Генон Рене

Зодиак и страны света

 

Перевод с французского Антона Нестерова
В своей книге о кастах A.M. Хокарт обращает внимание на то, что «когда создается город, четыре группы жителей се­лятся внутри огороженного квад­рата или круга, придерживаясь ори­ентации на четыре стороны света». Такое размещение присуще не только Индии; множество приме­ров тому можно обнаружить у са­мых разных народов; чаще всего каждая из сторон света соотнесена с одним из элементов и одним из времен года, а также с эмблемати­ческим цветом проживающей там касты.1 В Индии брахманы жили на севере, кшатрии — на востоке, вай­шья — на юге и шудры — на западе. Таким образом, город делился на «кварталы», в прямом смысле это­го термина, который изначально и недвусмысленно означал четвер­тину, то есть — четвертую часть поселения, хотя в современном словоупотреблении это значение более или менее стерлось. Совер­шенно ясно, что подобное разде­ление тесно связано с более общей проблемой ориентации, которая, как известно, играла важную роль во всех древних традиционных ци­вилизациях, касалось ли это города в целом или отдельных зданий.
Однако Хокарт теряет почву под ногами, когда пытается объяс­нить такое расселение четырех каст.2 Причина затруднений кроет­ся в одной-единственной допущен­ной им ошибке: он полагает, что высшей из каст были кшатрии, ибо из нее происходят цари. Тем самым, начав отсчет с востока, он не мо­жет обнаружить в следовании каст Никакого логического порядка, а расселение брахманов на севе­ре становится совершенно не­объяснимым. Но если придер­живаться нормальной последо­вательности и начать отсчет с касты, которая на самом деле является высшей, — с брахма­нов, все недоумения снимутся. Начав движение с севера и идя по кругу в направлении прадакшины,3 мы обнаружим, что кас­ты следуют друг за другом в стро­го закономерном порядке. Ос­тается лишь вдуматься, каков символический смысл такого расселения, соотнесенного с че­тырьмя сторонами света.
На самом деле оно основано на том, что традиционный план города образно воспроизводит Зодиак; это напрямую возвращает нас к вопросу о соответствии сто­рон света и времен года: в ином месте мы уже указывали, что зимнее солнцестояние соответствует Се­веру, весеннее равноденствие — Востоку, летнее солнцестояние — Югу и осеннее равноденствие — Западу. При разделении на «квар­талы» каждый из них естествен­ным образом должен соответство­вать одной из групп, объединяю­щих знаки Зодиака в триады, куда включены знак, в котором наблю­дается солнцестояние или равно­денствие, — он может быть назван «кардинальным знаком», — и два соседствующих с ним знака. Сле­довательно, в каждом квадранте, если городская ограда имела фор­му круга, или на каждой стороне четырехугольника, если мы имеем дело с прямой планировкой горо­да, были представлены три знака. Более того, четырехугольная фор­ма наиболее присуща городу — она выражает идею стабильности, ле­жащую в основе любого постоян­ного оседлого хозяйства; заметим, что речь здесь идет не о небесном Зодиаке, а лишь о его образе — своего рода его земной проекции. Вне сомнения, астрологи древнос­ти в силу аналогичных причин чер­тили гороскопы в форме квадрата, каждую сторону которого занимали три зодиакальных знака (см. рис.); к этому расположению мы еще вер­немся в дальнейшем.
Тем самым понятно, что рас­пределение каст внутри города точ­но следует ходу годового цикла, который номинально отсчитывается с зимнего солнцестояния. Правда, существуют традиции, где начало года привязано к иной точ­ке солнцестояния или равноденст­вия, но в этих случаях конкретные традиционные формы всего лишь особым образом акцентируют вто­ричные циклические периоды. Как бы то ни было, это не имеет отно­шения к индуистской традиции, являющейся прямым продолжени­ем Первозданной традиции; более того, индуистская традиция особо настаивает на разделении годового цикла на две половины: восходя­щую и нисходящую, которые, со­ответственно, открывают солнеч­ные «врата» зимы и лета; именно положение этих врат является оп­ределяющим при рассмотрении интересующей нас проблемы. С другой стороны, Север, считаю­щийся высшей точкой и тем самым начальной отметкой, от которой отсчитывают распространение тра­диции, весьма естественно подоба­ет брахманам. Кшатрии, в соответ­ствии с движением солнечного цик­ла, селятся вслед за ними — на Востоке, их направление — восход солнца. Сравнив эти позиции, с полным основанием можно сде­лать следующий вывод: если свя­щенство характеризуется «поляр­ностью», царственность носит «солярный» характер, что далее будет подтверждено другими символическими факторами; и возможно, именно с этой со­лярной характеристикой не в последнюю очередь связан тот факт, что аватары «историчес­ких» времен происходят из кас­ты кшатриев. Вайшья, стоящие на третьем месте, селятся на юге и отмечают конец в череде «дважды рожденных» каст; тем самым шудрам остается только запад, который всегда и всюду рассматривался как направле­ние тьмы.
Все это в высшей степени ло­гично, покоится на одном основа­нии, и не возникает никаких со­мнений, что же брать за точку от­счета; а чтобы окончательно под­твердить сказанное нами о «зодиа­кальной» природе традиционной планировки города, мы сошлемся на ряд фактов, показывающих, что, если деление на кварталы соотно­сится главным образом с четверич­ным делением солнечного цикла, есть случаи, когда так же ясно вы­ражена двенадцатиричная структу­ра. В качестве примера приведем ритуал основания города, который римляне унаследовали у этрусков. Ориентация задавалась двумя до­рогами, которые пересекались под прямым углом: одна, cardo, шла с юга на север, а другая, decumanus, тянулась с запада на восток. У окон­чания дорог ставились городские ворота, которые смотрели на че­тыре стороны света. Город при этом делился на четыре части, которые, однако, соответствовали не четы­рем сторонам света, как в Индии, а, скорее, промежуточным направ­лениям. Ясно, что в каждом от­дельном случае следует помнить о различиях, существующих внутри традиционных форм, ибо послед­ние всегда требуют соответствую­щих адаптации, но при этом прин­ципы деления пространства внутри города всегда остаются одними и теми же. Кроме того, следует под­черкнуть: на деление на кварталы накладывалось деление на трибы; как видно из этимологии самого слова, оно было тройственным. В каждом квартале жили три трибы, образующие курию, так что в итоге перед нами — двенадцатиричная система.
Еще один пример — становища евреев. О них упоминает сам Хокарт, но при этом не придает значения тому, сколь важно здесь число две­надцать. «Евреям, — пишет он,4 было знакомо социальное деление по принципу четырех кварталов; их двенадцать колен делились на че­тыре группы потри колена в каждой — одно из них считалось главенст­вующим. Иуда разбивал свои шат­ры на востоке, Рувим — на юге, Эфраим — на западе и Дан — на севере. Левиты образовывали внут­реннее кольцо палаток вокруг Скинии, при этом среди них также существовало деление на четыре группы, которые размещались внутри лагеря, в соответствии с ориентацией по сторонам света, и главная группа останавливалась на востоке».5 В данном случае мы имеем дело не с городом, а всего лишь с лагерем кочевников, кото­рые позже расселились по террито­рии всей страны, придерживаясь тех же принципов; однако понят­но, что никаких сущностных отли­чий от изложенного нами выше здесь не наблюдается. Сложность, возникающая при сравнении ев­рейских поселении с другими, свя­зана с видимым отсутствием опре­деленных социальных функций, приписанных каждому колену Израилеву, — это мешает объединить их в касты в строгом смысле слова. Однако у этих поселений есть чер­та, совершенно сходная с поселе­ниями, принятыми в Индии: цар­ствующее племя — колено Иуды — Расположено на востоке. С другой стороны, есть и бросающееся в глаза различие: священническое колено — левиты — стоит особня­ком и не упоминается в числе две­надцати; оно не имеет отводимого ему места по сторонам квадрата, а соответственно — и территории, которая может быть предписана ему как таковому. Расселение ле­витов внутри лагеря может быть объяснено тем, что они были при­званы обслуживать единственную святыню, каковой первоначально была Скиния, номинально распо­ложенная в центре. Как бы то ни было, в настоящий момент нас интересует лишь одно: двенадцать племен распределялись по три на четырех сторонах четырехугольни­ка, ориентированного на четыре стороны света; общеизвестно, что двенадцать колен Израилевых сим­волически соответствуют двенад­цати знакам Зодиака, и это снимает последние сомнения, касающиеся природы и значения такого рассе­ления внутри лагеря. Прибавим лишь, что на каждой стороне четы­рехугольника главенствующее колено манифестированно соот­ветствовало одному из четырех «кардинальных» знаков, а два дру­гих — примыкающим знакам.
Если соотнести все это с описа­нием Небесного Иерусалима, дан­ным в Апокалипсисе, легко заме­тить, что его план в точности вос­производит план еврейского лаге­ря, о котором мы только что гово­рили; в то же самое время он иден­тичен квадратному гороскопу, упо­минавшемуся выше. Город, в осно­вании которого лежит квадрат,6 имеет двенадцать ворот, на них написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых; ворота эти смотрят на четыре стороны света: «с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот».7 Понятно, что эти двенадцать ворот соответствуют двенадцати знакам Зодиака, а чет­веро главных ворот, расположен­ных посередине каждой из четырех сторон, соответствуют знакам со­лнцестояния и равноденствия; две­надцать аспектов Солнца, соотне­сенные с каждым из знаков, соот­ветствуют двенадцати Адитьям индуистской традиции, — их олице­творяют двенадцать плодов Древа Жизни, растущего в центре города и «каждый месяц приносящего плод с вой «8, что точно соответствует движению Солнца по Зодиаку в тече­ние года. Город этот «сходит с не­бес на землю»9, тем самым здесь ясно выявлена — по крайней мере в одном из своих значений — про­екция небесного «архетипа» на строение земного города; сказан­ного достаточно, чтобы развеять всякие сомнения в том, что именно Зодиак символизирует этот «архе­тип».
1. Les Castes, pp. 46 & 49. (English translation. Caste, A Comparative Study, London, 1950).
2.Ibid, p. 55.
3.Ритуальный обход священного объек­та, когда тот находится по правую руку, а движение совершается по часо­вой стрелке. (Прим. пер.)
4.Les Castes, p. 27
5.Числа, 2 и 3.
6.»Город расположен четвероугольни­ком, и длина его такая же, как и широта»(Откр. 21: 16).
7.Откр. 21: 13.
8.Откр. 22: 2.
9.»И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего » (Откр. 21: 2).

 

Источник: Урания №1-97