Хулдинг Дебора

Время, египтяне и календарь

 

Перевод с английского Наталии Ермильченко

Центральную роль в египетской философии играло Солнце, и соединение его с другими небесными телами было доминирующим фактором астрономии древнего Египта. Особое внимание уделялось восходам и заходам звезд относительно Солнца, так как это было надежным показателем благоприятных или неблагоприятных условий для сельского хозяйства. Планета или звезда заходит относительно Солнца, когда она вступает в соединение с ним. Нарастающее сближение Солнца со звездой постепенно ведет к тому, что наступает период, когда звезда пропадает из виду, поглощенная солнечным светом. Ее «заход» — это момент, когда она видна в последний раз на западном горизонте сразу после захода Солнца. Затем она заходит и восходит вместе с Солнцем, оставаясь невидимой и днем, и ночью. Звезда снова становится видимой не раньше, чем Солнце удаляется на 8° — 20° зодиакальной долготы — ее первое краткое появление на восточном горизонте накануне восхода Солнца известно как ее «солнечный восход».
Каждый раз появление новой Луны — это солнечный восход, а исчезновение старой — солнечный заход. Период, когда Луна не видна, краток, но он всегда считался несчастливым. Периоды невидимости планет и звезд длятся подолгу, иногда по несколько месяцев, и считается, что тогда они не имеют влияния.
Для египтян такие солнечные заходы и восходы были исполнены символизма. Солнечный заход звезды рассматривался как ее «смерть», время, когда она была не видна, считалось периодом заточения звезды в Дуате, подземном царстве, весьма рискованное путешествие по которому было для нее связано с трансформацией и обновлением. Появление звезды на востоке во время солнечного восхода приветствовалось как ее возрождение, когда она поднимается, обновленная, чтобы начать новый цикл жизни.
Этот образ помогает понять происхождение терминов «сожженный» и «под лучами Солнца», связанных с величайшим страхом заточения или смерти. Сожженная планета скрывалась в Дуате, там она была пленницей, не имеющей никакого влияния. В тексте Гвидо Бонатуса, относящемся к XIII веку, просматривается сходство между мифологическим вариантом египтян и традиционной интерпретацией «сожжения». Он объясняет, что сожженная планета «… не имеет силы в предсказании. Счастливые планеты, будучи сожженными или под лучами Солнца, не показывают ничего, или почти ничего хорошего, а несчастливые в подобном же случае не имеют или почти не имеют силы предсказывать болезнь».
Возможно, дурная репутация via combusta («сожженного пути»), простирающегося от 15° Весов до 15° Скорпиона, обязана своим происхождением похожей ситуации. Когда начали использовать тропический зодиак — около VI в. до н.э. — точка Весеннего равноденствия не была установлена точно, ее относили к первым градусам Овна. Возможно, ее помещали в 15° Овна, и тогда 15° Весов воспринимались как точка символической ежегодной «смерти» Солнца. Конечно, Солнце переживало еще и ежедневный цикл смерти и возрождения, и многие изображения египетского бога Солнца показывают, как он стареет по мере того, как день клонится к закату. Утром он заново рождается на востоке молодым и сильным богом, к полудню он достигает зрелости и предстает во всем великолепии своей власти, к моменту захода он — немощный старик, стоящий на пороге смерти.
Это не просто совпадение, что почти все пирамиды и царские гробницы находятся на западном берегу Нила. Запад называли «Аментат», что означало «место отдыха или смерти». В тот период, когда создавался календарь, солнечный восход Сириуса совпадал с летним солнцестоянием; и то, и другое возвещало о ежегодном разливе Нила — моменте, на котором было основано все египетское сельское хозяйство. Как следствие, Сириус стал одной из важнейших звезд у египтян, его отождествляли с богиней Изидой; считалось, что это ее слезы, пролитые по убитому мужу Озирису, вызывали разлив. Солнечный восход Сириуса был знаком того, что начинается новый год, а его заход, похоже, определил некоторые правила в погребальных обрядах. Сириус оставался невидимым 70 дней, и именно такое время требовалось египетским бальзамировщикам, чтобы подготовить тело к погребению. Иероглифические надписи на гробнице фараона Сети I также сообщают, что звезда, умирая, проходит очищение в доме Дуат, а через 70 дней возрождается. Учение о цикле смерти и возрождения было центральным для всей египетской религии, и тот факт, что восток рассматривали как точку рождения, был очень важен для разработки астрологических «домов». Следуя египетской традиции, астрологический «цикл жизни» начинается с Асцендента на восточной стороне горизонта, представляющей мир жизни. То, что противоположная точка, западный го-ризонт, ассоциировалась со смертью и уходом, явствует из трудов античных астрологов. Манилиус, например, написавший около 10 г. н.э. первое подробное описание домов, называл их «храмами», а о VII доме говорил: «Он ускоряет погружение неба под землю и хоронит звезды… неудивительно, что его называют вратами мрачного Плутона, он следит за концом жизни и накрепко запертой дверью смерти. Здесь умирает и сам дневной свет; его крадет у мира подземелье и запирает пленного в темнице ночи.»
Птолемей также считает Десцендент не относящимся к жизни и в своей формуле вычисления продолжительности жизни говорит: разрушительным для ее продления, если следовать порядку знаков, является только градус западного горизонта, так как он способствует исчезновению подателя жизни. Применительно к нашему астрологическому символизму, египетский «мир Дуат» соответствует нижней полусфере астрологической карты, области, о которой принято говорить «под землей». Трудно ожидать чего-то хорошего от карты, в которой важнейшие планеты находятся под горизонтом, а в картах декумбитуры* это обстоятельство (как и «сожженный» сигнификатор) может указывать на смерть. Астрологи рассматривают эту сферу как темную, глубоко личностную, связывают ее с внутренней жизнью, бессознательными, подавленными эмоциями. Напротив, верхняя полусфера относится к внешней, общественной жизни, а Середина Неба — самая сильная позиция Солнца — связана со славой, признанием и успехом.
В третьем тысячелетии до н.э. египтяне произвели реформу своего календаря, до того ориентированного на Луну, и «увязали» его с движением Солнца. Исходя из протяженности периода между двумя солнечными восходами Сириуса им удалось сосчитать, что Солнцу для завершения своего цикла требуется 365 дней. В году у них было двенадцать месяцев по 30 дней каждый, а в конце года они прибавляли еще по 5 дней. Далее каждый месяц делили на три недели продолжительностью по 10 дней, начало которых связано было не с фазами Луны, но с вечерним восходом определенной звезды или созвездия. Как результат, небесная сфера оказалась разбитой на 36 секторов, и время в течение ночи определяли по восходам и заходам относящихся к ним звезд.
Введенное египтянами деление года на 36 десятидневных периодов, которыми управляли определенные звездные божества, положило начало астрологической системе «деканов», в которой каждый 30-градусный знак Зодиака делят на отрезки по 10° с определенной планетой-управителем. Так звезды Времени стали богами Времени — Властителями Судеб. Неизвестно точно, когда именно произошло это слияние символизма, но астрологическое использование деканов представлено в храме Эшны, относящемся к 200 г. до н.э.
Сицилийский астролог IV века Фирмикус Матернус, как и многие другие, придавал им большое значение, говоря, что планета в своем декане так же сильна, как и в своем знаке.
Подобно тому, как это делал до него Манилиус, он «расписывал» деканы по знакам Зодиака, хотя все остальные авторы, включая Птолемея, относили их к планетам в убывающей последовательности: . В историческом плане интересно то, что Фирмикус рассказывает о Нечепсо: «…самый справедливый из царей Египта и воистину хороший астролог, который… при помощи деканов предсказал все болезни и несчастья.» Нечепсо был египетским фараоном в VII веке до н.э., но Фирмикус, вероятно, ссылается на труд по астрологии, составленный около 150 г. до н.э. и приписанный легендарному Нечепсо и его верховному жрецу Петозирису. Некоторые источники отмечают Нечепсо и Петозириса как основоположников астрологической системы термов, когда планетам, помимо тех знаков, которыми они традиционно управляют, приписывается управление небольшими дугами в пределах других знаков. Структура терм в целом сложнее по сравнению с фасами**, и менее очевидно то, как и из чего она возникла.
Обожествление времени египтянами зашло столь далеко, что едва ли не каждая минута имела собственного управителя среди звезд и созвездий. Особенно большой вес в мифологии имели боги-управители часов, они считались стражами двенадцати провинций (дневные часы) во владениях Солнца. Скрываясь в конце каждого дня под землей, бог-Солнце следовал по подземному миру под наблюдением управителя часа, отворявшего ворота в следующий час при помощи только ему известного пароля. Управитель часа до сих пор учитывается в хорарной астрологии, где нас предупреждают, что для того, чтобы карта была радикальной, планетарный управитель часа, в течение которого был задан вопрос, должен относиться к той же стихии, что и управитель Асцендента.
Продолжительность планетарных часов меняется, в отличие от тех, которыми мы привыкли измерять время. Египтяне, которые изобрели водяные часы, первыми поделили день на 24 часа: 12 часов дневного света и 12 часов темноты. В периоды, близкие к равноденствиям, продолжительность часов была одинаковой, но все остальное время продолжительность дневных и ночных часов могла существенно различаться. Время от восхода до заката делили на двенадцать, и получалось, что лётом дневные часы длинные, а зимой — короткие. Подобным же образом высчитывали и продолжительность ночных часов. Восходу и заходу придавали огромное значение, так как они обозначали «смерть» И «возрождение» Солнца. Наличие или отсутствие Солнца на небосклоне целиком меняет характер жизни, переводя ее из режима активности в ре-жим отдыха, и египтяне чувствовали, что очень важно отметить этот переход. Религиозные обряды всегда совершались на восходе Солнца, и одной из обязанностей жреца было призывать планетарное божество дня. С каждым следующим часом планеты передавали друг другу бразды правления в такой последовательности: . Еще одно богослужение проводили в восьмом часу, когда управителем часа вновь оказывался планетарный управитель дня Эта традиция сохранилась в современных названиях дней Недели, хотя, начиная с эллинистического периода, часы стали более удобной, равной длины, утратив связь с временами года.
Использование солнечного календаря означало, что в религии Древнего Египта безраздельно господствовал бог-Солнце. Солнце считалось главной силой во Вселенной, божественным создателем всего, властителем времени и времен года. Один из египетских фараонов, Аменхотеп IV, правивший около 1000 г. до н.э., даже отменил богов в человеческом облике, и считал единственным подлинным живым богом солнечный диск. Однако культ Атона, солнечного диска, продержался лишь до конца правления Аменхотепа. Солнцу поклонялись в разных формах и под разными именами: Ра, Атон, Гор, и Амон-Ра — наиболее распространенные из них
Люди, первыми заселившие долину реки Нил, поклонялись богу с соколиной головой Гору, как богу неба, и часто правый глаз Гора изображали в виде Солнца, а левый — в виде Луны.(Вспомним, что обычно мужскую/дневную силу связывают с правым направлением, а женскую/ночную — с левым, — связь, оказавшаяся очень влиятельной в астрологическом мышлении). Символом Солнца была также мифическая птица Бенну (известная у греков как Феникс), сгоравшая в собственном пламени и воскресавшая из пепла, — символ смерти и воскрешения. Культ Солнца и бога неба Гора до такой степени затмил всю небесную мифологию египтян, что по сравнению с ним все остальные планеты, кроме Луны, значения не имели. Все они были только проявлениями бога неба Гора. Марс был известен как «Красный Гор» или «Гор Горизонта», его обычно изображали в виде розового фламинго. Юпитер, который считался открывателем тайн, называли «Гор, озаряющий Две Земли» (в связи с его яркостью), а символом его был сокол. Сатурн, символом которого был квадрат, назывался «Гор, Небесный Бык»; его изображали в виде человека с соколиной или бычьей головой. На большинстве изображений с астрологической тематикой Венера и Меркурий находятся в стороне от высших планет. Считалось, что они имеют двойственную природу, поскольку появляются на небе и утром, и вечером. Венеру называли «пересекающей звездой» (что связано, вероятно, с ее движением взад-вперед относительно Солнца) и сначала изображали с головой птицы, похожей на цаплю, а позднее — с двумя соколиными головами. Вечерний Меркурий считали злотворным и связывали с Сетом, злым сыном Ра. В качестве утренней звезды, он считался благоприятным, или , по крайней мере, нейтральным, и в этом есть некоторое сходство с известными ныне характеристиками Меркурия. Он был известен как Себек, «великолепный»; его изображали в виде фигуры с человеческой головой, а символом его считался свиток.
Луне — Хонсу — особенно поклонялись в Фивах, как богу-Мальчику, сыну Амона-Ра. Его называли «Путешественник» — из-за быстрого движения Луны по небу — и изображали с лунным серпиком над головой. В другой своей форме, в качестве Тота, Луна была богом Мудрости и Знаний и олицетворяла большую часть свойств, связанную сегодня с Меркурием. Считалось, что Тот изобрел арифметику, геометрию и астрономию; он же был известен как бог Букв — великий Писец и Секретарь Богов. Кроме того, он был искусным магом и знал магическую формулу, позволяющую мертвым благополучно пройти через Подземное Царство. Тоту (чьи качества воплотились в греческом боге Гермесе) часто приписывают авторство герметических текстов — легендарного собрания сочинений по магии в 42 томах, в котором, как говорят, заключалось все мистическое знание древнего мира. Книги были до такой степени священными, что прикасаться к ним могли только жрецы высочайших рангов, а последний комплект, согласно легенде, был захоронен в могиле Александра Великого. Сохранилось, однако, множество копий текстов, на которые часто ссылаются поздние авторы.
Существует множество прекрасных изображений Зодиака на рельефах египетских храмов, но последние исследования показали, что они выполнены не раньше III века до н.э. Одно из наиболее эффектных — рельеф на потолке храма Хатор в Дендере, относящийся к 30 г. до н.э. На нем легко можно узнать зодиакальные созвездия, планеты расположены в знаках своей экзальтации, а по периметру отчетливо отмечены 36 деканов. Факты свидетельствуют, что идея Зодиака заимствована египтянами, поскольку в Месопотамии он появился двумя столетиями раньше. Однако очевидно, что Зодиак вобрал достаточно египетских представлений и мистицизма, завезенных, быть может, в Месопотамию в какие-то более ранние, неизвестные нам времена и продолжающих влиять на астрологическую практику сегодня.


* Разновидность хорарной карты, описанная английским астрологом XVII века Николасом Калпепером. Ее использовали для прогнозирования течения болезни, а составляли на тот момент, когда человек осознавал себя больным.

** Термин, имеющий многообразное значение. Иногда его относят к деканам. Иногда же им обозначают подразделения деканов: у Лео это полудеканы по 5″, у других авторов — четверть декана — 2°30*.

Источник: Урания №4-95