Звездные превращения (начало)
Перевод с древнегреческого, предисловие и примечания Олега Цыбенко
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемые вниманию читателя тексты, описывающие мифологию знаков Зодиака, представляют собой извлечения из двух античных трактатов. Во-первых, это греческий, по существу анонимный текст, озаглавленный в одной из рукописей XV века «Астротезии зодиакальных знаков», а в научном обиходе известный под названием «Катастериз», т.е. «Звездные превращения»1 Псевдо-Эратосфена. Во-вторых, это латинский текст, приписываемый некоему Гигину, значительно больший по объему и более интересный трактат, с легкой руки издателей обычно носящий название «Астрономия» (или «Поэтическая астрономия»). Краткость, конспективный характер и бросающиеся в глаза совпадения текстов обоих источников наталкивают на мысль, что оба они являются компендиями одного и того же оригинального и пользовавшегося широкой известностью произведения. Таковым принято считать «Звездные превращения» прославленного александрийского ученого и поэта III в. до н.э. Эратосфена. Этому утраченному произведению и обязан своим наименованием в научном обиходе греческий источник, неаутентичность которого считается общепризнанной после появления в 1878 г. критического издания К. Роберта с параллельными текстами обоих источников2. В следующем же издании А. Оливьери в 1897 г. анонимный автор греческого трактата получает прозвище Псевдо-Эратосфен3. Более того — упомянутая «бледность» текста Псевдо-Эратосфена в сравнении с текстом Гигина заставила даже выдвинуть предположение, что Псевдо-Эратосфен был всего навсего переводчиком Гигина.
Однако ряд интересных подробностей, имеющих место в греческом тексте, и расхождений с его латинским псевдо-оригиналом побуждает не сбрасывать его со счетов, хотя в данной публикации мы расположили тексты таким образом, чтобы Псевдо-Эратосфен дополнял более интересного Гигина.
В свою очередь авторство Гигина тоже в некоторой степени условно. У специалиста по римской литературе имя «Гигин» вызывает в памяти образ историка антикварного направления I в. н.э., краткая заметка о котором у Светония («О грамматиках», 20) представляет собой целую палитру блестящих имен и событий: «Гай Юлий Гигин, вольноотпущенник Августа, по происхождению испанец (хотя некоторые считают, что он был александрийцем и что его привез ребенком в Рим Цезарь после взятия Александрии), был прилежным слушателем и подражателем греческого грамматика Корнелия Александра, которого многие называют Полигистором за его осведомленность в области древностей, а некоторые — Историей. Он заведовал Палатинской библиотекой, но это не мешало ему иметь много учеников. Был он очень близок с поэтом Овидием и историком Клодием Лицином, консуляром; последний сообщает, что Гигин умер в крайней бедности и что он до последних дней помогал ему средствами4.
Однако в конце XIX — начале XX в. принадлежность известной под именем Гигина «Астрономии» (а также другого сохранившегося под тем же именем произведения конспективного характера — «Сказания») упомянутому Гаю Юлию Гигину отрицалась (в частности по той причине, что эрудиция автора якобы вряд ли могла удовлетворять требованиям, предъявляемым к библиотекарю Августа). Впрочем был ли автор «Астрономии» ученым, упомянутым у Светония, или же следует говорить о некоем Гигине, условно называемом Гигином Младшим, его латиноязьгчный компендий благодаря своей легкости сослужил службу не одному поколению деятелей культуры в средние века.
Как бы то ни было оба наши текста вторичны и, по всей вероятности, восходят к Эратосфену, имя которого неоднократно упоминает Гигин и о котором необходимо сказать несколько слов, чтобы набросать основные контуры культурно-исторической среды, которой так или иначе обязаны своим происхождением предлагаемые тексты.
Эратосфен родился в ливийском городе Киренаи в 126-ю олимпиаду (традиционные даты жизни — 275-193 гг. до н.э.). Образование получил в крупнейшем научном и культурном центре того времени — Александрии, где одним из его учителей был прославленный поэт-ученый и соотечественник Каллимах, также уделивший много внимания в своих произведениях астральной мифологии. Проведя затем некоторое время в древней «школе Эллады» Афинах и уже снискав славу крупного ученого, Эратосфен возвратился по приглашению царя Птолемея III в Александрию, где с 246 г. до н.э. стал главным смотрителем знаменитой Библиотеки. Покровительство египетских царей позволило Эратосфену посвятить свою жизнь плодотворным научным исследованиям вплоть до самой смерти.
Эратосфен представлял собой один из ярчайших примеров ученого эллинистической эпохи, которая немыслима, казалось бы, без ничем не ограниченной широты научных интересов. Светоний пишет, что Эратосфен якобы был первым, кто именовался «филологом», поясняя, что слово это означает занимающегося «многими и разнообразными науками», своего рода «античного энциклопедиста». По той же причине называли Эратосфена и «Пятиборцем», и «Бетой» (по названию второй буквы греческого алфавита), «потому как он был вторым в каждой области знания», хотя это прозвище воспринималось также с пренебрежительным оттенком, «ибо не принадлежал он ни к необразованным, ни к подлинным философам». Но возможно, именно эта «любознательность» (таков еще один вариант перевода слова «филология») и позволила Эратосфену занять почетное место в истории не только эллинистической, но и мировой науки.
Отраслью знаний, принесшей Эратосфену наибольшую известность, считается география. Он за-нимался историей географических воззрений, научной картографией, теорией семи климатических поясов, доказательством шарообразности Земли, исчислением размеров земного шара, определением координат важнейших географических объектов, составлением карты мира. Исследования Эратосфена в области истории привели к созданию хронологии как особой научной дисциплины. Весьма плодотворными были его исследования в области философии, филологии (в современном смысле).
Кроме того, Эратосфен занимался и поэзией. Естественно, что это была характерная для эллинизма «ученая поэзия», предполагавшая огромную подготовку в области как гуманитарных, так и естественных наук. Самое значительное из поэтических произведений Эратосфена — «Гермес», поэма так называемых «малых форм», отягощенная всевозможными мифологическими и околомифологическими деталями и аллюзиями (астрономическими, географическими и т.п.), а в языковом плане — редкими, порой искуственными словами. Поэма начиналась с этиологического перепева «Гомеровского гимна к Гермесу». Речь шла о рождении Гермеса (возможно, со вставной историей о происхождении Млечного Пути), похищении коров Аполлона и изобретении лиры. Однако у Эратосфена Гермес — вовсе не забавный, вызывающий умиление хитрый малютка из «Гомеровского гимна» и не плутоватый бог торговли и посредник-пройдоха, каким изображают его современный Эратосфену афинский театр или вазовая живопись. В эллинистическую эпоху Гермес — также могущественный бог, посредник в отношениях между целыми мирами: богов, людей и мертвых. Не замедлило сказаться здесь и влияние Египта, где греческий Гермес был отождествлен с египетским богом мудрости Тотом. Он изобретатель и покровитель письменности, и, следовательно, хранитель мудрости. В эпоху стремительного развития наук Гермес — бог, если не творец, то во всяком случае устроитель мироздания, определяемого установленными им законами звездных наук — астрономии («звездного закона») и астрологии («звездной мудрости»). Не случайно поэтому, что обилие сведений, собранных в поэме, стало затем объектом пространных комментариев5 . Насколько можно судить по имеющимся свидетельствам, эратосфеновский Гермес возносится на небо и созерцает оттуда столь восхищавшее Эратосфена и как поэта, и как ученого мироздание.
Астральной мифологии посвящено и другое поэтическое произведение Эратосфена — элегическая поэма «Эригона», поясняющая возникновение группы созвездий — Волопаса, Девы и звезды Сириус.
Систематическое изложение астральных мифов вместе с их астротезиями давало примыкающее по содержанию к «Гермесу» и «Эригоне» прозаическое произведение Эратосфена, традиционно выступающее под названием «Катастеризмы» («Звездные превращения», ранее переводилось на русский язык как «Превращения в звезды»). Это название встречается только в византийском «Лексиконе Свиды». Речь идет в сущности об астральной части характерной для эллинистической эпохи этиологической мифологии «метаморфоз», хотя не исключено, что труд Эратосфена содержал и собственно астрономические сведения. По всей видимости, это произведение пользовалось огромной популярностью в последующие времена и служило источником при составлении различного рода произведений с мифологическими сюжетами как в греческой, так и в римской литературе. Возможно, своими астральными трудами Эратосфен решил поспорить со старшим современником поэтом Аратом (ок. 315-245 гг. до н.э.), поэма которого «Созвездия» (буквально и в традиционном переводе «Явления») содержит общее описание звездного неба без подробного изложения астральных мифов, хотя в общих чертах упоминания об этих мифах у Арата имеются. Быть может, из-за относительной краткости и большей по сравнению с эратосфе-новскими творениями наглядной системности поэма Арата полностью сохранилась до наших дней, успев обрасти в древности и средние века огромным количеством переводов и комментариев, в то время как Эратосфен и здесь остался «вторым», а его астральные труды растворились в море последующей античной «поэтической астрономии». Будем6 поэтому благодарны скромным компендиям Гигина и Псевдо-Эратосфена.
Примечания
1 В действительности он представляет краткое изложение астральной мифологии не только знаков Зодиака, но и всего звездного неба античности.
2 Eratosthenis Catasterismorum reliquiae. Recensuit С. Robert. Berolini, 1878 et 1963
3 Pseudo-Eratosthenis Catasterismi. Recensuit A.Olivieri. Lipsiae, 1897. Это издание положено в основу предлагаемого перевода.
4 Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати Цезарей. М., 1966.
5 Имеются сведения о существовании комментариев некоего Тимахида по крайней мере в четырех книгах.
6 Перевод текста Гигина сделан по изданию: Higin. Le Astronomie /Texte etabli et traduit par A. Le Boeuffle. Paris, 1983.
Овен
1. Полагают, что это овен, перевозивший Фрикса и Геллу через Геллеспонт1. Гесиод и Ферекид сообщают, что у него было золотое руно, о котором мы расскажем подробнее ниже. Однако Гелла упала в [воды] Геллеспонта и, вступив в связь с Нептуном, родила Пеона, как утверждают многие, или Эдона2 , как говорят некоторые. Фрикс же благополучно добрался к Ээту3, принес овна в жертву Юпитеру и повесил руно в святилище, а изображение самого овна, помещенное Нефелой4 среди созвездий, восходит в пору посева семян, поскольку Ино5 посеяла их поджаренными, что и явилось основной причиной бегства. Эратосфен рассказывает, что овен сам снял с себя руно и отдал его Фриксу на память, после чего удалился на звездное небо; вот почему просматривается он весьма слабо.
2. Некоторые сообщают, что [Фрикс] родился в городе Орхомене в Беотии, а другие — что он появился на свет в Фессалии среди салонов6 . Иные говорят, что Крефей и Афамант, как и многие другие, были сыновьями Эола. (Некоторые полагают также, что сын Афаманта Салмоней был внуком Эола7 .) Супругой Крефея была Демоника, которую другие называют Биадикой8 . Прельщенная красотой Фрикса, сына Афаманта, она воспылала к нему страстью, но не смогла склонить его вступить с ней в связь. Тогда в силу обстоятельств она принялась обвинять [Фрикса] перед Крефеем в том, что тот чуть было не изнасиловал ее, и тому подобное, что обычно говорят в таких случаях женщины. Воз-мущенный Крефей, как и подобает любящему мужу и царю, потребовал, чтобы Афамант покарал [Фрикса]. Но тут вмешалась Нефела и, выхватив Фрикса и сестру его Геллу, посадила их на овна и велела бежать как можно дальше за Геллеспонт. Гелла упала [в воду] и отдала там дань природе; именем ее назван Геллеспонт. Фрикс же прибыл к колхам и, как было сказано выше, повесил в святилище руно заколотого овна. Сам же [Фрикс] был доставлен Меркурием к Афаманту, дабы оправдаться перед отцом за бегство, полагаясь на свою невиновность.
3. Гермипп же рассказывает, что когда Либер совершал поход в Африку он дошел с войском до области, которая из-за обилия песка называется Ammodes (Песчаная). И вот, когда [Либер]оказался в величайшей опасности и видел, что идти необходимо, он добрался до области, крайне скудной водой, вследствие чего войско оказалось в чрезвычайно сложном положении. Пока воины размышляли, что следует предпринять, неожиданно к ним явился одиноко блуждавший овен, но, увидав воинов, стал искать спасения в бегстве. Заметившие овна воины, несмотря на то что сами едва двигались, изнуренные пылью.и зноем, следовали за ним, пока не добрались до местности, которая получила свое название от возведенного там впоследствии храма Юпитера-Аммона9 . Добравшись туда, они уже нигде не смогли найти приведшего их овна, но, упорно стараясь отыскать его, случайно обнаружили воду в изобилии и, освежившись, поспешили сообщить о том Либеру. Тот обрадовался, что привел войско в этот край и воздвигнул храм Юпитеру-Аммону, почтив его статуей с рогами овна. Изображение овна [Либер] поместил среди звезд таким образом, чтобы с пребыванием Солнца в этом знаке все живое весенней порой вновь набиралось силы, главным образом по той причине, что войску Либера бегство овна вернуло силы. Кроме того, он пожелал, чтобы [овен] возглавлял двенадцать знаков, потому как был проводником его войска.
4. О статуе Аммона автор «Египетских историй» Леонт сообщает, что, когда Либер царствовал в Египте и прочих землях и, как говорят, первым даровал людям все блага, некто Аммон, прибыв из Африки к Либеру, пригнал с собой многочисленную отару овец и обучил овцеводству, изобретателем которого он и считается в некоторой степени. Полагают, что за это благодеяние Либер пожаловал ему область напротив Фив Египетских, а ваятели изображают Аммона с рогами на голове, дабы люди помнили, что благодаря ему появилось овцеводство. Те же, кто желают приписать это деяние Либеру, считая, будто Либер не получил [овец] от Аммона, но возя [детей] через узкий пролив, названный по имени [девочки] Геллеспонтом, [овен] сбросил ее [потеряв при этом рог]. Посейдон спас Геллу, сочетался с ней и имел от нее сына по имени Пеон, а спасенного Фрикса доставил по Эвк-синскому Понту к Ээту, которому досталось в качестве памятного [дара] снятое с [Овна] руно. Сам же овен удалился к звездам, где просматривается весьма слабо.
Псевдо-Эрастосфен, 19.
Телец
1. Говорят, что он помещен среди созвездий за то, что благополучно доставил на Крит Европу10, как рассказывает Еврипид. Некоторые сообщают, что, когда [Ио]11 была превращена в корову, Юпитер, желая загладить свою вину перед ней, поместил ее среди звезд таким образом, что передняя половина ее тела напоминает быка, а все остальное скрыто мраком. [Телец] смотрит в сторону восходящего Солнца. Очертания его морды образуют звезды, называемые Гиадами12 . Ферекид Афинский утверждает, что это кормилицы Либера, числом семь, которых называли ранее также Додонскими нимфами13 . Имена их следующие: Амбросия 14, Эадора, Педила, Коронида, Поликсо, Фито, Тиона15. Говорят, что, спасаясь бегством от Ликурга16 все они, кроме Амбросии, бежали к Фетиде17, как рассказывает Асклепиад. Однако Ферекид утверждает, что они доставили Либера в Фивы и отдали Ино. В благодарность за это Юпитер поместил их среди созвездий.
2. Плеядами же названы они потому, что, как говорит Мусей, у Атланта и Эфры, дочери Океана, было пятнадцать дочерей18, пять из которых прозвали, как он утверждает, Гиадами по той причине, что у них был брат Гиант, особо любимый сестрами. Когда он во время охоты был убит львом, пять упомянутых выше сестер, безутешно рыдая, умерли от горя. Поскольку они вконец исстрадались из-за его смерти, то и были прозваны Гиадами. Прочие же десять избегли участи сестер, но семь из них уготовили себе смерть, и поскольку ту же долю изведали большинство из них, то они прозваны Плеядами19.»
3. Однако Александр сообщает, что Гиадами звали дочерей Гианта и Беотии, а Плеядами -дочерей Плейоны, дочери Океана и Атланта. Принято считать, что всего их семь, но отчетливо видны только шесть, чему существует следующее объяснение. Шесть из семи сочетались с бессмертными: три — с Юпитером, две — с Нептуном, одна — с Марсом, а последняя, как полагают, стала супругой Сизифа20. Из них от Юпитера Электра родила Дардана21, Майя — Меркурия, Тайгета — Лакедемона22; от Нептуна Алкиона родила Гириея23, а Келено — Лика и Никтея24; Стеропа же родила от Марса Эномая25, хотя некоторые считают, что Эномаю она приходилась женой, Меропа, став супругой Сизифа, родила Главка26 , которого очень многие считают отцом Беллерофонта . Благодаря своим сестрам последняя также помещена среди созвездий, однако по той причине, что она вышла замуж за смертного, звезда ее тусклая. Другие говорят, что, когда Плеяды якобы водят хоровод среди звезд, Электра не показывается. После того как пала Троя и повержены ее потомки, происходившие от Дардана, охваченная горем [Электра] удалилась от сестер, замкнулась в круге, называемом Полярным, и в продолжение длительного времени стенает и рвет на себе волосы. Отсюда получила свое название «комета»28
4. Этих Плеяд древние астрологи отделяют от Тельца в особое созвездие. Они, как было сказано, — дочери Плейоны и Атланта. Когда [Плейона] вместе с дочерьми держала путь через Беотию неистовый Орион29 пытался взять ее силой. Она обратилась в бегство, а Орион семь лет преследовал ее, но так и не смог настигнуть. Сжалившись над девушками, Юпитер поместил их среди созвездий, и впоследствии некоторые астрологи стали называть их хвостом Тельца». Впрочем, и до сих пор кажется, будто Орион гонится за ними, а они убегают на запад. Наши30 называют эти звезды Вергилиями, потому что они восходят по окончании весны (ver). Воистину они пользуются большим почетом, чем другие, поскольку восход этого созвездия знаменует наступление лета, а заход — начало зимы, чего прочие созвездия не отображают.
Гигин, 21.
Среди созвездий он помещен потому, что перевез по морю Европу из Финикии на Крит, о чем рассказывает Еврипид во «Фриксе». По этой причине Зевс удостоил его чести быть одним из наиболее ярких созвездий. Другие полагают, что это корова, подобие Ио, ради которой Зевс удостоил чести это созвездие.
У лба и морды Тельца вытянулись Гиады, а у хребта — Плеяда, состоящая из семи звезд, по причине чего она и называется «семизвезд-ной», причем шесть из этих звезд просматриваются хорошо, а седьмая очень тусклая.
Псевдо-Эратосфен, 14.
Близнецы
Очень многие астрологи говорят, что это — Кастор и Поллукс31 . Полагают, что не было братьев, которые любили бы друг друга так сильно, как эти: они никогда не спорили о первенстве и вообще не предпринимали чего бы то ни было без взаимного согласия. Полагают, что за их заслуги Юпитер сделал их одним из наиболее заметных созвездий. Равным образом почтил их и Нептун, который даровал им власть укрощать коней и спасать от кораблекрушений. Другие говорят, что это Геркулес и Аполлон, а некоторые — что это Триптолем, речь о котором шла выше, и Иасион32, избранные и помещенные среди звезд Церерой. Те же, кто считают, что это Кастор и Поллукс, сообщают также, что Кастор, был убит в городе Афиднах во время войны лакедемонян с афинянами33 . Другие полагают, что погиб он, когда Линкей и Ид34 воевали со Спартой. Гомер говорит, что Поллукс уступил брату половину собственной жизни, и потому оба они сияют поочередно через день35.
Гигин, 21.
Говорят, что это Диоскуры. Знамениты они тем, что выросли в Лаконии и превзошли всех братской любовью, [ни разу] не поссорившись друг с другом ни из-за власти, ни из-за чего-либо иного. Желая сохранить память об их неразлучности, Зевс сделал их обоих одним созвездием, которое назвал Близнецами.
Псевдо-Эратосфен, 10.
Рак
1. Говорят, Юнона поместила его среди звезд в награду за то, что, когда Геркулес сражался с Лернейской гидрой36 , [рак] из болота укусил его за ногу, и тот в ярости убил [рака]. Юнона же поместила его среди созвездий, сделав одним из двенадцати знаков, которые в наибольшей степени определяются движением Солнца.
2. В это созвездие входят и так называемые ослы, которых Либер представил на голове Рака всего двумя звездами. Рассказывают, что Юнона наслала на Либера неистовство и тот, пораженный безумием, бежал по Феспротии к оракулу Юпитера Додонского37 вопросить, как вернуть рассудок. Когда он очутился у огромного болота, переправиться через которое не мог, там случайно оказались два осла: схватив одного изних, Либер] переправился, даже не коснувшись воды. Прибыв в святилище Юпитера Додонского, он тут же избавился от неистовства и возблагодарил ослов, поместив их среди звезд. Некоторые сообщают также, что еревозившего его осла [Либер] наделил человеческим голосом. Впоследствии этот осел поспорил с Приапом из-за естества38 , потерпел поражение и был убит им. Скорбя о нем, Либер поместил его среди созвездий, а дабы знали, что сделано это в честь бога, а не какого-то смертного, в страхе бежавшего от Юноны, он поместил осла над изображением Рака, который причислен к созвездиям по милости богини.
3. Об ослах рассказывают и другую историю. Как говорит Эратосфен, когда Юпитер объявил войну гигантам39 и призвал всех богов выступить против них, Либер-отец, Вулкан, сатиры и силены40 прибыли верхом на ослах. Будучи уже недалеко от врагов, ослы якобы испугались, и каждый из них издал громкий, неведомый гигантам рев. От этого рева все враги обратились в бегство и, таким образом, потерпели поражение. Схожа с этой и история о горне Тритона41. Предание гласит, что, вычистив изнутри раковину, он отправился с этим своим изобретением против гигантов и издал при помощи раковины неслыханный звук. Решив, что это рев приведенного противниками ужасного чудовища, перепуганные враги обратились в бегство и, потерпев, таким образом, поражение, оказались во власти противной стороны.
Гигин, 23.
Полагают, что среди созвездий его поместила Гера за то, что, когда Геракл умерщвлял гидру, изо всех ее союзников один только он устремился из озера и укусил Геракла в ногу, как о том рассказывает в «Гераклии» Паниасид. Геракл якобы раздавил его в ярости ногой, после ,чего [Рак] и удостоился великой чести быть причисленным к двенадцати знакам Зодиака.
В число его звезд входят так называемые Ослы, которых поместил среди созвездий Дионис. Подле них находится и [особый] знак -Ясла, о которых существует следующее предание.
Ослы и Ясла
Рассказывают, когда боги выступили на битву с гигантами, Дионис, Гефест и сатиры ехали верхом на ослах. Находясь уже вблизи гигантов, но еще не увидев их, ослы заревели, а гиганты, услышав их рев, обратились в бегство. Поэтому [ Ослы] и удостоены чести находиться в созвездии Рака в западной его части.
Псевдо-Эратосфен, 11.
Лев
1. Говорят, он помещен [среди звезд] Юпитером потому, что считается царем зверей. Некоторые приводят более подробный рассказ о первом подвиге Геркулеса, который одолел [льва] без оружия42. Писал об этом и Писандр, и многие другие. Над его изображением неподалеку от Девы в треугольнике у хвоста льва находятся семь звезд, которые математик Конон Самосский и Каллимах называют Локоном Береники. Когда Птолемей взял в жены свою сестру Беренику, дочь Птолемея и Арсинои, и через несколько дней после этого отправился на войну в Азию43, Береника дала обет остричь волосы, если Птолемей вернется победителем. Связанная обетом, она посвятила волосы в храм Венеры-Арсинои Зефирийской44. Поскольку царь тяжело переживал случившееся, математик Конон, как было сказано выше, желая снискать благосклонность царя, объявил, что волосы видно среди созвездий, и показал семь звезд, отрешенных от созвездия Льва, которые выдал за волосы.
2. Некоторые, в том числе Каллимах, сообщают, что Береника имела обыкновение разводить коней и посылать их на состязания в Олимпию. Другие рассказывают более подробно, что отец Береники Птолемей, устрашенный множеством врагов, стал искать спасения в бегстве, однако его привычная к военным тяготам дочь, вскочив на коня, задержала оставшиеся войска и положила множество врагов, а прочих обратила в бегство, за что Каллимах называет ее также «доблестной»45 . Эратосфен же говорит, что это приданое лесбосских девушек, которое оставил каждой их отец, но никто не отдал его им. Приданое велено было возвратить после того, как его затребовали46.
Гигин, 24.
Это одно из хорошо видимых созвездий. Полагают, что Зевс удостоил этого зверя такой чести за то, что он царь зверей. Некоторые говорят, что [среди созвездий Лев помещен] в память о первом подвиге Геракла, который из любви к славе лишь его не стал умерщвлять оружием, но задушил руками. Оо этом рассказывает Писандр Родосский. В память о свершении этого славного подвига Геракл носил [снятую со льва] шкуру. Лев этот был убит им в Немее.
[…] Над этим созвездием в треугольнике у хвоста видно семь тусклых звезд, которые зовутся Локоном Береники Эвергетиды.Псевдо-Эратосфен, 12.
Звёздные превращения — окончание
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Геллеспонт (греч. «море Геллы») — пролив, соединяющий Эгейское море с Мраморным (совр. Дарданеллы).
2 Пеон и Эдон — эпонимы фракийских племен пеонов и эдонов, обитавших на реке Стримон.
3 Ээт, сын Гелиоса — царь Колхиды.
4 Нефела (греч. «туча») — богиня, олицетворяющая тучи.
5 Ино, дочь Кадма — воспитательница Диониса и мачеха Фрикса и Геллы.
6 Салоны — неизвестный этноним (или топоним). Некоторые поздние авторы упоминают местность Салоны в Далмации.
7 Крефей и Афамант, сыновья Эола и Салмоней, внук (чаще сын) Эола — родоначальники знатных эолийских родов, основатели городов.
Эолийцы — одна из основных греческих племенных групп.
8 Под вторым именем выступает в несохра-нившейся трагедии Софокла «Фрикс».
9 Аммон — египетский бог Солнца, почитавшийся в образе барана и отождествлявшийся с греческим Зевсом. Основным центром культа Аммона были Фивы Египетские. Здесь имеется в виду оазис Сива со знаменитым в древности прорицалищем Зевса-Аммона. Ammodes — воз. можно, аллюзия к имени Аммон. Эпизод явно подражает традиции повествования о походе Александра Македонского к оазису, в котором его войско ведут вороны (или змеи).
10 Европа — дочь финикийского царя Атенора.
11 Ио, дочь Инаха, царя и эпонима реки в Арголиде — возлюбленная Зевса, превращенная им в корову для сокрытия от ревнивой Геры.
12 Гиады — созвездие, название которого имеет следующие этимологические толкования: «свинки», «дождливые», «Y-образные», (с этой буквы в греческом языке начинается название Гиад).
13 Другие источники называют кормилицами Диониса Нисёйских нимф, помещая Нису в самых различных местностях, зачастую сказочных.
14 Название пищи богов.
15 Тиона (греч. «неистовая») — обычно прозвище Семелы, дочери Кадма и матери Диониса, данное ей после обожествления.
16 Ликург, сын Дрианта — царь фракийского племени эдонов.
17 Фетида — морская богиня, дочь морского старца Нерея и мать Ахилла.
18 Обычно число дочерей Атланта — двенадцать (пять Гиад и семь Плеяд).
19 Плеяды — здесь от греч. «более многочисленно ный».
20 Сизиф, сын Эола — знаменитый герой-хитрец.
21 Дардан — основатель-эпоним города Дардан в Троаде, а также верхнего города (кремля) Трои, предок троянских царей.
22 Тайгета — эпоним горы Таигет возле Спарты. Лакедемон — эпоним одноименного города, более известного как Спарта. (Спарта, дочь Эврота, была женой Лакедемона.)
23 Гирией — основатель-эпоним и царь города Гирии в Беотии. По одному из вариантов мифа — отец Ориона.
24 Никтей — царь Фив, дед Зета и Амфиона, воздвигнувшего стены вокруг города, Лик свергнул Никтея и узурпировал власть.
25 Эномай, сын Ареса — царь города Писы в Элиде, убивавший побежденных им в конных ристаниях соискателей руки его дочери Гипподамии. Был побежден и убит Пелопом. В память о победе Пелопа, по одной из версий, учреждены Олимпийские игры.
26 Главк был умерщвлен собственными кобылицами, став после смерти демоном Тараксиппом (греч. «пугающий лошадей»), который появлялся во время ристаний колесниц на Истмийских и Олимпийских играх.
27 Беллерофонт — знаменитый герой, укротивший крылатого коня Пегаса, победивший чудовище Химеру и совершивший ряд других подвигов.
28 От греч. «косматый».
29 Орион — сын Гириея или Посейдона. Миф об Орионе у Гигина и Псевдо-Эратосфена подробно изложен в отдельной главе, посвященной его созвездию, Ср. также главы о Скорпионе.
30 Здесь и далее римляне.
31 Кастор и Полидевк — так называемые Диоскуры (греч. «зевсовы отроки»), сыновья Зевса и Леды, жены спартанского царя Тиндарея (вариант: Полидевк — сын Зевса, Кастор — сын Тиндарея). Знаменитые герои, участники похода аргонавтов.
32 Триптолем — сын Келея, царя Элевсина, учреждавший, странствуя в разных странах, земледелие и культ Деметры. Иасион, сын
Зевса — возлюбленный Деметры, убитый за связь с богиней молнией Зевса.
33 В Афиднах находилась похищенная афинским царем Тесеем сестра Диоскуров Елена.
34 Линкей и Ид, сыновья Афарея — двоюродные братья Диоскуров. Причиной вражды между Диоскурами и Афаридами было похищение Диоскурами дочерей Левкиппа, быв-ших невестами Афаридов.
35 См. «Одиссею», XI, 300-304.
36 Лернейская гидра — чудовище, обитавшее в болоте (здесь — в озере) у селения Лерна в Арголиде. Победа над гидрой была вторым из двенадцати подвигов Геракла.
37 Близ Додоны находилась священная дубовая роща Зевса — одно из древнейших прорицалищ Греции, где жрецы давали прорицания по шелесту листьев и звону щитов, висящих на деревьях.
38 Приап, сын Диониса (или Адониса, или Зевса, или Гермеса) и Афродиты (или одной из нимф) — божество похоти и плодородия, зачастую включавшееся в круг божеств — спутников Диониса. Осел в античности также считался воплощением похоти, зачастую ас-зд социировался с Приапом.
39 Гиганты — змееногие великаны, дети Геи. Борьба богов и гигантов (гигантомахия) была одним из излюбленных сюжетов в литературе и изобразительном искусстве эллинизма.
40 Сатиры — лесные божества (часто с конским хвостом и лошадиными ногами). Силены — низшие божества плодородия, близкие сатирам и зачастую отождествлявшиеся с последними.
41 Тритон, сын Посейдона — морское божество.
42 Речь идет о Немейском льве, обитавшем близ Немей — города в Арголиде, известного всегреческими Немейскими играми, которые, по одной из версий, справлялись в честь победы Геракла над Немейским львом.
43 Речь идет соответственно о Птолемее III Эвергете (247-222 гг. до н.э.) и его отце Птолемее II Филадельфе (285-247 гг. до н.э.), однако Береника, супруга Птолемея III, была дочерью не Птолемея II, а киренского царя Магаса, в то время как Береника, дочь Птолемея II, стала супругой сирийского царя Антиоха П.
44 Арсиноя II — сестра и жена Птолемея II, усыновившая Птолемея III, обожествленная при жизни вместе с Птолемеем II. Арсиное II после смерти (269 г. до н.э.) был учрежден особо пышный культ. В Зефирии, в частности, она почиталась как ипостась Афродиты.
45 Это пассаж Каллимаха обычно истолковывается таким образом: Береника сумела противостоять матримониальным интригам при киренском дворе и выйти замуж за Птолемея III.
46 Легенда неясна. Некоторые усматривают здесь аллюзию к «Илиаде» (IX, 128-130 и 270-272), где говорится о семи лесбосских девушках, взятых в плен Ахиллом и затем отобранных у него Агамемноном.
Источник: Урания №5-93