богодухновенности библейских книг не отменяет того факта, что их писали, составляли, редактировали люди, выражавшие богодухновенные истины на языке своего времени, с помощью образов и представлений своей эпохи и своего народа. Богодухновенность означает, что Дух Божий побуждал и направлял авторов библейских книг, но люди, писавшие Библию, не утрачивали своей личности, своей манеры писать, черт характера. Они не были погруженными в транс медиумами, механически пишущими под диктовку невидимых сил. Потому «человеческий элемент» в Библии, несомненно, присутствует. Он проступает, например, в том, что разные свидетели евангельских событий излагают их чуть по-разному, каждый сообразно своим особенностям характера, памяти и восприятия.


Серебряная греческая монета драхма (Лк 15: 8,9)

Естественно, «человеческий элемент» присутствует и в тех местах Библии, где упоминаются деньги. Не означает ли это, что слова Библии о деньгах могут быть человеческим делом, Бога не касающимся? Ни в коем случае! При вдумчивом чтении видишь, что все сказанное в Библии о деньгах имеет глубокий духовный смысл. Да и не существует вообще каких-либо человеческих дел, не касающихся Бога.

Библия оказала бесспорное влияние на многие религиозные движения и даже атеизм. Это воздействие очевидно не только в православии и католицизме, протестантизме и иудаизме, но и в исламе, «нетрадиционных» религиозных движениях, в идеологиях коммунизма и многих политических доктринах. В результате библейское отношение к деньгам заметным образом влияет почти на все современное человечество. Это тема и для политологов, и для экономистов, и для историков, но мы сосредоточимся только на духовной стороне вопроса.

Библейское отношение к деньгам разностороннее. И те, кто деньги прославляют, и те, кто проклинают их, могут найти подтверждение своему мнению в библейских текстах Ветхого и Нового Завета. Не значит ли это, что Библия противоречит сама себе? Не значит! Все дело в том, что духовные истины многогранны. Эта многогранность с трудом вмещается в ограниченный человеческий разум. Многие люди, уловив лишь одну грань духовной истины, думают, что охватили уже всю истину, и пытаются отрицать другие ее стороны, принимая их за ошибки и заблуждения. Отсюда горячие споры, доходящие до взаимной неприязни, до ненависти, до обвинений в ереси. Стоит вспомнить, что слово «ересь» происходит от греческого глагола, означающего «отбирать, ограничивать, суживать», поэтому «еретик» можно перевести как «ограниченный человек». Парадоксально, но именно ограниченные люди чаще всего обвиняют других в ереси. Если же мы не хотим быть ограниченными людьми, не хотим отступить от полноты духовной истины, то надо стремиться понять все ее грани, а не спешить обвинять в ереси других.

Библия говорит о деньгах в самых различных контекстах. Это законы о собственности, покупка товаров, сбор денег на ремонт храма, помощь бедным, налоги и др. Упоминаются даже конкретные денежные единицы: сикль, мина, талант, драхма, дидрахма, статир, динарий, ассарий, лепта… В связи с деньгами в самых разных ситуациях раскрываются и действие Бога в мире, и человеческая добродетель, и человеческий грех.
Но главная тема денег в Библии — это тема человеческого богатства и бедности. Какие же главные грани духовной истины открываются нам, когда Ветхий или Новый Завет упоминают о богатстве?

Во-первых, Библия признает, что богатство может быть некоторым благом. В ней прославляется зажиточность благочестивых людей в израильской истории: Давида, Иосафата, Езекии, Иова после его испытания и др. О материальном благополучии Авраама, Исаака, Иакова говорится как о награде, ниспосланной Богом. В Ветхом Завете отмечаются положительные стороны богатства, то, что оно дает свободу и независимость, позволяет помогать другим людям, предполагает наличие пенных человеческих качеств: деятельности, сообразительности, смелости, воздержания, умения и др. Материальным достатком хвалятся колена израильские.

Народный лубок — Ангел своим явлением благословляет ведение морской торговли (XVIII в.)

Во-вторых, Библия разграничивает богатство праведное и неправедное. Неправедным оказывается не только бо-гатство, приобретенное нечестным путем, но и такое, которое означает обогащение горстки привилегированных людей ценой бедности всех остальных: «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле» (Ис 5:8). Суровым предостережением всем богатым, забывшим о помощи бедным, звучит рассказ Христа: «Некоторый человек был богат <…> и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падавшими со стола богача <…> Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач <…> И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел в дали Авраама и Лазаря на лоне его. И, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк 16:19-26).

В-третьих, Библия показывает, что богатство есть благо относительное и второстепенное. Она напоминает, что не все на свете можно купить, например, избавление от смерти и любовь. И, конечно же, не приобретешь за деньги благодать Божию. Есть блага более высокие, чем богатство. В Ветхом Завете в качестве таких благ упоминаются и мудрость, и душевный мир, и доброе имя, и здоровье, и праведность. Но какое благо выше всего? Библия отвечает: высшее благо для человека — Бог, наиболее полно открывшийся людям в богочеловеке Иисусе Христе. Когда это полезно, Бог способен в избытке ниспослать человеку материальные блага. Даже в бедности христианин пребывает в лучшем положении, чем безбожник. И происходит это не только потому, что христианин уповает на райское блаженство. Близость к Богу помогает преодолевать все земные невзгоды и делает христиан беспредельно богатыми духовно. «Нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем, мы ничего не имеем, но всем обладаем» — свидетельствует апостол Павел (2 Кор 6:10). Человек же, лишенный Божией любви, оказывается ущербным и в конечном счете несчастным, даже если владеет несметными материальными благами.

В-четвертых, Библия подчеркивает обманчивость и опасность богатства. Неоднократно она обличает нечестивых богатеев, в надежде на свое богатство воображающих, что могут обходиться без Бога. Их собственное нечестие становится ловушкой. «Надеющийся на богатство свое упадет» (Притч 11:28). Христос предупреждает о невозможности устремляться одновременно к Богу и богатству — маммоне: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф 6:24).

Противоположность богатству — бедность. Библейский взгляд на бедность также многогранен. Повествователи, пророки и мудрецы, писавшие библейские книги, не идеализируют бедность и прямо указывают, что нередко нищета приходит к человеку как следствие его пороков: безынициативности, лени, распутства. «Ленивцы бывают скудны, а трудолюбивые приобретают богатство» (Притч 11:16). Но было бы ошибкой вообразить, что Библия осуждает всякую бедность или относится к ней с пренебрежительным равнодушием. В текстах Ветхого и Нового Завета звучит настойчивый призыв к сочувствию и помощи бедным, особенно тем, чья нищета безвинна и является результатом чужого греха, болезни или других неблагоприятных обстоятельств жизни. «Кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в нем любовь Божия?» (1Ин 3:17).


Монета Антиохии Писидийской (Деян 13: 14)

Ветхий Завет приводит молитву Агура, пришедшего к мысли, что и богатство и бедность опасны для человека: «Нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, чтобы, пресытившись, я не отрекся от Тебя и не сказал: кто Господь? и чтобы, обеднев, я не стал красть» (Притч 30:8,9).

Вместе с тем в Библии можно найти призывы к добровольной бедности ради служения Богу, хотя нет оснований считать, что этот призыв обращен ко всем людям в равной мере. «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мной», — говорит Иисус богатому юноше (Мф 19:21). Если бы у юноши были жена и дети, то, думается, призыв продать и раздать все имущество к нему не был бы обращен.

В сознании некоторых людей тема богатства и бедности оказывается связана с проблемой происхождения зла. Можно ли что-либо называть неправедным, греховным, злым? Существует ли зло в действительности, или оно только иллюзия? Наиболее известный ответ библейского богословия на этот вопрос состоит в следующем. Зло, к сожалению, не иллюзия. Но Бог зла не творил. Он только даровал людям и ангелам свободу принять или отвергнуть дар добра. Зло — результат отказа от добра. Мир устроен так, что зло неизбежно погибнет, но это время для нас еще не наступило. Потому можно и нужно противопоставлять грех и добродетель, различать богатство праведное и неправедное, помнить и о Царствии Божием и о муках ада.

Тема богатства и бедности в Библии вплотную смыкается с важнейшей религиозной темой веры в Бога и любви к Нему. Верить в Бога не значит только лишь признавать Его существование. Полноценная вера в Бога предполагает доверие к Нему. Бог не спасает нас от власти зла против нашей воли. Если мы хотим принять спасение — необходим поворот нашей собственной воли, надо Богу довериться. Такое доверие немыслимо без любви к Нему. Доверие и любовь к Богу — ключ к пониманию многих трудных мест Библии.

Как, например, понимать слова «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (Мф 6:5). Неужели всякая забота о земных благах греховна? Если греховна, то почему Библия осуждает праздность, пассивность, безынициативность, лень? Посмотрим внимательнее библейский текст: «Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и все это приложится вам» (Мф 6:1-33). Таким образом, «не заботьтесь» в данном случае не означает «будьте праздны». Речь о другом: не ставить на первое место заботу о земном, устремляться к Богу, доверяться Ему, и Он поможет — как в небесном, так и в земном.

Довериться Богу не всегда легко. Где-то в глубине души зло шепчет: «Неужели Бога так волнуют твои нужды? Допустим, пока Бог хочет, чтобы ты жил на земле, минимально необходимое Он тебе даст. Но согласен ли ты довольствоваться только этим? Не хочешь ли ты хоть немного сверх того, хоть небольшого избытка?» Ответ мы находим в словах Христа: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин: 10:10). Не минимально необходимое дает человеку Бог, а много большее! Подтверждение тому — первое же чудо, какое совершает Иисус, — чудо в Кане Галилейской. На небогатой свадьбе, куда Иисус приглашен, в разгар застолья заканчивается вино. Тайком от пирующих Иисус приказывает служителям наполнить водой большие каменные сосуды, оказавшиеся рядом. «И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино; знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, то худшее, а ты хорошее вино сберег доселе» (Ин 2:7-10). Об этом чуде стоит задуматься. Оказывается, Бог готов позаботиться даже о вине для праздничного стола!

Сирийиская Антиохийская монета (Деян 11: 26)

Тема богатства и бедности в Библии — это также тема ответственности. Безответствен лентяй, бедствующий из-за своей лености, безответствен и богач, думающий лишь о себе самом. Но Бог призывает к ответственности: «Познай, что делал ты» (Иер 2:23). Ответственность разных людей неодинакова: больше спрашивается с того, кому больше дано. Богатому дано больше. Поэтому он отвечает и за себя, и за бедного.

Монета города Акко (Акра) (Суд 1: 31)

Часто говорят и пишут о различиях в отношении к богатству текстов Ветхого и Нового Завета. Некоторое различие действительно есть. Ветхий Завет выглядит более благосклонным к богатству, чем Новый. В чем причина? Ответ надо искать в самой Библии. Она выражает не просто Истину, которую Бог открывает людям, а постепенное, поэтапное раскрытие Божественной Истины перед людьми. Почему нужна эта постепенность? Библейские тексты позволяют ответить на этот вопрос. Человек создан для сотрудничества с Богом. Но на заре своей истории человечество поддалось соблазну, «голосу змия», и отступило от Бога. Отпавшее от Бога человечество оказалось не способно сразу вернуться к Творцу. Понадобился постепенный процесс духовного роста. Наиболее древние книги Ветхого Завета отвечают ранним ступеням этого роста, более поздние отражают духовное возмужание человечества, а вершина — Новый Завет. По мере духовного совершенствования значение земных благ для человека слабеет, а опасности, связанные с излишней привязанностью к этим благам, растут. Потому-то Ветхий Завет (особенно в наиболее древней своей части) более благосклонен к богатству, чем Новый.

Некоторые высказывания Библии о богатстве и бедности способны вызвать недоумение. Пример — слова Христа, обращенные к апостолам: «Всякий из вас, если не отрешится от всего, что имеет, не может быть моим учеником» (Лк 14:33). Может ли в таком случае христианин иметь хоть какое-то имущество? Но ведь в окружении Иисуса были отдельные зажиточные люди, а один из них — Иосиф из Аримафеи — даже удостоился чести положить в принадлежавшую ему гробницу тело Христа! Что же тогда значит отрешиться от всего, что имеешь? Внимательное прочтение библейских текстов показывает, что под отрешенностью от богатства надо понимать отсутствие серде-чной привязанности к нему. Такая привязанность порабощает, и уже не человек владеет имуществом, а имущество — человеком. Это опасно: «что пользы человеку приобрести весь мир, а самого себя погубить?» (Лк 9:5). Однако Библия не призывает избавляться от имущества любым путем как от тягостного и бесполезного груза, а учит использовать богатство на благо людям.

Среди библейских текстов, касающихся богатства и денег, много вопросов обычно вызывает притча Иисуса о неверном управителе. Сюжет ее примечателен. Нечестный управитель расхищал деньги своего господина. Господин решил управителя отставить. Управитель столкнулся с проблемой, на какие средства жить дальше, и решил заручиться благосклонностью должников хозяина. С этой целью он предложил им подменить долговые расписки, занизив в них суммы долга. «И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» (Лк 16:8). Далее Иисус продолжает: «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк 16:9). Как правильно понять эту притчу? Во-первых, «похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил». Господин похвалил управителя за предприимчивость, несмотря на то что понес ущерб от воровского поступка. Иисус тем самым дает нам понять, что предприимчивость достойна похвалы, хотя не всегда она спровождается праведными делами. Во-вторых, Христос замечает, что «сыны века сего догадливее сынов света в своем роде», то есть грешники на путях греха проявляют больше сообразительности, чем праведники на путях добра. В этом замечании — укор тем, кто считает себя праведным, но пассивен. Надо стараться, чтобы праведники были сообразительнее грешников, а не наоборот. В-третьих, Иисус напоминает, что даже приобретенное нечестным путем можно потратить на добрые цели: «приобретайте себе друзей богатством неправедным».

В текстах Библии деньги нередко становятся символом более высоких ценностей. Некоторых это смущает. Так, например, Христос уподобляет радость ангелов о покаянии согрешившей души радости женщины, которая нашла потерянную ценную монету. Мы понимаем: да, конечно, грешная душа потеряна для Царства Божия, а покаявшаяся найдена. Но при чем здесь монета? Неужели нельзя найти более возвышенного сравнения? Задавая подобные вопросы, мы подразумеваем, что деньги — нечто низменное. Даже пытаемся рассуждать: деньги — материя, а материя — зло. Но кто дал нам право объявлять материю злом? Библия не дает нам такой возможности. Она говорит совсем иное: мир материальный, как и мир духовный, — творение Бога, в основе своей совершенное, хотя и подпорченное злом. Между прочим, тем злом, к которому мы сами причастны… Библия подчеркивает, что Христос принял человеческую плоть, человеческую материальность, а после смерти воскрес не духовно (духовно он вообще не умирал), а телесно, в преображенной и всецело послушной духу плоти. Тем самым указывается на ценность материи и возможность ее одухотворения. Потому все материальное, включая деньги, не следует рассматривать как зло само по себе.

Монета Ассирии (4Цар 15: 19)

Но деньги сами по себе не являются и добром. Все зависит от того, как мы их используем. Библия дает множество примеров доброго и злого употребления денег.

Образец доброго употребления денег — помощь ближнему, милостыня в самом широком смысле слова. Старец Товит наставляет сына: «Ни от какого нищего не отвращай лица твоего, тогда и от тебя не отвратится лице Божие. Когда у тебя будет много, твори из того милостыню, и когда будет мало, не бойся творить милостыню и понемногу» (Тов 4:7,8). В современном мире формы милостыни могут быть самыми разными — это и прямые денежные выплаты малоимущим, и создание новых рабочих мест, и благоустройство городов, и строительство больниц, и финансирование учебных заведений. А в Ветхом Завете изложены некоторые древние виды милостыни: обязанность оставлять часть урожая, чтобы ее подбирали бедные, правило раз в три года оставлять десятину в пользу тех, кто сам не владеет землей, и т.п. Новый Завет указывает на милостыню как на один из столпов религиозной жизни. Христос особо подчеркивает ценность бескорыстной милостыни, творимой не напоказ и не в надежде на вознаграждение. Он подтверждает, что милостыня служит источником награды на небесах, но достигается это не через корыстный расчет, а благодаря тому, что все люди — Его меньшие братья. Господь говорит: «Так, как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25:40).

Пример зла, сопряженного с неправильным употреблением денег, — любостяжание, жажда обогащения. Библия рисует яркие примеры этого греха. Любостяжание заставляет купца обвешивать и обсчитывать покупателя, соблазняет вождя и судью на взятки и отступление от справедливости, толкает богача захватывать чужое имущество, эксплуатировать бедных и отказывать им в заработной плате. Любостяжание движет даже некоторыми религиозными проповедниками, и они «развращают целые дома, уча, чему не должно, из постыдной корысти» (Тит 1:11). Как все это похоже на то, что мы сегодня наблюдаем вокруг себя! Библия показывает: любостяжатель — враг самому себе, он идет по пути неправды и взращивает зло в душе своей. Бог призывает: «не ожесточи сердца твоего» (Втор 15:7), но «глаза любостяжательного не насыщаются какою-либо частью, и неправда злого иссушает душу» (Сир 14:9). Любостяжатель становится рабом своей жадности, он не ищет ничего, кроме корысти, и множит зло не только в своей душе, но и вокруг. Этим служением злу он оскорбляет Бога и навлекает на себя Его гнев. Чужое имущество «отнимает жизнь у завладевшего им» (Притч 1:19), в то время как «ненавидящий корысть продолжит дни» (Притч 28:6).

Храм Дианы Эфесской на монете города Эфесе (Деян 19: 35)

Многоплановость текстов Библии создает немалые трудности для их толкования. Как не заблудиться во множестве дополняющих друг друга суждений? На что ориентироваться в первую очередь? В чем основа Божия закона? Христос отвечает: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон» (Мф 22:37-40). Увы, немало людей считают себя верующими и любящими Бога, но в действительности оказываются не таковы. Запомним: подлинность нашей любви к Богу проверяется отношением к людям. Замечательны библейские слова: «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит?» (1Ин 4:20). Наша любовь часто оказывается далека от библейского идеала. Она бывает и ограниченна, и корыстна, и поверхностна, и смешана с эгоизмом и самодовольством. Суть подлинной любви прекрасно выразил апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор 13:4-6). Такая любовь к Богу и ближнему способна служить надежным ориентиром при решении любых проблем, в том числе и денежных. Но обрести истинную любовь не просто. Библия показывает: подлинная любовь в полной мере достижима лишь с помощью Бога, а это почти всегда требует сознательного и серьезного обращения к Нему.

Источник: Урания №4-97