Штемле Клаудиа
Жизнь Иоганна Себастьяна Баха, услышанная и рассказанная по его гороскопу
Перевод с немецкого Т.Б*
ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА
Биография Иоганна Себастьяна Баха достаточно хорошо известна и обладает той выразительностью, которая делает ее идеальной для астрологического анализа. Жизненный путь натур, открытых творческим силам, и должен иметь такую рельефность, значительность.
Гороскоп Иоганна Себастьяна Баха
Родился 31 марта 1685 года в 11 часов 30 минут по местному времени в Эйзенахе, Тюрингия.
Исследование жизни Баха, добросовестно выполненное Клаудией Штемле, иллюстрирует некоторые оригинальные понятия и методы, применяемые швейцарской астропсихологической школой и разработанные ее основателями — Бруно и Луизой Хубер.
Эти понятия и методы используются в системе домов Коха и, по свидетельству их авторов, неприменимы для других систем. Именно дома Коха позволяют, по мнению Хуберов, провести точный и детальный психологический анализ. В предлагаемой статье используются понятия «нулевая точка дома» и «возрастная прогрессия».
Нулевая точка дома — точка, при нахождении в которой планета минимально реагирует на внешние стимулы и максимально блокирована во внешних проявлениях. Нулевая точка — одна из ключевых точек разработанной Бруно Хубером так называемой «кривой интенсивности для планеты внутри дома» (рис. 1).
Положение нулевой точки (точка В, рис. 1) определяется по закону золотого сечения или пентаграммы:
Рис.1
В нулевой точке активность планеты направлена вовнутрь, обусловливается внутренними стимулами. Она проявляется не действием, а восприятием, переживанием. Поэтому у челове ка, ориентированного на внешние достижения, планеты в нулевых точках домов указывают на проблемы. Нельзя сказать, что эти планеты вообще не могут вести к успешной внешней деятельности. Просто такая деятельность требует постоянных усилий с концентрацией на внутренних стимулах, а не на внешних ожиданиях, то есть отказа от успеха.
На кривой интенсивности нулевая точка знаменует максимальное утончение энергии дома и начало трансформации ее в энергию следующего дома.
Кроме нулевой точки, на кривой интенсивности выделяются еще две ключевые точки: куспид дома и точка инверсии. Куспид дома (точка О, рис. 1) по своим свойствам противоположен нулевой точке: это зона высокой активности, направленной вовне. Планеты на куспидах домов могут быть полностью проявлены в жизни; их действие наиболее заметно извне. Течка инверсии (точка А, рис. 1) располагается зеркально по отношению к нулевой относительно середины дома. В ней энергии, направленной вовне, еще много, но она не так безудержна, как на куспиде. Поэтому активность планеты в точке инверсии может сознательно контролироваться и фокусироваться солей человека и использоваться особенно продуктивно. Точка инверсии знаменует переход от импульсивности к стабильности и контролю. Вместе с нулевой точкой она выделяет в пространстве дома три зоны, которые по их свойствам можно назвать «кардинальной», «фиксированной» и «подвижной» (рис. 2).
Рис.2
Возрастная прогрессия — метод измерения времени в гороскопе. Стрелка жизни начинает свой путь с Асцендснта и затем перемещается, проходя каждый из домов за шесть лет с постоянной скоростью. Местонахождение стрелки жизни в знаке и доме указывает на «центр сознания», на тематику жизни и угол зрения в данный период. Положение «стрелки жизни» говорит не о внешних событиях, а скорее о психической жизни человека. При анализе следует учитывать прохождение этой стрелки через ключевые точки домов (куспид, точку инверсии, нулевую точку) и вхождение в новые знаки, а также аспекты к пла-нетам натальной карты, прежде всего соединения и оппозиции, а во вторую очередь — аспекты 30°, 60°, 90′, 120 150
На методе возрастной прогрессии основано предлагаемое исследование жизненного пути Иоганна Себастьяна Баха, из которого читатель сможет делать собственные выводы об эффективности этого подхода.
Иоганн Себастьян Бах родился 31 марта 1685 года по юлианскому календарю в Эйзенахе (Тюрингия) в богатой музыкальной традициями семье шестым ребенком у Иоганна Амброзиуса Баха и Элизабет, урожденной Лэммерхирт. О ранних годах его детства практически ничего не известно. В 8 лет Иоганн поступил в Эйзенахскую латинскую школу, учеба в которой давалась ему легко.
В 9 лет мальчика постиг первый удар судьбы — смерть матери. Это произошло в мае 1694 года, когда точка возраста (ТВ) в его натальной карте вошла в Деву — знак повседневных обязанностей и преодоления трудностей. Менее чем через год, в январе 1695 года, умер отец; точка возраста стояла в точной оппозиции к Нептуну. Этим событием закончилось детство.
Иоганна Себастьяна, оказавшегося круглым сиротой, взял к себе старший брат, который был ор-ганистом в Ордруре. Мальчик посещает гимназию, где воспитывается в строго лютеранском духе, а также берет уроки игры на фортепиано, органе, скрипке и альте. Заменивший ему отца Иоганн Кристоф имеет собственную семью, его жалованья едва хватает. Поэтому Иоганну Себастьяну приходится зарабатывать на жизнь пением в хоре. Это были тяжелые годы. В нулевой точке 2 дома началась для Баха борьба за существование, произошла неизбежная встреча с суровой действительностью (Сатурн в Деве). Течка возраста перемещается от одного напряженного аспекта к другому. Первая и единственная в I квадранте планета, через которую она проходит, — Сатурн. Это указывает на ответственность, которая рано легла на его плечи.
Иоганн Себастьян рано научился использовать свои способност», и это помогло раскрытию ею дарований.
Прошло 5 лет. Семья брата росла, и Иоганн Себастьян почувствовал, что для него в ней уже нет места. Он узнал, что церковь Св. Михаила в Люке-бурге срочно ищет певцов для хера. Участникам хора, кроме жилья, пищи и обучения, полагалось еще н небольшое месячное содержание.
В марте 1700 года Бах прибыл в Люнебург, пройдя пешком 350 километров. Важность этого момента подчеркивает тритон ТВ к Урану. Отправляясь в путь, Бах стремился найти себе пролитание и крышу над головой, но в то же время чувствовал, что Е отношении духовного и музыкального образования Люнебург даст значительно больше, чем Ордрур. Знания, к которым он стремится, символизируют для него уверенность, надежность, безопасность. Обширная музыкальная деятельность — игра на свадьбах, похоронах — не мешает Баху изучать риторику, логику, латынь, гречесхий и другие предметы. В Люнебурге большая библиотека. Скорее всего, именно здесь состоялось его знакомство с историей музыки. В этот период точка возраста прошла оппозицию Сатурн — Венера/Меркурий. На символическом языке астрологии — это четкое сообщение о том, что знания, учеба были необходимы Баху и как основа для материального благополучия, и внутренне, экзистенциально. Позднее багаж знаний (Сатурн), переработанный и преоб-рах<енный в собственном творчестве, отразится в его музыке; Бах и сегодня считается мастером музыкальной риторики и музыкального рисунка. Что может сказать об этом лучше, чем соединение Меркурия и Венеры в Рыбах в IX доме!
В 17 лет Иоганн Себастьян оставляет хор, чтобы целиком посвятить себя музыке. Годом позже он получает в Арнштадте свое первое место органиста. ТВ стоит в это время в точном квиконсе к Урану. Неудивительно, что отцы города, глубоко тронутые пробным исполнением Баха, положили ему хсало-ванье, о каком его предки не могли и мечтать.
Последующий период можно рассматривать как годы роста. ТВ находится в Весах, где стоит Юпитер — планета роста и расширения сознания. Напряженные аспекты свидетельствуют о том, что процесс этот не был безмятежным, гладким. Он сопровождался усилиями и большим напряжением и дал прекрасные результаты. Бах был не «вундеркиндом», баловнем легкости и вдохновения, но прилежным и упорным тружеником. Своим ученикам он всегда говорил: «Мне приходилось быть старательным; тот, кто будет столь же старателен, добьется того же» (конечно, здесь он не прав).
В это время Иоганн Себастьян познакомился со своей первой женой Марией Барбарой, которая была его дальней родственницей и тоже круглой сиротой. Рано потеряз дом, он мечтает о собственной семье. Однако обостренное чувство ответственности (Сатурн в Деве) говорит ему, что прежде он должен упрочить материальную основу своей жизни.
В Арнштадте Бах впервые столкнулся с трудностями в отношениях с подчиненными, которые впоследствии испытывает не раз. После бурного конфликта с одним из хористов он попросил 4-нс-дельный отпуск, чтобы послушать Б Любеке игру знаменитого Дитриха Букстехуда. Отъезд в Любек состоялся в октябре 170J года, а 4 недели обернулись 4 месяцами: Бах, казалось, утратил чувство времени. Это можно объяснить тем, что в карте лунных узлов ТВ движется в это время по знаку Рыб. Поездка проходила под влиянием треугольника Меркурий/Венера — Юпитер — Плутон. Переход ТВ через Меркурий знаменует начало поездки — Бах хочет учиться, расширить свой музыкальный кругозор. Через 4 месяца он обрел утраченную гармонию или вспомнил о любимой — соединение ТВ с Венерой сопутствует возвращению. В радиксе возвращение его отмечено переходом ТВ во включзниый знак Схорпиона; все аспекты ТВ точны.
Вскоре возникли новые трудности. Баху поставили в вину долгое отсутствие. Кроме того, жителей Арншгадта обескураживает новый стиль его интерпретаций. Бах смело импровизирует — и неудиви-тельно — ТВ стоит в оппозиции к Урану, который разрушает стереотипы, символизирует поиск нового, своего голоса.
Бах вновь ищет работу и отправляется в Мюль-хаузен для пробной игры, которая состоялась на Пасху 1707 года. ТВ радикса стоит в квиконсе к Солнцу, а ТВ карты лунных узлов — в оппозиции к Сатурну. Бах сумел настолько увлечь членов комиссии своей игрой, что они даже пошли на финансовые уступки новому органисту. Теперь можно было подумать и о женитьбе. Свадьба состоялась 17 октября 1707 года, когда ТВ находилась в тригоне к Венере.
Несмотря на многообещающее начало, этот период продлился меньше года. Здесь Бах создал свое первое крупное вокальное произведение — кантату «Бог, мой Господин», написанную по заказу города. В основном творчество этого периода — сочинения для клавира и органа, мало отличающиеся от написанных в Арнштадте. Годы ученичества пока продолжаются: дар виртуоза уже раскрылся, но композиторская индивидуальность еще не вполне созрела.
В Мюльхаузенс Бах включился в ожесточенный спор ортодоксоз и пиетистов, который шел в то время внутри протестантской церкви. Эмоционально он был ближе к пиетистам, ставившим веру выше догмы, однако не разделял их убеждения, что музыка смущает и расслабляет души. Бах принимает в споре сторону благожелательных к церковной музыке ортодоксов и в результате должен оставить Мюльхаузгн. Так завершается первый период его творчества, а с ним — годы роста.
В Веймаре начинается новая глава жизни Баха. Он становится придворным органистом и компози-тором, ему не нужно больше мучиться с ленивыми и строптивыми хористами. Позже Бах становится концертмейстером, пишет кантаты для богослужений. Атмосфера при дворе оказалась идеальной для творчества. В Веймаре Бах создал большинство своих органных произведений и прославился как органист-виртуоз. ТВ находится в это время в доме творческого самовыражения. Стрелец — музыкальный знак; он связан с далекими, расширяющими кругозор путешествиями, а также с обучением. Бах в эти годы преподает композицию, игру на органе и клавире. Она развивает технику нового положения пальцев при игре, позволяющую брать аккорды в более широком диапазоне. Не случайно современников восхищала его виртуозность.
Творческое самовыражение — это и дети. Мария Барбара за эти годы подарила жизнь семерым детям, трое из них умерли в младенчестве. Любимый сын Баха — Вильгельм Фредерик — родился, когда ТВ проходила Марс.
Положение Солнца в Овне на МС говорит о том, сколь сильно развито самосознание Баха, о прису-щем ему остром чувстве справедливости. Он не уступал ни в чем, если чувствовал, что его пытаются обойти или ущемить его индивидуальность. Когда в 1716 году ему не дают место умершего капельмейстера, Бах решает покинуть Веймар.
Бах соглашается на приглашение принца Леопольда занять место капельмейстера при его дворе в Анхалт-Ксхене. Он так настойчиво требует немедленно отпустить его с прежней должности, что в Веймаре его, не долго думая, сажают на месяц под замок. Высказывания Баха об этом кратком за-точении неизвестны. Однако ТВ карты лунных узлов стоит в секстиле к Меркурию, что указывает на свободный поток творческих сил, результатом которого явилась книжка по обучению игре на органе с собранием из 46 хоралов (Венера/Меркурий в Рыбах в IX доме).
Двор в Кехене был кальвинистским, и церковная музыка сводилась здесь к простейшим псалмам. Однако сам принц покровительствовал музыкантам. Бах руководит придворной капеллой и полностью сосредотачивается на сочинении инструментальной музыки. «Брандербургские концерты», «Хорошо темперированный клавир», оркестровые сюиты — это лишь самое известное из написанного в этот третий, творческий период. Безмятежная жизнь внезапно прерывается неожиданной смертью Марии Барбары в июле 1720 года (ТВ карты лунных узлов в тригоне к Урану). Полгода спустя умирает еще один близкий человек — самый старший из братьев (ТВ карты лунных узлов в секстиле к Нептуну).
Творчество помогло Баху постепенно справиться с потерей возлюбленной жены. Он начинает думать о новом браке и знакомится с 20-летней Анной Магдаленой Вюлькен, певицей, обладавшей замечательным сопрано и также состоявшей на службе у принца Леопольда. 3 декабря 1721 года состоялась их свадьба, ТВ переходила тогда в знак Водолея.
Переход через Десцендент и включение знака Водолея являются астрологическими индикаторами нового уровня творчества. Не помышляя прежде покинуть Кехен, Бах внезапно оказывается перед новыми проблемами. Принц Леопольд также женится, а принцесса совсем не сочувствует художе-ственным наклонностям супруга. Музыка теряет свое значение при дворе, и это означает, что пора искать новое место. Кроме того, в Бахе пробуждается тоска по церковной музыке. Мирная жизнь в Кехене оказалась лишь передышкой на пути. Годы, проведенные в этом городке, были самыми спокойными во всей его жизни. Астрологически это проявляется при сопоставлении радикса и карты лунных узлов: в обоих гороскопах ТВ образует лишь очень гармоничные аспекты; кроме того, за эти годы ТВ не проходит ни одной планеты.
Бах решает претендовать на освободившееся место кантора в Лейпцигской церкви Св. Томаса. Оно весьма престижно, потому что кантор Томаскирхе одновременно является музыкальным директором лейпцигских церквей. Это соответствует стремлению Баха снова посвятить себя духовной музыке. Кроме того, университетский Лейпциг дает большие возможности для образования подрастающих сыновей. Есть и отрицательные моменты. В должности капельмейстера Бах подчинялся лишь дру-жески настроенному к нему принцу. В качестве же кантора он имеет две дюжины вышестоящих лиц, которые в свою очередь подчиняются городскому совету, да и жалованье кантора значительно ниже, чем при дворе принца.
Совет, со своей стороны, предпочитает кантора с академическим образованием и пригласил для пробного выступления Телемана, но тот не приехал. В протоколе заседания совета от 9 апреля 1723 года сказано: «…поскольку не удалось получить лучшего, пришлось довольствоваться средним…». ТВ стоит в этот момент в квадрате к Урану.
Лейпциг стал последним и, безусловно, наиболее значительным местом деятельности Баха. Он испытал здесь много страданий. В течение 27 лет, вплоть до самой смерти, Бах преподавал в школе при Томаскирхе. В этот период появились наиболее глубокие его творения. К моменту его приезда школа находилась в совершенно заброшенном состоянии, школьники не признавали никакой дисциплины. В ветхом здании легко вспыхивали эпидемии. Рабочий кабинет Баха отделяла от классной комнаты лишь тонкая перегородка, так что он не мог спокойно работать. Но огонь вдохновения ярко горел в нем.
Для каждого воскресного и праздничного дня кантор должен был готовить новую кантату. Для сочинения кантат Бах имел меньше недели. Сегодня трудно это представить! Кроме того, он препо-давал пение и игру на музыкальных инструментах, руководил школьным хором на похоронах, свадь-бах и других событиях. Наконец, ежемесячно он проводил инспекции, отнимавшие массу сил и вре-мени. Объем его деятельности был грандиозен.
Прежние проблемы отношений с властями не заставили себя ждать. ТВ в карте лунных узлов дви-галась вдоль квадрата Марс — Сатурн. В 1729 году состоялось первое исполнение «Страстей по Мат-фею». Это произведение явно выходило за пределы понимания членов совета. Они остались им недо-вольны и начали третировать Баха. ТВ приходит в соединение с Луной в нулевой точке VIII домз. Это позволяет предположить, что указанные события привели Баха к серьезному эмоциональному кризису. Сильное Солнце в Овне на МС свидетельствует, что он способен на борьбу, а Сатурн и Марс дают ему нужную настойчивость и силу. Однако эмоционально он чувствует себя непонятым, одиноким и находит утешение лишь в музыке. За 36 лет до этого при оппозиции ТВ к Луне он потерял родителей. Теперь же эмоциональный кризис и сопутствующее ему чувство одиночества сыграли, ви-димо, свою роль в создании «Страстей по Марку», впервые исполненных при переходе ТВ через Не-птун.
Годы, в течение которых ТВ находилась в Рыбах, принесли Баху особенно болезненные заботы и конфликты. Он подумывает уехать из Лейпцига. Тем не менее в это время появились многие вели-чайшие его сочинения. Семья Баха растет, хотя многие из детей умирают в младенчестве. При переходе ТВ через Меркурий рождается сын Иоганн Кристиан, в будущем оперный композитор.
На Пасху 1736 года состоялось второе исполнение «Страстей по Матфею» (ТВ в тригоне к Плутону). Вскоре после этого разражается конфликт, поводом для которого послужило расхождение во мнениях между ректором и кантором, переросшее в ожесточенную борьбу. Конфликт длится 2 года, пока ТВ не переходит в знак Овна, ознаменовав новое начало.
ТВ достигает точки МС — космический порог перейден. В этот период Баха постиг новый удар судьбы. Его сын Иоганн Готфрид Бернард умер от лихорадки (ТВ в полусекстиле к Луне). Рождение этого сына в карте лунных узлов отмечено полусекстилем ТВ к Луне, смерть — полусекстилем ТВ к Нептуну.
После того, как ТВ минует Солнце, Бах все более отстраняется от общественной жизни и от не-посредственной канторской деятельности. ТВ постепенно приближается к Асценденту. В своем творчестве Бах вновь отдает предпочтение инструментальной музыке. Он целиком обращается к сво-ему любимому органу, много ездит с выступлениями как виртуоз. Многие стремятся стать его учениками. Вспыльчивый кантор, легко теряющий голову, когда ущемляются его права, он может быть мягким и терпеливым педагогом для тех, кто хочет у него учиться. Бах постоянно принимает участие в судьбах учеников. Возможно, этот учительский дар объясняется треугольником Плутон-Венера/Меркурий. Упражнения, которые он писал для учеников, — это не просто сухие этюды. В их строгом, формальном построении заключен высокий духовный смысл. Его учебно-методические сочинения: «Руководство по игре на органе», «Хорошо темперированный клавир», «Искусство фуги» являются высочайшими произведениями. Бах относится к ученикам с любовной доброжелательно-стью, соединяя в преподавании две независимые друг от друга части своей личности (Луна-Нептун).
7-8 мая 1747 года (ТВ в квадрате к Сатурну) Бах гостил в Потсдаме по приглашению прусского короля Фридриха II. Король и сам был восторженный музыкант, игрок на флейте. Бах был пригла-шен испробовать «молоточковые клавиры» Зильбермана. При этом так случилось, что король дал ему тему, по которой он сыграл импровизацию в форме фуги. Дома его продолжала занимать эта тема, и в конце концов он написал большое произведение, в котором варьировал ее на разные лады: «Музыкальное пожертвование». 7 июля он отослал свое сочинение королю с сопроводительным письмом. ТВ в карте лунных узлов стояла в полусекстиле к Плутону.
«Искусство фуги» — последнее большое произведение Баха. Тема последней фуги — имя автора в нотах: В-А-С-Н. В том месте, где комбинируются три части и должна следовать основная тема, авто-граф обрывается. Ниже находится запись Карла Филиппа Эммануэля: «NB — над этой фугой, где имя В-А-С-Н приводится в контрасубъекте, автор скончался».
Бах всегда ощущал важность времени; чувствуя приближение конца, он еще больше отдалился от мира, сосредоточенно работая над своими последними произведениями, не позволяя отвлечь себя никаким неприятностям. Апоплексический удар в конце мая 1749 года (ТВ в карте лунных узлов в полусекстиле к Сатурну, в тригоне к Солнцу) резко ослабил его зрение, которое и без того непрерывно ухудшалось. Бах упорно сопротивляется наступающей слепоте. В начале 1750 года по настояниям друзей он соглашается на операцию, которую выполнил английский «чудо-врач» Тейлор. На обоих глазах операция не удалась. Бах полностью потерял зрение. Свой последний, глубоко трогательный хорал он продиктовал перед смертью зятю: «Перед Твоим престолом я предстаю». 28 июля 1750 года, в день, когда ТВ перешла в знак Рака, Иоганн Себастьян Бах скончался, с миром и покоясь в Боге.
* Перепечатывается с сокращениями из журнала «Astrolog», №56, 1990.
Источник: Урания №2-91