Генон Рене
Земля Солнца
Перевод с французского Юрия Стефанова*
Говоря о местностях, упоминаемых в легенде о Святом Граале — подчас они с трудом поддаются точной локализации, — кое-кто из ученых обращает особое внимание на Гластонбери. Именно там, возможно, поселился Иосиф Аримафейский после своего прибытия в Британию. Кроме того, с этим местом связано немало других интересных сведений, о которых мы упомянем ниже. В них, разумеется, уйма сомнительного и путаного, но даже сама
эта путаница не лишена интереса с точки зрения «священной географии», касающейся расположения тех или иных традиционных центров. Все это побудило нас обратиться к довольно странным открытиям, изложенным в одном недавно вышедшем исследовании1.
Не все положения анонимного автора этой работы можно принять без оговорок; особенно это касается толкования некоторых географических названий, многие из которых кажутся сравнительно поздними, однако суть исследования, подкрепленного картографическими документами,н ельзя считать чистым вымыслом. Гластонбери и прилегающие к нему земли графства Сомерсет, и впрямь могут рассматриваться как своего рода исполинский «Звездный храм», созданный в ту отдаленнейшую эпоху, которую принято называть «доисторической». Контуры «храма» обозначены начертанными на земле изображениями созвездий, расположенными по кругу: это образ небесного свода, спроецированного на землю. В целом «храм» отчасти напоминает древние земляные насыпи Северной Америки; линии гигантского чертежа могли быть подсказаны естественным расположением ручьев и косогоров; все свидетельствует о том, что местоположение «храма» было выбрано не случайно, а в соответствии с неким «предначертанием», хотя контуры святилища были выправлены и дополнены в соответствии с тем, что автор именует «искусством, основанным на принципах Геометрии»2. Очертания фигур дошли до нас не в последнюю очередь благодаря тому, что монахи Гластонбери вплоть до эпохи Реформации век за веком подновляли их, из чего следует, что они сознавали себя хранителями традиции, унаследованной ими от своих дальних предшественников-друидов и от тех, кто жил еще раньше: ведь если верить выводам, сделанным из расположения созвездий на земле, то их чертеж был создан самое малое за три тысячелетия до Рождества Христова3.
Совокупность кругообразно расположенных фигур, о которых идет речь, напоминает огромный Зодиак, в котором автор видит прообраз «Круглого стола». Этот «Стол» с сидящими за ним двенадцатью рыцарями Грааля и впрямь связан с изображением зодиакального круга, но из этого вовсе не следует, будто рыцари короля Артура суть не что иное, как символы созвездий. Подобное толкование следует считать слишком «натуралистическим», ибо истина состоит в том, что и сами созвездия являются всего лишь символами. Напомним также, что такого рода «зодиакальные» композиции встречаются во многих духовных центрах, соответствующих другим традиционным формам4. Нам кажется весьма сомнительным, чтобы все истории, касающиеся «рыцарей Круглого стола» и «поисков Грааля», были не чем иным, как «драматизированным», если можно так выразиться, описанием звездных изображений Гластонбери и его окрестностей. Однако соответствие между ними налицо, и это тем более бесспорно, что оно подчиняется общим законам символики. Не следует удивляться и тому, насколько точным представляется это соответствие: с его помощью можно было бы выверить некоторые второстепенные подробности легенды, чем, однако, не станем сейчас заниматься.
Заметим лучше, что Зодиаку Гластонбери присущи некоторые особенности, которые, с нашей точки зрения, можно считать доказательствами его «подлинности»; речь идет прежде всего об отсутствии в нем знака Весов. Дело в том, что когда-то Весы были не зодиакальным, а полярным созвездием; название Весов изначально относилось либо к Большой Медведице, либо к совокупности Большой и Малой Медведиц, то есть к созвездиям, чья символика, по странному совпадению, напрямую связана с именем короля Артура. Следует признать, что эта звездная конфигурация, в центре которой Полюс был обозначен головой змея, то есть «Небесного дракона»5, явно относится к той эпохе, когда Весы еще не вошли в число зодиакальных созвездий. С другой стороны, особенно важно, что символ полярных Весов соотносится с названием Тула, обозначавшим гиперборейский центр первозданной традиции, одним из образов которого и был «Звездный храм» Гластонбери, местопребывание духовной власти, более или менее прямо восходящей к истокам этой пра-традиции6.
В свое время, говоря об адамическом, или «сирийском», языке, мы упомянули о довременной Сирии, чье название значит, собственно, «солнечная земля». Гомер говорит о ней как об острове, расположенном «за Огигией», что позволяет отождествить ее с гиперборейской Туле или Тулой. Именно там, по словам Гомера, «свершаются обращения Солнца». Это загадочное выражение может относиться к «околополярному» характеру солнечных обращений и в то же время содержать намек на исполинский чертеж зодиакального цикла, выполненный непосредственно на «солнечной земле», то есть в том месте, которое само по себе является образом упомянутого духовного центра. Здесь мы касаемся путаницы, упоминавшейся в начале наших заметок: она могла быть естественным следствием уподобления «Звездного храма» самому этому центру; другим примером подобной неувязки можно считать отождествление Гластонбери с островом Авалоном7. В самом деле, данное отождествление неуместно ввиду того факта, что этот остров всегда рассматривался как нечто недосягаемое; с другой стороны, оно противоречит и другому, куда более приемлемому мнению, согласно которому тот же Сомерсет аналогичен «королевству Логрийскому», будто бы располагавшемуся в Британии. Возможно, что «королевство Логрийское», считавшееся священной землей, получило свое название от имени кельтского бога Луга, наводя на мысли о «Слове» и «Свете». Что же касается названия Авалон, то оно созвучно со словом Аблун или Белен8, то есть с именем кельтского и гиперборейского Аполлона, так что Авалон, по сути дела, это одно из обозначений «солнечной земли», в некую эпоху символически перенесенной с Севера на Запад в соответствии с общими переменами, произошедшими в традиционных формах за время нашей Манвантаръ9.
Эти рассуждения подводят нас к другим, быть может, еще более странным гипотезам. Одной из них можно считать необъяснимую с первого взгляда мысль о том, что Зодиак в Гластонбери обязан своим происхождением финикийцам. Спору нет, этому народу принято приписывать множество более или менее невероятных вещей, но само утверждение о том, что он будто бы существовал в ту отдаленнейшую эпоху, кажется нам еще невероятнее. Финикийцы, как известно, жили в «исторической» Сирии, но не следует ли думать, что и название этого народа, и название страны, где он обосновался, явились следствием того же «переноса», о котором только что упоминалось?
В пользу этого утверждения можно привести связь Сирии с символикой Феникса. В самом деле, согласно Иосифу Флавию, столицей древнейшей Сирии был Гелиополь, «Град Солнца», чье название было впоследствии перенесено на египетский город Он; именно к этому первому Гелиополю, а не к его «двойнику» в Египте и относятся на самом деле символические рассказы о Фениксе и его перерождениях. По свидетельству Диодора Сицилийского, Гелиополь был основан одним из сыновей Гелиоса — Солнца, которого звали Актисом. Примечательно, что местечко с таким названием существует неподалеку от Гластонбери; неоспорима связь этого имени с Фениксом — ведь в Феникса, как утверждают древние, превратился сам «владыка Гелиополя».
Немудрено, что анонимный автор книги о «Звездном храме», введенный в заблуждение многочисленными и противоречивыми толкованиями одних и тех же имен, полагает, будто речь идет о египетском Гелиополе, а также считает себя вправе говорить об «исторических» финикийцах; но это, в общем, тем более извинительно, что и сами древние в «классическую» эпоху допускали подобные промахи: ведь только тайна гиперборейского истока всех традиций, которая была им неведома, могла бы прояснить подлинный смысл всех этих названий.
Знак Весов в Зодиаке Гластонбери представлен достаточно необычным образом — в виде птицы, которую автор книги справедливо считает Фениксом; птица эта держит предмет, являющийся не чем иным, как «чашей бессмертия», то есть самим Граалем; вполне оправданное сопоставление с индийским Гарудой напрашивается здесь само собой10. Нелишне напомнить, что, согласно арабской традиции, птица Рухх, или Феникс, не садится на землю никуда, кроме горы Каф, то есть «Полярной горы»; именно там произрастает сома, из которой изготовляется амрита, или амброзия, напиток бессмертия.
Есть в Гластонбери и другое изображение птицы — его истолковать труднее; может быть, как раз оно и заменяет знак Весов. Птица эта, во всяком случае, располагается ближе к Полюсу, чем к поясу Зодиака — ведь одно из ее крыльев соответствует звездам Большой Медведицы; такая подробность, в свете всего вышеизложенного, может только подтвердить гипотезу о замещении знака Весов. Что же касается природы этой птицы, то здесь возможны два предположения: она может быть либо голубем, и впрямь имеющим некое отношение к символике Грааля, либо гусем или, скорее, лебедем, высиживающим «Мировое яйцо», то есть эквивалентом индийского Хамса. По правде сказать, последнее истолкование кажется нам более приемлемым, поскольку символ лебедя связан с Аполлоном гиперборейским:, особенно тесной эта связь представляется в силу того, что греки считали Кикна («лебедя») сыном Аполона и Фирии, то есть Солнца и «солнечной земли» — ведь Фирия — это всего лишь иная огласовка слова Сирия, так что речь идет все о том же «священном острове»; кстати говоря, было бы странно, если бы изображение лебедя отсутствовало среди фигур «Звездного храма»12.
Есть во всем этом немало других тонкостей, которые могли бы привлечь наше внимание: например, сходство между названиями графства Сомерсет и «страны киммерийцев», равно как и других мифических стран. Сходство это обусловлено, по-видимому, не столько расовой общностью, сколько единством традиции. Но такого рода сопоставления завели бы нас слишком далеко, тем более, что мы сказали достаточно, чтобы читатель мог понять, сколь необъятное поле для исследований открывается в этой почти неизведанной области, касающейся взаимоотношений между различными традициями и их связи с традицией изначальной.
Примечания
1.A Guide to Glastonbury’s Temple of the Stars, its giant effigies described from air views, maps, and from «The Hight History of the Holy Graal» (John M. Watkins, London).
2.Данное выражение надо понимать в том смысле, что «искусство «, о котором идет речь, бьию перенято масонской традицией.
3.Есть указания на то, что в трудах по сохранению «Звездного храма » принимали какое-то участие и тамшиеры, считавшие себя преемниками «рыцарей Круглого стола «и «хранителями Грааля». Достойно внимания и то обстоятельство, что резиденции тамплиеров нередко располагались по соседству с мегаштическимимонументами и другими памятниками глубокой древности; эта подробность не может быть простой случайностью.
4.См. нашу книгу «Царь мира «, гл. V.
5.Ср. выражение из ‘Сефер йециры»: «Дракон в средоточии неба — словно царь на престоле «. «Мудрость Змея «, на которую намекает автор разбираемой книги, может в некотором смысле относиться к семерым Риши (то есть к семи звездам Большой Медведицы — Ю.С) Любопытно заметить, что у кельтов дракон считался символом вождя и что Артур был сыномУтера Пендрагона.
6.Это позволяет понять некоторые параллели, проводимые автором между символикой Полюса и образом «Земного рая «, особенно если в нем присутствуют древо и змий; речь идет, в сущности, все о том же первозданном духовном центре.
7.Другие исследователи видели в Гластонбери «стегаянный остров «, о котором говорится в легенде о Граале; возможно, что и здесь «Звездный храм » смешивается с каким-то другим духовным центром, более сокровенным или более удаленным от нас в пространстве и во времени, хотя выражение «стеклянный остров » никогда не относилось к изначальному центру.
8. Известно, что в древности остров Мон-Сен-Мишель носил название Томбелен, то есть тумулус, или холм Белена (а не «гробница Егены «, соглассно новейшему и совершенно фантастическому толкованию); замена имени солнечного архангела именем Белена ничего, в сущности, не меняет. Примечательно, что топоним «SaintMichaelsHill»( «Гора св. Михаила «) засвидетельствован как раз в той местности, где будто бы располагалось в древности «королевство Логрийское «.
9. Эти перемены, послужившие причиной переноса названия сапта-риша («семь прорицателей «, санскр.) с Большой Медведицы на Плеяды, обусловили также перенесение даты Нового года с поры летнего солнцестояния на точку солнцестояния зимнего.
10. См. нашу статью «Язык птиц «. — Знак Водолея обычно изображается в виде Гтимеда , обычно упоминаемого в связи с амброзией и с орлом Зевса, идентичным, как известно, индийскому Гаруде.
11. См. «Царьмира», гл. V u VI.
12. Сближение между фигурами Хшсы и Гаруды представляется вполне обоснованным, поскольку они нередко сливаются в единый образ, породивший геральдическую фигуру двуглавого орла, хотя ее следует рассматривать скорее как двуглавого Гаруду, поскольку у Хамсы-Гаруды одна из голов была бы, естественно, лебединой, а вторая — орлиной.
* Перевод сделан по изданию: Symboles fondamentaux de la Science sacree, par Rene Gue-non.P., Gallimard, 1962, pp. 114-119.
Источник: Урания №1-97