Звездные превращения (окончание, начало в №5-93)

 

Перевод с древнегреческого и примечания Олега Цыбенко

Звёздные превращения — начало

Дева

1. Гесиод говорит, что это дочь Юпитера и Фемиды47. Арат же считает ее дочерью Астрея и Авроры48, которую относит ко временам людей золотого века и считает их владычицей. За свою приверженность к долгу и равноправию она прозвана Юстицией. В те времена люди не вели войн с чужеземными народами и не отправлялись в плавания, но жили, занимаясь земледелием. Пришедшее им на смену поколение было менее законопослушным и более алчным, а потому Юстиция стала реже бывать среди людей. Наконец, дело дошло до того, что, как говорят, родилось медное поколение людей. Не в силах больше терпеть, [Юстиция] улетела к звездам.

2. Однако называют ее и по другому: кто — Фортуной, кто — Церерой, соглашаясь между собой только в том, что голова ее не просматривается из-за туманности. Некоторые утверждают, что это Эригона, дочь Икария49, о которой мы рассказали выше. Иные же считают ее дочерью Аполлона и Хрисофемиды50, прозванной в детстве Девой. Поскольку она умерла маленькой, то была помещена Аполлоном среди созвездий.

Гигин, 25.

Гесиод в «Теогонии» говорит, что это дочь Зевса и Фемиды по имени Дика, а Арат, заимствовавший [у Гесиода] историю о ней, сообщает, что некогда, будучи смертной, она пребывала среди людей и звали ее Дикой. Но когда люди изменились и перестали блюсти справедливость, она покинула людей и удалилась в горы. Затем, когда среди людей начались мятежи и войны, она, негодуя на их беззакония, удалилась на небо. О [Деве] существует и множество других рассказов. Одни говорят, что это Деметра, поскольку в руках у нее колос51, другие — Исида52, третьи — Атаргатис53, четвертые — Тиха54, из-за чего ее изображают без головы.

Псевдо-Эратосфен, 9.

Скорпион и Весы

Из-за огромных размеров это созвездие разделяют на два знака, один из которых наши называют Весами. Но все это созвездие в целом возникло по следующей причине. Занимавшийся охотой Орион возомнил себя чрезвычайно искусным в этом деле и даже заявил Диане и Латоне, что ему по силам истребить все, что рождает Земля. Тогда разгневанная Земля послала Скорпиона, который, как полагают, умертвил его. Восхищенный храбростью и того и другого. Юпитер поместил Скорпиона среди созвездий, чтобы он видом своим напоминал людям, что никогда не следует чрезмерно мнить о себе. Диана же ради страсти Ориона [к охоте] упросила Юпитера оказать ей такую любезность, какую он оказал Земле. Таким образом, Юпитер постановил, что с восходом Скорпиона Орион заходит.

Из-за огромных размеров он разделен на две двенадцатидольные части, одну из которых составляют Клешни55, а другую — туловище и жало. Рассказывают, что Артемида вызвала его с горы на острове Хиос, чтобы поразить Ориона, умертвив его таким образом за то, что тот изнасиловал ее во время охоты. Зевс превратил Скорпиона в яркое созвездие, чтобы грядущие поколения людей видели мощь и силу Ориона.

Псевдо-Эратосфен, 7.

Стрелец

Очень многие считают его кентавром, но другие возражают против этого по той причине, что никто из кентавров не пользовался стрелами. При этом возникает вопрос, почему [Стрельца] представляют с лошадиными ногами и хвостом, как сатира. Некоторые сообщают, что это сын Эвфемы, кормилицы Муз, по имени Крот56. Как говорит автор трагедий Сосифей, он обитал на горе Геликон, то приятно проводя время в обществе Муз, то страстно предаваясь охоте. Благодаря проявленному усердию, он снискал себе заслуженную славу, потому как был необычайно проворен в охоте и необычайно смышлен в» искусствах. За его увлеченность Музы упросили Юпитера причислить [Крота] к созвездиям. Так Юпитер и сделал, а поскольку он решил отобразить в одном и том же теле все дарования [Крота], то дал ему лошадиные ноги, поскольку тот часто пользовался конем, и присовокупил стрелы, которые должны указывать на остроту и быстроту [ума]. Хвост сатира он добавил к телу потому, что Музы любили этого [Крота] не меньше, чем Либер сатиров. Впереди у его ног находятся несколько звезд, образующих круг: некоторые говорят, что это венок, который он сбросил с себя играючи.

Гигин, 27.

Это Стрелец, которого большинство считают кентавром, однако есть и возражающие против этого, поскольку он не четвероног, но стоит на двух ногах и стреляет из лука, а никто из кентавров луком не пользовался. Стрелец же, будучи мужем, имеет лошадиные ноги и хвост, как сатиры, посему придерживающиеся второго мнения и считают, что это не Кентавр, а Крот, сын Эвфемы, кормилицы Муз, который обитал и проводил время на Геликоне, где Музы побудили его изобрести стрельбу из лука и питаться дичью, как о том рассказывает Сосифей. Находясь среди Муз и слушая их, он принимался рукоплескать в знак похвалы. Поскольку недоступное выражению голосом выражалось рукоплесканием, то, глядя на него, и другие стали делать то же самое. Поэтому Музы в благодарность за свое прославление по желанию [Крота] упросили Зевса сделать его знаменитым за благочестие. Таким образом, Крот был помещен среди созвездий благодаря своему занятию, получив своим знаком лук и стрелу, а занятие его сохранилось среди людей. Мореходы могут подтвердить, что это созвездие хорошо видно не только на суше, но и на море. Вот почему ошибаются те, кто пишут, будто это Кентавр.

Псевдо-Эратосфен, 28

Козерог

Очертания его схожи с Эгипаном57. Поскольку Юпитер был вскормлен вместе с ним, то и решил поместить его среди звезд, как и свою кормилицу Козу, о которой мы рассказывали выше. О нем рассказывают также, что во время войны Юпитера с титанами58 он впервые наслал на врагов страх, называемый паническим, как о том сообщает Эратосфен. Нижняя половина его тела подобна рыбе по той причине, что врагов он поражал, метая вместо камней пурпурных улиток59. Египетские жрецы и некоторые поэты говорят, что когда многие боги прибыли в Египет, туда сразу же явился и Трифон60 -неистовый гигант и заклятый враг богов. Охваченные ужасом боги изменили собственный облик: Меркурий превратился в ибиса, Аполлон в птицу, называемую фракийской, а Диана уподобилась кошке61. Полагают, что поэтому египтяне не позволяют дурно обращаться с упомянутыми животными, считая их образами богов. Тогда же Пан бросился в реку и уподобился нижней частью тела рыбе, а верхней — козлу, убежав таким образом от Тифона. Восхищенный изобретательностью [Пана] Юпитер поместил его изображение среди звезд.

Гигин, 28.

Своим обликом он схож с Эгипаном, от которого и происходит. Нижняя часть его тела звериная, а на голове у него рога. Этой почести он удостоился за то, что был молочным братом Зевса и помогал ему на Иде, когда тот воевал с титанами, о чем рассказывает в «Критских историях» Эпименид, Полагают, что он нашел раковину, которая стала для соратников оружием благодаря звуку, вызывающему «панический страх», от которого и бежали титаны. Захватив власть, Зевс поместил его среди созвездий вместе с его матерью Козой. А поскольку раковину он нашел в море, то его отличительным знаком стал рыбий хвост.

Псевдо-Эратосфен, 27.

Водолей

Очень многие утверждают, что это Ганимед62, которого, как говорят, из-за красоты Юпитер похитил у родителей и сделал виночерпием богов. И вправду кажется, будто он льет воду. Однако Гегесианакт рассказывает, что это Дев-калион63, в царствование которого с неба низверглось такое количество воды, что, говорят, произошел потоп. Эвбул же утверждает, что это Кекроп64, упоминая при этом о древности его происхождения и ссылаясь на то, что прежде, чем людям было дано вино, при жертвоприношениях богам они пользовались водой. Кекроп же царствовал до того, как было изобретено вино65.

Гигин, 29.

Водолеем он назван по причине [совершаемого] действия. Он стоит с ойнохоей66, обильно изливая из нее жидкость. Некоторые говорят, что это Ганимед, считая достаточным основанием для этого [то обстоятельство], что фигура кажется льющим [вино] виночерпием. Ссылаются [при этом] и на Гомера, который говорит, что Ганимед был вознесен, к Зевсу, дабы стать виночерпием, когда боги сочли его достойным, ибо он превзошел всех красотой, и обрел чуждое людям бессмертие.. В льющейся жидкости усматривают нектар, который пьют боги, полагая, что это является свидетельством об упомянутом напитке богов.

Псевдо-Эратосфен, 26.

Рыбы

Диогнет Эритрейский говорит, что некогда Венера вместе с сыном своим Купидоном пришла в Сирию к реке Евфрат. Туда же внезапно явился и Тифон, о котором мы говорили выше. Тогда же Венера бросилась вместе с сыном в реку, и там они изменили свой облик, обернувшись рыбами. Сделав так, они спаслись от опасности. После этого обитающие вблизи тех мест сирийцы прекратили питаться рыбой, поскольку не решались заниматься рыбной ловлей, считая, что из-за этого могут либо потревожить убежище богов, либо поймать их самих. Эратосфен же говорит, что эти рыбы родились от Рыбы, о которой будет сказано ниже67.

Гигин, 30.

Это потомство Большой Рыбы, историю которой мы изложим подробнее, когда подойдем к [рассказу о] ней. Различие между Рыбами в их расположении в разных сторонах [горизонта]: одна из них называется Северной, а другая -Южной. Связка между ними [доходит] до передней ноги Овна.

Псевдо-Эратосфен, 21.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

47 См, Гесиод, «Теогония», 901-902, где речь идет о богине Дике — олицетворении правосудия. Фемида — богиня, олицетворяющая справедливость. О «звездном превращении» Дики Гесиод не сообщает.
48 См. Арат, 96-146. Астрей (греч. «звездный»), сын Крия — титан, отец звезд, в частности Эосфора (лат. Люцифер, русск. Денница), и четырех основных ветров, определяющих стороны горизонта. Женский коррелят имени Астрея — второе имя Фемиды. Эос, дочь титана Гипериона — богиня, олицетворяющая утреннюю зарю.
49 Икарий — крестьянин, вводивший виноделие и культ Диониса в Аттике. После убийства Икария захмелевшими крестьянами дочь Икария Эригона покончила с собой. Икарий, Эригона и их собака Мера были превращены в созвездия Возничего, Девы и Малого Пса. Миф изложен в несохранившейся, но известной в древности поэме Эратосфена «Эригона» и пересказан Гигином.
50 Легенда, из других источников неизвестная. Хрисофемида — по всей вероятности, вариант имени Фемида, т.е. «золотая Фемида», золотая справедливость».
51 Созвездие Колоса составляет часть созвездия Девы.
52 Исида — египетская богиня плодородия,культ которой получил широкое распространение в греко-римском мире. Обычно отождествлялась с греческой Деметрой.
53 Атаргатис — богиня плодородия и благополучия в западносемитском (арамейском пантеоне). Атаргатис пользовалась почитанием в греко-римском мире также под именами Деркето и Сирийской богини.
54 Тиха — богиня, олицетворяющая случайность.
55 Клешни — греческое название созвездия Весов.
56 Крот — олицетворение рукоплескания. Эвфема — олицетворение благозвучия. Крот был сыном Эвфемы и Пана.
57 Эгипан (греч. «козлиный Пан») — возможно, вариант имени бога Пана, указывающий на его почитание в образе человека-козла. Пан — сын Козы (Амалфеи?) и, таким образом, молочный брат Зевса (согласно более распространенной версии — сын Гермеса). Архаичное лесное божество, насылающее неодолимый («панический») страх и похоть.
58 Титаны — дети Урана (Неба) и Геи (Земли), старшее поколение богов.
59 В древности пурпурную краску получали из сока особой «пурпурной улитки».
60 Тифон, сын Геи и Тартара — чудовище, которое (как и гигантов) Гея породила в отме
стку Зевсу за жестокую расправу над титанами. Борьба Зевса с Тифоном (тифономахия) явилась сюжетной кульминацией греческих космогонических мифов.
61 Традиционные (восходящие к Геродоту) греко-египетские тождества: Гермес-Тот, Аполлон-Гор, Артемида-Бубастис. Их священный животные — соответственно ибис, сокол и кошка. Под «фракийской птицей» следует понимать либо сокола, либо упоминаемого в текстах других античных авторов ворона.
62 Ганимед — сын Троя, эпонима-основателя и первого царя Трои.
63 Девкалион — сын Прометея и отец Эллина, родоначальника греческого народа.
64 Кекроп, сын Земли — первый царь Афин, зачастую представляемый в образе человека змея (или змея).
65 Так называемая «Паросская хроника» (составленная во времена Эратосфена) считает Кекропа и Девкалиона современниками, относя воцарение Кекропа к 1581/80 г. до н.э., воцарение Девкалиона — к 1573/72 г. до н.э., потоп — к 1528/27 г. до н.э., а объединение Аттики Тесеем, современником Диониса (ср,. изобретение вина), — к 1259/58 г. до н.э.
66 Ойнохоя — сосуд для разливания вина.
67 Большая (или Южная) Рыба.

Источник: Урания №6-93