Странник Павел

Взаимосвязь пятилучевой звезды с обителями и экзальтациями небесных тел в знаках Зодиака

 

«Священные места недалеки,
Но нет дорог, ведущих к ним.
А если идти, куда укажут вам,
Найдете скользкий,
Покрытый мхом мост.»
Генро

Из глубины веков традиция передала современной астрологии систему знаний, в основе которой закон подобия микро-и макрокосма: «…Достоверно и в высшей степени истинно: то, что находится внизу, аналогично тому, что находится вверху. И то, что вверху, аналогично тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи…» (Странден Д. Герметизм. М.: Междунар. творчество, 1991, с.16). Не касаясь физической стороны этого закона, можно сказать, что каждому небесному телу, области и даже точке космического пространства соответствует определенный набор качеств, посредством которых они влияют на жизнь государств, народов и отдельных людей. Взаимодействия различных астрологических объектов могут усиливать или ослаблять проявления их качеств. Особенно это касается знаков Зодиака, светил и планет солнечной системы, чье влияние на земные объекты наиболее значительно.

Знак Зодиака, качества которого наиболее близки качествам планеты или светила, называется их обителью. В обители Свойства небесных тел проявляются наиболее полно. Знак Зодиака, доминирующие качества которого дополняют и за счет этого усиливают доминирующие качества планеты или светила, называют знаком их возвышения или экзальтации. По отношению к собственной обители небесное тело (НТ) является его управителем, а по отношению к собственному знаку экзальтации — элеватором. Сказанное позволяет заключить, что свойства и качества НТ — Управителя знака Зодиака дополняют и усиливают свойства и качества НТ — Элеватора того же знака.

Чтобы выявить закономерность, связывающую управителей и элеваторов отдельных знаков Зодиака, рассмотрим последовательность типа НТ — элеватор знака Зодиака 1) Ю НТ-управитель знака Зодиака 1 (оно же элеватор знака Зодиака 2) Ю НТ-управитель знака Зодиака 2 (оно же элеватор знака Зодиака 3) Ю … и т.д. Описанная последовательность основана на одной из принятых систем экзальтаций планет и светил (См.: Дерек Эпплби. Хорарная астрология. М.: 1995) в знаках Зодиака, представлена в таблице.

Взаимосвязь управителей и элеваторов в знаках Зодиака
Знак Зодиака Элеватор Управитель
Овен Солнце Марс
Козерог Марс Сатурн
Весы Сатурн Хирон
Стрелец Хирон Юпитер
Рак Юпитер Луна
Телец Луна Венера
Рыбы Венера Нептун
Водолей Нептун Уран
Скорпион Уран Плутон
Лев Плутон Солнце
Близнецы Прозерпина Меркурий
Дева Меркурий Прозерпина

За исключением Меркурия и Прозерпины, которые взаимно управляют и экзальтируют в знаках Близнецов и Девы, остальные десять НТ образуют замкнутую последовательность, внутри которой ясно видны два фрагмента: «солнечный» и «лунный». Каждый фрагмент включает в себя последовательность из пяти знаков Зодиака, причем в первом из них одно из светил экзальтирует, а в последнем — второе светило управляет. Сам собой напрашивается вывод о наличии внутри представленной нами последовательности цикличности, кратной 5. Чтобы выявить обнаруженную закономерность, расположим НТ, составляющая названную последовательность в вершинах пятиконечной звезды, как показано на рис.1.

пентаграмма

 

Результат стоит затраченных усилий: у каждой вершины звезды сгруппировались планеты, характер проявления важнейших качеств которых может быть отнесен к одной категории. Более того, на схеме не сложно найти место для казалось бы выпавших из общего ряда Меркурия и Прозерпины.

Нептун, Сатурн и примыкающую к ним Прозерпину (как супер-Сатурн) объединяет то, что каждая из планет, с точки зрения астрологии, отражает степень структурированности, внутренней жесткости, упорядоченности анализируемого объекта, а также его склонность к этому. Юпитер и Плутон — планеты, характеризующие способ самовыражения объекта, отражают меру его энергичности и выбор способа достижения результата. Венера и Марс показывают качество и характер силового воздействия объекта на окружающий мир. Уран, Хирон и примыкающий к ним Меркурий характеризуют внутреннюю и внешнюю подвижность объекта, его способность к развитию и трансформации. И, наконец, Солнце и Луна связаны с целостностью объекта и полнотой его проявленности.

Каждый вектор пентаграммы, изображенной на рис.1, ограничен НТ — элеватором знака Зодиака и НТ -управителем этого же знака и отражает взаимосвязь между ними. Учитывая символическое единство между НТ и соответствующим ему набором качеств, можно сказать, что любой вектор пентаграммы отражает некую трансформацию, в процессе которой НТ — элеватор знака Зодиака акцентирует в себе качества НТ — Управителя знака за счет потери собственной доминанты. Например, вектор Солнце Ю Марс можно рассматривать как символ того, что при переходе к активному энергичному воздействию на окружающих неизбежна потеря внутренней целостности и полноты. Аналогичным образом может быть рассмотрена любая другая пара НТ, изображенная на рис.1.

Исходя из этого, пентаграмма в целом символизирует путь наиболее эффективной трансформации качеств объектов, который может быть представлен в виде следующей последовательности:
Целостность, полнота Ю активное (силовое) воздействие на окружающий мир Ю структурирование/деструктурирование Ю обретение подвижности, эволюция, трансформация Ю энергичность, результативность Ю обретение качественно новой полноты и целостности.

При сравнении таблицы и рис.1 обращает на себя внимание, что НТ, расположенные в вершинах пятиконечной звезды, могут быть легко заменены соответствующими им знаками Зодиака — их обителями. Таким образом, существует некий универсальный закон, определяющий направления трансформации качеств объектов, отражается в астрологии через последовательность символически связанных с этими качествами светил, планет и знаков Зодиака. Очевидно, что последовательность Солнце (Лев) Ю Марс (Овен) Ю Сатурн (Козерог) Ю Хирон (Весы) Ю Юпитер (Стрелец) Ю Луна (Рак) соответствует преобразованию янского начала в начало инь. Соответственно, последовательность Луна (Рак) Ю Венера (Телец) Ю Нептун (Рыбы) Ю Уран (Водолей) Ю Плутон (Скорпион) Ю Солнце (Лев) — начало инь в ян. Таким образом, изображенная на рис.1 пентаграмма может рассматриваться как астрологическое подобие символа монады Тай Цзы («Великого предела»), характеризующего единство и взаимопревращения двух начал — инь и ян.

пентаграммаОднако этот символ, пришедший к нам из даосской философии, сам по себе также связан с пентаграммой, включающей взаимопревращения пяти первоэлементов (рис.2). Древний даосский текст «Су Вэнь» содержит такие строки: «Формами проявления Дао являются четыре сезона и пять «стихий-элементов», или, вернее, «фаз эволюции», т.е. Вода, Огонь, Дерево, Металл, Земля, в ходе которых оно нарождается (весной), растет (летом), поглощается (осенью) и сохраняется (зимой)» (Су Вэнь, Ней Цзин: трактаты по традиционной китайской медицине на основе древних и современных текстов. Кемерово: Серсон, 1994, с.25).

Итак, очевидно, что для характеристики внутренней гармонии мира могут быть использованы две различные пентаграммы. Что же является для них общим и чем различие этих пятиконечных звезд? Преобразуем пентаграмму, изображенную на рис.1, заменив НТ на соответствующие им качества, как было рассмотрено ранее (рис.3). Различие налицо: пентаграмма первоэлементов (рис.2) связана с формообразованием и указывает на ступени, по которым проходит эволюция, а пентаграмма качеств НТ (Рис.3) определяет, что происходит в процессе перехода от одной ступени к другой, или иначе, каким образом эта эволюция осуществляется. Общим же для обеих схем является то, что они замечательным образом отражают нумерологическое значение числа 5 — творчество, отсутствие стабильности, стремление к преобразованию и возможность этого преобразования.

пентаграммаПентаграмма качеств НТ хорошо отражает также и внутренний смысл числа 5, определяемый его нумерологическим разложением (5 = 1 + 4): преодоление четырех основных элементов структуры путем перехода на новый, более высокий уровень. Подобным образом связаны, например, эфир и четыре астрологические стихии. В нашем случае обретение Целостности отражает наличие и характер внутренней структуры, энергичности, способности силового воздействия на мир и готовности к совершенствованию. Итак, 5 — это всегда трансформация, изменение, выход за пределы стабильности, выход из состояния покоя или же потенциальная возможность выйти за пределы сегодняшнего состояния. С этой точки зрения, пентаграмма, отражающая взаимосвязь управителей и элеваторов (рис.1), и аналогичная ей пентаграмма трансформации качеств НТ — можно назвать пентаграммами нестабильности, потребности в самовыражении, эволюции, власти (иначе — активного воздействия на окружающий мир). Поэтому можно сказать, что планета в экзальтации — это не только планета, символизирующая устремленность к своему идеалу, но и планета, активно его созидающая.

Прежде чем продолжить обсуждение, отметим, что астрологическое видение мира по сути своей все же является не физическим, по крайней мере в сегодняшнем понимании физики, а метафизическим. Хотя астрологи и широко пользуются методами астрономии, математики и статистики, все же при анализе и синтезе гороскопа они придерживаются приведенной выше формулировки Гермеса Трисмегиста, которая, говоря иными словами, означает, что не только сознание является отражением материи, но и наоборот. Таким образом, утверждается равнозначность предмета и его символа. Этот же тезис лежит в основе нумерологии и других сходных дисциплин. В каждой из смысловое значение числа 5 и пентаграммы как его символа соответствует тому, что было выведено нами в результате анализа взаимосвязи управителей и элеваторов знаков Зодиака. Более того, в средние века символ пентаграммы рассматривался как знак, ограждающий и дающий власть над высшими силами, а масонство видело в пятиконечной звезде символ преобразования мира, устремленности к созиданию совершенного общества и самосовершенствованию.

Интересно, что в жизни каждый из нас неосознанно пользовался пентаграммами качеств НТ (рис. 1, 3) как ключом для оптимального перераспределения внутренних качеств, если хотел быстрейшей реализации своих целей: черпал силу во внутренней целостности, обретал структуру посредством силы, достигал желаемой гармонии путем развития структуры и использовал эту гармонию для достижения желаемого положения в социуме, а за счет этого приобретал новую социальную значимость. Если же говорить о методах, которые мы выбираем для решения стоящих перед нами задач, то определяющей всегда является конкретная пара планет, соответствующей вектору желаемой трансформации. Конечно, определенное влияние также оказывают иньский или янский тип космограммы, статус каждой из планет в космограмме и/или гороскопе. Анализируя гороскоп и пользуясь правилами пентаграммы, астролог-консультант всегда сможет указать наиболее эффективный путь совершенствования тех или иных сторон личности клиента.

Заложенная в пентаграмме способность каждого субъекта воздействовать на окружающий его объективный мир также провести во взаимодействии людей в повседневной жизни. Ее можно использовать и при анализе резонансного гороскопа (Синастрического. Прим. редактора). Правда, при этом направления векторов в пентаграмме обычно меняются на противоположные. Это понятно, если учесть, что для реализации собственных качеств одни люди используют качества или способности других. Так, стремление к власти (которое чаще всего символизирует Плутон, особенно в падении) может быть реализовано через использование в своих целях оригинальности и неординарности соратников (качества Урана, см. рис.1) либо через уранические толпы. Или внешнее великолепие и яркость, которые обычно связывают со свойствами Солнца, могут проявиться через жесткую власть над окружающими людьми, их (качества Плутона). Таким же образом можно рассмотреть и остальные пары планет, рис.1. Следует также отнести детерминированность порядка трансформации качеств. Например, реализовать плутоническую устремленность к власти невозможно в уже существующей общественной структуре (качество Сатурна) без адаптации к ней (качество Хирона) либо преобразования ее (качество Урана).

На ум приходит аналогия между векторами пентаграммы и некими энергетическими каналами, по которым одно качество получает энергию за счет другого, а направление ее передачи соответсвует данному вектору. В резонансном гороскопе этим характеризуется разделение людей на лидеров (акцепторов энергии социума) и их окружение (доноров). Посредством подобной передачи энергии реализуются такие явления, как феномен власти, гипноз, поглощение одними людьми эмоций и жизненных сил других. Итак, пятиконечная звезда, изображенная на рис. 1, 3, является ключом, посредством которого сильная личность интуитивно или сознательно манипулирует социальным сознанием и в конечном итоге социумом. Поэтому в отличие от семилучевой «звезды магов» пентаграмма по праву может называться «звездой власти».

Было бы несправедливым описывать механизм воздействия отдельных личностей на окружение и при этом не указать, что же можно ему противопоставить. Рецепт прост: если каналы трансформации качеств (рис.3) предопределены, то существует три основных способа защиты от тех, кто пытается манипулировать ними (от «тиранов», по терминалогии Карлоса Кастанеды). Если как вы сильнее личность, то можите просто блокировать канал, который использует. Например, не позволяйте бесталанному авантюристу пользоваться вашими оригинальными идеями, по крайней мере не разбрасывайтесь ими в его присутствии (взаимодействие Уран ⇒ Плутон). Или имейте мужество отказаться от участия в укреплении враждебной вам социальной структуры (взаимодействие Марс ⇒ Сатурн). Если же ваши силы равны и вы не стремитесь уклониться от взаимодействия с «тираном», то также попытайтесь использовать его способности в своих интересах. Например, если объектом его интересов является ваша необычность (качества Урана), то стоит попытаться использовать его способности умелого администратора (свойства Плутона) для реализации собственных творческих способностей или артистического таланта (качества Солнца) (см. рис.1). Или, если «тиран» желает использовать вашу известность, общественную значимость (качества Солнца) для воздействия на общественные структуры (качества Марса), то постарайтесь, чтобы вновь создаваемая структура (качество Сатурна) соответствовала и вашей личности. И, наконец, если вы не способны отразить чужое воздействие, попробуйте трансформировать на время в обратную сторону то качество, на которое посягают (рис.1); сделайте вид, что вы им вроде бы и не обладаете или же оно для вас совершенно не характерно: оригинальность (качество Урана) представьте в виде странной случайности, причуды вдохновения (свойство Нептуна), огненную страстность (качество Плутона) — как экстравагантность (особенность Урана), личную неординарность (качество Солнца) — как заурядное честолюбие (свойство Плутона) и т.п. тогда угроза посягательства на вас отпадет, станьте снова тем, кто вы есть.

И в заключение два слова о кармическом значении пятиконечных звезд (рис. 1, 3). В отличие от «звезды магов», эти пентаграммы характеризуютс я не закон, согласно которому в процессе эволюции поддерживается гомеостаз макро- и микрокосма, но путями, по которым эта эволюция может осуществляться. Как отмечалось выше, любая трансформация, любое действие, произвольное или вынужденное, направленное на приобретение нового качества, сопровождаются потерей прежнего: желание власти — потерей личной свободы (Уран ⇒ Плутон), стремление к флирту — утратой семьи (Луна ⇒ Венера), увеличение штата сотрудников — потерей импульсивности и мобильности (Марс ⇒ Сатурн, стремление к самореализации — утратой чувства персональной важности (Плутон ⇒ Солнце) и т.п. Эта потеря и есть та плата, кармическая цена, которая является оборотной стороной любого человеческого деяния. Использование пентаграммы в прогнозе последствий своих поступков поможет заранее оценить характер предстоящей расплаты за них.

Источник: Урания №1-96