Кузнецов Андрей
Заметки по астрологии
Статья Андрея Кузнецова «Заметки об астрологии геологических эпох» была опубликована в № 2-3 за 1992 г. и вызвала большой интерес у читателей, 28 апреля 1993 г. Андрей Кузнецов трагически ушел из жизни. В этом номере мы предлагаем Вашему вниманию подборку материалов из неопубликованных рукописей Андрея, присланных в редакцию его друзьями.
АСТРОЛОГИЯ ГЛАЗАМИ АСТРОНОМА
Я хотел бы попытаться дать связную систему основ астрологии, не опровергая и не защищая ее положений.
Одни называют астрологию наукой, другие — шарлатанством, третьи — разновидностью гадания; неверно и то, и другое, и третье.
Астрология не шарлатанство: в число ее методов не входит намеренный обман.
Астрология не гадание: она опирается не на случайность, а на систему (по форме аналогичную обычной).
Астрология не наука: она руководствуется другими исходными принципами и пользуется другой методологией.
В современном мире авторитет науки очень высок. Почтение (часто бессознательное) к научному методу и способу мышления для нас естественно. Подходя с тех же позиций к астрологии, мы наталкиваемся на непонятную символику, архаичную терминологию и совершенно чуждый способ рассуждений. Удивляться не приходится: астрология гораздо древнее любой из наук и воплощает иной, донаучный тип мышления.
Последовательность событий есть цепочка причин и следствий. Выявив начало такой цепочки, ученый медленно продвигается от звена к звену, тщательно исследуя все стыки и разветвления. В итоге он устанавливает закономерности, с помощью которых можно прогнозировать дальнейшую структуру цепочки.
Принцип астрологии совершенно иной. Есть возможность (уверяют сторонники астрологии) увидеть всю цепь сразу, без кропотливого ощупывания каждого звена. Поясню на таком примере: человек может досконально изучить темную комнату, продвигаясь вдоль стен и ушибаясь о невидимые предметы; между тем ему было бы достаточно просто включить свет.
Астролог верит в существование многих «тонких» материй, принципиально отличных от чувственно воспринимаемой. Он пытается опереться на интуицию, понимая ее как свидетельство особого духовного зрения. Физический мир оказывается лишь частью и частным случаем гораздо более обширного нефизического мира, находящегося за пределами обычного опыта, но постижимого опытом мистическим и религиозным.*
Физические тела планет — якобы лишь видимые элементы их строения. (Невещественные оболочки Земли,согласно Даниилу Андрееву, простираются якобы даже за лунную орбиту! Физика не может исследовать такие системы по причине их неосязаемости для вещественных орудий, но духовному зрению они как будто видимы.) Воздействия планет имеют нефизический характер и не могут быть сведены к действию излучений и приливных сил. Поэтому занимается самообманом тот, кто отождествляет астрологию с гелиобиологией — наукой о солнечно-земных связях.**
Осознав сказанное многие, нынешние сторонники астрологии отвернулись бы от нее! C другой стороны, для искренне верующего человека занятия астрологией также неприемлемы. Дело не только в том, что попытка заглянуть в будущее отражает сомнения человека в Боге и в самом себе. Астрология — оккультное учение, составление гороскопа есть магическое действие, могущее привлечь известные темные силы (нефизической, конечно, природы). Сама по себе не будучи злом, астрология может стать воротами в зло, поэтому естественно отрицательное отношение к ней Православной церкви.***
Не следует думать, что главной задачей астрологии является предсказание будущего. Отнюдь. Предсказания — лишь побочный продукт при решении неизмеримо более важной задачи: помочь человеку понять себя, найти свое место в мире (особенно в нефизическом, где отсутствуют привычные ориентиры), открыть свое предназначение, выявить врожденные потенции и врожденные изъяны, установить пути раскрытия первых и превращения вторых в достоинства. Это относится как к отдельному человеку, так и к сообществу людей (государству, нации, поколению).
Язык астрологии — естественный язык, и мы даже не замечаем, как часто пользуемся его символикой. Например, астрологию и науку можно уподобить двум планетам, образующим между собой различные аспекты. Некогда они были в соединении; теперь находятся в противостоянии; иногда они помогали друг другу, сотрудничали — аспект тригональный, а иногда поражали друг друга под прямым углом — аспект квадратуры, разрушительный. «Я встал в оппозицию», «я на седьмом небе», «его звезда закатилась», «светило науки», «под знаком дружбы» и т.д. Живучесть этой символики не слу-чайна. Древним астрологам удалось найти краткие формулы, вмещающие многие важные черты повседневной жизни и устройства мира. Эти формулы оказались связаны с небом.
Споры об астрологии продолжаются не одно тысячелетие. Суеверием и шарлатанством считали ее Цицерон, Сенека, Секст Эмпирик. Галилей отрицал почти очевидную связь между Луной и приливами лишь потому, что увидел в этом нечто астрологическое (позднее из-за такого же сопоставления долго отрицалась гелиобиология — наука о солнечно-земных связях). Отношение Кеплера к астрологии было двойственным, колеблясь от восторженного принятия до откровенного высмеивания; так, он однажды назвал ее «глупой дочкой» высокомудрой матери-астрономии. Камилл Фламмарион считал астрологию очевидной нелепостью и физическим абсурдом, однако с поразительным постоянством от книги к книге возвращался к ней. Более того, многие идеи Фламмариона органически вошли в современную астрологию. Действительно, этот предмет имеет особую привлекательность и какое-то странное очарование для всех поэтических умов, чем бы они ни занимались — наукой или искусством. И Фламмарион, как ранее Кеплер, не устоял перед обаянием астрологии.
Современные астрологи постоянно подчеркивают, что их предмет следует называть наукой. Если и так, то эта наука мало в чем родственна физике, химии, астрономии и даже гелиобиологии! Факт, впрочем, хорошо известный и астрологию ничуть не компрометирующий, о чем в ряде статей писал Дэйн Редьяр.**** Здесь я хотел бы развить и дополнить его доводы.
Астрология не сводима к физике. При составлении и толковании гороскопа астролог оперирует видимыми (топоцентрическими) долготами планет, их разностями (аспектами) и различными циклами времени. Он никогда не использует пространственные координаты и линейные скорости планет, их расстояние от Земли и друг от друга; для него не имеют значения массы и радиусы объектов, напряженности их физических полей и т.д. Небо астролога — не космическое пространство, а небесная сфера, как будто не имеющая глубины. Астрология принципиально топоцентрична. Чем определяются сила планеты и качество ее действия? Видимой угловой скоростью, положением в знаке, доме и наличием аспектов. Между тем видимые движения не имеют однозначной связи с пространственными: один и тот же аспект образуется при самых разнообразных положениях планет на орбитах и совершенно различных расстояниях тел от Земли и Солнца. Следовательно, астрологическое действие планеты невозможно свести к действию гравитационных или иных физических сил, зависящих от расстояния.
Бессмысленно, например, «доказывать» астрологию ссылками на приливное взаимодействие. Во многих случаях по величине прилива невозможно отличить соединение от оппозиции и квадрат от трина; в других случаях повторение прежнего аспекта вызывает совершенно иной по величине и направлению прилив. Я уже не говорю о смехотворной малости этих сил! Комар, пролетающий в метре от нашей головы, оказывает несравненно большее гравитационное воздействие, чем все далекие планеты, что легко подтвердить простейшим расчетом. В принципе возможно (хотя это и не доказано), что приливы от планет как-то регулируют солнечную активность. Но тогда непонятно, почему астрологи работают в гео-, а не в гелиоцентрической системе координат, и причем здесь система домов, определяемая земным горизонтом, и в любом случае нет корреляции между астрологическим качеством планеты, ее массой и элементами орбиты!
Невольно вспоминается вопрос Клода Фролло из «Собора Парижской Богоматери»: «Возможно ли вообразить, будто каждый звездный луч есть нить, протянутая к голове человека?» Виктор Гюго хорошо понял суть дела: астрологическое действие планеты очень похоже на невидимую бесконечно эластичную нить, увлекающую человека вслед за перемещением светила. Как бы ни менялось расстояние между субъектом и его планетой, нить остается одинаково напряженной. Свойство эластичности обеспечивает возможность относительной свободы воли, т.е. свободы не следовать пассивно за тягой планеты: напрягая силы, человек может оставаться на месте или двигаться в нужном ему направлении. Разумеется, физического смысла эта аналогия не имеет; опущенная с неба тончайшая сеть звездных воздействий не может быть ни светом, ни гравитацией.
Возникает и множество других вопросов. Можно ли чисто астрономически обосновать связь Луны со знаком Рака, Юпитера со Стрельцом .и Рыбами ит. д.? Можно ли физически обосновать ^теорию экзальтации и депрессий? Действие транзитных планет на радикальные кажется абсолютно необъяснимым: материальные тела «влияют» на те точки, которые планеты занимали когда-то, т.е. фактически на пустые места небесной сферы! Впрочем, как заметил Редьяр, транзиты — те же прогрессии, только в реальном масштабе времени; а уж метод прогрессии представляет очевидный физический абсурд.
Тут-то и раскрывается истинная сущность астрологии — оккультного и мистического учения. В каком-то смысле оккультизм можно назвать наукой, хотя для современного материализма это неприемлемо. Ученый постулирует принципиальное единообразие материи и принимает, что вся она доступна (или может быть стать доступной посредством техники) для наших пяти органов чувств. Анализируя астрологию, физик последовательно исключает ядерные взаимодействия, гравитацию, электромагнитные волны. Что же может действовать еще? Физические волны излучаются веществами, грубоматериальными телами светил — скажет оккультист. Но доступные нашим органам чувств тела планет — лишь наиболее «плотные» элементы их строения. «Тонкие» тела планет, построенные из качественно иной материи, существуют в других пространствах и иных временах; обычному опыту они не доступны, но постижимы опытом мистическим и религиозным. Астрология и занимается взаимо-действием «тонких» тел и оболочек; действие опосредовано передается в физический мир — .через желания, волю и поступки живых существ. Я не буду уверять читателя, что всерьез верю в такие теории; наверно, статистическое подтверждение астрологии утвердило бы веру в реальность «тонкого» мира.
ПЛАНЕТЫ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ
ОГНЕННЫЕ ПЛАНЕТЫ
Огонь символизирует волю, энергию, движущую силу. Без огня три другие стихии мертвы и неподвижны. Огонь — первоисточник всякого дейстзия (любая разновидность энергии на вещественном уровне; воля в плане психическом).
Солнце
«Воля к жизни» — животная, иррациональная, не контролируемая сознанием. Та сила, или энергия, которая заставляет зерно прорастать, а росток тянуться к небу. Солнце во всем, оно — «семя семени», оживляющее начало. Какие бы трансформации ни испытало существо, пока оно живое — Солнце всегда в нем; когда оно мертво — Солнце его покинуло.
Марс
«Воля к борьбе» — столь же иррациональная и почти не контролируемая сознанием. Если Солнце символизирует желание жить, выжить самому, то Марс — потребность поразить конкурента, соперника и врага. Пока в природе правит естественный отбор, темная энергия Марса остается необходимой. Одной жажды жизни мало; в тесноте мира нужно уметь пробить себе дорогу.
Юпитер
«Воля к росту» — сознательное, вполне рациональное стремление к конкретной цели. Именно Юпитер толкает человека на действия, ведущие к росту и расширению личности: материально — это карьера, власть, улучшение финансового положения; ментально — самосовершенствование, познание, работа над собой и другими.
Митраисты говорили о «Солнце непобедимом», высочайшем из богов. Цицерон утверждает: «Солнце располагается в середине, будучи лидером, царем и правителем других светил, разумом и упорядочивающим законом мира». Его называли «руководителем танца планет». (И после этого твердят, что древние не знали гелиоцентрической системы!! Очевидно, посвященным она была известна не хуже,чем нам.) Юпитер иногда называют «вторым Солнцем». Действительно, по массе он втрое превосходит остальные планеты, вместе взятые, и является самосветящимся телом — коричневым карликом, излучающим в инфракрасном диапазоне. Система его спутников — миниатюрное подобие Солнечной системы; на ранней стадии эволюции Юпитер освещал и обогревал свои планеты как маленькая звезда. Цикл солнечной активности близок к периоду обращения Юпитера. Символично, что Юпитер — планета сознательной и конструктивной воли — некогда подавил рост Марса — планеты агрессивной животной энергии. Он же сделал невозможным формирование тела в зоне нынешнего пояса астероидов (т. е. планеты Фаэтон). Каково могло быть астрологическое значение Фаэтона? Чего мы лишены благодаря Юпитеру?
ВОДНЫЕ ПЛАНЕТЫ
Вода символизирует субстанцию души: чувства, эмоции, переживания, впечатления. Вода принимает форму сосуда; тело — сосуд, содержащий душу. Очевидна тесная связь души и тела, их зависимость друг от друга и взаимовлияние. Вода встречается в бесчисленных формах: капля дождя и океан, водопад и омут, лужа и родник… Так же душа может быть как озеро, как дождь, как болото, как ручей… Тело без души — труп, душа без тела — призрак. Жизнь есть одушевленная материя.
Луна
Это душа, сознающая себя. Быстрая и изменчивая. Луна связана с мимолетными ощущениями, образами, симпатиями И антипатиями, впечатлениями, влечениями. Осознанные чувства и эмоции, эмоциональная память; ближайшее подсознание и его контакт с сознанием.
Плутон
Глубинное подсознание, связанное с животными инстинктами. Плутон — «высший» Марс, и свои зодиакальные дома он делит с Марсом, который символизирует волю как агрессию. Глубинное подсознание питается энергией Марса; это корни, которые жизнь пустила в материю и которые держат ее в материи.
Нептун
Высшее подсознание или сверхсознание — корни, которые жизнь пустила в Небо. Интуиция, экстрасенсорика, пред-чувствия, ясновидение. Зодиакальные дома Нептун делит с Юпитером — планетой воли к безграничному расширению; сверхсознание питается энергией Юпитера.
Плутон и Нептун — высшие планеты, скрытые от невооруженного глаза. Два рода подсознания, темные «подвалы» и «чердаки», уходящие в бесконечность. Незначительная часть этого странного мира освещена Луной и доступна рассудочному восприятию.
Астрономически Луна — спутник Земли, заимствующий свой свет от Солнца. Для воображаемых жителей других планет она не имеет самостоятельного значения (всегда в соединении с Землей, как для нас спутники Юпитера или Сатурна всегда соединены со своими планетами). Наши чувства и переживания — только наши, человеческие, земные. Напротив, Нептун и Плутон имеют космическое значение — самые внешние планеты системы, имеющие один и тот же статус для всех остальных планет. Это универсальность инстинктов, подсознания и сверхсознания. Выше — лишь звезды, другие «солнца» со своими планетами, жизнь, питающаяся из других источников.
Кроме Меркурия и Венеры, все планеты имеют луны (причем обсуждается гипотеза, согласно которой Меркурий первоначально был спутником Венеры). Они удаляются от центральных тел на углы, меньшие разрешающей способности человеческого зрения; точно так же астрологическое влияние чужих лун незаметно — не хватает разрешающей способности духовного зрения. Если бы удалось его как-то развить или чем-то усилить (как сила глаза умножается телескопом), тогда, может быть, нам удалось бы проникнуть в психическую жизнь существ Юпитера, Сатурна и т.д. Луны — звенья, связующие сознания жителей разных миров.
ПЛАНЕТЫ ЗЕМНОЙ СТИХИИ
Земля символизирует характер, эго, психический костяк человека — то, что определяет его сопротивляемость внешнему давлению. Это внутренняя основа, направляющая деятельность души (воды) и рассудка (воздуха).
Сатурн
Стойкость, терпение, способность переносить испытания (и принимать радости); постоянство — инертность (изнанка постоянства), терпение — равнодушие (изнанка терпения), самолюбие — себялюбие и т.д. Сатурн — форма, в которую облекается Луна (не случайно их зодиакальные дома противостоят друг другу). Если Юпитер дает способность расширения, то Сатурн — способность ограничения и самоограничения. Сатурн устанавливает рамки.
Прозерпина
Мертвящие силы земли, спрессовывающее давление, которое стирает все различия. Сатурн — поверхность, застывшая форма, «земля под снегом»; Прозерпина — подземная бездна, инфернальность, скрытая изнанка мира, место трансмутации: искупления и перерождения. Корни души (Плутон) уходят в царство Прозерпины: Ад — глубинное подсознание, его форма — Прозерпина, его содержание — Плутон, его энергия — разрушительная воля Марса. Жизнь — сфера сознания, ее планеты соответственно Сатурн, Луна и Солнце. То, что называют Раем, сверхсознание, определяемой Венерой, Нептуном и энергией Юпитера.
Венера
Производительные силы земли, «зерно жизни» в плодородной пашне: телесно — секс, ментально — творчество. Как все земные планеты, Венера, символизирует форму, но не окостеневшую или ветхую, как Сатурн, а полную жизни, красоты и гармонии. Нежность, мягкость, грация, изящество, шарм; но и лень, расслабленность, легкомыслие, ветреность. Проявления Венеры нуждаются в Сатурне, без него она пустоцвет, лепесток, уносимый ветром обстоятельств. Сатурн сохраняет Венеру, как зимой земля защищает семена до весны. Но упаси Бог сеять во владениях Прозерпины!
ВОЗДУШНЫЕ ПЛАНЕТЫ
Воздух символизирует рассудочную деятельность человека — все, что связано с получением и обработкой информации, логическими построениями, учением и обучением, мышлением, языком и речью.
Меркурий
Информация, «лежащая на поверхности» Простейшие расчеты (арифметика), короткие логические цепочки, анализ и классификация; обмен мнениями; живое общение, разговор, дискуссия; навыки, способность к ремеслу, ловкость в обыденной работе.
Уран
Глубинная информация, информация высшего порядка. Ее получение и усвоение; прорыв и переворот, качественный скачок; научная и профессиональная гениальность, новаторство, ломка привычных представлений, создание сложных логических систем, обобщающих короткие цепочки Меркурия и при этом сжатых в два-три кратких постулата.
Третья Планета Воздуха
«Высший Юпитер» по звезде магов. Обычно считают, что это Вулкан или Хирон. Но порядок следования планет по лучам звезды имеет свою систему: периоды обращения возрастают по часовой стрелке. Вулкан с периодом 33 сут или Хирон с периодом 51 год никак не вписываются между «высшим» Марсом — Плутоном и «высшим» Сатурном — Прозерпиной. Точно так же нам не удастся связать Прозерпину со знаком Девы, если между ней и Плутоном нет еще одной планеты. Наконец, огромный разрыв в периодах Плутона (250 лет) и Прозерпины (700 лет) требует какого-то промежуточного объекта. Я назову новую планету Ангерона. Ангерона в римской мифологии — богиня, изображавшаяся с прижатым к губам пальцем. Ее значение было неясно самим римлянам; Ангерону связывали с манами — таинственными силами, утешением в горе, исцелением от болезней.
Ангерона
Показывает всю противоречивость и лукавость рассудка. Формальная логика, парадоксы логического мышления (апории Зенона и т. п.), трясина терминологии, многозначность слов, бездоказательность и априорность аксиоматики. Именно здесь сходятся рассудок и интуиция; художественная литература и поэзия логичны настолько, насколько позволяет Ангерона. В общем по действию Ангерона очень напоминает Хирон, который, как и Вулкан, не находит места в обычной зодиакальной системе. Подытожим.
Тройственная функция Огня:
1. Сжигает, разрушает — Марс,
2. Освещает, обогревает, дает жизнь — Солнце,
3. Выплавляет, сплавляет, творит — Юпитер.
Тройственная функция Воды:
1. Размывает, затопляет, разрушает — Плутон,
2. Очищает, смывает грязь (или наносит ее) — Луна,
3. Служит средой жизни, биологическим растворителем, важнейшим фактором экологии— Нептун.
Тройственная функция Земли:
1. Сохраняет, оберегает семена жизни — Сатурн,
2. Взращивает плоды, кормит, дает жизнь — Венера,
3. Спрессовывает, сдавливает, переплавляет — Прозерпина.
Тройственная функция Воздуха:
1. Легкий ветерок, живительный, ласкающий — Меркурий,
2. Смерч, ураган, вихрь — Уран,
3. Газ, внедренный в минералы и жидкости, «подземный воздух» — Ангерона. Может быть тайным ядом, но именно он послужил материалом для образования атмосферы.
Три уровня Огня:
1. «Подземный», разрушительный, огонь войны и пожаров — Марс,
2. «Земной», физически ощутимый, живое тело, свет — Солнце,
3. «Небесный», «идеальный» огонь, дар Прометея, огонь души и познания — Юпитер.
Три уровня Воды:
1. «Земная» вода рек, прудов, дождя, колодца, болота — Луна,
2. Водная бездна, пучина, водоворот — Плутон,
3. Даль океана, морской простор, «второе небо» — Нептун.
Три уровня Земли:
1. Поверхность, рельеф, внешняя форма — Сатурн,
2. Недра, мертвая огненная земля — Прозерпина,
3. Мато-земля, кормилица, пашня, почва — Венера.
Три уровня Воздуха:
1. Стихия дыхания и общения, окружающая нас субстанция, то, чем мы дышим, — Меркурий,
2. Небо, воздушная бездна — Уран,
3. Скрытый, связанный в минералах газ — Ангерона.
Царство Прозерпины — твердые недра планет, глубинные минералы. Царство Плутона — магмы, лавы, расплавленные недра. Царство Ангероны — подземная атмосфера. Движущая сила геоло-гической эволюции, энергия, разогревающая недра, энергия атомного распада — Марс, Плутон.
Царство Сатурна — литосфера, каменные континенты, горные хребты; повелительница гидросферы — Луна; Меркурий символизирует атмосферу. Энергия, дающая жизнь внешним геосферам, — Солнце, т.е. энергия термоядерного синтеза.
Юпитер, Зевс-громовержец, — огонь в воздушной стихии. Нептун — повелитель царства облаков, плывущих в небе зыбких строений мира обманчивых и неустойчивых форм. Уран — глобальные воздушные потоки, циклоны. Венера — атмосферная пыль, которая рассеивает свет и порождает красоту закатов и рассветов.
В урбанистическом ландшафте: подвалы, подземные коммуникации, шахты метро и т.д. — Прозерпина, Плутон, Ангерона; внешние стены зданий, фасады, несущие конструкции — Сатурн; система водоснабжения — Луна и т.д. (читатель может развить эту систему ассоциаций самостоятельно).
АСТРОЛОГИЯ: СПЕКТРАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Как мы уже убедились, астрологическое действие планет невозможно свести к действию каких-либо известных физике сил. Влияние планеты распространяется по лучу зрения подобно световому излучению, но сила его как будто не зависит от расстояния, хотя зависит от направления. Не связана она также с массой планеты, ее радиусом, напряженностями полей и другими физическими параметрами. Зато сила астрологического воздействия и его качество очень сильно зависят от геоцентрической угловой скорости перемещения планеты по небесной сфере. Можно обнаружить некоторую связь астрологического качества с цветом и яркостью светила. (Так, яркие красноватые звезды — Антарес, Альдебаран, Бетельгейзе, Шеат, альфа Овна и т.д. считаются «злыми», а голубоватые — «добрыми». Впрочем, есть исключения: белый Ригель и чуть желтоватый Канопус «злы»; интенсивно-оранжевый Арктур «добр».) Для объяснения астрологии нам придется обратиться к оккультным учениям. По оккультным представлениям, видимые и физически воспринимаемые тела планет — лишь элементы их строения, вещественные части, грубоматериальные детали. Астрологическое воздействие исходит от этих «тонких» тел планет и влияет в первую очередь на «тонкие» тела человека (астральное и т.д.). Действие на физическое тело и события земной жизни опосредовано: оно заметно в той мере, в какой наша психика, наш характер, воля, желания и т.д. способны повлиять на ход физических процессов. Не «в здравом теле здравый дух», а «здоровый дух наделяется здравым телом»; или: «посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу» (а побуждение, желание, привычка как раз и «сеются» планетой).
Короче говоря, «тонкое» тело планеты излучает некие волны, вызывающие изменения в «тонких» телах Земли, человечества и человека. Свойства этих волн до известной степени напоминают свойства светового излучения и подчиняются родственным законам (хотя есть и важные отличия). Они были известны до открытия законов распространения физического света, и их долго путали с последними (чем и объясняются странные воззрения средневековых ученых на природу световых волн). Мысленно сконструируем воображаемый прибор, раскладывающий астрологическое излучение в спектр, и будем направлять его на планеты; спектры их будут совершенно различны.
Линии излучения Марса лежат в оранжевой области длин волн (не воспринимайте это утверждение буквально, это лишь аналогия с известным физическим процессом). Оранжевый цвет — тревожный, возбуждающий, настораживающий. Спектр Марса демонстрирует полосы стресса: гнев, ярость, боль, раздражение, возмущение. Излучение планеты возбуждает в человеке ответное «свечение» на тех же длинах волн: протест, порыв, импульсивный поступок, агрессивное поведение. Свет Марса вызывает напряженное состояние и заставляет действовать.
Линии излучения Венеры находятся в земной области. Этот цвет успокаивает; спектр Венеры содержит полосы многих положительных эмоций: ощущение покоя, неги, гармонии. Это — нежность, комфорт, отдых, грация, но и расслабленность, лень, пассивное любование окружающим. Свет Венеры чарует, нежит. Это состояние приятно, но может плохо кончиться; для своего осуществления Венера нуждается в Марсе.
Другая пара взаимно дополняющих друг друга планет — Юпитер и Сатурн. Юпитер — желтая часть спектра: линии бодрости, оптимизма, веры в себя и свои, силы, а также гордости, великодушия, щедрости. Сатурн — фиолетовая часть: усталость, опустошение, пессимизм, холодность, равнодушие, а также смирение, скупость, разочарование, угрюмость. Юпитер — расширение, Сатурн — коллапс; Юпитер — неограниченное движение, Сатурн — тесные рамки. Очевидна необходимость баланса этих энергий.
Понятие проработки планеты становится предельно наглядным. Суть дела не в действии планеты, а в реакции человека на это действие. Свет планеты возбуждает ответное «свечение» на тех же частотах, но в нашей воле усилить его или ослабить, сконцентрировать в узкий луч или рассеять во все стороны.
* Детальное описание многих нефизических миров, связанных с Землей, см. в книге: Андреев Д. Роза Мира. М.: Прометей, 1991. Любопытна астрологическая характеристика этого человека, родившегося 02.11.1906 г. В его космограмме Юпитер соединен с Нептуном; согласно «Аспектариуму», это означает следующее: «исключительное воображение в искусстве, философии, религии. Религиозный экстаз и мистическое погружение. Крайний идеализм; при сильном поражении — потеря контакта с действительностью и жизнь в мире фантазий». Работа над «Розой Мира» была завершена Андреевым в октябре 1958 г. — как раз при новом соединении Юпитера и Нептуна, которое повторяется через 13 лет.
** Гелиобиология хорошо обоснована и давно уже не вызывает сомнении. В принципе не исключено, что солнечная активность как-то регулируется приливным действием планет и даже галактического ядра, однако возникающие силы крайне слабы и механизм взаимодействия пока не может быть физически обоснован. См.: Кононович Э.В. Максимальная эпоха 22-го цикла солнечной активности. В кн.: Астрономический календарь ВАГО на 1991 год. С. 273-275.
*** Не участвуйте в делах тьмы. М.: Изд. Общества «Радонеж», 1990.
**** Редьяр Д. Астрология личности. М.: Антарес, 1991.
Источник: Урания №4-94