Балашова Наталия

Творец города Солнца

 

Элис ОХоувелл в своей книге «Письма астролога» (опубликованной издательством «Урания» в 1994 г.) справедливо отмечает, что при рассмотрении любой астрологической эпохи необходимо обращать внимание на противоположный знак Зодиака, ибо он служит как бы психологической тенью данной эпохи. Поэтому пора нам, подводя итоги своей пятилетней деятельности, поговорить наконец о роли Дев в эпоху Рыб. Сами-то Девы с присущей им скромностью оба последних тысячелетия продержались в тени, но сейчас уже ясно, что о масштабах их вклада в мировую историю и культуру молчать долее невозможно. Мечтается о достойной этого знака детальной и добросовестной монографии на упомянутую тему. А для начала мы предлагаем вам, дорогие читатели, рассказ об одном из выдающихся представителей знака Девы Томмазо Кампанелле, (символично, что эта статья терпеливо дожидалась своей очереди около года).

***

Имя Томмазо Кампанеллы, благодаря идеологическим стереотипам, долгое время ассоциировалось у нас с истоками коммунистической доктрины, в то время как многие стороны его деятельности оставались как бы в тени. Тем не менее, по словам биографа Кампанеллы А.Х.Горфункеля, его литературное наследие включает «книги по астрологии и математике, риторике и медицине, богословские трактаты и политические памфлеты, латинские эклоги и итальянские стихи». Итересно, что Кампанелла долгие годы занимался астрологией и сумел воплотить свои изыскания как в практических прогнозах, так и в своем творчестве.
Астрология во многом повлияла и на его судьбу — для нас совершенно необычную» хотя Кампанелла был сыном своего времени, современником Тридцатилетней войны, охватившей в первой половине XVII века всю Европу. Италия также переживала тяжелые времена, превратившись в арену кровавых Итальянских войн между европейскими державами. Особенно тяжелая ситуация сложилась на юге Италии, откуда и происходил Кампанелла.

Как у человека ярко одаренного, но жившего в трудное время и преодолевавшего суровые испытания, у Кампанеллы остро проявилось стремление к поиску светлого идеала, к глубокому осознанию сути происходящих событий.
Джованни Доменико, будущий Кампанелла, родился 5 сентября 1568 г. в Стило, местечке на самом юге Италии, в Калабрии в семье сапожника. Калабрия принадлежала тогда Неаполитанскому королевству, включенному в испанскую монархию и управлявшемуся вице-королем с помощью испанского бюрократического аппарата. Южная Италия находилась в XVI и XVII веках в постоянном волнении.
Пятнадцати лет, вопреки воле отца, который мечтал видеть его дипломированным юристом, Джованни Доменико был пострижен под именем Томмазо в доминиканском монастыре. Там он занялся философией и теологией, изучением работ Аристотеля и Фомы Аквинского, а также Демокрита и Платона. Наибольший интерес его вызвала натуралистическая философия Б.Телезио (1509-1588), работы которого были включены католической церковью в список запрещенных. Кампанелла открыто защищает идеи Телезио, развивая их в направлении пантеистического одухотворения природы. Подобные выступления вызвали пристальный интерес к нему со стороны инквизиции. Однако поскольку Кампанелла проявил себя как противник Реформации и сторонник не только церковной, но и светской власти папы, инквизиция в тот момент закрыла глаза на многие его прегрешения.
Наряду с изучением философии и теологии Кампанелла всерьез занялся астрологией. В 1597 г. он вернулся на родину и предсказал победоносное восстание против власти испанских Габсбургов, а затем лично возглавил заговор, к которому примкнули дворяне, монахи, крестьяне и разбойники; ожидалась даже помощь турецкого флота. День выступления был назначен на 10 сентября 1599 г. Но испанцев предупредили, и возглавлявшие заговор лица были схвачены. Попал в неаполитанскую тюрьму и Кампанелла, которого спасло от смертного приговора лишь то, что он был объявлен еретиком, и поэтому подлежал юрисдикции папы.
Пройдя через пытки инквизиции, в 1602 г. Кампанелла был осужден на пожизненное заключение и провел в различных тюрьмах свыше 27 лет. Однако и в столь трагических обстоятельствах он продолжал работать. Так, в 1616 г. Кампанелла написал книгу в защиту Галилея, где обосновал принцип свободы науки.
Все попытки устроить побег, предпринятые его друзьями, окончились неудачей. Однако Кампанелла был все же освобожден из тюрьмы, причем благодаря астрологии. В 1626 г. папа Урбан VIII, любитель астрологии, известный своей антииспанской ориентацией, перевел Кампанеллу в Рим, что было связано с интересом к нему как к астрологу. Правда, положение Кампанеллы оставалось неустойчивым, а когда в 1632 г. начался процесс над Галилеем, и Кампанелла снова выступил в его защиту, нестабильность еще более усилилась. Кампанелла переехал в Венецию, а оттуда во Францию, где смог наконец свободно заниматься научной деятельностью. Не закончив подготовки к печати своих сочинений, он умер в 1639 г.
Поскольку мы, к сожалению, не располагаем данными относительно времени рождения Томазо Кампанеллы, предлагаем лишь космограмму, построенную на 12 часов 5 сентября 1568г.
Как мы видим, в космограмме есть замкнутый квадрат, а в целом конфигурация аспектов представляет собой «корзину» с Нептуном в ручке, что указывает на способность мистически и религиозно переосмысливать жизненный опыт, а также тенденцию к обману, что подчеркнуто напряженными аспектами к Нептуну Плутона и Солнца с Венерой. Оппозиция Плутона к Солнцу и Венере, указывает на страстную натуру, которая постоянно мечется между глубокими переживаниями (Плутон в Рыбах) и земным предназначением (Солнце и Венера в Деве). Другой выход из этого противоречия в определенной мере дают квадраты Венеры и Плутона к Урану в Стрельце, положение которого во многом объясняет интерес Кампанеллы к астрологии, в особенности в философско-религиозном плане (Стрелец). Интерес к философии «в чистом виде» у этого человека тоже весьма силен, поскольку Юпитер в своем знаке, Стрельце, делает секстиль к Меркурию, что подчеркивает интеллектуальные способности. Кроме того, Юпитер находится в вершине полуквадрата, разрешая оппозицию Луны и Венеры. Другая проблема космограммы, а стало быть, и жизни Кампанеллы — это оппозиция Нептуна в Близнецах к Урану в Стрельце, которая означает противоречие между стремлением к переменам, интересом к философии и астрологии, идеализмом в целях и мистическими религиозными переживаниями. Отсюда и ошибки в астрологических прогнозах. Выход из этих проблем дает или глубокая вера и способность к внутренним трансформациям (Плутон в Рыбах), или земное служение людям (Венера в Деве).
Примечательно, что подобное положение Венеры (в Деве в квадратуре к Нептуну и Урану и оппозиции к Плутону и Луне) принесло Кампанелле любовь поистине в экстремальных обстоятельствах (в тюрьме) к девушке-монашке, которая помогала ему прятать рукописи созданных в первые годы заключения сочинений и передавать их друзьям.
Интересно и положение других планет в космограмме Кампанеллы. Так, Солнце находится в Деве в соединении не только с Венерой, что усиливает художественные способности, но и Сатурном (также в Деве), наделяя владельца терпением, аскетизмом, строгостью к себе и другим, а также чувством некоей иерархической структурированности всего сущего (эта идея очень явственно присутствует в «Городе Солнца»). С другой стороны, подобное положение Сатурна говорит о самодисциплине, которая позволила Кампанелле не только выжить, но и работать в самых тяжелых условиях.
Сатурн в соединении с Меркурием, который находится в одном градусе от Восходящего узла. Соединение Меркурия с Сатурном дает упорядоченное и структурированное мышление, а соединение Меркурия с Восходящим узлом наделяет Кампанеллу способностью быть выразителем идей своей эпохи.
Итак, какую же роль в творчестве Кампанеллы сыграла астрология? С одной стороны, занятия астрологией были связаны с влиянием популярной в то время натурфилософии, с другой — естественно, что астрология в воззрениях Кампанеллы была тесно связана с его философско-теологическими взглядами. По словам исследователя творчества Кампанеллы Джованни да Наполи, «в астрологии, которую Кампанелла не признавал в юности, но к которой обратился позже, он нашел неоспоримые для себя элементы космической и политической революции… Явление кометы, появление новых звезд, наводнения, землетрясения вызвали в воображении философа образы Апокалипсиса, св.Бригитты и Иоахима Флорского». «Революция в неаполитанском королевстве должна была, по мнению Кампанеллы, совпасть с появлением всемирного христианского королевства, в качестве которого он предложил «Монархию христиан».
Магии посвящена четвертая книга Кампанеллы «О сути вещей и магии», которая широко использовалась в справочнике для врачей того времени. Что же касается непосредственно астрологии, то нельзя не упомянуть его «Метафизику». Не стоит забывать и о его работе в защиту астрологии («Disputatio in Bullas»); с астрологией связано также издание ученым «Речи пророков».
Таким образом, Томмазо Кампанелла был астрологом-теоретиком. Его астрологические воззрения воплотились и в знаменитом сочинении «Город Солнца», написанном в тюрьме и впервые изданном в 1623 г. Конечно, это произведение можно рассматривать как утопическое, но для нас интересен чисто астрологический его аспект.
Уже в описании «Книги мудрости» мы видим указание на обряд пифагорейцев, что во многом проливает свет на научно-религиозную ориентацию Кампанеллы. Астрологию он называет первой в числе двенадцати наук. При описании кругов главного храма, где дана астрологическая символика, напрашивается сопоставление с домами гороскопа. С точки зрения прогнозирования погоды по астрологическим данным, интересно следующее описание: «Над меньшим куполом возвышается своего рода флюгер, указывающий направление ветров, которых они насчитывают до тридцати шести. Они знают, и какой год предвещает какие ветры, и какие перемены на суше и на море, но лишь в отношении своего климата». Другое не менее интересное замечание связано с одеждой. Кампанелла пишет: «Они (жители Города Солнца) меняют одежды четыре раза в год: когда Солнце вступает в знаки Овна, Рака, Весов и Козерога…»
По мнению Кампанеллы, час зачатия должен определяться астрологом и врачом, «которые стараются уловить время, когда Венера и Меркурий находятся на восток от Солнца в благоприятном доме, в хорошем аспекте Юпитера, а равно Сатурна и Марса или же вне их аспектов». Особенно, пишет Кампанелла, это важно для Солнца и Луны, которые чаще всего бывают афетами. Они любят Деву в гороскопе, но смотрят, чтобы в углу* не оказалось планет «зловредных», потому что они заражают квадратурой и оппозицией все углы, «от которых зависит корень жизненной силы». Акцентируя важность благоприятных аспектов, Кампанелла отмечает, что о благоприятном расположении планет жители Города Солнца заботятся «при закладке города и установлении закона, с тем, однако, условием, чтобы при этом не главенствовали ни Марс, ни Сатурн, за исключением лишь случая наилучшего их расположения. Принимают они во внимание и расположение неподвижных звезд».
Кроме того, Кампанелла отмечает, что «в большинстве случаев родившиеся под одним и тем же расположением звезд сверстники сходствуют и по способностям…»
Интересны также замечания Кампанеллы о земледелии и скотоводстве. По его мнению,при случке животных необходимо наблюдать за восходящим знаком. Для лошадей благоприятен восходящий знак Стрельца, гармонично аспектированный Марсом и Юпитером, для быков — восходящий знак Тельца, для овец — Овна.
Любопытно, как Кампанелла представлял себе гороскоп идеального города. По его словам, считая, что «в первую очередь надо заботиться о жизни целого, а затем уже его частей», жители Города Солнца, воздвигая свой город, установили фиксированные знаки в четырех углах мира. Кампанелла пишет, что восходящий Юпитер был восточнее Солнца, находившегося в знаке Льва, Меркурий и Венера — в Раке, недалеко от Солнца, так они образовывали широкое соединение, Марс был в Стрельце в V доме, гармоничным аспектом (к Солнцу) усиливая гороскоп. Луна находилась в Тельце в благоприятном аспекте к Меркурию и Венере и вместе с тем не поражала квадратурой Солнца; Сатурн был на подходе к-IV дому, нисколько, однако, не вредя Солнцу и Луне, но способствуя устойчивости оснований. Фортуна с Алголем была в X доме, что, по словам Кампанеллы, предвещало господство, крепость и величие. Что касается Меркурия, то он имел благоприятное положение в гармоничных аспектах к знаку Девы и Луне, и поэтому «их наука не пребывает в ничтожестве». О том же, пишет Кампанелла, чтобы ждать Меркурия в Деве и соединении с Солнцем, они мало заботятся. Кампанелла указывает на влияние отдельных звезд на жизненные силы и долголетие в зависимости от их положения, на что стоит обращать внимание в гороскопе зачатия.
Примечательно, что четыре великих праздника в Городе Солнца Кампанелла приурочивает к всту-плению Солнца «в четыре поворотные точки мира, то есть в знаки Рака, Весов, Козерога и Овна». О чисто астрономической стороне Кампанелла пишет следующим образом: «Счет времени ведется у них не по сидерическому, а по тропическому году, но ежегодно они отмечают, насколько первый предваряет второй». Далее Кампанелла пишет о том, что Солнце в своем видимом движении по небу непрерывно снижается к горизонту, и поэтому, описывая все более низкие круги, достигает тропиков и равноденствий раньше, чем в предыдущем году, или же нашему глазу, наблюдавшему его все ниже в склонении, представляется, что оно достигает и склоняется к ним раньше. Месяцы, по словам Кампанеллы, жители Города Солнца «исчисляют по движению Луны, а год — по движению Солнца, и ввиду того что одно совпадает с другим только на девятнадцатый год, когда Лунный узел завершит свой цикл, создали они новую астрономию». И далее, в описании представлений о соляриях мы читаем мысли самого Кампанеллы: «Они восхваляют Птолемея и восхищаются Коперником… Они твердо верят в истинность пророчества Иисуса Христа о знамениях в Солнце, Луне и звездах… Посему ожидают они обновления века, а может быть, и конца. Солнце и звезды они почитают как живые существа, как изваяния бога, как храмы и живые небесные алтари, но не поклоняются им». «Под видом Солнца, — пишет Кампанелла, — они созерцают и познают Бога, называя Солнце образом, ликом и живым изваянием Бога, от коего на все находящееся под ним истекают свет, тепло, жизнь, живительные силы и всякие блага».
О многом заставляет задуматься и ассоциативная система, в которой мы видим, скорее, не Кампанеллу-астролога, а Кампанеллу-философа. «Они признают, сообщает он, — два физических начала всех земных вещей: Солнце — отца и Землю — мать. Воздух они считают нечистою долею неба, а весь огонь — исходящим из Солнца. Море — это пот Земли и связующее звено между воздухом и землею. Мир
— это огромное живое существо, а мы живем в его чреве;.. И мы зависим не от промысла звезд, Солнца и Земли, а лишь от промысла Божия…» Принимая традиционное в то время положение о бессмертии душ, Кампанелла подвергает критике распределение мировых эпох по планетам, используя для прогнозов эпохи, связанные с влиянием зодиакальных знаков. Так, с эпохой Рака Кампанелла связывает эпоху правления женщин, но вместе с тем с воздействием Юпитера и Солнца — распространение христианства в Новом Свете и по всему побережью Африки и Азии.
Интересны в интерпретации Кампанеллы и астрогеографические моменты. В Африке, по его мнению, «посредством Луны и Марса укоренилась секта Сетифа, в Персии посредством Венеры и Юпитера — секта Али, восстановленная Суфием одновременно с переменой правления в этих странах». Далее Кампанелла пишет, что «в Германию, Францию, Англию и почти во всю Северную Америку проникает из-за господствовавших там Марса, Венеры и Луны зловещая ересь, спутница похоти и скотства и искоренительница свободной человеческой воли». Здесь явно виден намек на Реформацию, непримиримым противником которой Кампанелла оставался в течение всей жизни. Испания же и Италия, по его словам, «благодаря их знакам
Стрельца и Льва твердо сохранились в истинном христианском законе во всей его чистоте.» Но и здесь Кампанелла оговаривается: «О, если бы и в чистоте нравов!».
Убежденный, что «звезды, которые действуют издалека и мягко, не могут заставить нас поступать против правильного решения», Кампанелла признает, что они «все-таки воздействуют на наше чувство, но тот, кто следует больше чувству, чем божественному разуму, оказывается у них в порабощении». Вывод Кампанеллы таков: «Ересь апостол Павел относит к делам плоти; звезды же чувственных людей склоняют к ереси сообразно характеру склоняемого, а людей разумных — к разумному, истинному и святому закону изначального разума и слова Божия».
Итак, Кампанелла — один из выдающихся мыслителей и астрологов своего времени, был не только практиком, но и теоретиком астрологии, которая для него неотделима от философии, в частности натурфилософии. При этом Кампанелла отрицал идею провиденциализма, отстаивая принцип свободы воли.
Кампанелла стал одним из предвестников новой эпохи, когда повествовал о «новых плаваниях, новых царствах и новом оружии», имея в виду путешествия европейцев в Новый Свет и события, связанные с Тридцатилетней войной. Он писал, что «после первых великих синодов и явления новой звезды в Кас-сиопее возникнет новая монархия, произойдут преобразования законов и наук, появятся новые пророки — и все это предвещает великое торжество христианства».
Итак, Кампанелла стал одним из тех, кто на основе накопленного человечеством опыта проложил мост из средних веков в новое время во многих сферах, в том числе и в астрологии.

* В угловом доме (прим .ред.)

ЛИТЕРАТУРА

Воробьев Л. Утопия и действительность. М., 1971.
Горфункель AJЈ. Томмазо Кампанелла. М., 1969.
3. Компанелла. Город Солнца.
Пер. Ф.Петровского. М., 1971.
Ahrbeck R. Morus, Campanella, Bacon, Urania-Verlag. Leipzig. 1977.
Badaloni N. Tommaso Campanella. Milano, 1965.
6. Campanella T. Metafisika, V.LJntrodizione di G. di Napoli.Bologna, 1967.

Источник: Урания №6-95