Генон Рене
Зодиак и страны света
Перевод с французского Антона Нестерова

Однако Хокарт теряет почву под ногами, когда пытается объяснить такое расселение четырех каст.2 Причина затруднений кроется в одной-единственной допущенной им ошибке: он полагает, что высшей из каст были кшатрии, ибо из нее происходят цари. Тем самым, начав отсчет с востока, он не может обнаружить в следовании каст Никакого логического порядка, а расселение брахманов на севере становится совершенно необъяснимым. Но если придерживаться нормальной последовательности и начать отсчет с касты, которая на самом деле является высшей, — с брахманов, все недоумения снимутся. Начав движение с севера и идя по кругу в направлении прадакшины,3 мы обнаружим, что касты следуют друг за другом в строго закономерном порядке. Остается лишь вдуматься, каков символический смысл такого расселения, соотнесенного с четырьмя сторонами света.
На самом деле оно основано на том, что традиционный план города образно воспроизводит Зодиак; это напрямую возвращает нас к вопросу о соответствии сторон света и времен года: в ином месте мы уже указывали, что зимнее солнцестояние соответствует Северу, весеннее равноденствие — Востоку, летнее солнцестояние — Югу и осеннее равноденствие — Западу. При разделении на «кварталы» каждый из них естественным образом должен соответствовать одной из групп, объединяющих знаки Зодиака в триады, куда включены знак, в котором наблюдается солнцестояние или равноденствие, — он может быть назван «кардинальным знаком», — и два соседствующих с ним знака. Следовательно, в каждом квадранте, если городская ограда имела форму круга, или на каждой стороне четырехугольника, если мы имеем дело с прямой планировкой города, были представлены три знака. Более того, четырехугольная форма наиболее присуща городу — она выражает идею стабильности, лежащую в основе любого постоянного оседлого хозяйства; заметим, что речь здесь идет не о небесном Зодиаке, а лишь о его образе — своего рода его земной проекции. Вне сомнения, астрологи древности в силу аналогичных причин чертили гороскопы в форме квадрата, каждую сторону которого занимали три зодиакальных знака (см. рис.); к этому расположению мы еще вернемся в дальнейшем.

Тем самым понятно, что распределение каст внутри города точно следует ходу годового цикла, который номинально отсчитывается с зимнего солнцестояния. Правда, существуют традиции, где начало года привязано к иной точке солнцестояния или равноденствия, но в этих случаях конкретные традиционные формы всего лишь особым образом акцентируют вторичные циклические периоды. Как бы то ни было, это не имеет отношения к индуистской традиции, являющейся прямым продолжением Первозданной традиции; более того, индуистская традиция особо настаивает на разделении годового цикла на две половины: восходящую и нисходящую, которые, соответственно, открывают солнечные «врата» зимы и лета; именно положение этих врат является определяющим при рассмотрении интересующей нас проблемы. С другой стороны, Север, считающийся высшей точкой и тем самым начальной отметкой, от которой отсчитывают распространение традиции, весьма естественно подобает брахманам. Кшатрии, в соответствии с движением солнечного цикла, селятся вслед за ними — на Востоке, их направление — восход солнца. Сравнив эти позиции, с полным основанием можно сделать следующий вывод: если священство характеризуется «полярностью», царственность носит «солярный» характер, что далее будет подтверждено другими символическими факторами; и возможно, именно с этой солярной характеристикой не в последнюю очередь связан тот факт, что аватары «исторических» времен происходят из касты кшатриев. Вайшья, стоящие на третьем месте, селятся на юге и отмечают конец в череде «дважды рожденных» каст; тем самым шудрам остается только запад, который всегда и всюду рассматривался как направление тьмы.
Все это в высшей степени логично, покоится на одном основании, и не возникает никаких сомнений, что же брать за точку отсчета; а чтобы окончательно подтвердить сказанное нами о «зодиакальной» природе традиционной планировки города, мы сошлемся на ряд фактов, показывающих, что, если деление на кварталы соотносится главным образом с четверичным делением солнечного цикла, есть случаи, когда так же ясно выражена двенадцатиричная структура. В качестве примера приведем ритуал основания города, который римляне унаследовали у этрусков. Ориентация задавалась двумя дорогами, которые пересекались под прямым углом: одна, cardo, шла с юга на север, а другая, decumanus, тянулась с запада на восток. У окончания дорог ставились городские ворота, которые смотрели на четыре стороны света. Город при этом делился на четыре части, которые, однако, соответствовали не четырем сторонам света, как в Индии, а, скорее, промежуточным направлениям. Ясно, что в каждом отдельном случае следует помнить о различиях, существующих внутри традиционных форм, ибо последние всегда требуют соответствующих адаптации, но при этом принципы деления пространства внутри города всегда остаются одними и теми же. Кроме того, следует подчеркнуть: на деление на кварталы накладывалось деление на трибы; как видно из этимологии самого слова, оно было тройственным. В каждом квартале жили три трибы, образующие курию, так что в итоге перед нами — двенадцатиричная система.
Еще один пример — становища евреев. О них упоминает сам Хокарт, но при этом не придает значения тому, сколь важно здесь число двенадцать. «Евреям, — пишет он,4 было знакомо социальное деление по принципу четырех кварталов; их двенадцать колен делились на четыре группы потри колена в каждой — одно из них считалось главенствующим. Иуда разбивал свои шатры на востоке, Рувим — на юге, Эфраим — на западе и Дан — на севере. Левиты образовывали внутреннее кольцо палаток вокруг Скинии, при этом среди них также существовало деление на четыре группы, которые размещались внутри лагеря, в соответствии с ориентацией по сторонам света, и главная группа останавливалась на востоке».5 В данном случае мы имеем дело не с городом, а всего лишь с лагерем кочевников, которые позже расселились по территории всей страны, придерживаясь тех же принципов; однако понятно, что никаких сущностных отличий от изложенного нами выше здесь не наблюдается. Сложность, возникающая при сравнении еврейских поселении с другими, связана с видимым отсутствием определенных социальных функций, приписанных каждому колену Израилеву, — это мешает объединить их в касты в строгом смысле слова. Однако у этих поселений есть черта, совершенно сходная с поселениями, принятыми в Индии: царствующее племя — колено Иуды — Расположено на востоке. С другой стороны, есть и бросающееся в глаза различие: священническое колено — левиты — стоит особняком и не упоминается в числе двенадцати; оно не имеет отводимого ему места по сторонам квадрата, а соответственно — и территории, которая может быть предписана ему как таковому. Расселение левитов внутри лагеря может быть объяснено тем, что они были призваны обслуживать единственную святыню, каковой первоначально была Скиния, номинально расположенная в центре. Как бы то ни было, в настоящий момент нас интересует лишь одно: двенадцать племен распределялись по три на четырех сторонах четырехугольника, ориентированного на четыре стороны света; общеизвестно, что двенадцать колен Израилевых символически соответствуют двенадцати знакам Зодиака, и это снимает последние сомнения, касающиеся природы и значения такого расселения внутри лагеря. Прибавим лишь, что на каждой стороне четырехугольника главенствующее колено манифестированно соответствовало одному из четырех «кардинальных» знаков, а два других — примыкающим знакам.
Если соотнести все это с описанием Небесного Иерусалима, данным в Апокалипсисе, легко заметить, что его план в точности воспроизводит план еврейского лагеря, о котором мы только что говорили; в то же самое время он идентичен квадратному гороскопу, упоминавшемуся выше. Город, в основании которого лежит квадрат,6 имеет двенадцать ворот, на них написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых; ворота эти смотрят на четыре стороны света: «с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот».7 Понятно, что эти двенадцать ворот соответствуют двенадцати знакам Зодиака, а четверо главных ворот, расположенных посередине каждой из четырех сторон, соответствуют знакам солнцестояния и равноденствия; двенадцать аспектов Солнца, соотнесенные с каждым из знаков, соответствуют двенадцати Адитьям индуистской традиции, — их олицетворяют двенадцать плодов Древа Жизни, растущего в центре города и «каждый месяц приносящего плод с вой «8, что точно соответствует движению Солнца по Зодиаку в течение года. Город этот «сходит с небес на землю»9, тем самым здесь ясно выявлена — по крайней мере в одном из своих значений — проекция небесного «архетипа» на строение земного города; сказанного достаточно, чтобы развеять всякие сомнения в том, что именно Зодиак символизирует этот «архетип».
1. Les Castes, pp. 46 & 49. (English translation. Caste, A Comparative Study, London, 1950).
2.Ibid, p. 55.
3.Ритуальный обход священного объекта, когда тот находится по правую руку, а движение совершается по часовой стрелке. (Прим. пер.)
4.Les Castes, p. 27
5.Числа, 2 и 3.
6.»Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта»(Откр. 21: 16).
7.Откр. 21: 13.
8.Откр. 22: 2.
9.»И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего » (Откр. 21: 2).
Источник: Урания №1-97